Основные направления в психологии XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 13:03, контрольная работа

Краткое описание

В начале XX в. в психологии возникает кризисная ситуация: не дал заметных результатов метод интроспекции; не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи психических явлений с физиологическими, обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы. Попытки преодоления этого кризиса привели к формированию нескольких влиятельных школ (направлений) в психологической науке.

Файлы: 1 файл

Основные направления в психологии XX века.docx

— 44.01 Кб (Скачать)

Вместе с тем  в работах З. Фрейда содержались  такие размышления о психических  процессах, протекающих в предсознательном и бессознательном, которые не всегда отличались однозначным пониманием специфики подавления и вытеснения. Не исключено, что именно в результате этого в психоаналитической литературе наблюдается подчас отождествление понятий «подавление» и «вытеснение».

6. Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

 Формальная группа - костяк административной структуры - представляет собой систему узаконенных безличных требований и стандартов поведения, формально заданных и жёстко закреплённых ролевых предписаний. Она напоминает пирамиду, горизонтальный срез которой характеризует систему требований функционального разделения труда, а вертикальный (иерархический) - отношение власти и субординации. Формальная организация может быть описана в виде системы подразделений, групп и рабочих мест.

Рабочее место отдельного работника и отдельного структурного подразделения в формальной группе легко определяется позициями, которые они занимают в горизонтальном и вертикальном срезах. В одном случае такая позиция называется функцией, в другой - статусом.

Система безличных  требований фиксируется нормами  и образцами поведения, которые  представляют собой основные элементы культуры. Они фиксируются в ролевых  предписаниях. Формальную организацию  с полным правом следует отнести  к числу наиболее древних социальных изобретений человечества, направленных на рационализацию управления и эффективность  кооперированной деятельности. Поскольку  её цель - сделать управление людьми эффективным, а поведение контролируемым и предсказуемым, в фундаменте такой  организации лежит принцип максимального  упрощения и стандартизации отношений. Это достигается формализацией  ролевых предписаний, введением  безличных стандартов и норм, регламентирующих деловое поведение в организации.

Формальная структура  образует каркас отношений в организации, придаёт их необходимую устойчивость, позволяя облегчить и рационализировать  процесс целедостижения. Вместе с тем она порождает ряд неустранимых дисфункций, поэтому служит для социологов самых разных направлений объектом критики.

Неформальная группа - вторая подсистема. Она базируется на других принципах и источниках социальной регуляции поведения. В отличие от формальной неформальная организация строится на принципах саморегуляции и самоорганизации. Неформальная группа не является жёстко структурированной, вектор её направленности меняется. При этом её направленность может как усиливать внешний организационный импульс, так и противостоять ему. Вся она строится на основе личностных особенностей работников, специфики отношений, складывающихся между ними. Здесь нет жёстко закрепленных безличных стандартов, делающих организацию устойчивой, напротив, превалируют групповые нормы, а спонтанное взаимодействие придаёт гибкость организационному поведению. Если формальная группа опирается на жёсткую структуру отношений, зафиксированную в иерархии должностных функциональных позиций, то в неформальной подобная структура носит ситуационный характер. Таким образом, формальная структура создаётся отношениями между безличными должностными и профессиональными позициями, а неформальная - отношениями между живыми людьми в процессе их совместной деятельности.

Нормы групповые [от лат. norma — руководящее начало, образец] — совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения. Наличие в группе более или менее развитой, разветвленной и относительно устойчивой системы групповых норм не только позволяет ей соотнести поведение каждого своего члена с выработанным эталоном и на этом основании выбрать наиболее эффективное средство воздействия на данную личность, но и значительно облегчает осуществление социального контроля за активностью этой общности со стороны социального окружения.

Заметим, что в  отечественной социальной психологии гораздо более устоявшимися являются понятия формальные и неформальные групповые нормы. Первыми, с точки  зрения описываемой психологической  реальности, в целом соответствуют  понятию "кодифицированные нормы", а вторые — "резидуальные нормы".

При этом, оперируя в  целом более простыми и привычными понятиями "формальные групповые  нормы" и "неформальные групповые  нормы", практический социальный психолог должен абстрагироваться от достаточно устойчивой негативной каннотации, связанной со словом "формальный". Последнее в российской ментальности, как правило, ассоциируется с чем-то обременительным, а главное, нередко в содержательном плане бесполезным. Между тем, формальные групповые нормы могут быть вполне функциональными и, более того, необходимыми. В то же время даже внешне целесообразные и продуктивные неформальные нормы при определенных условиях оказываются деструктивными с точки зрения групповой эффективности. Так, например, бесспорно необходимая для развития и качественного функционирования группы норма, подразумевающая безусловное право каждого члена сообщества на собственную точку зрения и ее высказывание, при злоупотреблении ею может порождать синдром непринятия решения, а в крайних случаях полностью парализовать деятельность группы. Такого рода угроза легко парируется, если упомянутая неформальная норма дополняется рядом формальных норм, регламентирующих процедурную сторону обсуждения, принятия и выполнения решения. Идеальной в этом смысле представляется ситуация, когда формальные и неформальные групповые нормы согласованы и дополняют друг друга. Однако одной из наиболее распространенных проблем в управленческой и педагогической практике является как раз наличие отчетливо выраженного разрыва, а иногда и противоречий между кодифицированными и резидуальными групповыми нормами. При этом ошибкой как менеджеров, так и многих педагогов, является апелляция исключительно к формальным нормам в сочетании с игнорированием неоднократно экспериментально зафиксированного факта устойчивости именно резидуальных норм, часто остающихся неизменными даже при существенном обновлении состава группы.

