Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 19:43, курсовая работа
Розничная торговая сеть представляет собой совокупность торговых объектов (магазинов и других пунктов продажи товаров). Она составляет основу материально-технической базы торговли. В розничной торговой сети завершается процесс обращения товаров и доведения их до непосредственных потребителей. Рациональное построение розничной торговой сети страны, выбор правильного направления ее развития определяется социальными, экономическими и организационными предпосылками. Актуальность данной темы курсовой работы обусловлена тем, что в наблюдающиеся последние годы со времени перехода к рынку, сдвиги: увеличение объема производства, повышение уровня занятости трудоспособного населения, рост социального обеспечения, расширение внешнеэкономической деятельности предъявляют качественно новые требования к торговому обслуживанию покупателей.
Полустационарная торговая сеть включает мелкорозничную сети, к которой относится: павильоны, палатки, киоски, а также торговые автоматы. В отличие от магазинов они не имеют торговых залов и сооружений из легких конструкций. Мелкорозничная торговая сеть обладает большой гибкостью, возможностью быстрого развертывания и максимального приближения к населению, не требует больших затрат при сооружении и эксплуатации, также дает возможность покупателям экономить время при покупке. Она дополняет сеть магазинов в период сезонной торговли овощами, фруктами, цветами, напитками. Но в силу всего остального имеет ряд недостатков: узкий ассортимент товаров, отсутствуют удобства для покупателей при выборе товаров, сложность в создании надлежащих условий для хранения товаров, неудобства в работе продавцов, высокая трудоемкость торгово-технологического процесса. Как самостоятельная сеть павильоны, палатки, киоски, ларьки используются для торговли табачными, кондитерскими изделиями, книжной, журнальной продукцией, газетами, мороженым.
Разновидностью мелкорозничной торговой сети являются торговые автоматы. Торговые автоматы могут быть использованы для продажи штучных, фасованных товаров, жидких продуктов, напитков в местах скопления людей: в школах, местах отдыха, на предприятиях, крупных фермах, на территориях рынков, центральных улицах и площадях городов и поселков.
Передвижная торговая сеть имеет важное значение при обслуживании сельского населения. Используется для обслуживания малых сел и деревень где нет стационарной торговой сети, а также в местах, где время от времени собирается большое количество людей (ярмарки, базар, выставки-продажи; места массового отдыха, сельскохозяйственных работ: посевные, уборочные; в местах заготовок; на железнодорожных станциях). Передвижная сеть подразделяется на развозную (автомагазины, судолавки) и разносную (продажа кондитерских, табачных изделий, мороженого, книг, газет и других товаров [5, c.670].
Розничная посылочная торговля осуществляется предприятиями-изготовителями, оптовыми базами, оптово-торговыми фирмами через почту. Это удобная для населения форма продажи товаров, и в перспективе она должна получить широкое развитие. Выбор товаров при такой форме их продажи осуществляется по специальным каталогам, выполняющим рекламную роль и имеющим всю необходимую информацию. Удовлетворение индивидуального заказа населения должно осуществляться в достаточно короткие сроки, точно в соответствии с требованиями заказчика, наложенным платежом.
Электронная торговля происходит в форме коммерческих сделок, основанных на производстве и передачи электронных данных (текст, звук, изображение) с помощью сети Internet. Через электронную торговую сеть (Internet -магазины) можно продавать практически все. Поэтому сеть таких магазинов в мире растет бурными темпами [8, c. 196].
Данные виды розничной торговой сети должны применяться в комплексе, т.к. они будут дополнять друг друга, что поспособствует повышению уровня торгового обслуживания, учесть условия труда и быта сельского населения.
Основными формами торговли являются:
Мы знаем, что главная задача розничной торговли заключается в наиболее полном удовлетворении потребностей потребителей, как в количестве товаров, так и в их качестве, а также в высоком уровне торгового обслуживания. Таким образом, любое развитие розничной торговой сети будет непосредственно влиять на жизнь населения. Так торговля в сети неотделима от оказания услуг - это: помощь продавца, гарантия надежности товара, бесплатная установка приобретаемой техники, скидки, кафе, кредит, дисконтная карта. Уменьшается эффективность чисто ценовой игры, возрастает значимость качества услуг и наличия новых продуктов, профессионализма сотрудников. При правильной организации сети возникает тенденция к снижению объема капитала, необходимого для поддержания постоянного роста объема продаж.
Развитие торговых сетей происходит в смешанных условиях социально-экономической среды, которые вызывают необходимость выбора оптимальных стратегий развития.
2 Типизация и специализация розничной торговой сети как элемента управления розничной торговой сетью.
Одним из важнейших условий повышения качества торгового обслуживания населения является специализация торговой сети.
Специализация - это форма разделения труда между торговыми объектами по розничной продаже отдельных групп товаров для наиболее полного удовлетворения спроса населения.
Специализация розничной торговой сети оказывает существенное влияние на все стороны организационно-хозяйственной деятельности магазинов, особенно на торговлю товарами культурно-бытового назначения, хозяйственного обихода и легкой промышленности.
Специализация розничной торговой сети имеет ряд преимуществ. Она способствует росту производительности труда, улучшению изучения требований покупателей к товару, повышение эффективности использования торговых площадей и оборудования, обеспечивает возможность предоставления покупателю широкого выбора товаров в пределах одной товарной группы или ее части.
