Основные направления в психологии XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 13:03, контрольная работа

Краткое описание

В начале XX в. в психологии возникает кризисная ситуация: не дал заметных результатов метод интроспекции; не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи психических явлений с физиологическими, обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы. Попытки преодоления этого кризиса привели к формированию нескольких влиятельных школ (направлений) в психологической науке.

Файлы: 1 файл

Основные направления в психологии XX века.docx

— 44.01 Кб (Скачать)

Низший уровень  психики образует бессознательное. 

Бессознательное –  это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных  воздействиями, в которых человек  не дает себе отчета.

Являясь психическим, бессознательное представляет собой  такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота  ориентировки во времени и месте  действия, нарушается речевое регулирование  поведения.

В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна оценка их результатов.

В область бессознательного входят психические явления, возникающие  во сне (сновидения), ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями; движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся, стали неосознаваемыми. К бессознательным явлениям относятся некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации.Явления бессознательного получают разные объяснения у представителей различных научных школ. З. Фрейд под бессознательным понимал влечения человека, которые ему не удавалось реализовать, так как они противоречили социальным нормам и человек вытеснил их в сферу бессознательного. Эти влечения обнаруживаются в обмолвках, оговорках, сновидениях

3. Внимание теснейшим образом связано с волевой активностью человека. Классификация по признаку произвольности является наиболее традиционной: разделение внимания на произвольное и непроизвольное историки психологии находят уже у Аристотеля. В соответствии со степенью участия воли при сосредоточении внимания Н.Ф.Добрынин выделил три вида внимания:

непроизвольное;

произвольное;

послепроизвольное.  
 

Непроизвольное внимание возникает непреднамеренно, без каких-либо специальных усилий. По своему происхождению оно более всего связано с «ориентировочными рефлексами» (И.П.Павлов). Причины, вызывающие непроизвольное внимание, кроются в первую очередь в особенностях внешних воздействий — раздражителей. К числу таких особенностей относится сила раздражителя. Сильные раздражители (яркий свет, интенсивные краски, громкие звуки, резкие запахи) легко привлекают внимание, так как, по закону силы, чем сильнее раздражитель, тем значительнее вызываемое им возбуждение. Важное значение имеет не только абсолютная, но и относительная сила раздражения, т.е. соотношение силы данного воздействия с силой других, фоновых, раздражителей. Каким бы сильным ни был раздражитель, он может не привлечь внимания, если будет дан на фоне других сильных раздражителей. В шуме большого города отдельные, даже громкие, звуки остаются вне нашего внимания, хотя они легко привлекают его, когда бывают, услышаны ночью в тишине. С другой стороны, даже самые слабые раздражители становятся объектом внимания, если они даются на фоне полного отсутствия других раздражителей: малейший шоpox при полной тишине вокруг, совсем слабый свет в темноте и т.п. Во всех этих случаях определяющим является контраст между раздражителями. Он может касаться не только силы раздражителей, но и других их особенностей.  

Человек невольно обращает внимание на всякое значительное различие: по форме, величине, цвету, продолжительности  действия и т.п. Маленький предмет легче выделяется среди больших; длительный звук — среди отрывистых, коротких звуков; цветной кружок — среди белых. Цифра заметна среди букв; иностранное слово — в русском тексте; треугольник — рядом с квадратами. В большой мере привлекают внимание резкие или же многократно повторяющиеся изменения в раздражителях: значительные перемены во внешнем виде хорошо известных людей, вещей, периодическое усиление или ослабление звука, света и т.п.Значительную роль играют настроение и эмоциональное состояние человека, в большой мере определяющие выбор объекта внимания. Существенное значение имеет физическое состояние человека. В состоянии сильной усталости нередко не замечается то, что легко привлекает внимание в бодром состоянии.

Произвольное внимание носит отчетливо выраженный сознательный, волевой характер и наблюдается при преднамеренном выполнении какой-либо деятельности. Оно является обязательным условием труда, учебных занятий, работы вообще. Для эффективного выполнения любой деятельности всегда необходимы целесообразность, сосредоточенность, направленность и организованность, умение отвлекаться от того, что несущественно для получения намеченного результата. Благодаря произвольному вниманию, люди могут заниматься не только тем, что их непосредственно интересует, захватывает, волнует, но и тем, что не обладает непосредственной привлекательностью, но является необходимым. Чем меньше увлекает человека работа, тем больше требуется волевых усилий для сосредоточения внимания. Причиной, вызывающей и поддерживающей произвольное внимание, является осознание значения объекта внимания для выполнения данной деятельности, удовлетворения потребностей, тогда как при непроизвольном внимании значение объекта может и не осознаваться.

Прилагая значительные усилия, чтобы втянуться в работу, например, приступая к решению  сложной геометрической задачи, ученик, найдя интересные способы ее решения, может настолько увлечься работой, что волевые усилия станут не нужны, хотя сознательно поставленная цель сохранится. Такой вид внимания был  назван Н.Ф.Добрыниным послепроизвольным вниманием. Для человека, труд которого носит творческий характер, подобная форма внимания является весьма характерной. Уменьшение волевого напряжения при непроизвольном внимании может явиться следствием выработки трудовых навыков, особенно привычки сосредоточенно работать в определенном режиме.

4. Американские психологи из Университета штата Кентукки под руководством доктора Грегори Миллера, выяснили: стресс может оказывать и положительное воздействие.Ученые проанализировали результаты более 300 различных исследований, посвященных природе стресса, и сделали вывод: все зависит от того, какой из стресс-факторов влияет на человека. Психологами было выделено пять видов стресс-факторов:

-неожиданный, ограниченный  во времени фактор напряжения, примером которого может послужить  выступление перед публикой;

-краткосрочный, ожидаемый,  естественный стресс, например сдача  экзаменов;

-стресс, как последствие  после определенных событий, к  примеру, развод с супругом  или природный катаклизм. Человек  воспринимает эту ситуацию как  неприятную, но в тоже время  имеет надежду на ее решение; 

-хронический стресс-фактор, принуждающий нас к смене нашей  социальной роли или требующий  изменения нашей личности без  надежды на окончание этой  ситуации. К таким стресс-факторам  можно отнести потерю дееспособности  в результате серьезной травмы, эмиграцию из родной страны  по причине войны и т.д.;

-стресс-фактор, наследуемый  из прошлого, который долгие годы  способен воздействовать на иммунитет,  например, психологическая травма после службы в зоне военных действий, аборт и прочее.  

Первые две категории  стресс-факторов способны оказывать  позитивное влияние. Так, неожиданный  краткосрочный стресс в большинстве  случаев приносит пользу организму  человека, стимулируя работу иммунной системы и повышая сопротивляемость различным инфекционным заболеваниям. Было также установлено, что кратковременные  стрессы способствуют скорому заживлению ссадин, ушибов и порезов. Отмечена способность таких стрессов повышать количество Т-лимфоцитов – иммунных клеток, которые отвечают за распознавание  клеток организма, видоизмененных в  результате инфекции или рака. Можно  сказать, что краткий стресс мобилизует иммунную систему, делая ее готовой  к сопротивлению бактериям и  вирусам. Однако, оговариваются исследователи, если нервное напряжение приобретает продолжительную и негативную форму, стресс уже здоровья не прибавит.

Стресс, как последствие  событий в личной жизни или  окружающем мире, полагают ученые, может  быть довольно слабо связан с различными последствиями для иммунной системы  и зависит от характера событий. Этот вид стресса требует дополнительного  изучения.

Самое опасное и  порой необратимое воздействие  оказывают хронические стресс-факторы, когда человек ощущает безысходность  сложившейся жизненной ситуации без надежды на положительные  изменения. Такой стресс характерен тем, что переворачивает жизнь человека с ног на голову. Доказано, что  он значительно подавляет функции  иммунной системы, начиная с клеточного уровня и постепенно продвигаясь  на «верхние этажи».

При серьезных стрессах обнаружено существенное снижение содержания в крови лейкоцитов - клеток, которые  играют важную роль в процессе иммунологической защиты организма. При длительном стрессе  восстановление количества лейкоцитов до нормы может длиться несколько  месяцев.

Похожая ситуация наблюдается  и с иммунной защитой организма  от образования опухолей. В качестве своеобразного «щита» от раковых  клеток в организме выступают  несколько видов специализированных клеток иммунной системы, которые определяют и уничтожают опухолевые клетки. Стресс проводит к нарушению клеточной  иммунной защиты, что может способствовать развитию опухоли.

