Развитие розничной сети

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:52, курсовая работа

Краткое описание

Сетью принято считать некоторое количество магазинов, торгующих одинаковым товаром (например, верхней одеждой), ориентированных на один класс покупателей (малообеспеченный, средний, с высокими доходами), имеющих единый ассортимент, цены и рекламную политику. Однако представляется, что сеть - это не просто набор из двух или двадцати магазинов, а, прежде всего, объединяющая их инфраструктура. Сила сети не в количестве розничных точек, а в том, что каждая из них эффективна, и эта эффективность поддерживается и усиливается инфраструктурой.

Файлы: 1 файл

курсовая развитие сети.doc

— 763.50 Кб (Скачать)

     Цикл совершенствования подразумевает развитие методик ведения бизнеса на базе ERP-системы и СМК. Сердцевиной цикла является бизнес-моделирование.

     Уровни бизнес-моделирования

     Связь методик и инструментов совершенствования деятельности предприятия реализуется на трех уровнях

  1. Концептуальное моделирование - для определения направления развития предприятия.
  2. Логическое моделирование - для описания деятельности предприятия CASE-средствами.
  3. Физическое моделирование - для формализации деятельности предприятия средствами ERP-системы (то есть для создания нормативной модели предприятия).

     Концептуальная модель является отраслевой моделью и, как правило, разрабатывается для предприятия внешним консультантом (обычно на основе эталонных моделей, предлагаемых поставщиками ERP-систем). В ней определяются основные направления развития предприятия через графическое представление передовой мировой практики (заключенной в стандарты ISO и ERP) и через определение несоответствий деятельности предприятия данной практике (на основе проведения сопоставительного анализа - benchmarking). Концептуальная модель подразумевает унификацию основных процессов предприятия в соответствии со стандартами ISO 9001: 2000 и ERP.

     Второй уровень бизнес-моделирования - логический - необходим для уточнения основных выводов, следующих из концептуальной модели. Логическая модель описывает деятельность предприятия посредством объектно-ориентированного проектирования (опираясь на методологию бизнес-моделирования RUP9 и нотации UML10 [2]). Цель логического моделирования - построить интегрированную модель деятельности предприятия, являющейся связующим звеном между бизнес-методиками и ERP-системой. Логическая модель позволяет спланировать, как нужно реорганизовать текущие способы выполнения процессов предприятия в желаемые - вплоть до каждого рабочего места. Данная реорганизация закрепляется с помощью регламентирующей документации СМК, сгенерированной из логической модели.

     Исходя из требований перехода предприятия на следующий уровень BPI логическая модель помогает детально ответить на следующие вопросы:

  • кто и где исполняет бизнес-функции (организационный аспект деятельности);
  • что перемещается в материальных и в связанных с ними информационных потоках (элементный аспект деятельности предприятия);
  • как предприятие выполняет бизнес-функции (функциональный аспект);
  • когда предприятие осуществляет бизнес-функции (динамический аспект);
  • какая информационная платформа (какие инструменты) необходима для поддержания бизнес-функций на предприятии.

     В рамках функционального аспекта описываются:

  • иерархическая структура процессов;
  • взаимодействие процессов (реализация процессного подхода).

     Процессы на предприятии определяются наличием конечного продукта (не обязательно материального), у которого есть потребитель и поставщик. Отношения "поставщик - потребитель" рассматриваются не только с внешними контрагентами, но и внутри предприятия. Для описания процессов предлагается использовать диаграммы пакетов (Packages) - универсальный механизм в UML для организации элементов в группы.

     Выделение процессов осуществляется с привлечением концептуальной модели. Здесь организуется следующая иерархия процессов: элементы стандарта ISO 9001: 2000 - 1-й уровень иерархии пакетов; подэлементы ISO - 2-й и 3-й уровни иерархии пакетов; унифицированные бизнес-процессы (описанные ERP-стандартом) - 4-й и 5-й уровни иерархии пакетов. Для каждого процесса (пакета в модели) описываются его цели и критерии достижения этих целей. Детальная стыковка процессов определяется через взаимодействие способов их выполнения (Use case) в отдельной папке, именуемой "Сценарии".

