Материально-техническая база магазинов

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 10:25, контрольная работа

Краткое описание

Понятие материально-технической базы шире понятия основных фондов. По действующему «Положению по бухгалтерскому учету» в состав основных фондов не включаются предметы, функционирующие менее года и предметы, стоимостью ниже 100 МРОТ.

Оглавление

Материально-техническая база магазинов. Виды помещений магазинов. Технологическая планировка…………………………………………………….3
Сущность и основные требования, предъявляемые к организации товароснабжения………………………………………………………………….9
Унификация, стандартизация и качество тары. Организация тарного хозяйства в торговле…………………………………………………………….12
Список используемой литературы……………………………………………...20

Файлы: 1 файл

К.Р. ОРГ И УПР ТОРГ ПРЕД.docx

— 40.61 Кб (Скачать)

Содержание

Материально-техническая  база магазинов. Виды помещений магазинов. Технологическая планировка…………………………………………………….3

Сущность и основные требования, предъявляемые к организации  товароснабжения………………………………………………………………….9

Унификация, стандартизация и качество тары. Организация тарного  хозяйства в торговле…………………………………………………………….12

Список используемой литературы……………………………………………...20

 

Материально-техническая  база магазинов. Виды помещений магазинов. Технологическая планировка.

Материально-техническая  база магазинов (МТБ) – это совокупность средств производства, выступающих  в форме реальных активов торговых предприятий, обеспечивающих процессы купли-продажи и товародвижения, и включает в себя здания, сооружения (навесы, площадки), подъездные пути, кабельные  линии, техническое оборудование (водоснабжение, канализация, отопление, освещение, вентиляция), технологическое и торговое оборудование, инструменты и прочий инвентарь. Понятие материально-технической  базы шире понятия основных фондов. По действующему «Положению по бухгалтерскому учету» в состав основных фондов не включаются предметы, функционирующие  менее года и предметы, стоимостью ниже 100 МРОТ. Кроме того, материально-техническая база включает в себя не только собственные, но и арендованные основные фонды, а именно: арендованные на правах собственности (в том числе переданные безвозмездно), находящиеся в оперативном управлении и хозяйственном ведении, полученные в аренду.

Виды зданий магазинов:

    • встроенные (в первых этажах и подвалах жилых домов и нежилых помещений);
    • встроено-пристроенные;
    • кооперативного пользования, где подвальное помещение и первый этаж занимает магазин, а второй – предприятия бытового обслуживания;
    • отдельно стоящие.

Требования, предъявляемые  к торговым зданиям:

    • технологические – наличие специальных помещений для организации торгового процесса и рационального движения покупательских, товарных потоков; условия для механизации трудоемких операций, обслуживания покупателей с минимальными затратами труда и средств;
    • архитектурно-строительные – использование современных индустриальных методов строительства отдельных помещений; возможность реконструкции и расширения отдельных помещений, наличие удобных подходов и подъездов к магазину;
    • технические – обеспечение необходимых влажности воздуха, температуры, освещенности;
    • эстетические – оформление и отделка помещений в соответствии с их назначением, современным дизайном;
    • экономические – эффективность торгового процесса, выбор условий, обеспечивающих наименьшие затраты на проектирование, строительство, эксплуатацию.
 Технико-экономические показатели здания магазина.

Используются несколько  показателей подобного типа.

• Отношение торговой площади к общей:

K= Sm / Sо

 

где Sm – торговая площадь;

Sо – общая площадь.

Этот коэффициент показывает, какую часть общей площади  магазина занимает торговая площадь. Чем  больше значение этого коэффициента, тем эффективнее используется площадь  здания магазина.

Например, общая площадь  универмага составляет 3500 м2, из них 1500 м2 — торговая площадь. Находим коэффициент соотношения торговой площади к общей площади магазина:

 

К= 1500/3500 = 0,43.

 

Следовательно, торговая площадь  универмага составляет лишь 43% общей  площади, а неторговая площадь — 57%. На основании этого можно сделать  вывод, что площадь здания магазина используется неэффективно, так как  значительная ее часть предназначена  не для обслуживания покупателей, а  для выполнения функций складского звена.

