Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:32, курсовая работа
Все дети любят рисовать. Творчество для них это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.
Постепенно,
по мере того как дети овладевают навыками
работы с различными материалами, стараемся
подвести их к осознанному выбору
материала для создания своего образа.
Здесь очень важным моментом является
то, что ребенок проявляет
В нашей работе на протяжении нескольких лет мы широко используем различные виды нетрадиционных техник рисования.
«Пальчики-палитра» – рисование пальчиком.
Под рукой нет кисточки? Не беда! Один палец обмакнем в красную краску, другой – в синюю, третий – в желтую… Чем не палитра!... Это не сложная, но очень интересная техника, которая очень понравится детям всех возрастов. Они рисуют с большим удовольствием. Обучение пальчиковому рисованию идет в несколько этапов.
Вначале
дети рисуют одним пальчиком, затем
несколькими. На этом этапе происходит
знакомство с цветом, формой, ритмом
и положением в пространстве. Мы
украшаем бабочек, рыбок и полянку
такими элементами, как точки, мазки,
спирали.
На втором этапе дети учатся смешивать
краски. Каждый пальчик обмакивают в разные
краски и накладывают цвета на цвет. В
результате смешивания цветов дети добиваются
нужного оттенка. Например, с детьми средней
группы мы рисовали «пушистого мишку».
К подготовительной группе дети уже свободно владеют «пальчиковой техникой» и сами придумывают темы для рисования, используя в сюжете, такие приемы как тычок, мазок, смешивание красок. «Пальчиковым методом» дети рисовали сюжеты к сказке Аксакова «Аленький цветочек». Работы получились очень удачными.
Следующая
техника – рисование
ладошкой.
Этот метод очень хорошо развивает творчество
детей младшего дошкольного возраста.
Они не только видят краску, но и чувствуют
ее.
Следующей нетрадиционной формой обучения,
которую мы используем в работе, является рисование
штрихом.
С помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала передать не только легкость, мягкость, плавность, но и тяжесть, мрачность, остроту, агрессивность и, самое главное, раскрыть образ героя, его отношение к окружающему. Также рисование штрихом очень хорошо подготавливает руку к письму. Со средней группы дети рисуют на темы: «Цыпленок» и «Петушок с семьей». Это не сложный и довольно выразительный метод рисования, в частности животных, позволяющий передать их характерные особенности с помощью различных видов штриховки.
Из
анализа детских работ можно
сделать вывод, что не все дети
умеют контролировать амплитуду
колебаний своей руки. Штрихи получаются
разной величины, порой со слабым нажимом
на карандаш. Поэтому мы рекомендуем
воспитателям с детьми в свободное время
чаще тренировать руку, чтобы закрепить
навыки штриховки.
Также очень интересен прием – рисование
по сырой бумаге. В данная техника
используется в работе с детьми старшего
дошкольного возраста.
Рисовать акварелью сложнее, чем гуашью,
но очень интересно. Рисовать ею можно
только по белой бумаге, разводя краски
водой. Чем больше воды, тем прозрачнее
цвет красок. Работы получаются очень
нежными и изящными. Особенно детям нравится
рисовать в этой технике «Море», как в
спокойную и тихую погоду, так и в бурю.
Рисование восковыми мелками, свечой и акварелью.
Такой
способ издавна использовался
Также мы используем и такую новую технику рисования, как граттаж.
Интересно
в этой технике прошли занятия
на темы: «Зимний лес», «Прогулка
в парке», «Ночные сказки».
Мазковая живопись.
Рисовать
мазками детям очень нравится.
Работы получаются насыщенные, интересные.
Не у всех детей получается правильный
мазок. У кого-то он очень длинный,
у кого-то просто похож на примакивание.
Поэтому рекомендуется больше рисовать
в свободное время на такие темы: «Травка»,
«Елочка» и т.п.
Очень интересны и такие приемы рисования,
как – монотипия и диотипия(техника
печатки).
Этот метод помогает развить фантазию, воображение, чувство цвета и формы. С детьми мы рисовали «Город в дождливую погоду», «Деревья отражаются в реке». Дети рисовали с удовольствием, им было интересно, как из одной половинки рисунка получается целый рисунок, и даже картина.
Понравилась детям и такая техника, как батик – роспись по ткани,стилизацией – подчинение определенным правилам. Это очень трудная, но интересная работа, которая способствует развитию творчества у детей. Мы с детьми рисовали «Вербу в вазе». Дети удачно проявили себя, каждая их работа была неповторима. Они показали безграничность детского творчества.
Еще один нетрадиционный прием – набрызг. Это очень не простая техника. Ее суть состоит в разбрызгивании капель краски. Для ее осуществления мы используем зубную щетку и стеку. Рисунки на темы: «Снегопад», «Листопад». Это сложная техника, у детей она получается не сразу, но, несмотря на это, работа приносит удовлетворение.
Рисование пластилином. Данная техника требует усидчивости, терпения и желания довести дело до конца. С детьми старшей группы мы рисовали «Лебединое озеро», «Попугайчика», а с детьми подготовительной группы провели творческое занятие на тему «Сказки А.С. Пушкина».
Также в своей работе мы используем и другие нетрадиционные методики рисования:
- рисование мелом;
- рисование углем и сангиной;
- рисование с использованием природного материала;
- африканская роспись;
- рисование тычком (жесткой кистью);
- рисование манкой;
- рисование при помощи ниток.
С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.
Наш опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет малышам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Существует
множество приемов, с помощью
которых можно создавать
Рисование имеет огромное значение в формировании
личности ребенка. От рисования ребенок
получает лишь пользу. Особенно важна
связь рисования с мышлением ребенка.
При этом в работу включаются зрительные,
двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы.
Кроме
того, рисование развивает
Изобразительная деятельность влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Согласитесь, разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша.
В
процессе изобразительной деятельности
сочетается умственная и физическая
активность ребенка. Для создания рисунка
необходимо приложить усилия, потрудиться,
овладевая определенными
Необходимо помнить, что каждый ребенок — это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее.
"Истоки
способностей и дарования
Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.
В
настоящее время существует множество
видов нетрадиционной техники рисования,
позволяющие развивать
Работая в детском саду воспитателем, а также преподавателем изо студии наблюдаю, как меняется содержание и задачи изобразительной деятельности дошкольников. В настоящее время использую новые и довольно интересные программы и педтехнологии, стараясь не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир, а дать им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала.
Главное в моей работе, да и в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.
Я
задумалась над тем, как можно
раскрепостить детей, вселить в
них ту самую уверенность в
своем умении, заставить их поверить
в то, что они очень просто могут
стать маленькими художниками и
творить чудеса на бумаге. С этими
мыслями я принялась
При
моем появлении в любой из групп
первая реакция детей – радость
и немедленный вопрос: “Что мы будем
сегодня рисовать и чем?”
Кляксография. Она заключается в том, чтобы
научить детей делать кляксы (черные и
разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок
может смотреть на них и видеть образы,
предметы или отдельные детали. "На
что похожа клякса?", "Кого или что
она тебе напоминает?" - эти вопросы
очень полезны, т.к. развивают мышление
и воображение. После этого, не принуждая
ребенка, а показывая, рекомендуем перейти
к следующему этапу - обведение или дорисовка
клякс. В результате может получиться
целый сюжет.
Точечный рисунок. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.
Поролоновые рисунки. Из поролона делаются разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.