7.  Лидером считают человека, обладающего наибольшим авторитетом и признанием в своей группе, способного вести за собой других людей. Лидера не назначают, он выдвигается сам благодаря своим личным качествам.

Никакие нравственные, интеллектуальные, духовные добродетели  сами по себе не превращают политического  деятеля в лидера.

Выработка организаторских, управленческих качеств лидера - это  проблема его собственного обучения и воспитания. Умение сформировать группу, сплотить ее, определить цели, поставить перед обществом (или  учреждением, властью) необходимые  задачи, сформулировать сплачивающую общество программу - таковы современные  требования к политику.

Политика, ее задачи, цели различаются на разных уровнях  политической деятельности, поэтому  существуют и разные лидеры.

В малой группе роль лидера заключается в сплочении  ее участников и направлении их деятельности. От него требуется тесное личное общение  с ближайшим окружением. При этом выявляются и играют организующую роль его личные качества умение владеть  ситуацией, принимать решения, брать  на себя ответственность, делать верный политический выбор (людей, проблем, первоочередных задач).

Одновременно лидер  должен уметь удовлетворять интересы группы, не выходя за пределы права  и гражданских норм и не ставя  свое окружение в зависимость  от своих благодеяний. На отношения  с группой и авторитет лидера оказывают значительное влияние  личный стиль его поведения (авторитарный, жесткий или демократический).

Иным оказывается  лидерство на уровне большой политики, управления страной, политических движений. От лидера такого масштаба требуется  сплочение интересов широкой  общественной базы власти. Здесь имеют  значение не столько личные качества лидера, сколько его умение формулировать  общие политические требования, обнаруживать высокие критические и конструктивные, творческие качества, общаться с гораздо  более широким кругом людей и  убеждать их.

Лидер в этой ситуации удален от тех, кого он ведет за собой.

Его личные качества обнаруживаются для них слабее либо совсем утрачивают значение, но его  лидерство получает моральную оценку. Он должен считаться с ней. Его  успех или неудачи воспринимаются весьма эмоционально. Поэтому большое  значение имеет способность лидера улавливать настроения, знать подлинные  нужды людей и выражать их интересы. Тогда он становится символом движения, партии, общества.

Таким образом, на всех уровнях политики лидерство реально  при определенных условиях. Лидер  не только должен хотеть вести людей  за собой, но и обладать для этого  необходимыми качествами. Ведомые должны быть готовы идти за ним и выполнять  намеченную им программу. Одно из условий  лидерства - получение максимальной информации в минимальное время. Современные технические средства связи и информации отвечают этому  требованию.

8. Э.Берн полагал,  что каждый человек  имеет   свой  жизненный  сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы. В  соответствии  со  своим жизненным сценарием люди играют  в  различные  игры,  которыми  заполнена в основном  вся человеческая жизнь.

Развитие в человеке способности к общению.

Практика показывает, что человеку для  полноценной  и  активной  жизни необходимо общаться с другими людьми.  Сенсорное  голодание,  или  сенсорная деривация,  могут привести   даже  к психическим нарушениям.  У   такого сенсорного голода очень много общего с пищевым голодом. Эту  схожесть  можно  рассматривать  не   столько   с   точки   зрения биологической,  сколько  с   психологической.   Например,   слова   "голод","переедание" можно рассматривать не только как термины,  связанные  с  едой, но и как недостаточную и чрезмерную стимуляции. Впервые сенсорный голод настойчиво дает о себе знать, когда в процессе нормального роста ребенок постепенно отдаляется от  матери.  Отныне  ребенок сам  должен  "утолять"  сенсорный  голод.  И этот  человек   теперь   будет стремиться к близости того типа, которую он испытывал, будучи младенцем. Чаще  всего  человеку  приходится  идти  на   компромисс.   Он   учится довольствоваться  едва  уловимыми,  иногда  только  символическими   формами физической   близости.   Результатом   является   частичное   преобразование младенческого сенсорного голода в нечто, что можно  назвать  потребностью  в признании.  По  мере  того  как  усложняется   путь   к   достижению   этого компромисса, люди все больше отличаются друг от  друга  в  своем  стремлении получить признание. Итак, стремясь  утолить  "голод",  то  есть  стремясь  к признанию люди общаются, доставляя таким образом  друг  другу  удовольствие, как бы "поглаживая" друг друга. "Поглаживание" - это лишь наиболее общий термин,  который используется для обозначения интимного  физического  контакта.  Расширив  значение  этого термина,  мы  будем  называть  "поглаживанием"  любой  акт,   предполагающий признание присутствия другого человека. Таким образом "поглаживание" - это одна из основных единиц  социального действия. Признавая присутствие друг  друга,  люди  вынуждены общаться,  и между ними происходит ряд трансакций. Из этого можно  заключить,  что  обмен "поглаживаниями"  составляет  трансакцию,  которую  в  свою  очередь  Э.Берн определяет  как  единицу  общения.  Умение   дать   достаточное   количество “поглаживаний” позволяет расположить к себе  собеседника  и  открыть  дорогу продолжению общения. 

