Типизация и специализация розничной торговой сети

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 08:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить основные характеристики розничных торговых сетей города Иркутска.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Во-первых, изучить теоретические аспекты функционирования розничных сетей.
Во-вторых, проанализировать деятельность розничных торговых сетей в Иркутске

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...1
Специализация и типизация розничной торговой сети…........…….…2
Специализация розничной торговой сети……………….…………….2
Типизация розничной торговой сети.………………………………….5
Анализ розничных торговых сетей г. Иркутска………...………….…..9

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 734.42 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Дисциплина: «Основы коммерческой деятельности»

Тема: «Типизация и специализация розничной торговой сети»

 

 

 

 

                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...1

  1. Специализация и типизация розничной торговой сети…........…….…2
    1. Специализация розничной торговой сети……………….…………….2
    2. Типизация розничной торговой сети.………………………………….5
  2. Анализ розничных торговых сетей г. Иркутска………...………….…..9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Розничная торговая сеть – это совокупность размещенных на определенной территории розничных торговых предприятий или торговых предприятий, находящихся под общим управлением.


Розничная торговая сеть призвана обеспечивать возможность покупателям совершать покупки товаров и получать услуги максимально удобно и быстро. Это достигается за счет предоставления широкого выбора из ассортимента представленных в розничной торговой сети товаров, а также близости расположения торговых точек, входящих в розничную торговую сеть, к месту работы или проживания потребителей. Розничная торговая сеть создается для осуществления закупок, транспортировки, хранения и продажи товаров, а также ведения финансовой и информационной, в том числе связанной с рекламой, деятельности. 



Цель данной курсовой работы – изучить основные характеристики розничных торговых сетей города Иркутска. 
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 
Во-первых, изучить теоретические аспекты функционирования розничных сетей. 
Во-вторых, проанализировать деятельность розничных торговых сетей в Иркутске. 
Объект исследования курсовой работы – розничные торговые сети города Иркутска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-1-

1. Специализация и типизация розничной торговой сети

1.1. Специализация розничной торговой сети

Одно из перспективных направлений совершенствования розничной торговли сети - ее специализация. Она способствует облегчению труда торговых работников и росту его производительности, более эффективному использованию материально-технической базы торговли и оказывает положительное влияние на уровень обслуживания покупателей. 
Необходимость специализации розничных торговых предприятий - следствие постоянного расширения ассортимента товаров, который нуждается в глубоком расчленении всей товарной массы на группы. В специализированных магазинах имеются лучшие условия для более тщательного изучения покупательского спроса, повышения квалификации торговых работников, покупателям предлагаются товары широкого ассортимента в пределах одной или нескольких товарных групп.  
В то же время чрезмерная специализация магазинов может отрицательно сказаться на торговом обслуживании населения, так как она может привести к территориальному удалению их от потребителей, что в свою очередь вызовет увеличение затрат времени на приобретение товаров.

Факторы, влияющие на специализацию торговых розничных сетей: 

    1. характер покупательского спроса (твердо сформированный или импульсивный спрос);
    2. степень сложности ассортимента (чем сложнее ассортимент, тем более узкая специализация возможна и целесообразна);
    3. размеры торговых предприятий (меньшие размеры требуют более узкой специализации);
    4. местные условия развития товарооборота;
    5. размеры помещений магазина;
    6. численность населения городов. 

По степени специализации магазины подразделяются на:

  1. узкоспециализированные — реализуют отдельные товары той или иной товарной группы (сорочки, носки, хлеб, молоко)

 

-2-

 

  1. специализированные — осуществляют продажу товаров одной товарной группы (обувь, ткани, рыба, кондитерские товары)
  2. комбинированные — имеют в ассортименте товары нескольких товарных групп, объединенных комплексностью спроса (мясо-рыба)
  3. универсальные — торгуют несколькими товарными группами (гипермаркет, универмаг детский мир, магазин-склад, универсам, гастроном);
  4. смешанные — реализуют различные группы продовольственных и непродовольственных товаров не образующих специализированных секций.
  5. неспециализированные магазины реализуют различные группы продовольственных и непродовольственных товаров, также не образующих специализированных секций (ТК, комиссионный магазин, товары для дома)

Специализация розничной торговой сети может осуществляться по 2 признакам: товарно-отраслевому и комплексности спроса.

Товарно-отраслевой признак

При специализации по товарно-отраслевому признаку деятельность магазинов ограничивается продажей товаров определенных групп или отраслей. Специализация магазинов, как правило, осуществляется по следующим товарным группам:

  1. предметы одежды, обуви, туалетные принадлежности, ткани, трикотаж,

галантерея, парфюмерия и т.д.; 

  1. предметы культурно-бытового назначения (писчебумажные, школьные, канцелярские, музыкальные, фото-, радио- и спортивные товары);
  2. предметы домашнего и хозяйственного обихода (мебель, электротовары, бытовые машины, хозяйственные товары и т.д.);
  3. предметы производственно-хозяйственного назначения (строительные товары, сельскохозяйственный инвентарь и т.п.);
  4. прочие (цветы, автомобили, топливо и т.д.).

Признак комплектности спроса

При специализации магазинов по комплексностиспроса ассортимент реализованных товаров формируется по потребительским комплексам (магазины "Товары для детей", "Товары для дома", "Сделай сам" и др.). 

 

 

-3-

Преимущество этой формы специализации заключается в том, что покупатели легче ориентируются в торговой сети города, меньше затрачивают времени на поиск нужных товаров, более полно удовлетворяется спрос.

