Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 19:43, курсовая работа
Розничная торговая сеть представляет собой совокупность торговых объектов (магазинов и других пунктов продажи товаров). Она составляет основу материально-технической базы торговли. В розничной торговой сети завершается процесс обращения товаров и доведения их до непосредственных потребителей. Рациональное построение розничной торговой сети страны, выбор правильного направления ее развития определяется социальными, экономическими и организационными предпосылками. Актуальность данной темы курсовой работы обусловлена тем, что в наблюдающиеся последние годы со времени перехода к рынку, сдвиги: увеличение объема производства, повышение уровня занятости трудоспособного населения, рост социального обеспечения, расширение внешнеэкономической деятельности предъявляют качественно новые требования к торговому обслуживанию покупателей.
В 2009г.по сравнению с 2000г.уровень издержек обращения возрос на 10,77%, а в 2009г.по сравнению с 2005г.на 0,05%.
Численность работников в торговле в 2009г.по сравнению с 2000г.снизилась на 26,03%, а в 2009г.по сравнению с 2000г.увеличилась на 2,72%.
Производительность труда по товарообороту в 2009г.по сравнению с 2000г. увеличилась на 93593,45%, а с 2005 по 2009гг.на 117,72%.
Численность обслуживаемого населения за анализируемый период увеличилась на 4,53% и снизилась на 22,87% соответственно.
В 2009г.по сравнению с 2000г.товарооборот на 1 человека увиличился на 752,54%, а в по сравнению с 2005г.на 186,5%.
Так же наблюдается ускорение товарооборачиваемости в 2009г.по сравнению с 2000г.на 35,67%,а по сравнению с 2005г.на 23,33%.
Расходы на оплату труда с 2000 по 2009гг.увеличились на 49,51%,а с 2005 по 2009гг.на 8,36%.
Состояние материально-технической базы торговой организации должно соответствовать современным требованиям по состоянию торговых зданий, обеспеченностью площадями, уровню технического оснащения.
Основой материально-технической базы является торговая сеть. Структура и динамика развития розничной торговой сети системы потребительской кооперации Белкоопсоюза за три года представлены в таблице 4.2.
Таблица 3.2. Динамика предприятия розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь за 2000, 2005, 2009гг.
Показатели |
Годы |
Темпы изменения | ||||||||
2000 |
2005 |
2009 |
2009г. в % к 2000г. |
2009г. в % к 2005г. | ||||||
количество, ед. |
торговая площадь, кв.м |
количество, ед. |
торговая площадь, кв.м |
количество, ед. |
торговая площадь, кв.м |
количество, ед. |
торговая площадь, кв.м |
количество, ед. |
торговая площадь, кв.м | |
1. Продовольственные магазины |
3485 |
295,7 |
3475 |
284,7 |
3506 |
293,2 |
100,60 |
99,15 |
100,89 |
102,99 |
2. Непродовольственные магазины |
2038 |
358,9 |
1346 |
265,8 |
1587 |
283,1 |
77,87 |
78,88 |
117,90 |
106,51 |
3. Смешанные |
7965 |
560,2 |
6206 |
472,9 |
5485 |
429,5 |
68,86 |
76,67 |
88,38 |
90,82 |
4. Самообслуживание всего |
9080 |
х |
6760 |
х |
6555 |
х |
72,19 |
х |
96,97 |
Х |
в т.ч. продовольственные магазины |
1901 |
х |
1688 |
х |
2018 |
х |
106,15 |
х |
119,55 |
Х |
Непродовольственные магазины |
1765 |
х |
1206 |
х |
1436 |
х |
81,36 |
х |
119,07 |
Х |
5. Всего магазинов |
13488 |
12148 |
11027 |
1023,4 |
10578 |
1005,8 |
78,43 |
8,28 |
95,93 |
98,28 |
в т.ч.в сельской местности продовольственные магазины |
1771 |
х |
1818 |
х |
1687 |
х |
95,26 |
х |
92,79 |
Х |
Непродовольственные магазины |
1118 |
х |
573 |
х |
670 |
х |
59,93 |
х |
116,93 |
Х |
Смешанные |
7692 |
х |
6047 |
х |
5331 |
х |
69,31 |
х |
88,16 |
Х |
6. Палатки, ларьки |
974 |
х |
431 |
х |
273 |
х |
28,03 |
х |
63,34 |
Х |
7. Автомагазины |
429 |
х |
403 |
х |
548 |
х |
127,74 |
х |
135,98 |
Х |
8. Торговая площадь всех магазинов на 1000 человек обслуживаемого населения, кв.м. |
334 |
х |
207 |
х |
264,3 |
х |
79,13 |
х |
127,68 |
Х |
Приложение - Источник: собственная разработка на основе данных [15-17, c. 5-7].
В результате проведенного анализа динамики розничной торговой сети Белкоопсоюза видно, что в 2009г.по сравнению с 2000г.количество продовольственных магазинов увеличилось на 0,60% так же наблюдается снижение торговой площади на 0,85%. В 2009г.по сравнению с 2005г.количество магазинов увеличилось на 0,89%, а торговая площадь на 2,99%.
Количество непродовольственных магазинов уменьшилось на 22,13%, а торговая площадь на 21,12кв.м. за период с 2000 по 2009гг., а в 2009г.по сравнению с 2005г.увеличилось на 17,9%,а торговая площадь на 6,51%.
Так же в результате проведенного анализа было выявлено снижение количества смешанных магазинов и их торговой площади в 2009г.по сравнению с 2000г.на 31,14% и 23,33% соответственно. В 2009г.по сравнению с 2005г.по этим показателям наблюдается снижение на 11,62% и 9,18% соответственно.
Число магазинов самообслуживания в целом по Белкоопсоюзу в 2009г.по сравнению с 2000г.снизилось на 27,81%, в т.ч.произошло увеличение продовольственных магазинов на 6,15% и снижение непродовольственных магазинов на 18,64%. В 2005г.по сравнению с 2009г.так же наблюдается снижение числа магазинов самообслуживания на 3,03%,в т.ч.увеличение продовольственных магазинов на 19,55% и непродовольственных магазинов на 19,07%. Изменение торговой площади магазинов самообслуживания за анализируемый период не наблюдалось.
В целом по Белкоопсоюзу наблюдается снижение числа магазинов на 21,53% в 2009г.по сравнению с 2000г.и снижение торговой площади на 91,72%, в т.ч.продовольственных магазинов в сельской местности на 4,74%, непродовольственных магазинов на 40,07%, смешанных – 30,69%. В 2009г.по сравнению с 2005г.так же происходит снижение числа магазинов и торговой площади на 4,07% и 1,72% соответственно, в т.ч.продовольственных магазинов в сельской местности на 7,12%, увеличение непродовольственных магазинов на 16,93% и снижение смешанных магазинов на 11,84%.
Количество палаток, ларьков в 2009г.по сравнению с 2000г.снизилось на 71,93%,а в 2009г.по сравнению с 2005г.на 36,66%. Так изменение торговой площади за данный период не произошло.
Количество автомагазинов в 2009г.по сравнению с 2000г.увеличилось на 27,74%,а в 2009г.по сравнению с 2005г.на 35,98%.
Торговая площадь всех магазинов на 1000человек в целом по Белкоопсоюзом в 2009г.по сравнению с 2000г.уменьшилась на 20,87%,а в 2009г.по сравнению с 2005г.увеличилась на 27,68%.
Изучение количественной и качественной сторон розничной торговой сети потребительской кооперации позволяет определить состояние ее материально- технической базы.
Анализ материально- технической базы розничной торговой сети Республики Беларусь, в том числе потребительской кооперации начинают с изучения динамики и структуры торговой сети[7, с.120].
Динамика развития розничной торговой сети Республики Беларусь представлена в таблице 4.
Таблица 4.3 - Динамика розничной торговой сети Республики Беларусь за 2000 – 2009 гг.
Показатели |
Годы |
Отклонение (+;) |
2009 г. в % к 2000г. |
2009 г. в % к 2005г. | |||
2000 |
2005 |
2009 |
2009 г. от 2000г. |
2009 г. от 2005г. | |||
1.Число объектов розничной торговли (магазинов и палаток), тыс. ед. |
30,80 |
34,20 |
43,30 |
12,50 |
9,10 |
140,58 |
126,61 |
1.1. в т.ч. объектов розничной торговли (магазинов и палаток) потребкооперации,тыс.ед. |
14,50 |
11,50 |
10,90 |
-3,60 |
-0,60 |
75,17 |
94,78 |
1.2.доля объектов розничной торговли потребкооперации, % |
47,08 |
33,63 |
25,17 |
-21,90 |
-8,45 |
- |
- |
2.Число магазинов,тыс.ед. |
14,50 |
29,40 |
37,80 |
23,30 |
8,40 |
260,69 |
128,57 |
2.1. в т. ч. магазинов потребкооперации, тыс. ед. |
13,40 |
11,08 |
10,70 |
-2,70 |
-0,38 |
79,85 |
96,57 |
2.2. доля магазинов потребкооперации, % |
92,41 |
37,69 |
28,31 |
-64,11 |
-9,38 |
- |
- |
3. Торговая площадь магазинов, тыс. м2 |
2695,00 |
2856,30 |
3495,60 |
800,60 |
639,30 |
129,71 |
122,38 |
3.1. в т.ч.торговая площадь магазинов потребкооперации,тыс. м2 |
201,11 |
1034,90 |
1006,60 |
805,49 |
-28,30 |
500,53 |
97,27 |
3.2. доля торговой площади |
7,46 |
36,23 |
28,80 |
21,33 |
-7,44 |
- |
- |
Примечание - Источник: собственная разработка.
