Нетрадиционнная техника рисования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:32, курсовая работа

Краткое описание

Все дети любят рисовать. Творчество для них это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.

Файлы: 1 файл

нетрадиционная техника рисования.docx

— 524.75 Кб (Скачать)

 

       Нетрадиционные методы  рисования, как  средство эстетического  воспитания

     Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своём труде”.

     Роден

     Все мы в детстве были художниками. Каждый ребенок с двух - трех лет и  до подросткового возраста рисует грандиозные, многофигурные со сложным переплетением  сюжетов композиции, рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. Правда увлечение это проходит в  большинстве случаев. Верными рисованию  и живописи остаются только художественно  одаренные люди. Дети одного возраста на всех континентах в своих рисунках обязательно проходят одни те же стадии: "каракули", "головоноги", "прозрачность", "добавочные носы детской логики".

     

     Их  фантазия удивительна схожа. Зачем  и почему рисуют дети? Это - один из путей  совершенствования организма. В  начале жизни рисование развивает  зрение и умение видеть. Ребенок  усваивает понятия "вертикаль" и "горизонталь", отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем он постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование  дает возможность в образной форме  выразить то, что уже узнал малыш  и что он не всегда может выразить словесно. Рисование не просто способствует развитию зрения, координации движений, речи и мышления, но и помогает ребенку  упорядочить бурно усваиваемые  знания, все более усложняющиеся  представления о мире. Почему же, подрастая, дети перестают рисовать, потому что большее значение приобретает  слово. Во врачебной практике существует лечение рисованием, живописью (изотерапия). На детей изотерапия действует особенно успешно, потому что рисование - естественная потребность ребенка. У него нет "комплекса неумения".

     Изобразительная деятельность является едва ли не самым  интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним.

     Вместе  с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего  эстетического, нравственного, трудового  и умственного развития детей. О  том, что рисование важно для  развития чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков  и умений, писали многие педагоги прошлого: Фребель, Каменский и другие. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. Художники Древней Греции считали, например, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.

     В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия  для развития эстетического и  эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности.

     Наблюдение  и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма — компонентов эстетического чувства.

     С самого детства рисование было моим любимым занятием. Занятия рисованием мне доставляли много радости. Свою детскую мечту смогла осуществить, став педагогом. В начале моей педагогической карьеры я видела в детских  работах одноплановость, бесцветность, отсутствие аккуратности, одним словом, рисунки были однообразны и бедны в цветовом решении. Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Я поняла, что нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.

     Начиная с раннего возраста, я побуждаю детей к творчеству, учу видеть мир в живых красках. В дошкольном возрасте активно используется игра. Вначале я с детьми обыгрываю  сюжет будущего рисунка с помощью  различных игрушек, предметов, сопровождая  рисование эмоциональным комментарием, используя художественное слово. Такой  подход позволяет заинтересовать малышей, дольше удержать внимание, создать  необходимый эмоциональный настрой  и положительный мотив деятельности. В раннем возрасте закладывается  фундамент личности, поэтому я  считаю нужно зажечь в детях огонек творчества. Как сказал один мудрец: "Ребенок - это не сосуд, который  надо наполнить, а огонь, который  надо зажечь". И совсем не страшно, если наш маленький художник перепачкается, главное - чтобы он получил удовольствие от общения с красками и радовался  результатам своего труда.

     Осваивая  нетрадиционные методы рисования, я  пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят  от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески  думающими детьми - нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать. В моей практике был случай, когда  мальчик не любил рисовать, у него часто не получались рисунки. И мы побороли страх на занятии по теме "Животные на Луне". Начали рисовать от пятна и получили очень удачный  рисунок, ребенок почувствовал себя художником. Нетрадиционные методы рисования  развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность  в себе.

     Очень интересно наблюдать, как дети изображают в своих рисунках: запах, шум, дорисовывают кляксу. Они умело импровизируют  и фантазируют, что не всегда удается  взрослым. И мне нравится, что  на таких занятиях дети учатся замечать оттенки цветов (лист не просто желтый, а красно-желтый, желто-оранжевый), строить  свою диалогическую и монологическую речь. Ребенку трудно общаться, но с помощью рисунка он передает свое настроение и благодаря систематической работе к концу дошкольного детства он радует всех своими великолепными произведениями. В своей работе я использую многие способы нетрадиционной техники рисования, и все пришлись мне и детям по душе. Самым доступным из них я считаю рисование пальчиками, начиная с младшей группы, и печать от руки в старшей и подготовительной группах. Дети в восторге, когда в результате рисования всего двумя пальцами (большим и указательным) на зеленой лужайке появляются веселые желтые цыплята или утята. А когда после небольшой физминутки или игры рисунки высохнут, и дети дорисуют недостающие детали и перед глазами предстанет целая картина - радости нет предела. Старшие дети радуются не меньше малышей, когда после того как им разрешили влезть в краску всей ладошкой и отпечатать след, в итоге оказывается, что этот след похож на белую сказочную птицу, имя которой "Зима". Разве это не чудо? Разве они не маленькие волшебники - художники, которые могут сделать своими руками любые чудеса? Конечно они молодцы, они чародеи и умницы! Это так воодушевляет и подбадривает детей в их фантазиях. Пальчиковое рисование далеко не единственный способ нетрадиционного рисования, которые я использовала и использую в своей работе с детьми. Хочу перечислить все способы рисования, которые мной применяются на практических занятиях по изодеятельности:

     1. Пальцевая живопись “Гусеница”  Антон Т. 2 года.

