Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:52, курсовая работа
Сетью принято считать некоторое количество магазинов, торгующих одинаковым товаром (например, верхней одеждой), ориентированных на один класс покупателей (малообеспеченный, средний, с высокими доходами), имеющих единый ассортимент, цены и рекламную политику. Однако представляется, что сеть - это не просто набор из двух или двадцати магазинов, а, прежде всего, объединяющая их инфраструктура. Сила сети не в количестве розничных точек, а в том, что каждая из них эффективна, и эта эффективность поддерживается и усиливается инфраструктурой.
Содержание
Основным элементом рыночного хозяйства является товарное обращение. Развивается и формируется единая торговая система России, происходит качественное ее преобразование, поэтому необходимо ее изучение и анализ.
Сетью принято считать некоторое количество магазинов, торгующих одинаковым товаром (например, верхней одеждой), ориентированных на один класс покупателей (малообеспеченный, средний, с высокими доходами), имеющих единый ассортимент, цены и рекламную политику. Однако представляется, что сеть - это не просто набор из двух или двадцати магазинов, а, прежде всего, объединяющая их инфраструктура. Сила сети не в количестве розничных точек, а в том, что каждая из них эффективна, и эта эффективность поддерживается и усиливается инфраструктурой.
Также необходимо определить к какой из подотраслей отрасли товарное обращение относится данное предприятие.
Объектом исследования является предприятие непродовольственная сеть г. Санкт-Петербург и п.г.т Ленинградской области, а предметом исследования - хозяйственная деятельность непродовольственной сети.
Одной из самых главных задач предприятия является оценка положения предприятия как часть торговой сети, которая возможна при совокупности методов позволяющих определить состояние дел предприятия в результате анализа его деятельности на конечном интервале времени.
В работе с материалом используются различные методы экономических исследований: монографический, статистико-аналитический, экономико-математический, расчетно-конструктивный и другие.
Курсовая работа состоит из трех глав: теоретической, аналитической и проектной.
В первой главе раскрывается сущность отрасли товарное обращение и составных ее элементов (розничной торговли, оптовой торговли, общественного питания, транспорта, услуг). Эта глава предполагает изложение итогов самостоятельного изучения теоретических положений данной проблемы на основании литературных источников. В ней дается теоретическое обоснование будущих выводов, предложений, и обобщений, а также общая характеристика исследуемой проблемы.
Вторая глава - аналитическая. Она представляет аргументированные расчеты, предусмотренные планом работы. Эта часть работы представляет собой экономический анализ состояния дел на конкретном хозяйствующем субъекте. Глава построена на ретроспективном экономическом анализе состояния дел и среды бизнеса данного предприятия. В ней характеризуется динамика экономического процесса (движение товарно-денежного потока) в сравнении, определяются состояние проблемы, тенденции развития, место предприятия в пределах региона, выявляются причины и факторы, оказывающие воздействие на данное предприятие.
Третья глава содержит рекомендации, конкретные обоснования в области экономической деятельности. В этой главе представлена разработка эффективных процедур организации и планирование деятельности хозяйствующих структур. Она направлена на получение результата в виде законченных организационно-экономических мероприятий, имеющих всестороннее обоснование. Таким образом, здесь разрабатываются методы выхода из кризисной ситуации, описание приемов снижения излишних потерь, методы выявления резервов и т.п. Составляется прогноз объемов товарооборота товаров, повышения прибыли, снижения убытков. Это проводится на основе анализа данных второй главы.
Розничная торговля, осуществляемая посредством специальных предприятий-магазинов, где выставляется, размещается и продается товар посетителям.
Для нее характерно наличие специального помещения с торговыми и складскими площадями, торговым оборудованием, квалифицированного торгового персонала, помогающего покупателю совершить покупку.
Главное - двуединый и взаимодополняющий подход. С одной стороны, это тщательное всестороннее изучение рынка, спроса и вкусов покупателей, ориентация деятельности предприятия на эти требования, адресность реализуемой продукции. С другой стороны - активное воздействие на рынок и существующий спрос. Этим определяется основа деятельности предприятия, содержание его главных элементов и функций.
Магазины квалифицируют по ряду признаков, например по предлагаемому ассортименту товара (специализированные магазины, универсамы, универмаги, торговые комплексы, розничные предприятия услуг и др.), по их принадлежности (государственные, арендные, потребительские кооперативы, франшизы, частные и др.), по территориальному размещению (районные, городские и другие торговые центры).
К пунктам розничной торговли относятся и палатки, ларьки, киоски и другие. Предприятия (фирмы), оказывающие на коммерческих условиях различные услуги потребителям, относят к розничным предприятиям услуг - это рестораны, гостиницы, банки, авиакомпании, театры, парикмахерские, химчистки, прачечные, ремонтные службы и др.
Характеристика предприятий торговли по концентрации и месту расположения
В зависимости от уровня концентрации магазинов возможны следующие варианты:
групповое размещение торговых точек примерно одного профиля;
групповое размещение торговых точек разного профиля;
изолированное (удаленное) размещение предприятия торговли относительно других торговых точек.
Концентрация торговых предприятий в одном месте способствует привлечению большого числа покупателей. Однако изолированные магазины располагаются ближе к месту проживания или месту работы, поэтому они часто оказываются более удобными для покупателей.
В зависимости от места расположения различают:
центральное городское расположение (в деловом центре города);
центральное районное расположение (в деловом центре района города);
периферийное расположение магазинов;
в микрорайонах города, удаленных от центра города или центров административных районов.
Недостатком центрального размещения являются ограниченность пространства для строительства новых торговых комплексов, высокая плата за землю. Поэтому, крупные торговые центры (супермаркеты, гипермаркеты) часто строятся в периферийных микрорайонах, организовывая удобную связь с центром и другими районами города.
