Розничная торговая сеть как составляющая часть материально-технической базы розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Розничная торговая сеть представляет собой совокупность торговых объектов (магазинов и других пунктов продажи товаров). Она составляет основу материально-технической базы торговли. В розничной торговой сети завершается процесс обращения товаров и доведения их до непосредственных потребителей. Рациональное построение розничной торговой сети страны, выбор правильного направления ее развития определяется социальными, экономическими и организационными предпосылками. Актуальность данной темы курсовой работы обусловлена тем, что в наблюдающиеся последние годы со времени перехода к рынку, сдвиги: увеличение объема производства, повышение уровня занятости трудоспособного населения, рост социального обеспечения, расширение внешнеэкономической деятельности предъявляют качественно новые требования к торговому обслуживанию покупателей.

Файлы: 1 файл

курсовая по оитт.docx

— 108.85 Кб (Скачать)

Использование данных переписей и рыночных исследований позволяет составлять в рамках географических информационных систем цифровые карты, обеспечивая простое для их понимания визуальное отображение. Данные о почтовых индексах могут детально воспроизводить карты потребительских зон, сгруппированные вокруг социально-экономических групп и группировок по стилям жизни. Ритейлоры используют их для идентификации своих рынков или рыночных потенциалов определенных зон.

Ключевым преимуществом географических информационных систем является их способность к объединению разнородной информации (графики движения, уличные планы и социально-экономические данных потребительских групп). Типичная система включает демографическую информацию, материалы переписей и общие городские карты, отображая концентрацию торговых точек и их районы охвата [5, c. 213].

 

 

 

3  Подходы к размещению  розничной торговой сетью

Основными задачами рационального размещения розничной торговой сети на современном этапе развития торговли являются:

  • Максимальное приближение розничной торговой сети к покупателям;
  • Обеспечение необходимого ассортимента товаров в магазинах;
  • Обеспечение каждому предприятию необходимого объема товарооборота и должного уровня рентабельность;
  • Четкое разграничение районов деятельности однотипных магазинов.

Рыночные отношения требуют значительного усиления внимания к проблемам размещения розничной сети со стороны как теоретических исследований, так и практически, так как это ведет к более точному учету влияния всех основных слагаемых, в том числе и факторов пространственного размещения розничной торговой сети (состав городской территории, размещение жилых районов, транспортных путей, деловых и культурных центров и т.п.), на экономические показатели деятельности торговых предприятий.

При разработке схем развития и размещения розничной торговой сети необходимо учитывать целый ряд факторов: плотность и характер жилой застройки, подвижность населения, развитие общественного и индивидуального транспорта, применение активных форм продажи товаров и дополнительных форм обслуживания, уровень доходов населения данного района и др. Существует несколько методов размещения розничной торговой сети.

Важнейшим является принцип равномерного размещения розничной торговой сети. При его применении достигается такое размещение, когда на каждый участок города с определенной численностью населения приходится определенное количество магазинов, позволяющее удовлетворить спрос покупателей. Так, в жилой застройке при таком размещении покупатель должен тратить не более 7-10 мин на дорогу в магазин. Это значит, что примерный радиус обслуживания должен быть около 500 м.

Децентрализованное, или рассредоточенное, размещение сложилось в городах исторически, по мере завершения строительства отдельных частей города, без комплексного плана.

В этом случае торговое предприятие максимально приближено и обслуживает ограниченное количество населения, проживающего в радиусе его обслуживания. Это позволяет избежать большого скопления покупателей и перекрещивающихся потоков их движения, что характерно для больших универмагов.

Основной недостаток такого размещения в том, что рассредоточение в определенной мере препятствует специализации торговой сети, так как основным типом магазина в этом случае должен быть магазин смешанного ассортимента.

Функциональное (ступенчатое или концентрическое) размещение розничной торговой сети обусловлено главным образом характером спроса на товары: товары массового спроса, первой необходимости и предметы периодического спроса. В этом случае вся торговая сеть города подразделяется на две группы. Это магазины жилой зоны (микрорайон, жилой район, квартал) и общегородского назначения.

Торговая площадь распределяется между этими группами магазинов неодинаково. До 75% торговой площади продовольственных магазинов и примерно 25% непродовольственных должно быть размещено в жилой зоне, т.е. продовольственная сеть максимально приближена к покупателю.

Для централизованного, или группового, размещения характерно то, что все торговые и бытовые предприятия группируются в виде торговых центров.

Торговый центр представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых объектов общественного питания, бытовых и других видов обслуживания, спланированных, построенных и  управляемых как единое целое. Преимущество торговых центров заключается прежде всего в комплексном удовлетворении спроса населения как на товары, так и на услуги. Строительство торговых центров значительно дешевле, позволяет более четко организовать подъездные пути, рациональнее использовать территорию и инженерные коммуникации, транспорт, механизировать погрузочно-разгрузочные работы. Их эксплуатация значительно снижает текущие затраты (расход электроэнергии, газа, воды, уборка помещений и т.п.) и повышает эффективность капитальных вложений.

Вместе с тем групповое размещение приводит к увеличению радиуса обслуживания населения, что особенно нежелательно при его низкой плотности.

Торговые центры подразделяются на местные и общегородского назначения.

Местные торговые центры предназначены для обслуживания населения жилой зоны, призваны предоставить комплекс товаров и услуг стандартного характера и обеспечить минимальные затраты времени покупателей.

В состав местного торгового центра, как правило, включаются такие предприятия, как универсам, предприятие общественного питания (столовая, закусочная), комплексный приемный пункт с мастерскими мелкого ремонта, парикмахерская, отделение связи и др.