В зарубежной практике торгового  бизнеса наиболее приемлемым является соотношение торговой и неторговой площади магазина, равное соответственно 70:30 (в процентах), что обусловлено  функциями розничного торгового  звена — реализация товара и обслуживание покупателей.

• Показатель рациональности расстановки оборудования (эффективности использования торговой площади) – установочный коэффициент (К), который показывает отношение площади, занятой торговым оборудованием (установочная площадь), к общей площади торгового зала:

 

Kу= SТ.ОБ. / SТ.З..

где SТ.ОБ – площадь, занятая торговым оборудованием;

SТ.З. – общая площадь торгового зала. Оптимальное значение этого коэффициента должно составлять 0,3–0,32.

Например, торговая площадь универмага составляет 1500 м2. Установочная площадь различных видов торгового оборудования (стационарного, немеханического, контейнеров, холодильников и др.) — 500 м2. Находим установочный коэффициент:

Куст =500/1500= 0,33.

Следовательно, 33% торговой площади занято установленным торговым оборудованием, а 67% торговой площади  — это проходы для покупателей  и продавцов, размещения мест дополнительного  обслуживания покупателей, продвижения  товаров.

Рабочее место в магазине

Рабочее место – это  зона работы одного человека или группы людей, ограниченная определенной площадью и оснащенная оборудованием, предназначенным  для совершения различных операций, связанных с обслуживанием покупателей (рабочее место продавца, кассира-контролера, продавца-консультанта и др.).

Требования, предъявляемые  к организации и обслуживанию рабочих мест:

• высокий уровень технического оснащения;

• соответствие оборудования требованиям эргономики (психофизиологическим и антропометрическим возможностям человека в процессе труда);

•размещение оборудования, инструментов, товаров, упаковочных  материалов в удобном для работы порядке;

• обеспечение безопасности труда и удобной рабочей позы;

• бесперебойное пополнение запасов товаров, упаковочных материалов;

• своевременный ремонт оборудования и инвентаря.

Виды  помещений (площадей) магазина, технологическая  планировка

Помещения (площади) магазинов  разделяются на торговые и неторговые.

К торговым помещениям магазина относятся:

  • торговые залы;
  • залы кафетериев;
  • места для продажи соков;
  • места для игровых автоматов.

К неторговым относятся помещения, разделенные по признаку их назначения:

  • помещения и площади для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже;
  • помещения хозяйственного обслуживания оперативных процессов: хранения тары и упаковочных материалов, запасного оборудования, инструментов, прочего инвентаря, спецодежды, мастерские для ремонта тары и оборудования, ремонтно-декорационная мастерская, камера для мусора и др.;
  • административно-бытовые помещения;
  • технологические помещения;
  • коридоры для перемещения товаров и движения работников магазина.

Технологическая планировка магазина – это совокупность всех помещений магазина в определенной взаимосвязи, позволяющей обеспечить рациональную организацию оперативных процессов. Планировка формирует пути, траектории движения людей и товаров.

  • Требования, предъявляемые к планировке магазина:
  • торговые залы должны быть технологически связаны с помещениями для подготовки товаров к продаже;
  • кладовые и помещения для подготовки товаров к продаже не должны быть проходными;
  • приемочные следует располагать вблизи помещений для хранения товаров;
  • помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже должны обеспечивать кратчайшие пути движения товаров в торговый зал;
  • планировка магазина должна создавать для покупателей условия беспрепятственного выбора товаров в минимально короткий срок; предусматривать оптимальное использование площадей, создание необходимых условий работникам магазина для рациональной организации оперативных процессов;
  • планировка должна обеспечить легкость и простоту совершения покупок, создать максимальную видимость выложенных товаров и обеспечить обозримость ассортимента, стимулировать совершение импульсивных покупок, минимизировать время поиска нужных товаров и расстояние, которое требуется пройти для того, чтобы приобрести все намеченные товары.

Виды технологических  планировок торгового зала (в зависимости от размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров, форм и методов продажи):

  • линейная – размещение товаров и проходов для покупателей в виде параллельных линий торгового оборудования, перпендикулярно линии узла расчета. Используется в основном в магазинах самообслуживания. Может быть продольной, поперечной, смешанной;
  • боксовая – торговый зал разбит на отделы, изолированные друг от друга. Используется в крупных магазинах, при продаже через прилавок;
  • смешанная – расстановка оборудования в магазине с использованием комбинаций линейной и боксовой планировок;
  • выставочная – размещение крупногабаритных товаров на различном оборудовании, т.е. выставка товаров. Используется при продаже товаров по образцам;
  • свободная – расстановка оборудования без определенной геометрической системы в соответствии с формой торгового зала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность и  основные требования, предъявляемые  к организации товароснабжения.

