Розничная торговая сеть как составляющая часть материально-технической базы розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Розничная торговая сеть представляет собой совокупность торговых объектов (магазинов и других пунктов продажи товаров). Она составляет основу материально-технической базы торговли. В розничной торговой сети завершается процесс обращения товаров и доведения их до непосредственных потребителей. Рациональное построение розничной торговой сети страны, выбор правильного направления ее развития определяется социальными, экономическими и организационными предпосылками. Актуальность данной темы курсовой работы обусловлена тем, что в наблюдающиеся последние годы со времени перехода к рынку, сдвиги: увеличение объема производства, повышение уровня занятости трудоспособного населения, рост социального обеспечения, расширение внешнеэкономической деятельности предъявляют качественно новые требования к торговому обслуживанию покупателей.

Файлы: 1 файл

курсовая по оитт.docx

— 108.85 Кб (Скачать)

В 2009г.по сравнению с 2000г.уровень издержек обращения возрос на 10,77%, а в 2009г.по сравнению с 2005г.на 0,05%.

Численность работников в торговле в 2009г.по сравнению с 2000г.снизилась на 26,03%, а в 2009г.по сравнению с 2000г.увеличилась на 2,72%.

Производительность труда по товарообороту в 2009г.по сравнению с 2000г. увеличилась на 93593,45%, а с 2005 по 2009гг.на 117,72%.

Численность обслуживаемого населения за анализируемый период увеличилась на 4,53% и снизилась на 22,87% соответственно.

В 2009г.по сравнению с 2000г.товарооборот на 1 человека увиличился на 752,54%, а в по сравнению с 2005г.на 186,5%.

Так же наблюдается ускорение товарооборачиваемости в 2009г.по сравнению с 2000г.на 35,67%,а по сравнению с 2005г.на 23,33%.

   Расходы на оплату труда с 2000 по 2009гг.увеличились на 49,51%,а с 2005 по 2009гг.на 8,36%.

Состояние материально-технической базы торговой организации должно соответствовать современным требованиям по состоянию торговых зданий, обеспеченностью площадями, уровню технического оснащения.

Основой материально-технической базы является торговая сеть. Структура и динамика развития розничной торговой сети системы потребительской кооперации Белкоопсоюза за три года представлены в таблице 4.2.

 

Таблица 3.2. Динамика предприятия розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь за 2000, 2005, 2009гг.

 

Показатели

Годы

Темпы изменения

2000

2005

2009

2009г. в % к 2000г.

2009г. в % к 2005г.

количество, ед.

торговая площадь, кв.м

количество, ед.

торговая площадь, кв.м

количество, ед.

торговая площадь, кв.м

количество, ед.

торговая площадь, кв.м

количество, ед.

торговая площадь, кв.м

1. Продовольственные магазины

3485

295,7

3475

284,7

3506

293,2

100,60

99,15

100,89

102,99

2. Непродовольственные магазины

2038

358,9

1346

265,8

1587

283,1

77,87

78,88

117,90

106,51

3. Смешанные

7965

560,2

6206

472,9

5485

429,5

68,86

76,67

88,38

90,82

4. Самообслуживание всего

9080

х

6760

х

6555

х

72,19

х

96,97

Х

в т.ч. продовольственные магазины

1901

х

1688

х

2018

х

106,15

х

119,55

Х

Непродовольственные магазины

1765

х

1206

х

1436

х

81,36

х

119,07

Х

5. Всего магазинов

13488

12148

11027

1023,4

10578

1005,8

78,43

8,28

95,93

98,28

в т.ч.в сельской местности продовольственные магазины

1771

х

1818

х

1687

х

95,26

х

92,79

Х

 Непродовольственные  магазины

1118

х

573

х

670

х

59,93

х

116,93

Х

Смешанные

7692

х

6047

х

5331

х

69,31

х

88,16

Х

6. Палатки, ларьки

974

х

431

х

273

х

28,03

х

63,34

Х

7. Автомагазины 

429

х

403

х

548

х

127,74

х

135,98

Х

8. Торговая площадь всех  магазинов на 1000 человек обслуживаемого  населения, кв.м.

334

х

207

х

264,3

х

79,13

х

127,68

Х


Приложение - Источник: собственная разработка на основе данных [15-17, c. 5-7].

В результате проведенного анализа динамики розничной торговой сети Белкоопсоюза видно, что в 2009г.по сравнению с 2000г.количество продовольственных магазинов увеличилось на 0,60% так же наблюдается снижение торговой площади на 0,85%. В 2009г.по сравнению с 2005г.количество магазинов увеличилось на 0,89%, а торговая площадь на 2,99%.