     В рамках организационного аспекта описываются:

  • организационная структура предприятия, включающая в себя иерархию подразделений, отделов, участков, должностей, рабочих мест;
  • топология предприятия: местоположения хранения складских запасов, рабочие центры выполнения операций, поточные линии.

     Для описания топологии и оргструктуры предприятия предлагается использовать диаграммы прецедентов (Use case), где отражается иерархия подчинения действующих лиц и организационных единиц. В рамках элементного аспекта описываются единицы материального, информационного и финансового потоков (единицы документооборота, товарооборота и финансовые инструменты) для каждого процесса предприятия.

     Составляющие элементного аспекта используются при описании текущих и желаемых способов выполнения процессов. Взаимодействие объектов (или документооборот для информационных объектов) одного и того же процесса зависит от конкретной ситуации и конкретного способа выполнения этого процесса. Для описания элементного аспекта предприятия предлагается использовать диаграмму классов (Class), а для отражения возможных состояний элементов - диаграмму состояний (State).

     В рамках динамического аспекта реализуется ситуационный подход:

  • определяются способы выполнения процесса в зависимости от конкретной ситуации, поскольку, как известно, процесс может быть реализован разными последовательностями действий. Процесс может выполняться несколькими способами, и выбор способа определяется конкретной ситуацией с привлечением того или иного ответственного лица. Описание каждого процесса включает диаграмму прецедентов (в трактовке диаграммы бизнес-сценариев), описывающую способы выполнения процессов и определяющую ответственных лиц, участвующих в выполняемых действиях. Для описания взаимодействия процессов (в специальной папке "Сценарии") также используются диаграммы сценариев (прецедентов), где кроме описания способов отражаются информационные и материальные объекты, являющиеся результатом выполнения процесса или использующиеся для его инициализации;
  • определяются взаимодействия организационного, элементного и функционального аспектов, то есть раскрывается способ выполнения процесса. Для этого предлагается использовать диаграммы деятельности (Activity), где отражается взаимосвязь процессов на предприятии с ERP-системой. (При описании действия указывается режим в ERP-системе, обеспечивающий выполнение данного действия.);
  • определяется документооборот (или товарооборот) между организационными единицами. Документооборот описывается для каждого способа выполнения процесса. Для описания взаимодействия документов и исполнителей предлагается использовать диаграммы кооперации (Collaborations).

     Законченная логическая модель (в среде Rational Rose) является базой данных для генерации методических и должностных инструкций в формате ISO 9001: 2000 с помощью генератора отчетов Rational SoDA. Шаблон для логической модели создается на базе стандарта ISO 9001: 2000, поэтому имеется возможность генерации из данной модели документации СМК 2-го и 3-го уровней.

     С помощью логической модели можно управлять реорганизацией процессов предприятия на основе синхронизированной работы ERP-системы и СМК. Модель позволяет предприятию более гибко подходить к изменениям в документации СМК и разрабатывать минимальное количество документов. В дальнейшем предприятие может использовать логическую модель для организации бизнес-портала, основная часть которого также генерируется из логической модели, и разместить его в интернете, предоставляя своему персоналу оперативный доступ к корпоративным знаниям. Для поддержания логической модели в актуальном состоянии необходимо, чтобы все задачи изменения способов выполнения процессов на предприятии решались с помощью существующей модели.

     В целях облегчения и ускорения процесса моделирования предлагается применять шаблон модели предприятия, созданный внешним консультантом. Использование шаблона обеспечивает интеграцию созданной модели и ERP-системы (внедряемой на предприятии), что гарантирует, во-первых, слаженную работу бизнес-аналитика и аналитика ИС, во-вторых, сокращение сроков разработки модели предприятия, а в-третьих, получение запланированного эффекта от моделирования и внедрения ERP-системы.

