Центральный банк: основные направления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 07:57, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования данной курсовой работы является Центральный Банк Российской Федерации. Актуальность данной темы заключается в том, что Банк России занимает особое место в финансовой и экономической системе страны, определяет и регулирует ситуацию на финансовом и кредитном рынках, то есть обладает реальными инструментами для стабилизации экономики. Он является главенствующим банком над огромной системой коммерческих банков. Банк России выполняет множество различных функций, без которых государство не смогло бы нормально функционировать.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
. Формирование института Центрального банка
. История развития и появления центрального банка в России
. Структура и основы функционирования. Правовой статус Центрального банка

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1. Цели, задачи и функции Центрального банка России
2.2. Операции Центрального банка
2.3. Денежно-кредитная политика Центрального банка
2.4. Контроль и надзор за деятельностью коммерческих организаций со стороны Центрального банка
3. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ
3.1. Цели и условия развития банковского сектора
3.2. Практические задачи, условия и меры по их решению
3.3. Ожидаемые результаты развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ЦБ.DOC

— 306.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 

1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА

    1. . Формирование института Центрального банка
    2. . История развития и появления центрального банка в России
    3. . Структура и основы функционирования. Правовой статус Центрального банка
 

2.  ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1. Цели, задачи и функции Центрального банка России

2.2. Операции Центрального банка

2.3. Денежно-кредитная политика Центрального банка

2.4. Контроль и надзор за деятельностью коммерческих организаций со стороны Центрального банка 

3. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ

3.1. Цели  и условия развития банковского  сектора

3.2. Практические  задачи, условия и меры по их  решению

3.3. Ожидаемые  результаты развития 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

   Объектом  исследования данной курсовой работы является Центральный Банк Российской Федерации. Актуальность данной темы заключается  в том, что Банк России занимает особое место в финансовой и экономической  системе страны, определяет и регулирует ситуацию на финансовом и кредитном рынках, то есть обладает реальными инструментами для стабилизации экономики. Он является главенствующим банком над огромной системой коммерческих банков. Банк России выполняет множество различных функций, без которых государство не смогло бы нормально функционировать. Осуществляя свою политику, ЦБ РФ поддерживает финансовую стабильность в государстве и формирует предпосылки, обеспечивающие устойчивость экономического роста страны.

   Изучение  истории становления, современного состояния и дальнейшего развития Центрального банка и стало основной целью данной работы.

   Структура данной работы была определена в соответствии с необходимостью достижения цели работы и решения поставленных задач. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, и библиографического списка.

   В первой главе рассматриваются теоретические  вопросы, касающиеся структуры Центрального банка Российской Федерации, его истории развития.

   Во  второй будут подробно рассмотрены  основные функции, цели, задачи и операции Центрального банка, проводимая им денежно-кредитная политика. Помимо этого будет раскрыта сущность регулирования и надзора за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений.

   В третьей главе будут рассмотрены стратегические цели развития и спрогнозированы ожидаемые результаты.

   Методом работы является изучение законодательных  материалов Российской Федерации по данной теме, материалов периодических  изданий и научно-методической литературы.

   Теоретическую основу поставленных в работе задач  составляют труды российских экономистов, занимающихся изучением банковской системы России, учебная и учебно-методическая литература, нормативно-правовые акты, материалы периодической печати, а так же ресурсы с официального Интернет-сайта ЦБ РФ: www.сbr.ru .

   Среди российских авторов, занимающихся данными вопросами можно выделить следующих: И.Т. Балабанов, В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкая Г.Н. Белоглазова, Г.Г. Коробова.

   Определённый  интерес представляют работы О.И.Лаврушина. Фундаментальное значение при написании данной работы имели труды А.М. Тавасиева, В.П. Бычкова.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сущность  и роль Центрального банка России 

    1. Формирование института Центрального банка
 

   Кредитно-денежное и финансовое хозяйство любой  страны находится в процессе постоянных структурных изменений: перестраивается кредитная система, возникают новые виды финансово-кредитных институтов и операций, модифицируется система взаимоотношений банков и финансово-кредитных институтов. Существенные изменения происходят и в функционировании банков:

растет  самостоятельность банков, увеличивается  их роль в экономике; расширяются  функции банков; изыскиваются пути повышения эффективности банковского  обслуживания клиентов; идет поиск  оптимального разграничения сфер деятельности и функций специализированных финансово-кредитных и банковских учреждений; разрабатывается новое банковское законодательство в соответствии с задачами современного этапа хозяйственного развития. Во всем этом немаловажную роль играют центральные банки. Исторически возникновение центральных банков связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих наиболее надежных, пользовавшихся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего инструмента кредитного обращения. Такие банки стали называться эмиссионными. На ранних стадиях развития банковского дела строгого разграничения между коммерческими и эмиссионными банками не было – законодательство не запрещало коммерческим банкам самостоятельно выпускать банкноты. ВXVIII – начале XIX вв.коммерческие банки обычно пользовались эмиссией банкнот для увеличения ресурсов, роста пассивов. С середины XIX в. функции коммерческих и эмиссионных банков все более последовательно разделялись.

   Государство, издавая соответствующие законы, активно способствовало этому процессу, поскольку банкноты, выпускавшиеся для выдачи ссуд многочисленными мелкими банками, лишались способности к обращению в случае банкротства эмитентов. Для регулирования банкнотной эмиссии государство стало подвергать ее жесткой регламентации; коммерческим банкам было запрещено осуществлять эмиссию банкнот. Так постепенно начал формироваться институт центрального банка.

