Принципы и основные направления банковского надзора

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 01:23, курсовая работа

Краткое описание

В процессе исследования заданной темы решались следующие теоретические и практические задачи:
обоснование необходимости и сущности банковского надзора и контроля за деятельностью кредитных организаций в экономике;
характеристика основных принципов банковского надзора, изложенных в документах Базельского комитета по банковскому регулированию;
обоснование основных направлений банковского надзора.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….... 3

1. СУЩНОСТЬ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА ……………………………….... 4
1.1. Необходимость и значение банковского надзора ……………….… 4
1.2. Организационная структура банковского надзора ………………… 7
2. ПРИНЦИПЫ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА ………………………….. 13
3. ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА ………….….. 17
3.1. Лицензирование банковской деятельности …………………....….. 17
3.2. Надзор за ликвидностью коммерческих банков …....…………..… 22
3.3. Меры воздействия, порядок их применения …………………....… 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………... 39
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………

Файлы: 1 файл

мой курсач.docx

— 81.96 Кб (Скачать)
  • официальные полномочия органов надзора (принцип 22);
  • международные банковские операции (принципы 23-25).

     Основные  принципы эффективного банковского  надзора являются базовыми стандартами  для осуществления взвешенной и  эффективной политики надзора и  считаются универсальными. Базельский Комитет по вопросам банковского надзора разработал эти принципы, имея целью обеспечить усиление глобальной финансовой системы. Недостатки и слабые места в банковской системе любой страны, независимо от того, или есть она страной, которая развивается, или экономически развитой страной, могут создать угрозу финансовой стабильности не только внутри такой страны, а и на международном финансовом рынке. Базельский Комитет по вопросам банковского надзора считает, что применение основных принципов эффективного банковского надзора всеми странами будет значительным шагом на пути к улучшению финансовой стабильности в каждой отдельной стране и во всем мире, а также обеспечит надежный фундамент для дальнейшего развития эффективных систем надзора.

      Ниже  приводятся указанные принципы.

     Принцип 1. В эффективной системе банковского надзора четко определены обязанности и задачи каждого органа, занимающегося надзором за деятельностью банков. Такой орган должен обладать оперативной самостоятельностью и независимостью и соответствующей материальной базой. Необходимы соответствующая юридическая структура банковского надзора, положения о выдаче разрешений на банковскую деятельность и о постоянном надзоре, механизм достижения соответствия деятельности требованиям законодательства, а также обеспечения надежности и безопасности банковского дела. В системе налаживается порядок обмена информацией между надзорными органами и защиты конфиденциальности такой информации.

     Принцип 2. Определяется круг деятельности кредитных организаций, на которую выдаются лицензии и которая подвергается надзору, а использование в названии организации слова "банк" максимально контролируется.

     Принцип 3. Лицензирующий орган имеет право устанавливать критерии и давать отказы на создание кредитных органов, если они не соответствуют установленным стандартам. Процесс лицензирования должен включать как минимум оценку структуры собственности банка, анализ данных о руководителях, показателей оперативного плана и результатов внутреннего контроля, а также предполагаемого финансового положения, размера основного капитала. В случаях, если предполагаемым владельцем банка является иностранный банк, то необходимо получить согласие органа надзора его местонахождения.

     Принцип 4. Органы банковского надзора должны обладать полномочиями проверки и отклонения предложений на передачу существенной доли в собственности или контроля в действующих банках третьим лицам (другим сторонам).

     Принцип 5. Органы банковского надзора имеют право проверять инвестиционную деятельность банка и определять, не подвергаются ли корпоративные структуры (филиалы) банка необоснованному риску и нет ли помех для осуществления эффективного надзора за его деятельностью.

     Принцип 6. Органы банковского надзора устанавливают набор требований в отношении минимальной величины капитала банка (в том числе и с иностранным участием) в соответствии с уровнем рисков, которые принимает на себя банк, а также определяют конкретные составляющие капитала, имея в виду его способность покрывать убытки.

