Соглашение по техническим барьерам в торговле ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:43, реферат

Краткое описание

Соглашение по техническим барьерам в торговле (ТБТ) впервые обсуждалось на Токийском раунде и было подписано 32 странами- ГАТТ. Состоит их преамбулы, 15-ти статей и трех приложений. Соглашение по техническим барьерам в торговле распространяется на все промышленные и сельскохозяйственные товары. Однако санитарные и фитосанитарные меры – предмет другого соглашения.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 24.20 Кб (Скачать)

 

 

Соглашение по техническим барьерам в торговле ВТО

 

Соглашение по техническим  барьерам в торговле (ТБТ) впервые  обсуждалось на Токийском раунде и было подписано 32 странами- ГАТТ. Состоит их преамбулы, 15-ти статей и трех приложений. Соглашение по техническим барьерам в торговле распространяется на все промышленные и сельскохозяйственные товары. Однако санитарные и фитосанитарные меры – предмет другого соглашения. В Соглашении используются два термина: «технический регламент» (Technical Regulation), включающий стандарты, соблюдение которых обязательно и термин «стандарт» (Standard), соблюдение которого является добровольным. Оно распространяется также и на процессы производства в тех случаях, когда они меняют качественные характеристики товаров. Соглашение признает за всеми странами право устанавливать обязательные стандарты – «технические регламенты», включая требования к маркировке и упаковке товаров. Они должны базироваться на научно обоснованных данных, применяться на основе режима наибольшего благоприятствования к товарам всех стран и не должны быть более обременительными к иностранным товарам по сравнению с товарами национального производства. Такие же правила относятся к процессам определения соответствия стандартам – сертификация (статья 2).

Круг ведения Соглашения по техническим барьерам в торговле ВТО включает технические регламенты, стандарты и правила сертификации. Важнейшее требование Соглашения –  названные выше меры не должны формулироваться  и применяться таким образом, чтобы создавать барьеры в  международной торговле. Общее требование Соглашения по техническим барьерам в торговле – гласность в использовании  всех названных мер.

Каждая страна обязана  учредить информационные центры, сообщающие необходимую информацию в отношении  мер, входящих в круг ведения Соглашения.

Информация о названных  выше мерах должна публиковаться  и быть легкодоступной. Соглашение по техническим барьерам в торговле требует от его участников использования  национального режима в отношении  мер, регулируемых Соглашением. Процедуры  определения соответствия стандартам не должны ставить иностранных поставщиков  в худшее положение по сравнению  с внутренними поставщиками и  не должны быть для них более дорогостоящими. В Соглашении содержатся рекомендации его участникам признавать взаимно  результаты проверки соответствия стандартам; заключать соглашения о взаимном признании процессов сертификации и самих сертификатов (статьи 5-9); базировать свои технические регламенты и системы сертификации на соответствующих  международных стандартах и призыв к странам-членам ВТО участвовать  в работе Международной организации  по стандартизации. Статья 6 Соглашения касается тех случаев, когда обязательные стандарты могут быть введены  на уровне местных властей и неправительственных  учреждений. Правительства стран-членов ВТО должны применять такие разумные меры, которые обеспечивали бы выполнение Соглашения по техническим барьерам в торговле названными выше органами.

В Приложении к Соглашению содержится так называемый «Кодекс  добросовестной практики», регламентирующий подготовку, принятие и применение стандартов. Этот Кодекс содержит основные положения, регулирующие использование  стандартов. Статья 4 Соглашения рекомендует  всем странам-членам ВТО придерживаться положений Кодекса. В нем признается право развивающихся стран не использовать стандарты, несовместимые  с нуждами их развития и их право  на разработку в международных органах  международных стандартов на товары, имеющие особое значение для развивающихся  стран.

Положения Соглашения содержат также обязательства предоставления развивающимся странам необходимой  помощи в развитии их систем стандартизации и в реализации норм Соглашения по техническим барьерам в торговле.

В рамках ВТО создан Комитет  по техническим барьерам в торговле, входящий в круг органов Совета по торговле товарами ВТО, для обсуждения всех вопросов, относящихся к деятельности Соглашения.

Указанное Соглашение —  один из 40 документов Всемирной торговой организации (ВТО), посвященных правилам деятельности членов ВТО в рамках международной стандартизации.

