Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:32, курсовая работа
Все дети любят рисовать. Творчество для них это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.
Овладев, всеми этими навыками и зная, какой способ действия должен применяться в том или ином случае, дети приобретают умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования. Это умение применяется сознательно: оно требует такого умственного действия, как представление формы, величины, пропорций изображаемого предмета и соотнесение с ним рисовального движения. Необходимо одновременно учить способам работы и карандашом, и кистью, подчеркивая различие между ними. Такое обучение положительно влияет на выработку навыков рисования этими инструментами, на качество изображения, на выразительную сторону рисунков.
Первые краски, с которыми знакомится малыш и которыми учится рисовать,— гуашь. Гуашевыми красками дети рисуют во всех группах детского сада. Как правило, малыши получают одну краску, но на каждом занятии ее цвет может меняться. К концу года можно дать 2 краски (при этом следует давать две кисти).
Во второй младшей группе вначале детям даются 2—3 краски, а к концу года их может быть 4—6. Такое же, а в некоторых случаях и большее, количество красок необходимо готовить для рисования в средней группе (конечно, есть занятия, требующие меньшего количества красок). Со второй младшей группы нужно учить детей промыванию кисти перед тем, как набрать краску другого цвета.
В старшей и подготовительной группах при рисовании гуашью может быть дано в готовом виде 4—6 цветов. Недостающие цвета дети учатся готовить сами, смешивая краски на палитре (можно использовать плитку белого кафеля, светлый пластик или белую тарелку, блюдце). Детей старшей и подготовительной групп нужно учить работать и акварелью. Давая детям акварель, следует сразу показать правильные приемы работы ею. Перед рисованием краски надо смочить, стряхивая по капле чистой воды на каждую (чтобы они стали мягче), не касаясь их при этом ворсом кисти, т. к. иначе краска остается на ворсе, при последующем обмакивании кисти вода загрязняется, и загрязняются краски, которые смачиваются ею.
Овладение карандашной техникой рисования необходимо потому, что контурный линейный рисунок — основа изображения.
Художники отмечают, что линия в рисунке едва ли не самый главный элемент изображения. Линия призвана определять границы формы.
Не умея нарисовать линию, ребенок не сможет овладеть всей контурной частью рисунка, а значит, не сможет и правильно передать форму предмета. Сходство же изображения с реальным предметом достигается в основном при правильной передаче его формы. В первой младшей группе дети получают вначале по одному карандашу какого-нибудь яркого цвета, затем двух цветов, а потом весь набор карандашей в 6 цветов.
Детям
второй младшей группы и в начале
года средней группы дается, как
правило, коробка карандашей 6 цветов.
К концу года в средней группе
нужно давать наборы из 12 цветов, а
в старшей и подготовительной
группах для рисования следует
готовить коробки карандашей 24 цветов.
Уже со второй младшей группы следует
учить детей закрашивать
Эффективное освоение технических навыков и умений возможно лишь при установлении последовательности овладения детьми техникой рисования, распределения задач по каждой группе детского сада с учетом возрастных особенностей развития изобразительной деятельности.
Основными приёмами руководства рисованием являются словесные указания и показ(конечно, не на рисунке ребёнка)
Сразу усвоить все указания ребёнок не может- их придётся повторять несколько раз.
Чтобы на себе проверить, как вырабатываются первоначальные навыки, воспитатель должен сам приобрести элементарные умения владеть карандашом, кистью.
Карандаш надо держать так, чтобы было легко проводить линии во всех направлениях, заштриховывать плоскости, выполнять мелкий рисунок. Карандаш закрепляется между большим, указательным и средним пальцами. Мизинец, безымянный являются опорой для кисти руки. У детей рисующая рука лежит на столе – это точка опоры. Кисть руки, пальцы должны быть свободны. Левая рука также должна лежать на столе. Она придерживает лист бумаги.
А теперь перейдём к практическим действиям.
Дугообразные линии.
Возьмите карандаш и легко чертите по бумаге вправо и влево дугообразные линии. Движение может быть более широким, когда движется вся кисть руки, и более узким, когда движутся только пальцы. В руке не должно быть никакого лишнего напряжения, пальцы не сжимают карандаш, а лишь слегка его поддерживают. Усилив нажим на карандаш, но, сохранив свободу движения руки, можно получить толстую линию.
Прямые линии.
Надо научиться проводить прямые линии на глаз. Поставьте точку в левой стороне листа бумаги и другую в правой. От точки до точки проведите прямую линию легко и спокойно, не отрывая руки. Выработайте у себя навык проводить прямые линии в любом направлении, не отрывая руки, легко и свободно.
