Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 13:03, контрольная работа
В начале XX в. в психологии возникает кризисная ситуация: не дал заметных результатов метод интроспекции; не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи психических явлений с физиологическими, обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы. Попытки преодоления этого кризиса привели к формированию нескольких влиятельных школ (направлений) в психологической науке.
Основные направления в психологии XX века
В начале XX в. в психологии
возникает кризисная ситуация: не
дал заметных результатов метод
интроспекции; не удалось уточнить
специфику психической
Бихевиоризм
Основоположником данного направления является американский ученый Д. Уотсон (1878 - 1958). Психология как наука должна заниматься не сознанием, душевными явлениями, которые недоступны научному наблюдению, а поведением. Уотсон считает, что основная задача бихевиоризма (от англ, behaviour - "поведение") заключается в накоплении наблюдений над поведением с таким расчетом, чтобы можно было сказать наперед, какая будет реакция человека на соответствующую ситуацию (стимул). Поведение является или результатом научения - индивидуально приобретенного путем слепых проб и ошибок, или заученного репертуара навыков. Э. Толмен, К. Халл и Б. Скиннер - последователи Уотсона, - пришли к выводу, что все-таки связи между стимулами и поведенческими реакциями не являются прямыми. Они опосредованы "промежуточными переменными" - знаниями, контролирующим механизмом и др. Однако трактуются эти механизмы по аналогии со счетно-решающим устройством ЭВМ, т.е. непсихологически. Тем не менее идеи бихевиоризма оказали благотворное влияние на лингвистику, антропологию, социологию, стали одним из истоков кибернетики, внесли вклад в разработку проблемы научения.
Гештальтпсихология
Возникла в Германии благодаря усилиям Т. Вертгеймера, В. Келера и К. Левина, выдвинувших программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов). Гештальтпсихология выступила против ассоциативной психологии В. Вундта и Э. Титченера, трактовавшей сложные психические феномены в качестве выстроенных из простых по законам ассоциации. Понятие о гештальте (от нем. "форма") зародилось при изучении сенсорных образований, когда обнаружилась "первичность" их структуры по отношению к входящим в эти образования компонентам (ощущениям). Например, хотя мелодия при ее исполнении в различных тональностях и вызывает различные ощущения, она узнается как одна и та же. Аналогично трактуется и мышление: оно состоит в усмотрении, осознании структурных требований элементов проблемной ситуации, и в действиях, которые соответствуют этим требованиям (В. Келер). Построение сложного психического образа происходит в инсайте - особом психическом акте мгновенного схватывания отношений (структуры) в воспринимаемом поле. Свои положения гештальтпсихология противопоставила также бихевиоризму, который объяснял поведение организма в проблемной ситуации перебором "слепых" двигательных проб, лишь случайно приводящих к успеху. Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к психическим явлениям.
Глубинная психология
В 1896 г. возникло направление в психологической теории и практике, положившее начало тому, что сейчас называют глубинной психологией. У ее истоков стоял австрийский психиатр и психолог З. Фрейд (1856 - 1939). Начав свои исследования как физиолог и врач-невропатолог, Фрейд пришел к выводу, что физиологический подход к психике недостаточен, и предложил свою систему анализа душевной жизни человека, названную им психоанализом. С топической (структурной) точки зрения психика содержит, по Фрейду, три образования: "Я", "Сверх-Я" и "Оно". Две последние системы локализованы в слое первичного психического процесса - в бессознательном. "Оно" - это место сосредоточения двух групп влечений: а) влечения к жизни, или эроса, куда входят сексуальные влечения и влечение к самосохранению "Я", б) влечение к смерти, к разрушению - танатоса. "Оно" составляет движущую силу поведения, источник психической энергии, мощное мотивационное начало. "Я" - это вторичный, поверхностный слой душевного аппарата, именуемый обычно сознанием. "Я" воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма. Его основная функция - соизмерять вышеназванные влечения с требованиями враждебной индивидууму социальной сферы в интересах его самосохранения. Систему требований "Я" к "Оно" составляет "Сверх-Я" - внутренний "надзиратель", "критик", источник нравственного самоограничения личности. Данный слой психики формируется большей частью бессознательно в процессе воспитания (прежде всего в семье) и проявляется в виде совести.
В динамическом плане названные уровни личности характеризуются конфликтом между сознательным и бессознательным. Бессознательные влечения, по словам Фрейда, "по природе своей достойны осуждения", подавляются энергией "Сверх-Я", что создает невыносимое для человека напряжение. Последнее может быть частично снято с помощью бессознательных защитных механизмов - вытеснения, рационализации, сублимации и регрессии. Задача психоаналитика, как психотерапевта, усматривается Фрейдом в том, чтобы выявить посредством анализа свободно всплывающих ассоциаций и сновидений пациента травмирующие его переживания, а затем помочь ему осознать их и, значит, освободиться от них.
