Центральный банк: основные направления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 07:57, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования данной курсовой работы является Центральный Банк Российской Федерации. Актуальность данной темы заключается в том, что Банк России занимает особое место в финансовой и экономической системе страны, определяет и регулирует ситуацию на финансовом и кредитном рынках, то есть обладает реальными инструментами для стабилизации экономики. Он является главенствующим банком над огромной системой коммерческих банков. Банк России выполняет множество различных функций, без которых государство не смогло бы нормально функционировать.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
. Формирование института Центрального банка
. История развития и появления центрального банка в России
. Структура и основы функционирования. Правовой статус Центрального банка

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1. Цели, задачи и функции Центрального банка России
2.2. Операции Центрального банка
2.3. Денежно-кредитная политика Центрального банка
2.4. Контроль и надзор за деятельностью коммерческих организаций со стороны Центрального банка
3. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ
3.1. Цели и условия развития банковского сектора
3.2. Практические задачи, условия и меры по их решению
3.3. Ожидаемые результаты развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ЦБ.DOC

— 306.00 Кб (Скачать)

   - Норматив риска собственных вексельных обязательств банка (Н13);

   - Норматив ликвидности по операциям банка с ценными бумагами (Н14).

   Охарактеризуем  некоторые нормативы:

   Норматив  достаточности капитала – определяется как предельное соотношение общей  суммы собственных средств кредитной  организации и суммы её активов, взвешенных по уровню риска.

   Норматив  привлечённых денежных вкладов (депозитов) населения определяется как соотношение между общей суммой денежных вкладов граждан и величины собственных средств банка. Максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставляемых банком своим участникам (акционерам), определяется в процентах от собственных средств банка и не может превышать 20%.14

   При нарушении коммерческими организациями  банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатков в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров (участников), вкладчиков, клиентов, Центральный банк России может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия:

  1. Взыскать с кредитной организации штраф до 1% от размера уставного капитала (но не более);
  2. Ввести запрет на осуществление кредитной организацией банковских операций, предусмотренных лицензией, на срок до одного года;
  3. Назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев;
  4. Отозвать лицензию на осуществление банковских операций в порядке, предусмотренном Федеральным законом (так в 1999 г. были отозваны лицензии у 129 банков, при этом лицензий лишилась треть крупнейших банков)

   После отзыва лицензии ставится задачи в  короткий срок осуществить ликвидацию кредитной организации. С принятием  закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» процедура ликвидации упростилась. Одновременно Центральный банк России получил дополнительные рычаги воздействия на банки, испытывающие финансовые затруднения.15 
 
 
 
 
 

Анализ  основных направлений развития.

3.1. Цели  и условия развития банковского сектора 

   Направления и характер развития банковского  сектора в существенной степени  определяются ходом его реформирования. Под реформированием следует  понимать комплекс мер, последовательно  осуществляемых органами государственной  власти, Банком России, самими кредитными организациями, их учредителями (участниками), иными заинтересованными лицами с целью формирования развитого и эффективного банковского сектора, ориентированного на реальную экономику и на удовлетворение потребностей клиентов в качественных банковских услугах, соответствующего международным представлениям о современном банковском бизнесе.

   Основная  задача современного этапа развития банковского сектора (2008 гг.) состоит  в накоплении его созидательного потенциала, существенном повышении значения банковского сектора как фактора экономического роста и реализации программных задач социально-экономического развития. В рамках решения этой задачи предстоит обеспечить повышение конкурентоспособности и увеличение капитализации банковского сектора, а также совершенствование системы банковского надзора. Характер реформирования банковского сектора должен способствовать достижению целей, намеченных в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, прежде всего преодолению сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ.

   Основными целями дальнейшего развития банковского  сектора, по мнению Минфина России, являются:

   - повышение общеэкономической эффективности осуществляемых банковским сектором функций по аккумулированию денежных средств населения, предприятий и их трансформация в кредиты и инвестиции;

   - укрепление функциональной роли в экономике, повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций на внутреннем рынке по сравнению с зарубежными финансовыми организациями;

   - дальнейшее укрепление устойчивости банковского сектора, усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;

   - предотвращение использования кредитных организаций в недобросовестной коммерческой деятельности и противоправных целях, в первую очередь для легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

   - развитие конкурентной среды, рыночной дисциплины и транспарентности в деятельности кредитных организаций;

   - укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков, в первую очередь населения. После достижения стратегических целей, предусмотренных настоящим документом, на следующем этапе (2009-2015 гг.) Правительство Российской Федерации и Банк России будут считать приоритетным рассмотрение задачи эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках. 16 

3.2. Практические  задачи, условия и меры по их решению 

   Предполагается, что достижение целей развития банковского  сектора будет осуществляться Правительством Российской Федерации и Банком России по следующим основным направлениям:

- совершенствование правового обеспечения банковской деятельности;

- формирование благоприятных условий для повышения роли банков в системе финансового посредничества;

- развитие и совершенствование системы банковского регулирования и банковского надзора;

- развитие конкурентной среды, транспарентности 17деятельности кредитных организаций, укрепление рыночной дисциплины в банковской сфере, обеспечение равных условий конкуренции для всех кредитных организаций, включая банки, контролируемые государством;

- повышение требований к качеству корпоративного управления кредитных организаций;

- участие в развитии инфраструктуры банковского бизнеса.

