Розничная торговая сеть как составляющая часть материально-технической базы розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Розничная торговая сеть представляет собой совокупность торговых объектов (магазинов и других пунктов продажи товаров). Она составляет основу материально-технической базы торговли. В розничной торговой сети завершается процесс обращения товаров и доведения их до непосредственных потребителей. Рациональное построение розничной торговой сети страны, выбор правильного направления ее развития определяется социальными, экономическими и организационными предпосылками. Актуальность данной темы курсовой работы обусловлена тем, что в наблюдающиеся последние годы со времени перехода к рынку, сдвиги: увеличение объема производства, повышение уровня занятости трудоспособного населения, рост социального обеспечения, расширение внешнеэкономической деятельности предъявляют качественно новые требования к торговому обслуживанию покупателей.

Файлы: 1 файл

курсовая по оитт.docx

— 108.85 Кб (Скачать)

Приложение - - Источник: собственная разработка на основе данных [15-17,c. 6].

 

Из таблицы 4.4 видно, что количество объектов мелкой розничной торговой  сети по Брестскому облпотребсоюзу в 2009 г. по сравнению с 2000 г. снизилась на 112 единиц, а в 2009 г. по сравнению с 2005 г. на 33единицы. Доля объектов Брестского облпотребсоюза в общем количестве объектов Белкоопсоюза в 2009 г. по сравнению с 2000 г.  снизилась на 4,64%, а в 2009 г. по сравнению с 2005 г. на 4,17.

Количество объектов мелкой розничной торговой  сети по Витебскому облпотребсоюзу в 2009 г. по сравнению с 2000 г. снизилась на 138 единиц, а в 2009 г. по сравнению с 2005 г. на 25 единиц. Доля объектов Витебского облпотребсоюза в общем количестве объектов Белкоопсоюза в 2009 г. по сравнению с 2000 г.  увеличилась на 4,55%, а в 2009 г. по сравнению с 2005 г.  увеличилась на 3,73%.

Количество объектов мелкой розничной торговой  сети по Гомельскому облпотребсоюзу в 2009 г. по сравнению с 2000 г. снизилась на 91 единицу, а в 2009 г. по сравнению с 2005 г. на 17 единиц. Доля объектов Гомельского облпотребсоюза в общем количестве объектов Белкоопсоюза в 2009 г. по сравнению с 2000 г.  увеличилась на 2,52%, а в 2009 г. по сравнению с 2005 г.  увеличилась на 2,10.

В Гродненском облпотребсоюзе количество объектов мелкой розничной торговой  сети в 2009 г. по сравнению с 2000 г. снизилась на 191 единицу,  а в 2009 г. по сравнению с 2005 г. на 40 единиц. Доля объектов Гродненского облпотребсоюза в общем количестве объектов Белкоопсоюза в 2009 г. по сравнению с 2000 г.  снизилась на 11,70 %, а в 2009 г. по сравнению с 2005 г.  снизилась на 5,25%.

По Минскому облпотребсоюзу в 2009 г. по сравнению с 2000 г. наблюдается снижение числа объектов мелкой розничной торговой сети на 102 единицы, а в 2009 г. по сравнению с 2005 г. на 20 единиц. Доля объектов Минского облпотребсоюза в общем количестве объектов Белкоопсоюза в 2009 г. по сравнению с 2000 г.  увеличилась на 4,03%, а в 2009 г. по сравнению с 2005 г.  увеличилась на 2,75%.

По Могилевскому облпотребсоюзу в 2009 г. по сравнению с 2000 г. наблюдается снижение числа объектов мелкой розничной торговой сети на67 единиц, а в 2009 г. по сравнению с 2005 г.- на 16 единицу. Доля объектов Могилевского облпотребсоюза в общем количестве объектов Белкоопсоюза в 2009 г. по сравнению с 2000 г.  увеличилась на 3,93%, а в 2009 г. по сравнению с 2005 г.  увеличилась на 1,79%.

Количество объектов предприятий Белкоопсоюза в 2009 г. по сравнению с 2000 г. изменения не наблюдалось, а в 2009 г. по сравнению с 2005 г. снизилась на 7 единиц. Доля предприятий Белкоопсоюза в общем количестве объектов Белкоопсоюза в 2009 г. по сравнению с 2000 г.  увеличилась на 1,32%, а в 2009 г. по сравнению с 2005 г.  снизилась на 0,95.

В целом по Белкоопсоюзу количество объектов мелкой розничной торговой сети в 2009 г. по сравнению с 2000 г. снизилась на 701 единицу,  а в 2009 г. по сравнению с 2005 г на 158 единиц.