З. Фрейд ввел в
психологию ряд важных тем: бессознательная
мотивация, защитные механизмы психики,
роль сексуальности в ней, влияние
детских психических травм на
поведение в зрелом возрасте и
др. Однако уже его ближайшие ученики
пришли к выводу, что не сексуальные
влечения, по преимуществу, чувство
неполноценности и
Связать природу бессознательного ядра психики человека с социальными условиями его жизни пытались К. Хорни, Г. Салливен и Э. Фромм - реформаторы психоанализа Фрейда (неофрейдисты). Человеком движут не только биологические предопределенные бессознательные побуждения, но и приобретенные стремления к безопасности и самореализации (Хорни), образы себя и других, сложившиеся в раннем детстве (Салливен) влияния социоэкономической структуры общества (Фромм).
Когнитивная психология
Ее представители У. Найссер, А. Пайвио и др. отводят в поведении субъекта решающую роль знаниям (от лат. cognito - знание). Для них центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Эта психология возникла под определенным влиянием теоретико-информационного подхода. Основное понятие когнитивной психологии - "схема". Она представляет собой имеющейся в голове человека план сбора и программу переработки информации об объектах и событиях. Восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как устройство организма генотипом.
В итоге когнитивной
психологией были выявлены важнейшие
свойства, присущие познавательной деятельности:
избирательность, определяемость средой,
неполнота познавательных схем и др.
Гуманистическая (экзистенциальная) психология
Ее виднейшие представители Г. Оллпорт, Г.А. Мюррей, Г. Мэрфи, К. Роджерс, А. Маслоу предметом психологических исследований считают здоровую творческую личность человека. Целью такой личности является не потребность в гомеостазе, как считает психоанализ, а самоосуществление, самоактуализация, рост конструктивного начала человеческого "Я". Человек открыт миру, наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации. Любовь, творчество, рост, высшие ценности, смысл - именно эти и близкие им понятия характеризуют базисные потребности человека. Как отмечает В. Франкл, автор концепции логотерапии, при отсутствии или потере интереса к жизни, человек испытывает скуку, предается пороку, его поражают тяжелые неудачи. В соответствии с этими представлениями гуманистическая психология разрабатывает рецепты психического благополучия личности.
Своеобразной ветвью
гуманистической психологии можно
также считать духовную (христианскую)
психологию. Считая неправомерным ограничение
предмета психологии явлениями душевной
жизни, она обращается к области
духа. Дух есть сила самоопределения
к лучшему, дар усилить и преодолеть
то, что отвергается. Духовность открывает
человеку доступ к любви, совести
и чувству долга. Она помогает
человеку преодолеть в себе кризис
безосновности, призрачности своего существования.
Отечественная психологическая мысль в XX веке
Значительный вклад в развитие психологии XX в. внесли наши ученые Л.С. Выготский (1896 - 1934), А.Н. Леонтьев (1903 - 1979), А.Р. Лурия (1902 - 1977) и П.Я. Гальперин (1902 - 1988). Л.С. Выготский ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание) как специфически человеческой, социально-обусловленной форме психики, а также заложил основы культурно-исторической концепции психического развития человека. Названные функции первоначально существуют как формы внешней деятельности, и лишь позже как полностью внутренний (интрапсихический) процесс. Они происходят из форм речевого общения между людьми и опосредованы знаками языка. Система знаков определяет поведение в большей степени, чем окружающая природа, поскольку знак, символ содержит в свернутом виде программу поведения. Развиваются высшие психические функции в процессе научения, т.е. совместной деятельности ребенка и взрослого.
А.Н. Леонтьев провел
цикл экспериментальных
2. Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.
Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание.
Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.
Психологическая характеристика и структура сознания
Основная характеристика
дана в самом термине – сознание,
то есть совокупность знаний об окружающем
нас мире. В структуру сознания
входят познавательные процессы, с
помощью которых человек
Вторая характеристика
сознания – закрепленное в нем
отчетливое различие субъекта и объекта,
то есть того, что принадлежит “я”
человека и его “не я”. Человек,
впервые в истории
Третья характеристика сознания – обеспечение целеполагающей деятельности человека. Приступая к какой-либо деятельности, человек ставит перед собой те или иные цели. Появляются мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий, вносятся в него необходимые изменения. Невозможность осуществлять целеполагающую деятельность, ее
изменять, направлять в результате болезни или по другим причинам рассматривается как нарушение сознания.
Четвертая характеристика сознания – наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется расстройством в сфере чувств и отношений: больной ненавидит мать, которую до этого очень любил, со злобой говорит о близких людях.Обязательным условием формирования и проявления всех качеств сознания является язык.
Понятие “сознание” употребляется в психологии, психиатрии и других науках. Психиатры под сознанием понимают заключенные в психике данного человека возможности отдавать отчет о месте, времени, окружающей обстановке, состоянии и образе действий собственной личности. Человек, у которого сохранено ясное сознание, оценивает вновь поступающую в мозг информацию с учетом уже имеющихся у него знаний и выделяет себя из окружающей среды, сохраняет сложившуюся систему отношений к другим людям и к обстановке деятельности, на основе этих данных управляет своим поведением.
Информация о работе Основные направления в психологии XX века