Основное предприятие здесь – универсам, вокруг которого группируются остальные объекты. В зависимости от численности обслуживаемого населения различают пять типов торговых центров (см. таблицу 3.1).

 

Таблица 3.1 - Состав предприятий местных торговых центров

 

Объект

Вместимость торгового объекта, тыс. чел.

1-й тип до 5 тыс. чел.

2-й тип 6-8 тыс. чел.

3-й тип 9-13 тыс. чел.

4-й тип 14-18 тыс. чел.

5-й тип 19-24 тыс. чел.

Универсам, торговая площадь, м2

400

650

1000

1500

2000

Предприятие общепита, рабочих мест

50

100

150

200

300

Приемный пункт, рабочих мест

15

15

25

35

50

Отделение связи, группа

VI

V

IV

I

I

Сберкасса, разряд

II

I

I

I

I

Аптека, категория

V

IV

III

II

I


Приложение – источник [25, с.33]

 

Местные торговые центры в настоящее время проектируют в виде кооперированных (все предприятия под одной крышей) и в виде сблокированных зданий, т.е. примыкающих друг к другу предприятий торгового центра. Эксплуатация кооперированных зданий более экономична, чем сблокированных. Тем не менее и отечественная практика, и зарубежный опыт показывают, что в перспективе предпочтение все же будет отдаваться строительству сблокированных зданий. В данном случае легче осуществляется финансирование строительства, проще эксплуатация зданий и осуществление принципов хозрасчета и т.п.

Торговые центры городского значения призваны предоставить населению широчайший выбор товаров и услуг как стандартного, так и избирательного характера. В состав таких центров включаются крупные универмаги, универсамы, специализированные магазины, рестораны и кафе, комбинаты бытовых услуг, рынки, почтамты и т.д. Такие торговые центры являются основными структурными элементами общегородской сети торгово-бытового обслуживания.

Торговые центры общегородского значения, как правило, строятся по индивидуальным проектам, но могут использоваться и типовые.

Учитывая высокую социальную и экономическую эффективность торговых центров, расширение их строительства является важнейшим направлением в формировании сети торгово-бытового обслуживания в городах.

 

 

 

 

 

 

4 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ

 

 

Основу оценки эффективности любой деятельности составляет критерий с соответствующей ему системой показателей.

Также критерием эффективности торговли является наиболее полное удовлетворение спроса населения при высоком качестве торгового обслуживания и рациональном использовании всех ресурсов.

Критерием экономической эффективности торговли вообще является максимальное получение прибыли при оптимальном использовании ресурсов, тогда как для кооперативной торговли таким критерием может стать оптимальное соотношение между полученной прибылью и использованными ресурсами.

Критерием социальной эффективности торговли можно считать наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах и услугах по объему и структуре с учетом надлежащего качества обслуживания покупателей.

На основании этого критерия нужен дифференцированный подход при разработке показателей коммерческой деятельности на различных уровнях (отрасль, рынок, организация, предприятие). Немаловажное значение при этом имеет возможность получения и количественного измерения необходимой информации. В потребительской кооперации эта возможность предоставляется на уровне хозрасчетного низового звена, райпо, розничного, оптово-розничного объединения, предприятия.

В таблице 4.1 приведена система показателей, характеризующих эффективность коммерческой деятельности в розничной торговой организации.

Традиционно к показателям эффективности относятся розничный товарооборот и прибыль.

Розничный товарооборот одновременно характеризует как экономический, так и социальный эффект торговли, является результатом хозяйственной деятельности, а с другой стороны, отражает уровень удовлетворения спроса населения.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.1. Показатели эффективности коммерческой деятельности розничной торговой сети Республики Беларусь за 2000-2009гг.

 

Показатели

Годы

2009г. в % к 

2000

2005

2009

2000г.

2005г.

1. Розничный товарооборот, млн.р.

583991

2438170

5387549

922,54

220,97

2. Прибыль от торговой  деятельности, млн.р.

11880

1563

55959

471,04

3580,23

3. Рентабельность продажи, %

2,03

0,06

1,04

51,06

1620,26

4. Издержки обращения, млн.руб

96534

403030

890562

922,54

220,97

5. Уровень издержек обращения, %

16,53

18,3

18,31

110,77

100,05

6. Численность работников (торговля), чел.

58153

41876

43014

73,97

102,72

7. Производительность труда  по товарообороту

10,04

4321,6

9409

93693,45

217,72

8. Численность обслуживаемого  населения, чел.

3641

4935

3806

104,53

77,13

9. Товарооборот на 1 чел.

160,4

494,1

1415,6

882,54

286,50

10. Товарооборачиваемость  в днях

30

33

40,7

135,67

123,33

11. Расходы на оплату труда в % к т/об

4,42

6,1

6,61

149,51

108,36


Приложение - Источник: собственная разработка на основе данных [15,c.441].

Исходя из таблицы 3.1 можно сделать вывод, что розничный товарооборот по Белкоопсоюзу в 2000г.по сравнению с 2009г.увеличился на 822,54%, а в 2005г.по сравнению с 2009г.на 120,97%.

Так же в 2009г.по сравнению с 2000г.и в 2009г.по сравнению с 2005г. наблюдается увеличение прибыли от торговой деятельности на 371,04% и 3480,23% соответственно.

Рентабельность продаж в 2009г.по сравнению с 2000г.снизилась на 48,94%,а в 2009г.по сравнению с 2005г.увеличилась на 1520,26%, что свидетельствует об увеличении количества продаж.

Информация о работе Розничная торговая сеть как составляющая часть материально-технической базы розничной торговли