Количество непродовольственных магазинов уменьшилось на 22,13%, а торговая площадь на 21,12кв.м. за период с 2000 по 2009гг., а в 2009г.по сравнению с 2005г.увеличилось на 17,9%,а торговая площадь на 6,51%.

Так же в результате проведенного анализа было выявлено снижение количества смешанных магазинов и их торговой площади в 2009г.по сравнению с 2000г.на 31,14% и 23,33% соответственно. В 2009г.по сравнению с 2005г.по этим показателям наблюдается снижение на 11,62% и 9,18% соответственно.

Число магазинов самообслуживания в целом по Белкоопсоюзу в 2009г.по сравнению с 2000г.снизилось на 27,81%, в т.ч.произошло увеличение продовольственных магазинов на 6,15% и снижение непродовольственных магазинов на 18,64%. В 2005г.по сравнению с 2009г.так же наблюдается снижение числа магазинов самообслуживания на 3,03%,в т.ч.увеличение продовольственных магазинов на 19,55% и непродовольственных магазинов на 19,07%. Изменение торговой площади магазинов самообслуживания за анализируемый период не наблюдалось.

В целом по Белкоопсоюзу наблюдается снижение числа магазинов на 21,53% в 2009г.по сравнению с 2000г.и снижение торговой площади на 91,72%, в т.ч.продовольственных магазинов в сельской местности на 4,74%, непродовольственных магазинов на 40,07%, смешанных – 30,69%. В 2009г.по сравнению с 2005г.так же происходит снижение числа магазинов и торговой площади на 4,07% и 1,72% соответственно, в т.ч.продовольственных магазинов в сельской местности на 7,12%, увеличение непродовольственных магазинов на 16,93% и снижение смешанных магазинов на 11,84%.

Количество палаток, ларьков в 2009г.по сравнению с 2000г.снизилось на 71,93%,а  в 2009г.по сравнению с 2005г.на 36,66%. Так изменение торговой площади за данный период не произошло.

Количество автомагазинов  в 2009г.по сравнению с 2000г.увеличилось на 27,74%,а в 2009г.по сравнению с 2005г.на 35,98%.

Торговая площадь всех магазинов на 1000человек в целом по Белкоопсоюзом в 2009г.по сравнению с 2000г.уменьшилась на 20,87%,а в 2009г.по сравнению с 2005г.увеличилась на 27,68%.

Изучение количественной и качественной сторон розничной торговой сети потребительской кооперации позволяет определить состояние ее материально- технической базы.

Анализ материально- технической базы розничной торговой сети Республики Беларусь, в том числе потребительской кооперации начинают с изучения динамики и структуры торговой сети[7, с.120].

 Динамика развития розничной торговой сети Республики Беларусь  представлена в таблице 4.

  Таблица  4.3 - Динамика розничной торговой сети Республики Беларусь за 2000 – 2009 гг.

 

Показатели

Годы

Отклонение  (+;) 

2009 г. в % к 2000г.

2009 г. в % к 2005г.

2000

2005

2009

2009 г. от 2000г.

2009 г. от 2005г.

1.Число объектов розничной торговли (магазинов и палаток), тыс. ед.

30,80

34,20

43,30

12,50

9,10

140,58

126,61

1.1. в т.ч. объектов розничной торговли (магазинов и палаток) потребкооперации,тыс.ед.

14,50

11,50

10,90

-3,60

-0,60

75,17

94,78

1.2.доля объектов розничной торговли потребкооперации, %

47,08

33,63

25,17

-21,90

-8,45

-

-

2.Число магазинов,тыс.ед.

14,50

29,40

37,80

23,30

8,40

260,69

128,57

2.1. в т. ч. магазинов потребкооперации, тыс. ед.

13,40

11,08

10,70

-2,70

-0,38

79,85

96,57

2.2. доля магазинов потребкооперации, %

92,41

37,69

28,31

-64,11

-9,38

-

-

3. Торговая площадь магазинов, тыс. м2

2695,00

2856,30

3495,60

800,60

639,30

129,71

122,38

3.1. в т.ч.торговая площадь магазинов потребкооперации,тыс. м2

201,11

1034,90

1006,60

805,49

-28,30

500,53

97,27

3.2. доля торговой площади магазинов  потребкооперации, %

7,46

36,23

28,80

21,33

-7,44

-

-


Примечание - Источник: собственная разработка.