Основные принципы Соглашения:

1.Гармонизация. При наличии международных стандартов (как добровольных технических документов), регламентов (обязательных к исполнению документов) или правил по оценке соответствия (в работах по сертификации) член ВТО не должен разрабатывать национальную документацию, отличающуюся от них.

2.Национальный  режим и недискриминация. Условия для оценки качества импортной продукции должны быть не менее благоприятными, чем для отечественной. Иначе говоря, к импортной продукции не должны предъявляться более жесткие требования, чем к отечественной.

3.Нотификация  (уведомление) и прозрачность. Если какая-либо страна намерена принять НД, отличающийся от международного, она обязана направить в Секретариат ВТО сообщение с обоснованием причин подобного шага и кратким изложением проекта документа. Она также должна предоставить любому члену организации (по запросу) не менее 60 суток для подготовки соответствующего отзыва на проект НД. Все утверждаемые НД должны быть немедленно опубликованы и доступны (прозрачны) для всех заинтересованных сторон как внутри страны, так и за ее пределами. Указанное правило реализуется в России начиная с 1997 г.

 

В частности, в информационном указателе государственных стандартов публикуются годовые планы государственной  стандартизации, в журнале «Стандарты и качество» и других изданиях периодически представляются аннотации  проектов ГОСТ и ГОСТ Р.

 

4.Информация о  стандартизации. Членство в ВТО предусматривает информирование обо всех изменениях в системе стандартизации, которые могут привести к созданию скрытых препятствий (нетарифных барьеров) в торговых отношениях партнеров по организации. Поэтому каждый член ВТО открывает один или несколько информационных пунктов, где можно без лишних затруднений получить информацию о действующих и разрабатываемых в стране стандартах, регламентах и пр.(тарифах, торговых правилах). Во исполнение этого правила в России создан национальный Информационный центр по стандартизации, сертификации и преодолению технических барьеров в торговле (НИЦ ЗТО) на основе Федерального фонда стандартов.

5. Эквивалентность. Процесс, ведущий к подготовке международного стандарта, может быть длинным и дорогостоящим. По этим причинам участники переговоров предложили дополнительный подход к технической гармонизации, известный как эквивалентность. Эквивалентными считаются инструкции, отличные друг от друга, но достигающие тех же целей разными методами.

6. Взаимное признание результатов испытаний. Изготовители могут сталкиваться с трудностями, стремясь получить одобрение для своей продукции на иностранных рынках. Разнообразие процедур и методов оценки соответствия значительно увеличивает затраты производителей на различных рынках. Затраты сократятся, если товар будет проверен однажды, и результаты испытания будут приняты на всех рынках.

 

 

 

 

 

 

Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер ВТО

 

Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер содержит преамбулу, 46 сжатых, четко сформулированных статей и три приложения, составляющих его  неотъемлемую часть. Соглашение признает за всеми странами право вводить  названные меры, при этом санитарные и фитосанитарные нормы должны быть обоснованы на достаточных научных  основаниях и принципах, опираться  на международные стандарты, предписания  и рекомендации. Эти меры должны ограничивать торговлю не больше, чем  требуется для достижения надлежащего  уровня санитарной и фитосанитарной защиты. Соглашение позволяет большую  гибкость в отходе от международных  стандартов в случаях, обусловленных  разницей географического и климатического характера, или фундаментальными технологическими проблемами. Оно разрешает любой  стране устанавливать более высокий  уровень санитарной и фитосанитарной защиты по сравнению с международными стандартами, при условии достаточного и, прежде всего, научного обоснования. Все участники Соглашения должны публиковать необходимую информацию о действующих национальных нормах и правилах, создавать информационные пункты и извещать заблаговременно  другие страны о своем намерении  ввести новые или изменить старые нормы.

 

Страны-участники должны взаимно  признавать санитарные и фитосанитарные нормы в случае, если экспортирующая страна сумеет доказать, что ее нормы  соответствуют действующему уровню санитарной и фитосанитарной защиты импортирующей страны.

В рамках Совета по торговле товарами ВТО действует Комитет по санитарным и фитосанитарным мерам, в компетенцию  которого входят все вопросы, регулируемые Соглашением по применению санитарных и фитосанитарных мер.