     Принцип 7. Существенной частью осуществления надзора является возможность независимой оценки политики банка, деятельности и процедуры предоставления кредитов, инвестирования средств, а также текущего управления кредитным и инвестиционным портфелями.

     Принцип 8. Органы банковского надзора при надзоре должны убедиться в том, что в банке создана система и процедура оценки качества активов и целесообразности кредитования и обеспечения резервов на случай потерь по ссудам.

     Принцип 9. Органы банковского надзора проверяют, насколько в банках налажены системы информирования руководства о концентрациях в кредитных портфелях. Органы над- зора устанавливают разумные пределы допустимой концентрации кредитов у одного заемщика или группы взаимосвязанных заемщиков с целью ограничения подверженности банка риску как кредитора.

     Принцип 10. С целью предотвращения возможных злоупотреблений в связи с выдачей кредитов органы банковского надзора устанавливают требования предоставления кредитов связанным с банком сторонам (лицам) на общих условиях, а также обеспечивают эффективное наблюдение за подобными ссудами, позволяющее минимизировать соответствующие риски.

     Принцип 11. Органы банковского надзора устанавливают наличие у банка методов выявления, управления и контроля за рисками, связанных с переводом средств в другие государства при осуществлении международного кредитования и инвестиционной деятельности, создания резервов на случай риска.

     Принцип 12. Органы банковского надзора определяют, точно ли измеряют банки рыночные риски (колебания цен, котировок) и адекватно ли контролируют их. При необходимости органы надзора должны иметь полномочия устанавливать для таких рисков определенные лимиты или определенное обеспечение капиталом.

     Принцип 13. Органы банковского надзора должны иметь возможность проверять наличие у банка политики управления рисками всеми органами управления банка, их контроля и создания резервов на покрытие таких рисков. Стандарты управления рисками являются обязательным элементом банковского надзора.

     Принцип 14. Органы банковского надзора изучают в банке систему внутреннего контроля, соответствие его характеру и спектру банковской деятельности, наличие независимого внутреннего или внешнего аудита для проверки адекватности контроля и соответствия деятельности банка требованиям законодательства.

     Принцип 15. Органы банковского надзора должны найти подтверждение того, что банк работает с проверенными клиентами и не позволяет намеренно или ненамеренно его использовать криминальными элементами.

     Принцип 16. Система эффективного банковского надзора базируется на надзоре, осуществляемом на месте и извне (внешний аудит).

     Принцип 17. Органы банковского надзора имеют постоянные контакты с руководством банка и четко должны понимать все операции кредитного учреждения.

     Принцип 18. Органы банковского надзора используют средства сбора, изучения и анализа отчетов и статистических сведений из банков как на индивидуальной, так и на консолидированной основе.

     Принцип 19. Органы банковского надзора дают независимую оценку информации, используемой для контроля, как при проверках на местах, так и предоставляемой внешними аудиторами.

     Принцип 20. Существенным элементом банковского над зора является наличие у органов надзора возможности осуществлять надзор за организацией банковской деятельности на консолидированной основе, т.е. в отношении банка в целом, включая все его подразделения.

     Принцип 21. Органы банковского надзора проверяют, ведется ли в банке бухгалтерский учет в соответствии с принятыми процедурами и методикой, позволяющими органу надзора получать достоверную информацию о финансовом состоянии банка и прибыльности его деятельности, а также контролировать регулярность публикации банком своей финансовой отчетности, адекватно отражающей его финансовое положение.

     Принцип 22. Органы банковского надзора имеют в своем распоряжении адекватные меры воздействия, применяемые в случае несоответствия деятельности банков пруденциальным нормам (таким, как требования предельных значений отношений обязательств к капиталу), а также при нарушениях банками требований законодательства или создании угрозы интересам вкладчиков.

     Принцип 23. Органы банковского надзора должны участвовать в мировом консолидированном надзоре, правильно применяя разумные нормы ко всем аспектам деятельности банковских организаций по всему миру, в первую очередь это касается иностранных отделений и филиалов.

     Принцип 24. Ключевыми компонентами глобального надзора являются установление контактов и обмен информацией с другими органами надзора, прежде всего с органами надзора той страны, в которой банк ведет свою деятельность.