Оценка состояния розничной торговой сети потребительской кооперации за 2005 – 2009 гг. представлена в таблице 4.5.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4.5 - Оценка состояния розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь за 2005- 2009 гг.

Показатели

Годы

Отклонение (+;-)

2000

2005

2009

2009 г. от 2000 г.

2009 г. от 2005г.

1. Обеспеченность населения торговой  площадью, м2 на 1000 жителей

         

- в целом по Республике Беларусь

269,77

292,92

368,73

98,96

75,81

- по системе потребкооперации

20,62

106,13

106,18

85,56

0,05

2. Коэффициент плотности торговой  сети по количеству магазинов

         

- в целом по Республике Беларусь

1,451

1,879

2,859

1,41

0,980

- по системе потребкооперации

1,341

1,136

1,129

-0,21

-0,008

3. Коэффициент плотности торговой  сети относительно территории

         

- в целом по Республике Беларусь

6,985

14,162

18,208

11,22

4,046

- по системе потребкооперации

6,455

5,337

5,154

-1,30

-0,183

4. Средний размер магазина по  торговой площади, м2

         

- в целом по Республике Беларусь

185,86

99,42

91,85

-94,02

-7,58

- по системе потребкооперации

201,12

93,40

94,07

-107,04

0,67

5. Средний радиус действия магазина, км

         

- в целом по Республике Беларусь

2,12

1,89

1,55

-0,57

-0,34

- по системе потребкооперации

2,20

2,35

2,47

0,26

0,12


Примечание - Источник: собственная разработка.

 В результате проведенного анализа, из таблицы 4.5 видно, что обеспеченность населения торговой площадью в целом по Республике в 2009 г. по сравнению с 2005 г. увеличилась на 75,81 кв. м, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. – на 20,33 кв. м. По системе потребительской кооперации произошло увеличение данного показателя в 2009 г. по сравнению с 2005 г. на 0,05 кв. м, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. – на 0,29 кв. м.

Коэффициент плотности торговой сети по количеству магазинов по РБ в 2009 г. по сравнению с 2005 г. увеличился на 4,046, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 1,445. В системе потребительской кооперации за аналогичные периоды происходит снижение данного показателя на 0,183 и 0,048 соответственно. Снижение данного показателя показывает, что по системе потребительской кооперации происходит снижение количества магазинов в расчете на 1000 жителей.

В 2009 г. по сравнению с 2005 г. коэффициент плотности торговой сети относительно территории в целом по Республике Беларусь снизился на 0,095, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. возрос на 0,004. По системе потребительской кооперации произошло снижение данного показателя в 2009 г. по сравнению с 2005 г. на 0,008 кв. м, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. – на 0,011 кв. м.

Средний размер магазинов в 2009 г. по сравнению с 2005 г. в целом по Республике Беларусь уменьшился на 4,68 кв. м., а в 2009 г. по сравнению с 2008г. – на 2,56 кв. м. По системе потребительской кооперации наблюдается увеличение среднего размера магазинов в 2009 г. по сравнению с 2005 г. на 0,67 кв. м., а в 2009 г по сравнению с 2008 г. – на 1 кв. м.

По системе потребительской кооперации наблюдается увеличение радиуса действия магазина в 2009 г. по сравнению с 2005 г. на 0,12 км, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г.- на  0,01 км. В целом за аналогичный период по Республике Беларусь наблюдается снижение радиуса действия магазина на 0,18 км и 0,06 км соответственно.

Таким образом, проведенная оценка состояния розничной торговой сети потребительской кооперации по основным качественным  показателям торгового обслуживания  продемонстрировала, что в системе потребительской кооперации происходит увеличение обеспеченности населении торговой площадью, увеличение количества автомагазинов, развитие прогрессивных методов продаж, и т. д. Однако при все положительных тенденциях имеются и следующие негативные моменты: снижение числа розничных торговых объектов, в том числе мелкорозничной сети, за счет строительства сети дискаунтеров, гипермаркетов, супермаркетов и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В условиях усиления конкуренции и меняющейся конъюнктуры рынка, а так же изменение потребностей населения, в силу роста благосостояния, важное значение приобретает совершенствование организации и технологии торговли, что влияет на развитие розничной торговой сети.

Розничная торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и времени, приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора из широкого и глубокого ассортимента, недалеко от места работы и жилья, в удобном количестве. Также повышается культура обслуживания населения, создаются максимальные удобства для покупателей.