Рисование круга.
Свободно
положив руку и оперев её слегка
на мизинец, рисуйте круг, многократно
повторяя движение вращения пальцев. Нарисуйте
круг большего размера, вращая карандаш
всей кистью руки. Многократным повторением
на одном месте добивайтесь
Штриховка.
Нарисуйте круг. Заштрихуйте его, кладя линии равномерным движением в одном направлении. Следите за лёгким ритмичным движением пальцев. Поверните немного руку и штрихуйте круг в другом направлении.
Нажим, его регулирование.
Нарисуйте четырёхугольник. Заштрихуйте его, начиная с линий сильного нажима, затем постепенно ослабляйте нажим. На втором четырёхугольнике ослабляйте нажим на каждых четырёх линиях, пятую делайте с нажимом и опять ослабляйте. Приучите руку слушаться вас и произвольно усиливать и ослаблять нажим.
Пользование цветными карандашами.
Нарисуйте дом с забором и дерево. Раскрасьте цветными карандашами. Штрихуйте лёгкими движениями. Меняйте направление штрихов в зависимости от формы предмета. Добивайтесь яркости цвета не чрезмерным нажимом на карандаш, а повторным наложением штрихов естественным нажимом.
Техника рисования красками.
Смешивание красок: зелёный различных оттенков – смешивание жёлтого и синего, светло-зелёный можно получить прибавлением белого.
Тёмно – зелёный – прибавлением синего, тёмно красного, коричневого цветов.
Фиолетовый – путём соединения тёмно – красного с синим.
Светло – лиловый (сиреневый) – прибавлением белого цвета.
Коричневый цвет имеет много оттенков, т.к. получается путём смешивания различных красок – красной и зелёной, красной и чёрной, ярко – красной и синей.
Серый – смешиванием белого и чёрного цветов. Прибавление к этим цветам небольшого количества синего, или жёлтого, или тёмно – красного придаёт серому тот или иной оттенок.
Розовый – смешивание красного и белого. От того, какого оттенка берётся красный цвет, меняется оттенок розового.
Смешивание оранжевого с белым даёт приятный телесный розовый цвет.
Голубой – смешивание синего и белого.
Серо – голубой – голубой смешать с тёмно – красным или чёрным, или коричневым. Смешивать краски надо на палитре.
Как научиться пользоваться кистью, красками.
Широкая линия – кисть прикладывается плашмя, низко опускается ручка. Конец палочки смотрит в ту сторону, в которую ведётся линия (вправо, влево, вниз, вверх). Линия ведётся без отрыва. Рука принимает разные положения. Ширина полосы – ширина кисти.
Узкая
линия – палочка кисти
Красить
начинайте сверху вниз, равномерно
сгоняя излишек краски вниз. Мелкие
детали раскрашиваются после того,
как подсохнет большая
Нам нужно научить детей технике рисования, чтобы они могли свободно ею распорядиться при решении любой изобразительной задачи, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающей жизни. В детском саду нужно сразу же в доступных пределах формировать правильную технику рисования у всех детей, чтобы потом не пришлось переучивать.
ПРАВИЛА ПО ТЕХНИКЕ РИСОВАНИЯ.
Детей старшей и подготовительной групп можно учить к усвоению правил по технике рисования.
Нужно, чтобы дети запомнили: инструменты разные и рисовать ими нужно по-разному.
Правила рисования карандашом:
1.
Карандаш нужно держать тремя
пальцами (между большим и средним,
придерживая сверху
2. Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука — внизу линии. Так вести руку нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия.
3. Линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, не отнимая карандаша от бумаги, иначе она может получиться неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз.
4.
Предметы прямоугольной и
5. Предметы округлой формы надо рисовать одним движением, без остановки.
6.
Закрашивать рисунок
7.
При закрашивании рисунка
8.
При закрашивании рисунка
9. Закрашивать рисунок нужно без просветов.
10.
Закрашивая рисунок, нужно
Правила рисования краской.
1.
Кисть нужно держать между
тремя пальцами (большим и средним,
придерживая сверху
2.
При рисовании различных линий
кисть надо вести по ворсу,
поэтому руке с кистью
3.
При рисовании широких линий
нужно опираться на весь ворс
кисти, палочку держать
4.
Чтобы нарисовать тонкую линию,
5.
При закрашивании рисунков
6.
Каждую линию при рисовании
и при закрашивании нужно
7. Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.
Конспект занятия по рисованию и аппликации в подготовительной группе