Ранее основными требованиями при размещении сети магазинов являлись сокращение издержек потребления, обеспечение высокого качества обслуживания и широкого выбора товаров в каждом торговом предприятии, достижение оптимальных экономических показателей их хозяйственной деятельности и высокой эффективности капиталовложений на строительство торговой сети.
При этом важными факторами, оказывающими существенное влияние на размещение магазинов, являлись величина и форма города (компактная, расчлененная, линейная, расчленено-линейная), функциональное зонирование городской территории, деление селитебной площади на планировочные и жилые районы, а также микрорайоны, этажность жилой застройки, городские транспортные связи, направление и интенсивность потоков движения.
В практике городской торговли сложились три основных принципа размещения розничной торговой сети: равномерное, групповое и ступенчатое (концентрическое).
При равномерном размещении торговой сети магазины одинакового товарного профиля располагаются в плане города в соответствии с плотностью населения, определяемой численностью жителей на 1 кв.м. жилой застройки. По этому принципу размещаются магазины, торгующие товарами массового, повседневного спроса и обслуживающие, в основном, постоянный контингент покупателей.
Групповое размещение торговой сети предполагает территориальное сближение магазинов различного товарного профиля, торгующих товарами, связанными между собой в спросе или взаимозаменяемыми. Этот принцип размещения торговой сети характерен для исторически сложившихся районов города, где создание комплекса различных специализированных магазинов позволяет сократить затраты времени населения на приобретение покупок. Целесообразно при отсутствии универсальных продовольственных магазинов в старых районах города территориально сближать различные специализированные магазины, торгующие в совокупности всеми группами продовольственных товаров.
Более широкое применение в 1980-е годы находит в городах ступенчатое или концентрическое размещение торговой сети, основанное на классификации товаров в зависимости от частоты спроса. С учетом этого первая ступень обслуживания включает предприятия, осуществляющие продажу товаров массового спроса, последующие ступени - предприятия, торгующие или только товарами периодического спроса и длительного пользования, или всеми товарами. Таким образом, район обслуживания крупного магазина широкого профиля или магазина узкой товарной специализации включает районы деятельности магазинов, торгующих товарами массового спроса.
В соответствии с этим принципом в городах рекомендовалось создавать три зоны обслуживания, соответствующие градостроительным единицам современного города. Основным торговым предприятием первой зоны обслуживания - микрорайонов - был продовольственный магазин самообслуживания. В некоторых микрорайонах дополнительно создавались непродовольственные магазины по продаже товаров массового спроса (галантерейных, канцелярских или хозяйственных).
Во второй зоне обслуживания - жилом районе - размещались магазины по продаже товаров периодического спроса. Как правило, это был небольшой районный универмаг или группа специализированных магазинов.
В третьей зоне обслуживания - центре города - размещались предприятия, торгующие в совокупности всеми товарами. Однако товары относительно редкого, эпизодического спроса должны были преобладать в ассортименте таких магазинов. Основным торговым предприятием этой зоны обслуживания был универмаг общегородского значения.
Практика трехступенчатого размещения торговой сети выявила ее существенные недостатки. В микрорайонах, например, создавались небольшие продовольственные магазины, что не обеспечивало широты ассортимента товаров и отражалось на качестве обслуживания населения. При этом магазины, как правило, размещались в глубине микрорайонов, что вызывало увеличение времени на приобретение покупок и исключало возможность попутно пользоваться их услугами покупателям других районов. Это не обеспечивало достижения оптимальных экономических показателей их деятельности.
Кроме того, отсутствие четкого разграничения между товарами периодического и редкого спроса приводило к распылению товаров сложного ассортимента между второй и третьей зонами обслуживания и как следствие этого - замедляло оборачиваемость товаров и увеличивало затраты времени населения на посещение магазинов.
В связи с этим Министерством торговли СССР была рекомендована новая двухступенчатая система размещения торговой сети, в соответствии с которой все предприятия торговли подразделяются на две группы:
предприятия жилой зоны, обслуживающие население по месту жительства в пределах пешеходной доступности;
предприятия общегородского значения, обслуживающие население города с учетом транспортной доступности.
В жилой зоне размещаются универсамы, район деятельности которых определяется допустимым временем пешеходной доступности в пределах 7-10 минут и ограничивается радиусом обслуживания до 500 м. при низкой плотности застройки допускается увеличение радиуса обслуживания до 700 м., и наоборот, в районах с особо холодным или жарким климатом, а также в городах со сложным рельефом или планировочными ограничениями возможно уменьшение предельного радиуса обслуживания до 500 м.
Сеть универсамов должна размещаться на территории города равномерно, с учетом плотности населения, на пути основных людских потоков вблизи остановок городского транспорта. При этом границы зон обслуживания универсамов могут не совпадать с границами микрорайонов. Каждый универсам может обслуживать не только население того микрорайона, в котором он размещен, но и прилегающих микрорайонов в пределах допустимого радиуса обслуживания.
В целях обеспечения комплексного обслуживания населения, экономии свободного времени трудящихся, повышения эффективности строительства и эксплуатации предприятий целесообразно размещать универсамы в торгово-бытовых центрах, в состав которых, кроме того, должны включаться предприятия общественного питания (столовые, кулинарные магазины) и бытовые предприятия (приемный пункт прачечной, химчистка, мастерские по ремонту обуви и другие). Подсчитано, что стоимость строительства магазинов в составе торгово-бытовых центров снижается по сравнению со строительством таких же предприятий в отдельно стоящих зданиях в среднем на 20-23%.