     

     2. Печатка “Ягодки-конфетки” Маша  У. 2года.

     

     3. Монотипия “Аленький цветочек”  Наташа Н. 6 лет.

     

     4. Набрызг.

     5. Печать от руки “Солнышко”  Саша П. – 5 лет.

     

     6. Скомканный лист “Голубое море”  Денис З. 7 лет.

     

     7. Рисование на мокрой бумаге.

     8. Волшебная нить “Павлин” Вова  И. 6 лет.

     

     9. Трафарет.

     10. Рисование свечёй “Узоры на  стекле” Алёна Р. 7 лет.

     

     11. Объёмная аппликация “Зимушка-зима”  Саша П. 5 лет.

     

     12. Точечный рисунок “Жар-птица”  Ирина У. 7 лет.

     

     13. По запаху.

     14. Кляксография.

     Ребенок должен иметь право, возможность  самостоятельно выбирать изобразительный  материал: цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, пастель, тушь, уголь, сангину, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глина, ракушки, клей, гуашь  в тюбиках, различный бросовый материал. Весь этот материал должен находиться в доступном для ребенка месте о время всего пребывания его в саду, если это невозможно, то во время занятий обязательно. Выбор материала, на котором будет нанесено изображение, должен принадлежать ребенку, доступ к различному материалу должен быть свободен. Это может быть бумага белая, цветная, бархатная, ткань с рисунком и одноцветная, картон, фанера, фольга.

     Нетрадиционные  методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работая по этой методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложит им тему рисования.

     Интерес у детей появляется еще и потому, что все занятия проводятся комбинированными. Сначала способом монотипии мы рисуем фон будущего пейзажа, а затем  традиционным способом (кисточкой и  красками) рисуем деревья и все  остальное, а листопад, кроны деревьев мы вновь рисуем нетрадиционным способом - обычным смятым листочком газетной бумаги. Результат такой работы радует и детей и меня. Я намерена и дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения.

     В результате совместной творческой деятельности: воспитатель - дети - родители - педагоги, ощущаем теплую атмосферу общения, взаимно испытываем хорошие добрые эмоции, а это самое главное  в нашей работе - радость и теплота!

 

     Конспект  занятия по изобразительной  деятельности “День  рождения Бабы Яги”

     (с  элементами нетрадиционного  рисования).

     Программное содержание: развивать у детей творческую активность, художественно-креативные способности; закрепить использование в рисовании нетрадиционных материалов и техник (рисование свечой, печать от руки и пальцевая живопись); вызвать стремление наиболее содержательно решать изобразительную задачу в рисунке, дополнять создаваемый образ интересными деталями; формировать образные представления в процессе восприятия сказки и создания образа на её основе; воспитывать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели.

     Предварительная работа. Серия занятий по программе, где в гости к детям приходит “Гусёнок”, который становится детям другом. Чтение русских народных сказок: “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”, “Баба Яга”, “Жихарка” и др. Провести цикл бесед “Как сделать человека счастливым”, “Что такое добро и зло?”, “Умеешь ли, ты, делать комплименты?”. Рисование положительных и отрицательных героев русских народных сказок (используя технику рисования свечой, печать от руки и пальцевая живопись). Сочинять загадки о героях сказок вместе с родителями и загадывать их друг другу в группе.

     МатериалыБумага для рисования (белая и цветная), гуашь, акварель, стаканчики с водой, поролоновые тампоны, влажные салфетки. Нарисованные свечёй рисунки детей, но не затонированные акварелью, корзинки, “волшебная” шишка, игрушка – Гусёнок, платок, бусы, сапожки, помада для губ, сундук, колпаки для гномов и косыночки для матрёшек. Аудиокассета с записью необходимого музыкального сопровождения (на усмотрение педагога).

     Ход занятия

     В студию входит Алёнушка с детьми, в руках у детей корзинки с принадлежностями для рисования (звучит легкая музыка).

     Алёнушка (А). Какая чудесная полянка, как красиво вокруг. Слышно как щебечут птицы, стрекочут кузнечики, порхают бабочки. А вам не хочется хоть на секунду превратиться, например, в маленькую пташку или великолепную бабочку, тогда закройте глаза.

     Вокруг  три раза обернись

     И в лесную пташку превратись.

Информация о работе Нетрадиционнная техника рисования