     Принцип 25. Органы банковского надзора должны требовать от иностранных банков, чтобы местные операции выполнялись на таком же высоком уровне, как это осуществляют национальные банки, и должны иметь право на получение сведений, необходимых им для надзора за деятельностью банка в целом, включая зарубежные подразделения.

     Базельские принципы являются базовым документом для органов банковского надзора и других государственных органов во всех странах мира. Следует принимать во внимание национальные особенности, что может проявиться в особых способах внедрения настоящих принципов. Каждая страна сама решает, в какой степени необходимы дополнения к данным принципам с учетом особенностей национального рынка. Банковский надзор является динамичным и должен реагировать на изменения на рынке. Следовательно, условия и методы банковского регулирования периодически пересматриваются в свете новых тенденций и преобразований.

     Высокая степень соответствия принципам должна оказывать содействие стабильности всей финансовой системы; однако, это не будет гарантировать стабильности и не будет предотвращать неплатежеспособности отдельных банков. Органы банковского надзора не могут и не должны давать гарантии того, что банки не будут становиться банкротами. В условиях рыночной экономики банкротство является частью риска, который берут на себя учреждения.

     Банковский  надзор в Республике Беларусь строится на основных принципах эффективного банковского надзора, разработанных Базельским комитетом по банковскому регулированию. Основные направления банковского надзора в республике предусматривают использование названных принципов. 
 

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА

     3.1. Лицензирование банковской  деятельности

     Банки осуществляют свою деятельность на основании лицензий на совершение банковских операций, полученных от Национального банка Республики Беларусь.

      Банкам  могут быть выданы следующие виды лицензий:

  • общая лицензия на осуществление банковских операций;
  • внутренняя лицензия на осуществление валютных операций;
  • генеральная лицензия на осуществление валютных операций;
  • лицензия на осуществление операций с драгоценными металлами;
  • лицензия на привлечение средств физических лиц во вклады и на депозиты;
  • разовая лицензия на осуществление отдельных операций.

     На  основе общей лицензии банк имеет право проводить следующие операции в национальной денежной единице: привлечение средств юридических лиц во вклады и на депозиты; предоставление кредитов от своего имени за счет привлеченных средств, включая финансовый лизинг; расчетно-кассовое обслуживание клиентов банка; инкассация наличных денег и перевозка ценностей; управление денежными средствами по договору с собственником или распорядителем этих средств.

     Общая лицензия выдается банку в момент его регистрации. Однако к совершению операций банк вправе приступить только при наличии внутренних положений, регламентирующих порядок их осуществления и контроля.

     Для регистрации банка, создаваемого учредителями-резидентами, и получения лицензии на осуществление банковских операций учредители представляют в Национальный банк Республики Беларусь пакет учредительных документов. Он включает следующие документы: ходатайство о регистрации банка и выдаче лицензии с экономическим обоснованием необходимости создания банка; договор о создании банка и протокол собрания учредителей; устав банка; прогнозный баланс и расчет плана доходов, расходов и прибыли банка на конец первого года деятельности; декларации об объемах и источниках инвестиций в уставный капитал банка; согласие местных органов управления на размещение на их территории банка; сведения о профессиональной пригодности кандидатов на должности руководителей (председателя правления и его первого заместителя) и главного бухгалтера банка и некоторые другие документы.

     В необходимых случаях Национальный банк может потребовать информацию о финансовом положении учредителей.

  При регистрации иностранного банка, а также банка с участием иностранного капитала дополнительно представляются документы, подтверждающие согласие контрольного органа страны (обычно Центрального банка) иностранного учредителя на его участие в создании банка на территории Республики Беларусь. Кроме того, если иностранный учредитель - юридическое лицо, то необходимо представить в Национальный банк документы, содержащие доказательства его юридического статуса и платежеспособности. От иностранных учредителей - физических лиц - требуются рекомендации не менее чем от двух иностранных юридических лиц или граждан с известной платежеспособностью.

Информация о работе Принципы и основные направления банковского надзора