   В рамках проводимой Правительством Российской Федерации и Банком России работы по достижению целей Стратегии будут  учтены рекомендации, полученные по результатам  Программы оценки финансового сектора Российской Федерации, проведенной международной миссией в 2002-2003 годах.

   В сфере правового обеспечения  банковской деятельности необходимо в  первую очередь обеспечить дальнейшее совершенствование правовых условий  функционирования кредитных организаций в соответствии с международно-признанными подходами. В том числе предстоит:

- укрепить права кредиторов, в первую очередь их права требования, обеспеченные залогом;

- обеспечить совершенствование правовых механизмов ликвидации кредитных организаций, у которых отозваны лицензии на совершение банковских операций;

- укрепить правовые механизмы конкуренции и предотвращения действий по ограничению свободы коммерческой деятельности в банковской сфере;

- упростить процедуры слияний и присоединений кредитных организаций;

- создать условия для становления эффективной системы хранения и использования кредитных историй, системы регистрации залогов;

- создать правовые условия для более широкого применения в банковском деле современных электронных технологий;

- обеспечить правовые механизмы противодействия установлению недобросовестными лицами контроля над кредитными организациями;

- продолжить работу по совершенствованию системы налогообложения банковской деятельности.

   Предстоит дополнить банковское законодательство нормами прямого действия, а также уточнить нормы банковского законодательства, касающиеся участия иностранного капитала в банковской сфере.

   В сфере укрепления роли банков в системе  финансового посредничества требуется:

- принятие мер по повышению открытости деятельности предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов на основе раскрытия информации о финансовом состоянии и хозяйственной деятельности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности;

- развитие инструментов рефинансирования и управления ликвидностью банков;

- предоставление всем банкам вне зависимости от регионального месторасположения более полных возможностей участия в операциях и сделках, проводимых на финансовых рынках, на базе современных информационных и банковских технологий.

   В сфере банковского регулирования  и надзора важнейшими направлениями  являются:

- развитие содержательных подходов, включая риск-ориентированный надзор, то есть определение режима банковского надзора и применение при необходимости мер надзорного реагирования, исходя прежде всего из характера рисков, принятых кредитной организацией, и качества управления рисками;

- обеспечение функционирования системы раннего реагирования и внедрение комплексной оценки деятельности кредитных организаций, включающей оценку качества управления и внутреннего контроля;

- повышение оперативности и эффективности решений, принимаемых в рамках банковского надзора;

   Предстоит рассмотреть вопросы сближения  правил регулирования кредитных организаций и иных участников финансового рынка.

   В сфере развития конкурентной среды, транспарентности деятельности кредитных  организаций, укрепления рыночной дисциплины необходимо:

- создать более благоприятные условия для развития инфраструктуры рынка банковских услуг, прежде всего в регионах;

- обеспечить открытость деятельности кредитных организаций, в том числе прозрачность структуры собственности;

- повысить эффективность и качество аудиторской деятельности на базе внедрения международных стандартов аудита и финансовой отчетности.

   В сфере корпоративного управления кредитных  организаций особое внимание необходимо уделить:

- обеспечению эффективного управления рисками, возникающими в деятельности банка, в том числе по операциям со связанными лицами, а также группой технологических рисков и рисков безопасности;

- развитию и повышению эффективности систем внутреннего контроля;

- достижению должного уровня прозрачности системы корпоративного управления, которая должна обеспечивать всем категориям заинтересованных пользователей, включая акционеров (участников), своевременное и точное раскрытие предусмотренной законодательством информации по вопросам деятельности кредитной организации, включая данные о ее финансовом положении, структуре собственности и управления;

- обеспечению законных прав собственников.

   В области участия в развитии инфраструктуры банковского бизнеса особое внимание Правительства Российской Федерации  и Банка России будет уделено вопросам становления и функционирования системы страхования вкладов, включая деятельность Агентства по страхованию вкладов и наделение его функциями корпоративного ликвидатора банков, формирования бюро кредитных историй, органа регистрации залогового имущества, создания системы межбанковских расчетов в режиме реального времени.

  По  вопросам, относящимся к сфере  государственных финансов, Правительство  Российской Федерации планирует  дополнительно рассмотреть вопросы  налогообложения кредитных организаций и предпринять меры по совершенствованию управления банками, в капитале которых оно участвует при соблюдении требований по развитию конкуренции на рынке банковских услуг.

  Достижение  целей развития банковского сектора, динамика количественных параметров зависят во многом от темпов и характера развития российской экономики, включая такие ключевые для финансовой сферы показатели, как реальный объем и структура ВВП, динамика торгового и платежного баланса, уровень инфляции, валютного курса и рыночных процентных ставок, доля бартерных сделок, безналичных и наличных форм расчетов.18

  Рост  показателей деятельности банковского  сектора должен явиться результатом  совершенствования как условий  банковского дела, так и практики банковской деятельности, прежде всего в сфере корпоративного управления банками и внутреннего контроля, управления принимаемыми рисками, транспарентности и рыночной дисциплины.

Информация о работе Центральный банк: основные направления