Развитие розничной сети

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:52, курсовая работа

Краткое описание

Сетью принято считать некоторое количество магазинов, торгующих одинаковым товаром (например, верхней одеждой), ориентированных на один класс покупателей (малообеспеченный, средний, с высокими доходами), имеющих единый ассортимент, цены и рекламную политику. Однако представляется, что сеть - это не просто набор из двух или двадцати магазинов, а, прежде всего, объединяющая их инфраструктура. Сила сети не в количестве розничных точек, а в том, что каждая из них эффективна, и эта эффективность поддерживается и усиливается инфраструктурой.

Файлы: 1 файл

курсовая развитие сети.doc

— 763.50 Кб (Скачать)

     Основными предприятиями второй зоны обслуживания - зоны общегородского значения - являются универмаг, торгующий, в основном, товарами периодического спроса и длительного пользования, и магазин типа "Гастроном". Эти предприятия целесообразно размещать в составе торгового центра общегородского значения на одной из главных магистралей города, вблизи городского административно-общественного центра, у пересадочных транспортных узлов.

     Специализированные магазины, являющиеся предприятиями общегородского значения, могут размещаться как в административном центре города, так и на основных транспортных магистралях.

     Таким образом, непродовольственные товары сложного ассортимента, в основном, концентрируются в магазинах общегородского значения. В то же время продажа таких товаров массового спроса, как электротовары, канцелярские, игрушки сосредоточена в жилой зоне.

     В настоящее время постоянное развитие и обновление розничной торговой сети, совершенствование ее структуры требуют рационального размещения предприятий торговли. Они должны как можно ближе размещаться к населению, обеспечивая высокую эффективность капитальных вложений.

 

1.3 Факторы, влияющие на размещение торговых предприятий

 

     Решая вопросы размещения магазинов в городах, следует учитывать влияние градостроительных, транспортных, социальных и экономических факторов.

     В группу градостроительных факторов входят величина города, форма плана и функциональное зонирование его территории, плотность населения, размещение мест приложения труда, а также административных, культурных и спортивных центров.

     Транспортные факторы включают направление и интенсивность основных потоков движения общественного и индивидуального транспорта.

     К социальным факторам относят необходимость снижения затрат времени на посещение предприятий розничной торговли, достижение, высокого уровня торгового обслуживания.

     Экономические факторы - обеспечение необходимой эффективности капитальных вложений на развитие сети торговых предприятий и оптимального уровня их доходности.

     К основным принципам рационального размещения розничных торговых предприятий относятся равномерность и ступенчатость размещения магазинов.

     Групповое размещение означает необходимость территориального сближения магазинов разного товарного профиля с целью обеспечения удовлетворения комплексного спроса на товары. С учетом перечисленных принципов сложилась функциональная система размещения предприятий розничной торговли, в соответствии с которой вся сеть магазинов делится на предприятия местного и городского значения.

     Магазины местного значения, занимающиеся обеспечением населения основными продовольственными и непродовольственными товарами повседневного и частого спроса, размещают в жилой зоне города (микрорайонах, жилых комплексах и т.д.). Они обслуживают население в пределах пешеходной доступности. Магазины городского значения должны предоставлять населению возможность максимального выбора товаров и услуг. Магазины городского значения предназначены для обслуживания населения всего города.

     Удобным для населения городов является размещение магазинов в составе торговых центров, представляющих собой комплексы взаимосвязанных предприятий торговли, общественного питания, а также предприятий бытового и коммунального обслуживания, размещаемых в одном или сблокированных зданиях, объединенных в едином архитектурном ансамбле.

     Функциональная значимость каждого населенного пункта в общей системе расселения на территории административного района, намечаемые изменения в развитии поселений должны в первую очередь учитываться при решении вопросов перспективного развития и размещения розничной торговой сети.

     В условиях непрерывного расширения и обновления ассортимента товаров народного потребления покупатели не могут удовлетворить свои многообразные потребности в одном даже очень крупном магазине и пользуются услугами всех магазинов населенного пункта.

1.4 Методы размещения предприятий

 

     Размещение отраслевых комплексов, социальной инфраструктуры, а также хозяйства экономических районов характеризует систему территориальной организации народного хозяйства. Размещение предприятий является объектом территориального планирования, которое предусматривает разработку схем развития и размещение отраслей хозяйства, предприятий областей и экономических районов. На основе отраслевых и территориальных схем составляют генеральную схему размещения предприятий страны.

     В научных исследованиях территориальной организации народного хозяйства используется широкий спектр методов, среди которых ведущим является системный анализ. С его помощью можно сравнивать различные варианты решений проблем с усовершенствованием размещения торговли и выбирать для практического использования лучшие в интересах регионов и государства, в целом.

     Системный анализ делает возможным рациональное использование различной информации, даёт возможность чётко определить каждую проблему, выявить цель и выбрать наиболее эффективные методы её решения. Научная разработка экономико-математических методов не только расширила применение системного анализа размещения предприятий, но и придала целенаправленный и вариантный характер экономическим расчётам.

     В проектных разработках, при обосновании размещения предприятий наиболее распространенными являются экономические методы. Несложные балансовые расчёты производства и потребления товаров в районах принадлежат к приближённым методам, которые ещё называют традиционными. Сложные балансовые расчёты на ЭВМ принадлежат к точным или новым методам.

