Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 22:51, реферат
Самое начало двадцатого века отмечено бурным ростом нескольких направлений. С одной стороны, активно развивается психоанализ — школа психотерапии, первоначально основанная на работах Зигмунда Фрейда, в которых человек описывался как система из нескольких независимых структур личности, борющихся друг с другом — Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Суперэго)
Первые десятилетия
Самое начало двадцатого
века отмечено бурным ростом нескольких
направлений. С одной стороны, активно
развивается психоанализ —
В США активно
развивается бихевиоризм —
В Германии развивается
гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К.Коффка,
В.Кёлер), являющаяся дальнейшим развитием
на пути изучения феноменов сознания.
В отличие от предшественников, гештальтисты
не пытались выделить «кирпичики», из
которых построено сознание, напротив,
они полагали основным своим законом,
что «целое всегда больше суммы составляющих
его частей». В рамках этой школы было
открыто много феноменов восприятия и
мышления.
Первая мировая
война стимулировала развитие прикладных
аспектов психологии, в первую очередь
— психодиагностики, так как армии
требовалось средство оценки возможностей
солдат. Разрабатываются тесты
[править] 1930—1940-е годы
В Германии приходят
к власти нацисты, вследствие чего многие
психологи (среди которых было немало
евреев) вынуждены эмигрировать в
США. Гештальтпсихология практически
прекращает своё существование, однако
К. Левин и последователи
Среди бихевиористов,
с одной стороны, начинаются попытки, сохраняя
естественно-научный фундамент, внести
в объяснение поведения внутрипсихические
переменные (Э. Толмен, К. Халл), с другой
стороны Б. Ф. Скиннер развивает «радикальный
бихевиоризм», развивая теорию оперантного
научения.
Ж. Пиаже публикует
результаты исследований мышления, в
которых были обнаружены сходные
типы ошибок у детей одного возраста,
которых уже практически не встречается
у более старших детей.
Активно развивается
психологическая и
Л. С. Выготский формулирует
основные принципы культурно-исторической
психологии, основанные на марксизме.
В рамках этого направления
Постановление 1936 года
«О педологических извращениях в
системе наркомпросов», ликвидировавшее
педологию, на несколько десятилетий практически
замораживает развитие психологической
науки в СССР.
Вторая мировая
война вызывает новый всплеск
активности психологов в области
прикладных технологий. Особое внимание
уделяется социальной психологии и
эргономике.
Основные
направления в
психологии XX века
В начале XX в. в психологии возникает кризисная ситуация: не дал заметных результатов метод интроспекции; не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи психических явлений с физиологическими, обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы. Попытки преодоления этого кризиса привели к формированию нескольких влиятельных школ (направлений) в психологической науке.
Информация о работе Основные направления в психологии XX века