На активное развитие торговых сетей повлияло их значение как для покупателей, что выражается в удобстве выбора и широком ассортименте качественного товара, так и для организаторов сетевого бизнеса, где снижены транспортные затраты, расходы на стимулирование продаж, а так же способствует заключению выгодных договоров на поставку товара – все это облегчает маневренность бизнеса.

Виды торговой сети способствуют рациональному построению розничной торговой сети. Стационарная сеть обладает рядом преимуществ, но при этом основным недостатком является ее относительная удаленность от обслуживаемого населения. Полустационарная сеть, включающая мелкорозничную торговлю и торговлю через автоматы, исключает недостаток удаленности, и обладает рядом преимуществ. Передвижная сеть способствует организации торговли в тех местах, где отсутствует сеть магазинов, автоматов, палаток, ларьков и подразделяется на развозную и разностную. Посылочная торговля, как правило, осуществляет продажу товаров достаточного ассортимента либо через почтовые отделения, либо через универмаги, книжные магазины. И в настоящий момент широкое применение приобрела электронная торговля, через которую реализуют любой возможный товар.

Необходимым условием для унификации торгово-технологических процессов и внедрения типовых наборов торгового оборудования и инвентаря является типизация, которая так же является элементом регулирования розничной торговой сети. Благодаря ей можно шире применять типовые решения по таким направлениям, как формирование товарного ассортимента, выбор торгово-технического оборудования, внедрение рациональной организации труда и т.д. В процессе типизации устраняется излишнее многообразие магазинов, создаются условия для рационального построения торговой сети и более эффективного ее использования, унификация строительных конструкций, индустриализация строительства.

Так же повышение качества торгового обслуживания зависит от специализации торговой сети. Специализация в торговле – процесс эволюционный. В связи с ростом благосостояния населения появилась необходимость удовлетворить комплекс требований одновременно, что потребовало универсализации сети, отказ от резкого разделения торговли продовольственными и непродовольственными товарами. Тенденция к универсализации определена качественными изменениями в спросе, стремлением удовлетворить разнообразный и растущий спрос с наименьшими затратами средств и времени.

Переход торговли к рыночным отношениям требует значительного усиления внимания к проблемам размещения розничной сети со стороны как теоретических исследований, так и практики, т.к. это ведет к более точному учету влияния всех основных слагаемых, в том числе и факторов пространственного размещения розничной торговой сети (состав городской территории, размещение жилых районов, транспортных путей, деловых и культурных центров и т.п.), на экономические показатели деятельности торговых предприятий. Основным принципам рационального размещения розничных торговых предприятий является равномерность и ступенчатость размещения магазинов.

Важное значение имеет оценка сервиса в розничной торговле покупателей, сравнивающих свое восприятие предоставленных им услуг с тем, что они ожидали увидеть. Если желания и действительность совпадают, они испытывают удовлетворение. Если сервис оказывается хуже или требования покупателей возрастают, а уровень сервиса остается неизменным, то общий уровень удовлетворенности покупателей снижается и покупатели испытывают разочарование. Такой исход снижает экономические показатели торговли и может быть вплоть до того, что произойдет ликвидация торгового объекта. Любое действие в этой области имеет свое отражение в процессе реализации товаров.

Одной из наиболее существенных тенденций в развитии торговой сети за рубежом является усиление процесса концентрации капитала в розничной торговле. Процесс концентрации капитала проявляется, главным образом, в систематическом сокращении численности магазинов. Наиболее интенсивно этот процесс идет в США, ФРГ и других странах, где наблюдается непрерывное вытеснение мелких магазинов крупными и снижение доли мелких торговцев в товарообороте. Другой характерной особенностью концентрации капитала в розничной торговле является укрупнение размеров предприятий, что проявляется в быстром росте количества торговых центров.

Концепции развития розничной торговой сети за рубежом основываются на общих идеях и направлениях формирования ассортимента и торгового сервиса, что предусматривает создание единообразного внешнего вида магазинов, использование одинаковых планировок торгового зала и размещение в нем товаров и торгового оборудования, единые методы продаж.

В странах Западной Европы получили развитие различного рода торговые цепи. Главная роль в них отводится продовольственным магазинам самообслуживания с сопутствующими непродовольственными товарами (супермаркеты), крупным универсальным магазинам и торговым центрам, размещенным в пригородах и на автотрассах, магазинам-дискаунтам, торгующим по низким ценам. Такие тенденции характерны и для нашей страны, но не стали приоритетным направлением развития и размещения розничной сети.

Информация о работе Розничная торговая сеть как составляющая часть материально-технической базы розничной торговли