     Наиболее распространенным в планировании территориального хозяйства является балансовый метод. В предплановых исследованиях широко используется система материальных, финансовых и других балансов. Разрабатываются балансы трудовых ресурсов, денежных доходов и расходов населения, которые согласуются с товарными фондами, территориальные балансы мощностей строительных организаций, балансы местных строительных материалов, изделий металлообрабатывающей промышленности межотраслевого использования и др. Балансы подразделяют на отчётные и плановые. Научно-исследовательские учреждения постоянно проводят специальные исследования по совершенствованию региональной системы балансов. Особое значение имеют разработки отчётных межотраслевых балансов производства, распределения и потребления товаров в областях и экономических районах.

     Технико-экономические расчёты в основном применяются на проектной стадии обоснования размещения предприятий и территориального развития производства. Сравнительную эффективность разных вариантов районного размещения предприятий и комплексов определяют на основе расчёта поточных (себестоимости) и сравнения одноразовых (капитальных) затрат. При выборе мест размещения учитывают показатели материало-, энерго-, фондо- и трудоёмкости товаров. Особую роль играют показатели водоёмкости и транспортабельности товаров.

     Технико-экономические показатели анализов территориальной организации народного хозяйства рассчитывают определением размеров соответствующих затрат на производство единицы товаров. Затраты отдельных ресурсов и выпуск новой товаров целесообразно определять в стоимостном или в натуральном вычислении.

  1. Материалоёмкость торговли:
 

     Мм = Зм /Вг, 

     где Зм - затраты материалов, руб., т;

     Вг - годовой выпуск товаров, руб., шт., т.

  1. Энергоёмкость торговли:
 

     Эм = Зэ/ Вг, 

     где Зэ - затраты энергии, кВт/час.

  1. Трудоёмкость торговли:
 

     Тм = Зт/ Вг, 

     где Зт - затраты труда, человеко-часы.

  1. Водоёмкость торговли:
 

     Вм = Зв/ Вг, 

     где Зв - затраты воды, л.

  1. Фондоёмкость торговли:
 

     Фм = Сф/ Вг, 

     где Сф - стоимость основных фондов, руб.

  1. Капиталоёмкость сбыта:
 

     Км = Скв/ Вг, 

     где Км - стоимость капиталовложений на сооружение объекта, руб.

  1. Транспортабельность товаров:
 

     Тп = Зпр/ Вг, 

     где Зпр - затраты на перевозку товаров, руб.

  1. Себестоимость товаров:
 

     С = Сз + См + Зо, 

     где Сз - закупочная стоимость товара, руб.

     См - стоимость упаковочных материалов, топлива, энергии и других предметов труда и амортизационных отчислений, руб.;

     Зо - затраты на оплату труда и реализацию товаров, руб.

     При определении эффективности функционирования хозяйства предприятия используют систему стоимостных показателей: валовую и товарную продукцию, численность работников, производительность труда, стоимость основных производственных фондов, материальные затраты и капитальные вложения.

     Анализ территориальной организации хозяйств предусматривает использование экономико-статистических методов. Среди них наиболее распространенными являются вычисления индексов и средних величин, корреляционный анализ, группирование и графоаналитический метод.

     К традиционным методам анализа размещения предприятий принадлежат сравнительный способ изучения экономических и экономико-географических явлений, их конкретизация и генерализация. Заимствованным из экономической географии, который широко используется в прикладных разработках, является картографический метод. Экономическое картирование является наглядным и конкретным инструментом при исследовании территории, анализе особенностей размещения и взаимосвязи предметов и явлений. Особое значение имеет измерение экономических расстояний (по изолиниям тарифов на перевозку пассажиров и грузов), плотности населения. Определенный интерес представляют карты статистических поверхностей (плотности основных фондов в расчёте на 1 кв.км поверхности и на 1000 чел.), которые дают возможность установить взаимосвязи экономических явлений с местными условиями.

     При моделировании размещения торговли на перспективу довольно широко используют нормативный метод, роль которого важна и в рыночных условиях.

     Однако современные экономические явления и процессы, присущие территориальному размещению торговли, очень часто имеют массовый характер и обусловлены сложным комплексом причин. Потому анализировать их можно только при помощи точных количественных методов исследования, которые называются экономико-математическими методами. Сущность последних состоит в формализованном описании экономических явлений и процессов в виде соответствующих моделей - систем математических уравнений.

     Чаще используют два вида экономико-математических моделей - балансовые и оптимизационные Балансовые модели строят в виде систем шахматных таблиц, к ним относятся балансы затрат и выпуска товаров, капитальных вложений, трудовых затрат и природных ресурсов. Очень широко используются на практике межотраслевые и межрайонные балансы производства и распределения.

     Оптимизационные модели являются высшей формой технико-экономических расчётов. Их основное назначение - выбор оптимального варианта размещения не только предприятий и отраслей, но и территориально-производственных комплексов. В оптимизационных моделях условия задач и решения их могут быть представлены в табличной (матричной) или графической форме. Поскольку номенклатура готовой товаров в стране насчитывает более десятков миллионов единиц, которые производятся и потребляются в тысячах пунктах с присущими им технологиями и видами транспорта, количества связей, которые реально возникают в хозяйстве, может достичь астрономической цифры. Потому разработать модель развития и размещения предприятий в масштабах страны практически невозможно. В связи с этим следует использовать систему моделей.

Информация о работе Развитие розничной сети