     В логической модели проектируются только те желаемые способы выполнения процессов, которые необходимы для перехода предприятия на вышестоящий уровень BPI. Например, если предприятие находится на уровне BPI "Хаос", то в логической модели будут отражаться способы организации деятельности предприятия по стандартам MRPII. Здесь мы пока не будем касаться методик, связанных с JIT или CSRP (хотя данные методики ведения бизнеса поддерживаются ERP-системой MFG/PRO), поскольку считаем, что совершенствование должно идти поэтапно и что предприятие не может "прыгнуть выше головы".

     Осуществить функционально-стоимостный анализ процессов предприятия в бизнес-модели (на концептуальном и логическом уровнях) можно только очень приближенно. Поэтому количественные оценки процессов предприятия предлагается выполнять на уровне физического моделирования. Под физическим моделированием понимается определение (нормирование) временных и стоимостных характеристик процессов предприятия в ERP-системе. На уровне физического моделирования разрабатывается нормативная модель предприятия. Нормативы и отклонения от заданных норм используются для оценки соответствия или несоответствия текущих способов выполнения процессов предприятия желаемым. От качества нормативной модели зависит качество внедрения и функционирования ERP-системы. Деятельность по совершенствованию процессов во многом является деятельностью по уточнению нормативов. ERP-система служит инструментом для достижения описанных в логической модели желаемых способов выполнения процессов предприятия, и с ее же помощью проводится оценка их эффективности и результативности.

     Реализация желаемых способов выполнения процессов (на базе ERP-системы) обеспечивает совершенствование деятельности предприятия, что приводит к следующим улучшениям:

  • к сокращению логистического цикла, то есть времени перемещения запасов от поставщика материалов к потребителю готовой продукции за счет:
  • сокращения страховых запасов материалов. Эти запасы формируются по причине того, что на предприятии не знают времени поставки материалов поставщиками. Нормирование времени поставки по элементам номенклатуры и по поставщикам, накопление статистики и выбор поставщика с учетом его надежности ведет к предсказуемости сроков поставок;
  • сокращения запасов товаров.

     Сокращение логистического и производственных циклов ведет к снижению складских запасов, а в целом - к сокращению коммерческого цикла на предприятии. Таким образом, ускоряется оборачиваемость оборотных средств предприятия.

     Рассмотренная методика трехуровневого моделирования предназначена для совершенствования деятельности предприятия и включает в себя:

  • определение источников роста потенциала и направлений улучшения деятельности предприятия (на концептуальном уровне);
  • формализованное описание совокупности способов выполнения процессов, использование которых на предприятии выведет его на вышестоящий уровень BPI (на логическом уровне);
  • апробацию и обкатку новых способов выполнения процессов (на физическом уровне);
  • закрепление (стандартизацию) желаемых способов выполнения процессов, если они дают положительный результат (с помощью генерации и одобрения документации СМК из логической модели).

     Эта методика базируется на практическом опыте, полученном при внедрении ERP-системы MFG/PRO на предприятиях Ленинградской области.

     Следовательно, необходимым условием успешного применения рассмотренных методов определения потребности в торгово-складской сети Гатчинского района является предварительная оценка и прогнозирование динамики демографических и социально-экономических показателей развития города или региона [12]. Все это должно учитывать то, что Гатчинский район хотя и располагает неплохим сельскохозяйственным потенциалом, но мало его использует. От сюда и снижение доходов населения района, невозможность купить более качественные товары. От сюда и необходимость приобретать товары не по месту жительства а у оптовых поставщиков, что ведет за собой лишние поездки населения в Петербург и на базы района.

     Кроме того нам кажется, что возможно создание единой сети с Гатчинским центральным универмагом и использование его опыта работы с населением применительно к жителям Гатчинского района.

     Нам так же представляется что в единую сеть Гатчинского района мог ли бы войти и молочный завод и коптильня и кондитерский цех. Тем не менее нельзя полностью отвергать и нельзя полностью использовать опыт потребительской сети эпохи социализма. Нужно видеть свое и вносить новое.

 

Заключение

Информация о работе Развитие розничной сети