Розничная торговая сеть как составляющая часть материально-технической базы розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Розничная торговая сеть представляет собой совокупность торговых объектов (магазинов и других пунктов продажи товаров). Она составляет основу материально-технической базы торговли. В розничной торговой сети завершается процесс обращения товаров и доведения их до непосредственных потребителей. Рациональное построение розничной торговой сети страны, выбор правильного направления ее развития определяется социальными, экономическими и организационными предпосылками. Актуальность данной темы курсовой работы обусловлена тем, что в наблюдающиеся последние годы со времени перехода к рынку, сдвиги: увеличение объема производства, повышение уровня занятости трудоспособного населения, рост социального обеспечения, расширение внешнеэкономической деятельности предъявляют качественно новые требования к торговому обслуживанию покупателей.

Файлы: 1 файл

курсовая по оитт.docx

— 108.85 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Розничная торговая сеть представляет собой совокупность торговых объектов (магазинов и других пунктов продажи товаров). Она составляет основу материально-технической базы торговли. В розничной торговой сети завершается процесс обращения товаров и доведения их до непосредственных потребителей. Рациональное построение розничной торговой сети страны, выбор правильного направления ее развития определяется социальными, экономическими и организационными предпосылками. Актуальность данной темы курсовой работы обусловлена тем, что в наблюдающиеся последние годы со времени перехода к рынку, сдвиги: увеличение объема производства, повышение уровня занятости трудоспособного населения, рост социального обеспечения, расширение внешнеэкономической деятельности предъявляют качественно новые требования к торговому обслуживанию покупателей.

Задача правительства в дальнейшем развитии предпринимательства в рамках стратегий - развитие торгового бизнеса, в том числе розничного. Именно хозяйственная деятельность торговых предприятий является привлекательным объектом для организации малого и среднего бизнеса, отсюда развитие торговой сети является необходимым условием нормализации экономики, снижения издержек потребления, повышения культуры торговли.

Ориентация экономики на потребителя создает хорошие условия для быстрого развития ритейла, особенно в сетевой форме. Успехи сетевого ритейла могут служить индикатором наступления новой эры в сфере организации потребителя – эры господства крупномасштабных розничных торговых сетей, способных соединять изобилие товаров и услуг с индивидуальными запросами каждого покупателя.

На рациональное развитие розничной торговой сети, ее построение и размещение большое влияние оказывает типизация объектов розничной торговли. Типизация способствует более рациональному управлению розничной торговой сети. Благодаря ей можно шире применять типовые решения по таким направлениям, как формирование товарного ассортимента, выбор торгово-технического оборудования, внедрение рациональной организации труда и т.д. К основным признакам, определяющим тип магазина, относятся ассортиментный профиль и размер торговой площади.

Так же одно из перспективных направлений совершенствования розничной торговли сети - ее специализация. Она способствует облегчению труда торговых работников и росту его производительности, более эффективному использованию материально- технической базы торговли и оказывает положительное влияние на уровень обслуживания покупателей. Специализация магазинов может осуществляться по товарному профилю, формам торгового обслуживания, функциональной роли.

Рыночные отношения требуют значительного усиления внимания к проблемам размещения розничной сети со стороны, как теоретических исследований, так и практики, т.к. это ведет к более точному учету влияния всех основных слагаемых, в том числе и факторов пространственного размещения розничной торговой сети (состав городской территории, размещение жилых районов, транспортных путей, деловых и культурных центров и т.п.), на экономические показатели деятельности торговых организаций.

На потребительском рынке Республики Беларусь все большее и большее влияние оказывают новые торговые форматы, торговые сети, имеющие высокую конкурентоспособность, обусловленную использованием инновационных технологий во всех направлениях их деятельности. Опыт стран Восточной Европы, в частности Польши, свидетельствует о необходимости проведения ряда мероприятий по подготовке отечественных торговых субъектов к работе в новых условиях. Для сохранения национальной торговли и обеспечению ее развития будет способствовать реализация на практике проблемы повышения рыночной стоимости активов торговых организаций.