Процесс доведения товаров  от предприятий - изготовителей через  предприятия оптовой и розничной  торговли до потребителей называется товародвижением. Он включает не только физическое перемещение товаров  из мест производства в места потребления, но и операции, связанные с их хранением, подсортировкой и подготовкой  к продаже на торговых предприятиях.

Под товароснабжением розничной  торговли  понимается система мероприятий, представляющая собой сложный комплекс коммерческих и технологических  операций по доведению товаров до предприятий розничной торговли.

Благодаря рационально организованному  товароснабжению на розничных торговых предприятиях обеспечивается полнота и устойчивость ассортимента товаров, необходимый уровень товарных запасов, удовлетворение спроса населения, а также высокие финансово-экономические показатели работы торговых предприятий.

При организации товароснабжения предприятий розничной торговли должны учитываться следующие основные требования:

    • завоз товаров следует осуществлять в соответствии со спросом населения и установленным для магазина ассортиментным перечнем;
    • количество завозимых товаров должно определяться типом предприятия, объемом товарооборота и размерами торговых площадей. Особое значение имеет оснащенность торговых предприятий соответствующим торгово-технологическим оборудованием (холодильниками, различными емкостями и т.д.);
    • величину единовременно доставляемой партии нужно исчислять с учетом имеющихся товарных запасов, объема среднедневной реализации и установленной периодичности завоза;

Важнейшими принципами рациональной организации и технологии товароснабжения  являются планомерность, ритмичность, оперативность, централизация, технологичность, экономичность.

Планомерность означает, что  процесс товароснабжения предприятий розничной торговли должен носить планомерный характер. Завоз товаров в магазины и другие пункты продажи следует осуществлять на основе плановых графиков с учетом их ассортиментного профиля.

Ритмичность снабжения предполагает завоз товаров через относительно одинаковые промежутки времени. Ритмичность  способствует ускорению оборачиваемости  товаров, созданию товарных запасов, необходимых  для обеспечения бесперебойной  работы на случай нарушения сроков завоза, исключает образование излишних товарных запасов.

Оценка ритмичности завоза может быть произведена по показателю коэффициента ритмичности (KpwvM).

Важным условием рациональной организации товароснабжения является его оперативность. Она предусматривает, что ритм завоза товаров должен нарастать или сокращаться в зависимости от изменений в спросе на них, сезонных и других колебаний.

Оптовые базы и другие предприятия, осуществляющие товароснабжение розничной торговой сети, должны оперативно учитывать эти изменения и вносить соответствующие коррективы, для чего им необходимо своевременно получать от розничных торговых предприятий информацию о ходе реализации товаров и состоянии товарных запасов.

Централизация предполагает товароснабжение розничных торговых предприятий силами и средствами предприятий-поставщиков. При этом работники магазинов хотя и несут ответственность за коммерческую сторону товароснабжения, но не отвлекаются от своей непосредственной работы.

Технологичность товароснабжения означает внедрение наиболее прогрессивных технологических решений на всем пути движения товаров от поставщика до магазина. Важную роль в этом играют применение тары-оборудования, механизация погрузочно-разгрузочных работ, рационализация транспортных средств, тары и упаковки, контейнеризация и пакетирование товаров.

Экономичность товароснабжения означает минимальные затраты рабочего времени, материальных и денежных средств на весь процесс доставки товаров в розничную торговую сеть. Это достигается эффективным использованием транспортных средств, механизацией погрузочно-разгрузочных работ, установлением рациональной звенности движения товаров, четким оформлением документов по отпуску и приемке товаров. 
Таким образом, товароснабжение розничной торговой сети должно осуществляться на основе рациональных схем завоза товаров, которые разрабатываются с учетом минимизации грузооборота, оптимальной звенности, частоты доставки и размеров товарных партий.

Информация о работе Материально-техническая база магазинов