Вместе с тем специализация имеет некоторые отрицательные стороны: уменьшается число предприятий, торгующих отдельными товарами, соответственно они территориально удаляются от покупателя. Это приводит к увеличению затрат времени на совершение покупки, ограничению возможности комплексного обслуживания населения.
Специализация розничной торговой сети в сельской местности обусловлена спецификой условий, в которых потребительская кооперация осуществляет торговую деятельность. На нее оказывают влияние особенности сельскохозяйственного труда, быта, расселения.
Относительно малая плотность сельского населения определяет и небольшие объемы товарооборота сельских магазинов, что ограничивает возможности специализации. Открытие специализированных магазинов в сельской местности должно быть экономически обоснованным.
Специализация розничной торговой сети может осуществляться по двум признакам: товарно-отраслевому и комплексности спроса.
При специализации по товарно-отраслевому признаку деятельность магазинов ограничивается продажей товаров определенных групп или отраслей. Специализация магазинов, как правило, осуществляется по следующим товарным отраслям:
1) предметы одежды, обуви, туалетные принадлежности. Сюда входят ткани, обувь, трикотаж, галантерея, парфюмерия и т.д.;
2) предметы культурно-бытового назначения (писчебумажные, школьные, канцелярские, музыкальные, фото-, радио- и спорт товары);
3) предметы
домашнего и хозяйственного
4) предметы производственного назначения (строительные, химико-москательные товары, сельскохозяйственный инвентарь и т.п.);
5) прочие (цветы, автомобили, топливо и т.д.).
По степени специализации магазины подразделяются на:
узкоспециализированные – реализуют отдельные товары той или иной товарной группы (сорочки, носки, хлеб, молоко);
специализированные – осуществляют продажу товаров одной товарной группы (обувь, ткани, рыба, кондитерские товары);
комбинированные – имеют в ассортименте товары нескольких товарных групп, объединенных комплексностью спроса (галантерея-парфюмерия, мясо-рыба, овощи-фрукты);
универсальные – торгуют несколькими товарными группами (Дом торговли, универмаг).
Неспециализированные магазины реализуют различные группы продовольственных или непродовольственных товаров, также не образующих специализированных секций (магазины «Продукты», «Промтовары»).
Товары сложного ассортимента (одежда, товары культурно- бытового назначения), имеющие в пределах товарной группы большое разнообразие фасонов, моделей, марок, видов, требуют более узкой специализации. В то же время комплексность спроса, особенно на предметы домашней обстановки, одежды, требует создания крупных комбинированных и универсальных магазинов.
При специализации по комплексности спроса ассортимент реализуемых товаров формируется по потребительским комплексам (магазины «Товары для детей», «Товары для дома», «Сделай сам» и др.). Преимущество этой формы специализации заключается в том, что покупатели легче ориентируются в торговой сети города, меньше затрачивают времени на поиск нужных товаров, более полно удовлетворяется спрос.
Однако необходимо отметить, что специализация магазинов по комплексности ассортимента значительно осложняет их деятельность по формированию ассортимента, воздействию на поставщиков, организации контроля качества и в целом процесса продажи товаров. Исследования показывают, что для предложения покупателям минимального ассортимента готового платья требуется не менее 1400 м2 торговой площади, а даже в универмагах для этой товарной группы отводится в десятки раз меньшая площадь.
Именно по этим причинам в Номенклатуре типов магазинов число основных типов магазинов комплексного ассортимента сужено до нескольких единиц (магазины по торговле детскими товарами, «Сделай сам», «Товары для спорта и туризма»).
Перспективными направлениями специализации розничной торговой сети в нашей стране и за рубежом являются:
в продовольственной торговле – существенное повышение роли универсамов, расширение сети плодоовощных и непродовольственных товаров повседневного спроса;
в непродовольственной торговле – возрастание роли универмагов, домов торговли и крупных специализированных магазинов в сочетании с сетью небольших узкоспециализированных магазинов с углубленным ассортиментом товаров, а также создание сети магазинов комплексного ассортимента (для садоводов, спортсменов, для рукоделия и т.п.).
Существует три основных метода определения уровня специализации розничной торговой сети:
В первом случае уровень специализации определяется как отношение количества специализированных магазинов Кс к общему их количеству Ко:
К1= (Кс/Ко)*100%.
Определенный таким образом уровень специализации не в полной мере отражает процесс специализации, так как исследуемые магазины неоднородны по размерам торговых площадей и товарообороту.
Во втором случае уровень специализации К2 может быть определен как отношение товарооборота специализированных магазинов Тс к общему товарообороту То:
К2=(Тс/То)*100%. (2.2)
И, наконец. Более точный метод заключается в определении уровня специализации К3 как отношения торговой площади специализированных магазинов и секций Пс к общей торговой площади По:
К3=(Пс/ По)*100%. (2.3)
На уровень специализации влияет ряд факторов:
характер покупательского спроса (твёрдосформированный или импульсивный спрос);
степень сложности ассортимента (чем сложнее ассортимент, тем более узкая специализация возможна и целесообразна);
размеры торговых предприятий (меньшие размеры требуют более узкой специализации);
местные условия развития товарооборота;
размеры помещений магазина;
численность населения города.
Типизация – это процесс унификации торговых объектов с учетом их специализации и размера торговой площади.
Типизация имеет весьма существенное социально-экономическое значение для рациональной организации розничной торговой сети и позволяет обеспечить лучшую управляемость торговой сетью. Она является необходимым условием для унификации торгово-технологических процессов и внедрения типовых наборов торгового оборудования и инвентаря (например, комплектов оборудования для универсама).