В настоящее время состояние розничной торговли стран мира примерно одинаково. Все проблемы сегодня приобрели мировой масштаб. Поэтому нам необходимо обращать внимание на развитие зарубежной розничной торговли, которая все же имеет огромный опыт в этой области.

Цель курсовой работы заключается в отражении розничной торговой сети как составной части материально-технической базы розничной торговли. А для ее достижения поставлены следующие задачи:

    • определить значение розничной торговой сети в торговом обслуживании и охарактеризовать ее виды;
    • исследовать типизацию и специализацию розничной торговой сети и методические подходы к размещению розничной торговой сети;
    • оценить эффективности использования розничной торговой сети.

Для раскрытия цели и задач при написании курсовой работы были использованы как учебные, так и научные литературные источники. В работе были использованы такие учебные пособия, как «Организация и технология торговли»  С. Н. Виноградовой, О. В. Пигуновой, С. П. Гурской, Егорова В.Ф. и другие. При написании курсовой работы были использованы также статистический ежегодник «Республики Беларусь». В учебных пособиях «Организация и технология торговли»  С. Н. Виноградовой, О. В. Пигуновой, С. П. Гурской,  Егорова В. Ф. даны основные понятия розничной торговой сети, их классификация.  Благодаря своей актуальности в настоящее время для экономики Республики Беларусь, многочисленные научные статьи в периодической печати, освещающие данную тему, в достаточной степени раскрывают тему и ситуацию в нашей республике. Практически все экономические журналы содержат информацию на данную тему, что оказало помощь в написании данной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие розничной торговой сети, краткая характеристика ее видов

Розничная торговля представляет собой обширную сферу оперативно-организационной деятельности розничных торговых предприятий, направленной на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли. В связи с этим одной из характерных черт современной экономики является создание и широкое распространение сетей, сетевых продуктов.

Розничная торговая сеть – совокупность торговых объектов розничной продажи товаров. Она является составной частью материально-технической базы торговли и в ней завершается процесс обращения товаров, то есть с помощью розничной торговой сети товары, произведенные в промышленности и сельском хозяйстве, доводятся до потребителя [11, c.20].

Материально-техническая база торговли - совокупность всех средств труда, выступающих в форме собственных основных фондов, а также фондов других отраслей, используемых в торговле.

Торговый объект - имущественный комплекс, а также иное имущество, используемое для осуществления торговли, принадлежащие на праве собственности, праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или на ином законном основании юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям.

Розничный (торговый) объект - торговый объект, используемый для осуществления розничной торговли.

Ключевыми элементами (объекты, через которые осуществляется розничная торговля) торговой сети, являются: магазин, павильон, киоск, палатка, лоток, торговый автомат, автомагазин и другие.

Розничная торговая сеть имеет важное значение, т.к. в условиях рыночной экономики идет жесткая борьба за клиента, потребителя. Следовательно, для привлечения клиентуры в интересах предприятия как можно полнее удовлетворить спрос населения в товарах и услугах, а так же в их качестве. Этот факт является основной функцией торговой сети. Помимо нее сеть выполняет следующие функции:

    • закупка товаров у поставщиков;
    • организация завоза товаров в магазины;
    • приемка и хранение товаров;
    • подсортировка и подготовка к продаже;
    • продажа товаров населению и мелкооптовым покупателям и иные;
    • наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах и услугах.

Постоянное развитие и обновление розничной торговой сети, совершенствование ее структуры предусматривает соответствие основным требованиям, предъявляемым к розничной торговой сети:

    • реализация всевозрастающих масс товаров народного потребления с наименьшими затратами;
    • обеспечение высокой культуры торгового обслуживания;
    • сокращение издержек потребления, связанных с приобретением товаров;
    • взаимосвязь с развитием сети предприятия культурно-бытового  коммунального обслуживания населения;
    • учет принципов современного градостроительства.