Санитарные и  фитосанитарные меры – это любые санитарные, ветеринарно-санитарные и фитосанитарные требования и процедуры, применяемые в целях:

  • защиты жизни или здоровья животных или растений в пределах территории  государства от рисков, возникающих в связи с проникновением, укоренением или распространением вредителей, заболеваний, вредных организмов - переносчиков болезней, или болезнетворных организмов;
  • защиты жизни или здоровья людей или животных в пределах территории  государства от рисков, возникающих от добавок, загрязняющих веществ, токсинов или болезнетворных организмов в пищевых продуктах, напитках или кормах;
  • защиты жизни или здоровья людей в пределах территории  государства от рисков, возникающих в связи с болезнями, переносимыми животными, растениями или продукцией из них, или в связи с проникновением, укоренением или распространением вредителей; 
  • предотвращения или ограничения другого ущерба в пределах территории  государства, причиняемого проникновением, укоренением или распространением вредителей.

 

Основными принципами Соглашения ВТО по применению СФС мер являются гармонизация, эквивалентность, оценка и управление рисками, регионализация, транспарентность и научная обоснованность применяемых мер.  Такими же принципами руководствуется Таможенный союз при применении санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер.

 

С целью гармонизации санитарных и фитосанитарных мер на возможно более широкой основе страны основывают свои СФС меры на международных стандартах, руководствах или рекомендациях. Такие  СФС меры, гармонизированные с  международными нормами, являются предпосылкой для признания эквивалентности  мер других стран.

Необходимо чтобы в  основу СФС мер была положена соответствующая  обстоятельствам оценка рисков для  жизни или здоровья людей, животных или растений, причем осуществляемая с учетом методов оценки риска, разработанных  соответствующими международными организациями. При оценке рисков  учитываются имеющиеся научные обоснования; соответствующие методы производства и переработки; соответствующие методы инспектирования, отбора проб и испытаний; степень распространенности конкретных заболеваний или вредителей; наличие зон, свободных от заболеваний или вредителей; соответствующие экологические условия и карантинные или другие меры.

 

Для соблюдения принципа транспарентности, страны уведомляют об изменениях в своих CAC мерах и предоставляют информацию о изменениях в применении CФС мер.

 

Для реализации принципа регионализации, страны обеспечивают, чтобы их СФС меры  принимались  с учетом санитарных или фитосанитарных характеристик района - как всей страны, так и ее части, либо нескольких стран или их частей,  из которого товар происходит и для которого он предназначен.  В частности, признается концепцию зон, свободных от вредителей или заболеваний, и зон с незначительной распространенностью вредителей или заболеваний. При определении таких зон за основу берутся такие  факторы как: география, экосистема, эпидемиологический надзор и эффективность санитарного или фитосанитарного контроля.  

 

 

Регулирование в  рамках Таможенного союза:

 

-     Соглашение Таможенного союза по санитарным мерам;

-     Соглашение Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам;

-     Соглашение Таможенного союза о карантине растений; 

 

 

Регулирование в  Республике Казахстан:

 

-     Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения»;

-     Закон РК «О ветеринарии»;

-     Закон РК «О карантине растений»;

-      и  другие подзаконные акты, принятые в реализацию основного закона.

 

На национальном уровне уполномоченными  органами являются в области применения ветеринарных и фитосанитарных мер  – Министерство сельского хозяйства  РК, санитарным мерам – Министерство здравоохранения РК, согласно соответствующим  законам РК.

В рамках ТС, рабочими органами являются КТС, вышеуказанные национальные  уполномоченные органы и МЭРТ.

В рамках формирования правовой базы ТС, внесены предложения по внесению изменений в Единые требования для товаров, Положение о проведении совместных проверок, подлежащих ветеринарному  контролю, с учетом рекомендаций  Кодекса наземных животных МЭБ и стандартов Кодекса Алиментариуса.

 

Утверждены проекты решений  КТС № 625 «Об обеспечении гармонизации правовых актов Таможенного союза  в области применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер  с международными стандартами», № 721 «О применения международных стандартов, рекомендаций и руководств», №726 «О ветеринарных мерах».

На стадии разработки находятся  проект Положения о едином порядке  проведения экспертизы правовых актов  ТС в области применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер  и проект Решения КТС об эквивалентности  санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер и о проведении оценки риска.

Информация о работе Соглашение по техническим барьерам в торговле ВТО