Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 19:43, курсовая работа
Розничная торговая сеть представляет собой совокупность торговых объектов (магазинов и других пунктов продажи товаров). Она составляет основу материально-технической базы торговли. В розничной торговой сети завершается процесс обращения товаров и доведения их до непосредственных потребителей. Рациональное построение розничной торговой сети страны, выбор правильного направления ее развития определяется социальными, экономическими и организационными предпосылками. Актуальность данной темы курсовой работы обусловлена тем, что в наблюдающиеся последние годы со времени перехода к рынку, сдвиги: увеличение объема производства, повышение уровня занятости трудоспособного населения, рост социального обеспечения, расширение внешнеэкономической деятельности предъявляют качественно новые требования к торговому обслуживанию покупателей.
Типизация дает существенные преимущества в организации материально-технической базы торговли, способствует наиболее рациональному определению и размещению торговой сети на территории города или района, а также наиболее полному удовлетворению спроса населения и повышению культуры торговли.
Применение современных типовых проектов позволяет значительно сократить сроки и затраты на проектирование, строительство торговых объектов прежде всего за счет индустриальных методов строительно-монтажных работ.
Процесс типизации заключается в следующем: на основе всестороннего изучения передового опыта определяются предприятия торговли, наиболее успешно работающие с экономической точки зрения и имеющие достаточно высокий уровень культуры. Отобранные предприятия служат основой для создания новых, более современных типов с учетом последних достижений торговой и строительной техники, науки, наиболее эффективных форм продажи товаров, устройства и планировки торговых залов и изменений в характере спроса на товары народного потребления.
Тип торгового предприятия определяют следующие основные признаки:
Типизация торгового профиля заключается в установлении для магазина определенного ассортимента, т.е. определении конкретных товарных групп, реализуемых в магазине. В зависимости от этого магазины бывают универсальными, специализированными, комбинированными и комплексного ассортимента.
Типизация размеров сводится к определению торговой площади магазина на основе выявленного объема товарооборота или численности обслуживаемого населения. Магазина одного товарного профиля могут иметь несколько типовых размеров. Например, типоразмеры универсамов – 400, 650, 1000, 1500, 2000 м 2 торговой площади. Это дает возможность при организации магазина выбирать такой тип, который в наибольшей мере отвечает требованиям покупателей данного района, их численности.
Типизация форм продажи заключается в выборе наиболее оптимальных групп и обслуживания при реализации определенных контингентов населения (самообслуживание, продажа по заказам, образцам и т.п.). В настоящее время разработаны конкретные рекомендации по применению тех или иных форм продажи при реализации определенных групп товаров[11, c. 332].
Район деятельности магазина определяется с учетом частоты спроса на товары, затрат времени на покупку, требований покупателей к ассортименту, а также культуры торговли. В этом плане магазины делятся на две группы:
магазины, реализующие товары первой необходимости частого спроса, т.е. магазины стандартного характера, размещаемые в жилой зоне;
магазины, реализующие товары сложного ассортимента, периодического и редкого спроса, имеющие общегородское значение.
Все типы магазинов сведены в номенклатуру типов магазинов, в которой учтены современные требования к развитию и организации торгового обслуживания городского населения, а также зарубежный опыт. Эта номенклатура включает 118 типоразмеров магазинов для нового строительства и ряд дополнительных типов для реконструкции действующей торговой сети.
На основе данной номенклатуры разработана номенклатура типов торговых зданий, различающихся размерами и объемно-планировочными решениями. Наконец, номенклатура типовых зданий положена в основу номенклатуры типовых проектов зданий самых массовых магазинов. Она содержит 34 типа зданий магазинов и 5 типов торговых центров.
Все типы магазинов, включенные в номенклатуру, делятся на основные и дополнительные.
Основные типы магазинов предназначены в основном для нового строительства в районах новой жилой застройки и частично при реконструкции городов и поселков городского типа. Для них установлены определенные размеры торговой площади.
Дополнительные типы магазинов используется преимущественно в районах старой застройки, при реконструкции или расширении действующей торговой сети. Перечень их в номенклатуре весьма широк, что позволяет торговым и проектным организациям, местным органам власти выбрать наиболее оптимальный вариант с учетом многих факторов.
В номенклатуре предусмотрены следующие основные типы продовольственных магазинов (таблица 2.1).
Таблица 2.1 – Номенклатура основных типов продовольственных магазинов в Республике Беларусь
Тип магазина |
Торговая площадь, м2 |
С универсальным ассортиментом товаров | |
Универсам |
400(120), 650(200), 1000(320), 1500(480), 2000(640) |
Гастроном |
400, 650, 1000, 1500, 2000 |
Товары для детей |
650,1000,1500,2500 |
Магазин заказов |
2, 4, 6, 8, 12, 16, 20 тыс.заказов в день |
Специализированные | |
Диетические продукты |
250, 400, 650 |
Овощи, фрукты |
250, 400 |
Хлебокондитерский |
250, 400 |
Кондитерские товары |
250, 400 |
Рыба |
250, 400 |
Винно-водочные изделия |
250, 400 |
*В скобках указана площадь для непродовольственных товаров.
Примечание – источник [12,c. 29] .
Дополнительных типов продовольственных магазинов в номенклатуре так же немного. Среди них магазины «Продукты» (150-400м2), «Овощи-фрукты» (150-200 м2), «Хлебокондитерский» (50-200 м2), «Молоко» (50-200 м2), «Винно-водочные изделия» (75-200 м2), «Кондитерские товары» (100-200 м2), «Мясо» (100-200 м2), «Рыба» (150-200 м2), «Соки-воды» (50-150 м2), «Минеральные воды» (50-100 м2), «Табак» (50-100 м2).