        Об экономической эффективности  торговой сети можно судить  по таким показателям, как: общая  численность торговых объектов; количество торговых объектов и торговой площади, приходящихся на 1 тыс. человек; численность населения на одно торговый объект и на 1 м2 торговой площади; удельный вес специализированной торговой сети; средний размер торговой площади на один магазин; прибыль на 1 м2 торговой площади.

Социальная эффективность может определяться: средним радиусом обслуживания одним магазином; затратами времени покупателей на ожидание обслуживания; показателями завершенности покупки.

 О  количественном развитии розничной  торговой сети судят в основном  по показателю обеспеченности, выражающимся  размером торговой площади на 1 тыс. человек.

Качественное состояние розничной торговой сети определяется следующими показателями:

 

  • соотношением объектов и торговой площади по продовольственным и непродовольственным товарам;
  • удельным весом специализированных объектов в общем количестве;
  • удельным весом форм и методов продажи;
  • соотношением торговых площадей, используемых для реализации отдельных групп товаров;
  • соотношением торговой площади объектов, расположенных в отдельно стоящих и встроенных зданиях;
  • средним размером магазина.

Факторы, влияющие на развитие и состояние розничной торговой сети:

    • экономические (развитие производства товаров, транспорта, жилищного строительства, социально-культурной сферы рыночных отношений и т.п.);
    • социальные (объем доходов населения и покупательского спроса, объем и структура розничного товарооборота и т.п.);
    • градостроительные (размеры города, численность и плотность населения, размещение предприятий промышленности и социально-культурной сферы и т.п.);
    • транспортные (направления и интенсивность транспортных потоков).

В общем, розничная торговая сеть представляет собой совокупность торговых объектов и торговых единиц. Магазины, имеющие статус торгового объекта, должны обладать экономическими, организационными и правовыми признаками. Они наделены основными и оборотными средствами, состоят на хозяйственном расчете, имеют самостоятельный баланс, свою внутреннюю структуру, единое управление, пользуются правом юридического лица. Структурные подразделения торговых объектов объединены экономически. Их деятельность регламентируется уставом или положением. Таким образом, к магазинам – торговым объектам могут быть отнесены только крупные магазины, их объединения.

Что касается потребительской кооперации, то можно сказать, что торговая сеть имеет широкое распространение и представлена торговыми объектами различных типов. Основной причиной такого факта является то, что потребительская кооперация нацелена на обеспечение потребительскими товарами помимо городского населения и сельское население. А в настоящее время развитие села разноуровневое, поэтому розничная торговля осуществляется через разные типы торговых объектов, что и является одной из причин развития торговой сети. Так организация деятельности каждого типа торгового объекта отличает их друг от друга.

 Рыночные  отношения ведут к демонополизации розничной торговли и появлению торговых объектов различных форм собственности.

Что касается Беларуси, то с учетом особенностей торгового обслуживания населения розничная торговая сеть делится на: стационарную, полустационарную, передвижную, посылочную и электронную.

В обслуживании населения ведущую роль занимает стационарная сеть, к которой относят магазины.

Через магазины реализуется основная часть товаров. Они имеют наибольший удельный вес в общем количестве розничной торговой сети, и обеспечивает большую часть товарооборота. Размещают магазины в отдельно стоящих зданиях или на первом этаже жилых или администрационных помещений. Магазины имеют торговые залы и неторговые помещения, оснащаются соответствующим оборудованием. Такое положение обусловлено рядом преимуществ: в них концентрируется более широкий ассортимент товаров, используются прогрессивные методы продажи товаров, создаются оптимальные условия для хранения и подготовки товаров к продаже, расширяется возможность предоставления дополнительных услуг, внедрения современной технологии и механизации торговых процессов, улучшения условий труда, повышения культуры обслуживания населения. Основной недостаток стационарной торговой сети заключается в относительной удаленности ее от обслуживаемого населения.

Информация о работе Розничная торговая сеть как составляющая часть материально-технической базы розничной торговли