Трансакционный анализ

В каждом человеке самым  сложным образом переплетены три состояния  Я: «Взрослого», «Родителя», «Ребенка». «Ребенок» (Ре) -   прекрасное  состояние эмоциональности, веселья и  раскованности,  источник  интуиции,  творчества, спонтанных, архаичных, неконтролируемых импульсов.  Ребенок руководствуется словом  «хочу».  «Родитель»  (Р)  –  совокупность  устоявшихся  стереотипов, педант, знающий, как себя надо вести, склонный  к  поучениям,  состояния  Я, сходные с образами родителей. Девиз родителя – «полагается».  Благодаря Р многие наши  реакции  стали  автоматическими,  что помогает  сберечь массу времени и энергии. Это освобождает  взрослого  от   необходимости принимать множество тривиальных решений.  «Взрослый»  (В)  –  состояния  Я,  автономно направленные   на   объективную    оценку    реальности,    способность    к самостоятельному и непредвзятому  принятию  решений.  Лозунг   -  «разумно». Взрослый контролирует действия Р и Ре, является посредником между ними.Единица  общения – трансакция.  Попытка вступления  в контакт   – трансакционный  стимул.  Ответом на  этот  стимул  является  трансакционная реакция. Общение будет эффективным в том случае, если  оно  ведется  на  одном уровне (т. е. Ре с Ре, В со В, Р с Р) Трансакции могут быть дополнительными,  пересекающимися  и  скрытыми. При нормальных человеческих отношениях  стимул  влечет  за  собой  уместную, ожидаемую и естественную  реакцию.

9. Понятие «воспитание» связано и в то же время отличается от понятий «становление», «формирование», «социализация». Социализация — процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе которого человек усваивает социальный опыт, избирательно вводит в свою систему поведения такие нормы и правила поведения, которые приняты в данном обществе или социальной группе. Становление — термин, отражающий достижение ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, самостоятельно выстраивать свое поведение, осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый ценностный выбор. Формирование личности — процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности. Воспитание — целенаправленный процесс формирования личности с помощью специально организованных педагогических воздействий в соответствии с определенным социально-педагогическим идеалом. Воспитание как педагогическое понятие включает три существенных признака: 1) целенаправленность, наличие какого-то образца, социально-культурного ориентира, идеала; 2) соответствие хода процесса воспитания социально-культурным ценностям как достижениям исторического развития человечества; 3) наличие определенной системы организуемых воспитательных воздействий и влияний. Хорошо организованное воспитание приводит к формированию способности человека к самовоспитанию — когда ребенок освобождается от влияния воспитывающих его взрослых и свое «Я» превращает в объект собственного восприятия и самостоятельного продуманно- го воздействия на самого себя в целях самосовершенствования, саморазвития. В процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осуществлению самовоспитания. Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться. Самообразование — это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообучение — это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений благодаря собственным устремлениям и выбранным средствам. В понятиях «самовоспитание», «самообразование», «самообучение» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы — воспитание, образование, обучение — лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития. Самовоспитание — деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает использование таких приемов как самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества); самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь); осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач); самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий). Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции. Самоопределение представляет собой сознательный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, профессии, условий жизни. К методам самовоспитания относятся: самопознание, самообладание, самостимулирование. Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценку, самосравнение. Самообладание опирается на самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение. Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение. Самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоубеждение являются основными приемами самовоспитания. Стремление исправить, скорректировать, добавить, ликвидировать какие-либо качества и привычки характеризуют процесс «перевоспитания». К понятию «перевоспитание» обращаются, когда речь заходит о социально неодобряемом поведении, о качествах личности, противоречащих человеческому общежитию, в том числе о противоправных деяниях.

Информация о работе Основные направления в психологии XX века