Число объектов розничной торговой сети в целом по республике за период с 2000 по 2009 год увеличилось на 12,50 тыс. ед. (40,58 %), из них в системе потребительской кооперации снизилось на 3,60 тыс. ед. (24,83%). За период с 2005 по 2009 год также наблюдается увеличение числа объектов розничной торговой сети на 9,10 тыс. ед. (26,61 %) и снижение числа объектов потребительской кооперации на 0,6 тыс. ед. (5,25%). Доля объектов розничной торговой сети потребительской кооперации в общем объеме в 2009 по сравнению с 2000 годом снизилась на 21,90%, а в 2009 году по сравнению с 2005- 8,45%. Однако, несмотря на снижение числа объектов розничной торговой сети потребительской кооперации тенденция увеличения розничных торговых объектов в целом по республике наблюдается по- прежнему (рис. 1.1).

Число магазинов в целом по республике в 2009 г.  по сравнению с 2000  г. увеличилось на 23,30 тыс. ед. (160,69 %),  а в 2009 по сравнению с 2005 г.-  8,40 тыс. ед. (28,57%). В том числе происходит снижение числа магазинов потребительской кооперации в 2009 г. по сравнению с 2000 г. и 2009 г. по сравнению с 2005 г. на 2,70 тыс. ед. (20,15%), 0,38 тыс. ед. (3,43%) соответственно. Доля магазинов потребительской кооперации в общем объеме магазинов   в 2009 г. по сравнению с 2000 г. снизилась на 64,11 %, а в 2009 году по сравнению с 2005 г.- 9,38 %.

Торговая площадь магазинов в целом по  республике в 2009 г. по сравнению с 2000 г. увеличилась на 800,60 тыс. кв. м (29,71%), в том числе магазинов потребительской кооперации увеличилась на 805,49 тыс. кв. м (400,53%). За период с 2009 г. по 2005 г. торговая площадь по республике увеличилась на 639,30 тыс. кв. м (22,38%), в том числе по потребительской кооперации снизилась – на 28,30 тыс. кв. м (2,73%). Доля торговой площади потребительской кооперации в общем объеме торговой площади в 2009 г. по сравнению с 2000 г. возросла на 21,33%, а в 2009 году по сравнению с 2005 г. снизилась на 7,44 %.

Таким образом, на увеличение количества розничных торговых объектов повлияли следующие факторы: уровень доходов населения, увеличение численности населения, внедрение новых технологий, застройка городов, вследствие чего происходит увеличение торговых площадей[14,c. 443,454],[15,с 441,454].

Мелкорозничная торговая сеть может временно заменять магазины в районах нового жилищного строительства или дополнять их деятельность. Так, палатки и павильоны играют существенную роль в период сезонной торговли плодоовощной продукцией[8, с. 362].

 Таким  образом, изучение мелкой розницы  в потребительской кооперации  является необходимым при определении  состояния розничной торговой  сети потребительской кооперации.

Оценка состояния мелкой розничной торговли потребительской кооперации по областям за 2005- 2009 гг. произведен в таблице 4.4

 

Таблица 4.4 – Динамика численности мелкой розничной торговой сети потребительской кооперации по областям за 2000- 2009 гг. 

Областные потребсоюзы

Годы

Отклонение (+;-)

2000

2005

2009

2009 г. от 2000 г.

2009 г. от 2005 г.

кол-во, ед.

уд. вес, %

кол-во, ед.

уд. вес, %

кол-во, ед.

уд. вес, %

по кол-ву, ед.

по уд. весу, %

по кол-ву, ед.

по уд. весу, %

Брестский

138

14,17

59

13,69

26

9,52

-112

-4,64

-33

-4,17

Витебский

209

21,46

96

22,27

71

26,01

-138

4,55

-25

3,73

Гомельский

136

13,96

62

14,39

45

16,48

-91

2,52

-17

2,10

Гродненский

221

22,69

70

16,24

30

10,99

-191

-11,70

-40

-5,25

Минский

157

16,12

75

17,40

55

20,15

-102

4,03

-20

2,75

Могилевский

108

11,09

57

13,23

41

15,02

-67

3,93

-16

1,79

Предприятия Белкоопсоюза

5

0,51

12

2,78

5

1,83

0

1,32

-7

-0,95

Итого по Белкоопсоюзу

974

100,00

431

100,00

273

100,00

-701

0,00

-158

0,00

Информация о работе Розничная торговая сеть как составляющая часть материально-технической базы розничной торговли