Многое зависит  от продолжительности стресса: чем  он дольше, тем сильнее его негативное воздействие на иммунитет, тем более  необратимыми становятся последствия.

Анализ данных в  ходе исследований показал, что на эффект от стресса влияет возраст и заболевания  людей. Чем старше человек и чем  больше у него различных «болячек»  или имеется один серьезный недуг, тем тяжелее иммунной системе  восстановиться.

5. Вытеснение

С позиций психоанализа, вытесненное из сознания переживается забывается человеком, но сохраняет в бессознательном присущую ему психическую энергию влечения (катаксис). Стремясь вернуться в сознание, вытесненное может ассоциироваться с другим вытесненным материалом, формируя психические комплексы. Со стороны Я (Эго) требуются постоянные затраты энергии на поддержание процесса вытеснения. Нарушение динамического равновесия при ослаблении защитных механизмов - антикатексисов - может привести к возвращению в сознание ранее вытесненной информации. Такие случаи наблюдались при заболеваниях, интоксикациях (например, алкогольной), а также во время сна. Прямое вытеснение, связанное с психическим шоком, может привести к тяжелым травматическим неврозам; неполное или неудачное вытеснение - к образованию невротических симптомов.

Вытеснение способно справиться с мощными инстинктивными импульсами, перед которыми остальные  защитные механизмы оказываются  неэффективными. Однако это не только самый эффективный, но и самый  опасный механизм. Отъединение от Я, наступающее вследствие изоляции сознания от всего хода инстинктивной и аффективной жизни, может полностью разрушить целостность личности.

Существует и другая точка зрения, согласно которой вытеснение начинает действовать лишь после  того, как не срабатывают другие механизмы (проекция, изоляция и т.д.)

Все вытесненное  из сознания в бессознательное, не исчезает и оказывает существенное воздействие  на состояние психики и поведение  человека. Время от времени происходит спонтанное 'возвращение вытесненного' на уровень сознания, которое осуществляется в форме отдельных симптомов, сновидений, ошибочных действий и  др. 

Подавление

Подавление - более  сознательное, чем при вытеснении, избегание тревожащей информации, отвлечение внимания от осознаваемых аффектогенных импульсов и конфликтов. Это психическая операция, направленная на устранение из сознания неприятного или неуместного содержания идеи, аффекта и т.д.

Специфика действия механизма подавления заключается  в том, что в отличие от вытеснения, когда бессознательной оказывается  сама вытесняющая инстанция (Я), ее действия и результат, он, напротив, выступает  как механизм работы сознания на уровне 'второй цензуры', (расположенной по Фрейду, между сознанием и подсознанием), обеспечивая исключение какого-то психического содержания из области сознания, а  не о переносе из одной системы  в другую.

Например, рассуждения  мальчика: "Мне следует защитить своего друга - мальчика, которого жестоко  дразнят. Но если я стану это делать, то подростки и до меня доберутся. Они будут говорить, что я тоже глупая малявка, а я хочу, чтобы они думали, что я такой же взрослый, как они. Лучше не буду ничего говорить".

Итак, подавление происходит сознательно, но его причины могут  осознаваться, а могут и не осознаваться. Продукты подавления находятся в  предсознательном, а не уходят в бессознательное, как это можно видеть в процессе вытеснения. Подавление - сложный механизм защиты.

З. Фрейд различал такие понятия, как «подавление» (Unterdriickung) и «вытеснение» (Verdrdngung). Несмотря на сходство в механизме действия, подавление является процессом работы сознания, в то время как вытеснение - процессом работы бессознательного. При подавлении неприемлемые, невыносимые для человека представления, идеи, аффекты исключаются из сознания и оказываются в области предсознательного, откуда они могут вновь перейти в сознание. При вытеснении они перемещаются в сферу бессознательного и сами по себе, без соответствующей работы, предполагающей использование психоаналитической техники, не становятся объектом сознания. Подавление соотносится с поверхностным психическим процессом, вытеснение - с глубинным. Тем самым вытеснение оказывается специфическим видом подавления, связанным с погружением подавленного материала в глубины психики. Так, в «Толковании сновидений» З. Фрейд отмечал, что поверхностные ассоциации, с которыми приходится иметь дело при рассмотрении сновидений, лишь заменяют собой «подавленные и более глубокие».

Информация о работе Основные направления в психологии XX века