Основным типом магазина в продовольственной торговле является универсам, который по устройству и планировочным решениям приближается к супермаркету. В Беларуси наблюдался достаточно интенсивный рост сети универсамов. Примерно 1/3 прироста продовольственной сети осуществляется за счет ввода универсамов.
В действующей номенклатуре отражена тенденция к универсализации сети продовольственных магазинов, что продиктовано потребностями населения. Именно поэтому и в дальнейшем сеть специализированных продовольственных магазинов может быть сокращена за счет гастронома, винно-водочного, хлебокондитерского и т.п.
В номенклатуре предусмотрены следующие основные типы непродовольственных магазинов (таблица 2.2).
Таблица 2.2 – Номенклатура основных типов непродовольственных товаров
Тип магазина |
Торговая площадь, м2 |
С универсальным ассортиментом товаров | |
Универмаг |
3500(400),4500(650), 6500(650), 8500(1000), 11000(1000), 15500(1500),22000(2000) |
Универмаг "Детский мир" |
2500,3500,4500,5500,6500 |
Товары для детей |
650,1000,1500,2500 |
Малыш |
400, 650 |
Товары для молодежи |
650, 1000, 1500 |
Товары для новобрачных |
|
Специализированные | |
Одежда |
650, 1000, 1500 |
Обувь |
250, 400, 650, 1000, 1500 |
Ткани |
250, 400, 650, 1000 |
Галантерея-парфюмерия |
250, 400 |
Бытовые машины и приборы |
250, 400, 650, 1000,1500 |
Хозтовары |
400, 650, 1000, 1500 |
"Сделай сам" |
250, 400, 650, 1000 |
Бытовая химия |
250, 400, 650 |
Мебель |
250, 400, 650,1000, 1500,2500,3500 |
Радиотовары |
400,650,1000,1500 |
Фотокинотовары |
250,400,650 |
Ювелирные изделия и часы |
250, 400 |
Товары для спорта туризма |
250, 400, 650, 1000, 1500 |
Автомобили |
1500, 2500, 3500 |
Книги |
250, 400, 650, 1000, 1500 |
Цветы |
250 |
Комиссионные товары |
250, 400, 650, 1000, 1500 |
*В скобках
указана площадь для
Примечание – источник [12,c.30].
Среди типов непродовольственных магазинов основное внимание должно быть уделено универмагам. В зависимости от численности населения города рекомендованы примерные типоразмеры и количество универмагов. Так, для города с населением 50– 100 тыс. человек может быть рекомендован универмаг площадью 3500 м2, с населением 500 тыс. человек – 8500- 11000 м2, с населением до 1млн человек– 11000– 22000 м2. В крупных городах могут создаваться универмаги районного значения. Но практически все основные типы непродовольственных магазинов имеют городское значение.
В действующей номенклатуре значительное внимание уделено специализации непродовольственных магазинов. В этом проявилась назревшая необходимость путем специализации розничной торговой сети более активно влиять на широту и глубину ассортимента по группам, подгруппам и товарным комплексам непродовольственных товаров и на этой основе более активно воздействовать на производство этих товаров [12,c.24].
Постоянное развитие и обновление розничной торговой сети, совершенствование ее структуры требует рационального размещения объектов торговли. Они должны как можно ближе размещаться к населению обеспечивая высокую эффективность капитальных вложений. Решая вопросы размещения магазинов в городах следует учитывать влияние градостроительных транспортных , социальных и экономических факторов.
К основным принципам рационального размещения розничных торговых предприятий относятся равномерность и ступенчатость размещения магазинов.
Равномерность размещения предполагает расположение магазинов равномерно по всей территории города с учетом плотности населения. Он применим не ко всем, а лишь к однотипным магазинам и в первую очередь, торгующим товаром повседневного спроса и обслуживающим в основном постоянный контингент покупателей.
Групповое размещение означает необходимость территориального сближения магазинов различного торгового профиля с целью обеспечения удовлетворения комплексного спроса на товары. Это, в первую очередь, касается размещения небольших магазинов по продаже хлеба, овощей, молока, рыбы и мяса в местах, где отсутствует универсам или магазин с универсальным ассортиментом продовольственных товаров.
В основу размещения розничной сети потребительской кооперации положен принцип создания на территории каждого административного района комплексной системы торгового обслуживания. Соблюдение этого принципа позволяет населению приобретать все необходимые товары на месте, не выезжая за покупками в город.
Сеть магазинов должна развиваться во взаимосвязи с сельским расселением. При этом обязательно должна учитываться функциональная роль сельских населенных пунктов, которые в связи с этим делятся на следующие типы:
В районных и межхозяйственных центрах, в зависимости от численности населения может быть следующий состав розничной торговой сети: магазины "Универсам", ""Универмаг, "Продукты", "Книги", "Детский мир" и др.
В рядовых населенных пунктах размещают магазины "Товары повседневного спроса". При малочисленности населения и нерентабельности работы магазина в рядовых населенных пунктах могут быть построены стационарные торговые предприятия в составе предприятий, объединяющий кроме магазина столовую или буфет, помещение для бытового обслуживания, для приема сельхозпродукции от населения или же открыты магазины на дому. А при невозможности создания стационарной торговой сети торговое обслуживание населения должно осуществляться с помощью авто магазинов. Передвижные средства торговли должны также широко применяться и при обслуживании полевых станов и других мест массовых сельскохозяйственных работ.
Развитие рыночных отношений требует усиление внимания к размещению розничной торговой сети. Основными задачами при разработке оптимальной схемы размещения розничной торговой сети являются: