Основные направления в психологии XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 22:51, реферат

Краткое описание

Самое начало двадцатого века отмечено бурным ростом нескольких направлений. С одной стороны, активно развивается психоанализ — школа психотерапии, первоначально основанная на работах Зигмунда Фрейда, в которых человек описывался как система из нескольких независимых структур личности, борющихся друг с другом — Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Суперэго)

Файлы: 1 файл

Первые десятилетия.docx

— 16.59 Кб (Скачать)

Первые десятилетия 

Самое начало двадцатого века отмечено бурным ростом нескольких направлений. С одной стороны, активно  развивается психоанализ — школа  психотерапии, первоначально основанная на работах Зигмунда Фрейда, в которых  человек описывался как система  из нескольких независимых структур личности, борющихся друг с другом — Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Суперэго). В этом конфликте Оно представляет собой биологические потребности человека, из которых основное внимание психоаналитики уделяли сексуальной потребности, а Сверх-Я представляет собой требования социума, культуры. Развитие этой школы оказало сильное влияние не только на практику, но и на науку, заставив учёных обратить внимание на феномены, находящиеся за пределами сознания, на неосознаваемые детерминанты психической деятельности. Идеи первой психоаналитической школы Зигмунда Фрейда развивали также Альфред Адлер и Карл Густав Юнг.  

В США активно  развивается бихевиоризм — основанная Дж. Уотсоном школа психологии, базирующаяся на работах И. П. Павлова и Э. Торндайка о научении. Бихевиористы следовали позитивистскому требованию об исключении из рассмотрения науки всех явлений, кроме непосредственно наблюдаемых. Человек рассматривался как «чёрный ящик», в который входят стимулы, а выходят — реакции на эти стимулы.  

В Германии развивается  гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К.Коффка, В.Кёлер), являющаяся дальнейшим развитием на пути изучения феноменов сознания. В отличие от предшественников, гештальтисты не пытались выделить «кирпичики», из которых построено сознание, напротив, они полагали основным своим законом, что «целое всегда больше суммы составляющих его частей». В рамках этой школы было открыто много феноменов восприятия и мышления.  

Первая мировая  война стимулировала развитие прикладных аспектов психологии, в первую очередь  — психодиагностики, так как армии  требовалось средство оценки возможностей солдат. Разрабатываются тесты интеллекта (А. Бине, Р.Йеркс).  

[править] 1930—1940-е  годы 

В Германии приходят к власти нацисты, вследствие чего многие психологи (среди которых было немало евреев) вынуждены эмигрировать в  США. Гештальтпсихология практически  прекращает своё существование, однако К. Левин и последователи гештальтистов становятся основными фигурами американской социальной психологии. Тем не менее такие мыслители как Карл Густав Юнг и Мартин Хайдегер остаются работать в нацисткой Германии. Юнг продолжает развивать свое учение о коллективном бессознательном,в 1934 году он выпускает одну из своих фундаментальных работ "Архетипы и коллективное бессознательное".  

Среди бихевиористов, с одной стороны, начинаются попытки, сохраняя естественно-научный фундамент, внести в объяснение поведения внутрипсихические переменные (Э. Толмен, К. Халл), с другой стороны Б. Ф. Скиннер развивает «радикальный бихевиоризм», развивая теорию оперантного научения.  

Ж. Пиаже публикует  результаты исследований мышления, в  которых были обнаружены сходные  типы ошибок у детей одного возраста, которых уже практически не встречается  у более старших детей.  

Активно развивается  психологическая и психотерапевтическая практика. Психоанализ делится на множество ветвей, на его основе формируются альтернативные формы  психотерапии (гештальттерапия и др.).  

Л. С. Выготский формулирует  основные принципы культурно-исторической психологии, основанные на марксизме. В рамках этого направления постулировалась  необходимость изучать личность непосредственно в процессе развития, протекающем под влиянием истории  и культуры. На базе этого направления  в дальнейшем была построена теория деятельности.  

Постановление 1936 года «О педологических извращениях в  системе наркомпросов», ликвидировавшее педологию, на несколько десятилетий практически замораживает развитие психологической науки в СССР.  

Вторая мировая  война вызывает новый всплеск  активности психологов в области  прикладных технологий. Особое внимание уделяется социальной психологии и  эргономике.  
 
 

Основные  направления в  психологии XX века  

 В начале XX в. в психологии возникает кризисная ситуация: не дал заметных результатов метод интроспекции; не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи психических явлений с физиологическими, обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы. Попытки преодоления этого кризиса привели к формированию нескольких влиятельных школ (направлений) в психологической науке.

Информация о работе Основные направления в психологии XX века