   В настоящее время центральный банк страны представляет собой общественный денежно-кредитный институт, имеющий национальную значимость, регулирующий денежный оборот в наличной и безналичной формах в общественных интересах. Центральный банк как субъект представляет государственную власть в денежной сфере и подотчетен только законодательной власти. Центральный банк – это орган государства, которому оно в государственной системе управления делегирует определенные полномочия, в частности, регулирование деятельности банковской системы страны.

   Таким образом, центральный банк – это особый вид банка, круг операций которого характеризуется специфическими особенностями, отличающими его от коммерческого банка. Современные центральные банки являются юридическими лицами, имеющими особый статус, отличительный признак которого – обособленность имущества банка от имущества государства.

   Хотя  формально это имущество находится, как правило, в государственной собственности, центральный банк наделен правом распоряжаться им как собственник. Этим центральный банк отличается от государственного банка, имущество которого полностью контролируется государством.

   Центральный банк может быть создан на основе различных форм собственности. Как правило, его капитал принадлежит государству (Россия, Франция, Великобритания, Германия, Нидерланды и Испания). Если государство владеет лишь частью капитала (Бельгия, Япония) или акционерами центрального банка являются коммерческие банки (США) и другие финансовые учреждения (Италия),

государство, тем не менее, играет ведущую роль в формировании органов управления центрального банка.

   Содержание  и форма взаимосвязей центральных банков с органами государственной власти существенно различаются в разных странах. Взаимодействия такого рода могут быть условно представлены в виде двух моделей:

   1) центральный банк выступает агентом  министерства финансов и проводником его денежно-кредитной политики;

   2) центральный банк независим от  правительства, что обеспечивает  ему самостоятельность в проведении  денежно-кредитной политики, отсутствие  давления со стороны правительственных  органов.

   Однако  в реальности эти модели в чистом виде не действуют. В большинстве стран функционирует промежуточная модель, в рамках которой используются принципы взаимодействия исполнительной власти с центральным банком при определенной степени его независимости.

   В законодательстве лишь пяти стран – США, Германии, Швейцарии, Швеции и Голландии – предусмотрено прямое подчинение центральных банков парламентам. В большинстве государств центральные банки подотчетны казначейству или министерству финансов. В Великобритании, Франции, Италии, Японии и некоторых других развитых странах министерства финансов уполномочены давать инструкции центральным банкам, однако на практике такие случаи довольно редки. При разногласиях министерства финансов и центрального банка возможен только административный путь их урегулирования – в форме постановлений парламента или решения правительства. В странах, где центральные банки непосредственно подчинены парламентам, посредством проведения законодательных процедур возможно принятие решений, обязывающих исполнительные органы оказывать содействие центральным банкам в достижении той или иной цели денежно-кредитной политики.

   Законодательством ряда стран предусмотрена отчетность центральных банков перед парламентами. Так, Федеральная резервная система  США представляет Конгрессу отчет о своей деятельности два раза в год, а центральные банки Германии и Японии направляют отчеты в парламенты своих стран ежегодно.1 

1.2 История развития и появления центрального банка в России

   Центральный банк Российской Федерации (Банк России) ведет свою историю с середины XIX в. Можно выделить несколько этапов развития главного банка нашей страны.

   Первый  этап начался 31 мая 1860 г., когда император Александр 11 подписал Указ правительствующему Сенату об учреждении Государственного банка на основе реорганизации Государственного коммерческого банка. Одновременно был утвержден первый Устав Государственного банка, определявший его функции. В первую очередь, Государственный банк стал правительственным банком, органом проведения экономической политики правительства. С его участием начала формироваться банковская система России: были ликвидированы дореформенные государственные банки, начали создаваться акционерные банки и общества взаимного кредита.

   К операциям Государственного банка  в этот период относились:

   - учет товарных векселей (включая учет векселей на незначительные суммы при условии их надежности);

   - учет срочных правительственных  и общественных процентных бумаг  и иностранных тратт;

   - покупка и продажа золота и  серебра за свой счет;

   - получение платежей по векселям и другим срочным денежным документам в счет доверителей,

   - прием вкладов, 

   - выдача ссуд: коммерческие ссуды на срок не более девяти месяцев, ссуды под залог - на срок не менее одного и не более шести месяцев (кроме ипотечных);

   - выдача краткосрочных и долгосрочных ссуд Государственному казначейству;

   - покупка государственных бумаг  за свой счет;

   - обмен кредитных билетов.

   Целый ряд функций Государственного банка относился к решению задач Министерства Финансов, поскольку в этот период, согласно  Уставу, Государственный банк был подведомственен именно этому министерству. Поэтому Госбанк был вынужден принимать участие в прямом и косвенном финансирование казны вести выкупные операции, поддерживать Государственный дворянский земельный и Крестьянский поземельный банки.

   Ликвидацию  дореформенных банков Государственный  банк проводил до 1887 г. Все ликвидационные операции должны были производиться  за счет Государственного казначейства, которое в случае необходимости  должно было выдавать банку наличные деньги или свои процентные обязательства с правом продажи их на бирже. Но из-за постоянных бюджетных дефицитов Государственное

   казначейство  не имело возможности предоставлять  дополнительные средства Государственному банку, и тот вынужден был ежегодно направлять на эти операции часть своей коммерческой прибыли.

   Что касается эмиссионной функции, то Государственный  банк фактически не получил право  на эмиссию денежных знаков. Он лишь производил размен кредитных билетов на монеты и обменивал ветхие купюры на новые. Эмиссионный источник оставался в распоряжении министра финансов. С 1867г. Министерство финансов начало интенсивно накапливать золотой запас. Указом Александра II от 2 июня 1867 г. Государственному банку и его конторам было предоставлено право принимать в платежи монету. Разрешалось брать российскую и иностранную монету, а также золото и серебро в слитках. Цены устанавливал Государственный банк.

Информация о работе Центральный банк: основные направления