Число объектов розничной торговой сети в целом по республике за период с 2000 по 2009 год увеличилось на 12,50 тыс. ед. (40,58 %), из них в системе потребительской кооперации снизилось на 3,60 тыс. ед. (24,83%). За период с 2005 по 2009 год также наблюдается увеличение числа объектов розничной торговой сети на 9,10 тыс. ед. (26,61 %) и снижение числа объектов потребительской кооперации на 0,6 тыс. ед. (5,25%). Доля объектов розничной торговой сети потребительской кооперации в общем объеме в 2009 по сравнению с 2000 годом снизилась на 21,90%, а в 2009 году по сравнению с 2005- 8,45%. Однако, несмотря на снижение числа объектов розничной торговой сети потребительской кооперации тенденция увеличения розничных торговых объектов в целом по республике наблюдается по- прежнему (рис. 1.1).
Число магазинов в целом по республике в 2009 г. по сравнению с 2000 г. увеличилось на 23,30 тыс. ед. (160,69 %), а в 2009 по сравнению с 2005 г.- 8,40 тыс. ед. (28,57%). В том числе происходит снижение числа магазинов потребительской кооперации в 2009 г. по сравнению с 2000 г. и 2009 г. по сравнению с 2005 г. на 2,70 тыс. ед. (20,15%), 0,38 тыс. ед. (3,43%) соответственно. Доля магазинов потребительской кооперации в общем объеме магазинов в 2009 г. по сравнению с 2000 г. снизилась на 64,11 %, а в 2009 году по сравнению с 2005 г.- 9,38 %.
Торговая площадь магазинов в целом по республике в 2009 г. по сравнению с 2000 г. увеличилась на 800,60 тыс. кв. м (29,71%), в том числе магазинов потребительской кооперации увеличилась на 805,49 тыс. кв. м (400,53%). За период с 2009 г. по 2005 г. торговая площадь по республике увеличилась на 639,30 тыс. кв. м (22,38%), в том числе по потребительской кооперации снизилась – на 28,30 тыс. кв. м (2,73%). Доля торговой площади потребительской кооперации в общем объеме торговой площади в 2009 г. по сравнению с 2000 г. возросла на 21,33%, а в 2009 году по сравнению с 2005 г. снизилась на 7,44 %.
Таким образом, на увеличение количества розничных торговых объектов повлияли следующие факторы: уровень доходов населения, увеличение численности населения, внедрение новых технологий, застройка городов, вследствие чего происходит увеличение торговых площадей[14,c. 443,454],[15,с 441,454].
Мелкорозничная торговая сеть может временно заменять магазины в районах нового жилищного строительства или дополнять их деятельность. Так, палатки и павильоны играют существенную роль в период сезонной торговли плодоовощной продукцией[8, с. 362].
Таким
образом, изучение мелкой розницы
в потребительской кооперации
является необходимым при
Оценка состояния мелкой розничной торговли потребительской кооперации по областям за 2005- 2009 гг. произведен в таблице 4.4
Таблица 4.4 – Динамика численности мелкой розничной торговой сети потребительской кооперации по областям за 2000- 2009 гг.
Областные потребсоюзы |
Годы |
Отклонение (+;-) | ||||||||
2000 |
2005 |
2009 | ||||||||
2009 г. от 2000 г. |
2009 г. от 2005 г. | |||||||||
кол-во, ед. |
уд. вес, % |
кол-во, ед. |
уд. вес, % |
кол-во, ед. |
уд. вес, % |
по кол-ву, ед. |
по уд. весу, % |
по кол-ву, ед. |
по уд. весу, % | |
Брестский |
138 |
14,17 |
59 |
13,69 |
26 |
9,52 |
-112 |
-4,64 |
-33 |
-4,17 |
Витебский |
209 |
21,46 |
96 |
22,27 |
71 |
26,01 |
-138 |
4,55 |
-25 |
3,73 |
Гомельский |
136 |
13,96 |
62 |
14,39 |
45 |
16,48 |
-91 |
2,52 |
-17 |
2,10 |
Гродненский |
221 |
22,69 |
70 |
16,24 |
30 |
10,99 |
-191 |
-11,70 |
-40 |
-5,25 |
Минский |
157 |
16,12 |
75 |
17,40 |
55 |
20,15 |
-102 |
4,03 |
-20 |
2,75 |
Могилевский |
108 |
11,09 |
57 |
13,23 |
41 |
15,02 |
-67 |
3,93 |
-16 |
1,79 |
Предприятия Белкоопсоюза |
5 |
0,51 |
12 |
2,78 |
5 |
1,83 |
0 |
1,32 |
-7 |
-0,95 |
Итого по Белкоопсоюзу |
974 |
100,00 |
431 |
100,00 |
273 |
100,00 |
-701 |
0,00 |
-158 |
0,00 |