Недостатки: значительно осложняется их деятельность по формированию ассортимента, воздействию на поставщиков, организации контроля качестваи в целом процесса продажи товаров. 
Удобна для покупателей и специализация на основе потребительских комплексов, так как позволяет совершить комплексную покупку в одном

магазине. Это могут быть товары для женщин, для детей, для дома и т.д.

В системе потребительской кооперации действуют в основном магазины,

специализированные на базе товаров нескольких групп родственных по своему потребительскому назначению (мясо - рыба - овощи, галантерея - трикотаж и т.п.), или широкой номенклатуры товарных групп 
(универмаги, универсамы), или ведущие торговлю продовольственными и непродовольственными товарами - "Товары повседневного спроса".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-4-

1.2. Типизация розничной торговой сети

Типизация розничной торговой сети - процесс унификации торговых объектов с учетом их специализации и величины торговой площади, позволяющий сократить затраты на их строительство, упорядочить ассортимент и обеспечить уровень обслуживания.

Под типизацией розничной торговой сети понимают отбор наиболее оптимальных технически совершенных и экономически эффективных типов торговых предприятий, подлежащих массовому распространению, сведение множества разнообразных по размерам и специализации магазинов к сравнительно небольшому их количеству.

Типизация даёт существенные преимущества в организации материально-технической базы торговли, способствует наиболее рациональному определению и размещению торговой сети на территории города или района, а также наиболее полному удовлетворению спроса населения и повышению культуры торговли.

 Процесс типизации  заключается в следующем: на основе  всестороннего изучения передового  опыта определяются объекты торговли, с экономической точки зрения  наиболее успешно работающие  и имеющие достаточно высокий  уровень культуры. Отобранные розничные  сети служат основой для создания  новых, более современных типов.

Основные признаки, определяющие типы торговых розничных сетей:

  1. ассортиментный профиль магазина
  2. мощность магазина (выраженная в размерах его торговых площадей)
  3. формы торгового обслуживания
  4. район деятельности магазина

Типизация товарного профиля заключается в установлении для магазина определённого ассортимента. В зависимости от этого магазины бывают универсальными, специализированными, комбинированными и комплексного ассортимента.

Типизация размеров сводится к определению торговой площади магазина на основе выявленного объема товарооборота или численности обслуживаемого населения. Магазины одного товарного профиля могут иметь несколько типовых размеров.

-5-

Например, типоразмеры  универсамов – 400, 650, 1000, 1500 м2 торговой площади. Это даёт возможность при организации магазина выбирать такой тип, который в наибольшей мере отвечает требованиям покупателей данного района и их численности.

Типизация форм торгового обслуживания покупателей заключается в выборе наиболее оптимальных форм обслуживания при реализации определенных товарных групп и обслуживании определенных контингентов населения (самообслуживание, через прилавок, по каталогам и по образцам)

Район деятельности магазина определяется с учётом частоты спроса на товары, затрат времени на покупку, требований покупателей к ассортименту, а также культуры торговли. По этому признаку магазины делятся на группы:

  1. магазины, реализующие товары первой необходимости, частого спроса (такие как Слата, Вулкан, О’кей, Копейка, Пятачок, Берег)
  2. магазины, реализующие товары сложного ассортимента, периодического и редкого спроса (такие как Класс маркет, Виноград, ДЕТИ, Мир Мебели)

Предприятие розничной торговли

Торговая площадь, м2, не менее

Ассортимент товаров

Формы торгового обслуживания

Вид

Тип

Универсальный магазин

Гипермаркет

5000

Универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров

Преимущественно самообслуживание

Универмаг

3500 – город

650 – сельская  местность

Универсальный ассортимент непродовольственных товаров

Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок

Универмаг «Детский мир»

2500

Универсальный ассортимент непродовольственных товаров для детей

Магазин – склад

650

Универсальный ассортимент продовольственных и (или) непродовольственных товаров

Самообслуживание, продажа товаров в торговом зале преимущественно из транспортной тары


 

-6-

 

Универсальный магазин

Универсам (Супермаркет)

400

Универсальный ассортимент продовольственных товаров; широкий ассортимент непродовольственных товаров частого спроса

Преимущественно самообслуживание

Гастроном

400

Универсальный ассортимент продовольственных товаров с преобладанием в нём гастрономии

Индивидуальное обслуживание через прилавок

Товары повседневного спроса

100

Универсальный ассортимент продовольственных товаров и непродовольственных товаров частого спроса

Преимущественно самообслуживание

Специализированный продовольственный магазин

Рыба, Мясо, Колбасные изделия, Хлеб, и т.д.

18

В соответствии со специализацией магазина

Самообслуживание, индивидуальное обслуживание через прилавок

Специализированный непродовольственный магазин

Хозяйственные товары, Электротовары, Мебель, Одежда, Обувь, и т.д.

18

В соответствии со специализацией магазина

Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок

Магазины прочей товарной специализации

Зоомагазин, Книги, Цветы, и т.д.

18

В соответствии со специализацией магазина

Неспециализированный продовольственный магазин

Мини - маркет

18

Узкий ассортимент продовольственных товаров, основные из которых хлеб, кондитерские изделия, гастрономия, алкогольные и безалкогольные напитки

Самообслуживание, индивидуальное обслуживание через прилавок

Неспециализированный непродовольственный магазин

Торговый комплекс, Торговый центр

1000

Товарные комплексы предметов туалета и гардероба для мужчин и женщин

Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок

Информация о работе Типизация и специализация розничной торговой сети