Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:49, аттестационная работа
Целью данной работы не является выработка функциональных стратегий – маркетинговых, финансовых, продвижения, управления человеческими ресурсами и т.д.
Для исследования использовались различные модели программ МИМ ЛИНК и ОУ Великобритании, данные бухгалтерского и управленческого учета, а также дополнительные источники, имеющиеся в открытом доступе (сайты, журналы и т.д.).
Введение. 3
1. Анализ окружения ООО «Тэкса». 9
1.1. Анализ внешнего окружения компании. 9
1.1.1. Анализ макроокружения. 10
1.1.2. Анализ отрасли. 13
1.1.3. Анализ стратегических групп. 20
1.1.4. Анализ конкурентов. 23
1.2. Исследование ресурсов и способностей ООО «Тэкса». 26
1.3. Исследование заинтересованных сторон ООО «Тэкса». 32
2. Оценка существующей стратегии ООО «Тэкса». 35
2.1. Оценка систем, культуры и структуры организации c точки 35
зрения соответствия стратегии.
2.2. Оценка существующей стратегии. 37
2.2.1. Оценка корпоративной стратегии. 37
2.2.2. Оценка конкурентной стратегии. 38
2.3. Выводы по оценке. 39
3. Разработка вариантов и выбор будущих стратегий. 39
3.1. Анализ вариантов корпоративной стратегии. 39
3.2. Выбор корпоративной стратегии. 44
3.3. Анализ вариантов конкурентной стратегии. 46
4.4. Выбор конкурентной стратегии. 48
4. Реализация стратегий. 48
4.1. Изменение структуры. 48
4.2. Изменение культуры. 51
4.3. Изменение систем. 52
Заключение. 54
Список литературы. 57
Основным конкурентным преимуществом компании является индивидуальный подход к клиенту. Например, одним из отличий от других игроков рынка, является скорость отработки технических решений. В исследуемой компании это два-три дня. У основных конкурентов – как правило, неделя. Это происходит потому, что все действия (от приема заказа и консультаций до следуемой выставления счетов и доставки товара) выполняет один человек (в основной своей массе генеральный директор), круглосуточно доступный на сотовом телефоне, что очень удобно для потребителей и является уникальным на рынке системной интеграции г.Ульяновска. Принятый в компании подход работает уже на протяжении восьми лет.
Исходя из этого, в 2009 году компания следовала конкурентной стратегии фокусированной дифференциации [13], работая в узком сегменте операторов связи и крупных корпоративных клиентов, с существующим дифференцированным подходом к обслуживанию клиентов.
Обобщая анализ можно сказать,
что в компании Тэкса реализуется стихийная
с элементами преднамеренности предпринимательская
стратегия. При этом существующая корпоративная
стратегия заключается в укреплении позиции
на существующем рынке (Ульяновская область,
операторы связи и крупные корпоративные
клиенты, продукт - системная интеграция
в области инфраструктурных решений),
а конкурентная стратегия выражается
в виде фокусированной дифференциации
(дифференцированное предложение на узком
сегменте операторов связи и крупных корпоративных
клиентов).
1.
Анализ окружения
ООО «Тэкса».
1.1. Анализ внешнего окружения компании.
1.1.1.
Анализ макроокружения.
Для того чтобы понять в каких условиях существует исследуемая организация требуется рассмотреть, какие внешние факторы влияют на работу организации, помогают или наоборот мешают развитию. Для анализа можно использовать модель STEP факторов, разработанную Фахи и Нарайянан [20, стр. 55]. Согласно этой модели существует четыре группы факторов, которые являются важнейшими компонентами внешнего окружения любой организации – социальные, экономические, экологические и политические. Экологические факторы в данной работе не рассматриваются по причине отсутствия, каких либо влияний данных факторов на деятельность организации.
Социальные факторы. Отрасль системной интеграции неразрывно связана с различными сторонами жизни потребителей. Прежде всего, это использование персональных компьютеров и сети Интернет (Сеть). Если взглянуть на данные опросов Всероссийского центра исследований общественного мнения (ВЦИОМ), то можно увидеть, что самым необходимым устройством в жизни человека стал мобильный телефон, на втором месте телевизор, на третьем компьютер (Приложение 5). Учитывая тот факт, что в мире и нашей стране наблюдается тенденция перехода от просмотра обычного телевидения на IP-TV через Интернет и цифровое ТВ можно предположить, что в ближайшие годы мы будем наблюдать еще больший рост применения информационно коммуникационных технологий (ИКТ) в повседневной жизни. Уже наблюдается изменение стиля жизни многих россиян, и в основном это связано именно с сетью Интернет. Если посмотреть данные Федеральной службы государственной статистики (Приложение 6) можно видеть рост количества пользовательского оборудования в 32 раза по сравнению с 2002 г. и 15% рост в 2008 г. по сравнению с 2007 г. (с 63376,7 тыс. шт. до 72681,2 тыс. шт.). По данным экспертов: «В Москве охват интернетом населения старше 19 лет составляет 62%, в возрасте от 14 до 30 лет ежедневно пользуются интернетом 90% москвичей. В регионах в крупных городах активная аудитория пользователей в возрасте от 14 до 30 лет превышает 70% населения … В минувшем году в социальных сетях было зарегистрировано 90 миллионов профилей (рост в два раза), причем треть из них - в популярной социальной сети "Одноклассники.ру". Две трети пользователей Рунета имеют хотя бы один профиль в социальных сетях, а большинство из них - несколько профилей» (Приложение 7). Все эти данные позволяют утверждать, что социальные факторы имеют очень серьезное влияние на развитие отрасли «Системная интеграция», являясь, по сути, «локомотивом ее развития» на ближайшие годы.
Технологические факторы также имеют огромное влияние на развитие отрасли. Согласно применяемой для исследования модели все факторы стоит рассматривать как систему, где каждый фактор связан с остальными и оказывает влияние на них. Связь факторов социальных и технологических очень сильная. Развитие нашего общества уже неразрывно связано с ИКТ, в частности с развитием Сети. Изменение стиля жизни толкает людей к использованию такой вещи как видеотелефон. Но еще два года назад люди не могли нормально пользоваться этой технологией, так как каналы связи не обеспечивали должного качества изображения. Сегодня это уже реальность и видеотелефон можно купить по цене менее 10 тысяч рублей. На сегодняшний день средний срок службы компьютеров и сетевого оборудования составляет всего три-четыре года, после чего оно морально устаревает. Это значит, что отрасль, скорее всего, будет востребована в ближайшие пять-десять лет, так как является «проводником новых технологий» между производителями оборудования и его пользователями. По данным Федеральной службы государственной статистики (Приложение 8), в течение последних трех лет количество организаций, использующих информационные и коммуникационные технологии, выросло на 30% процентов. Среди быстроразвивающихся технологий стоит отметить такие технологии как голосовые и видео коммуникации (Приложение 9). Именно на эти виды сервисов будет тратиться основная часть трафика в Сети в ближайшие десятилетия. Таким образом, данный фактор оказывает большое положительное влияние на отрасль системной интеграции. Для организаций отрасли данный фактор представляет как возможность, так как «заставляет» постоянно следить за новыми технологиями и уделять особое внимание развитию персонала в плане обучения.
Экономические и политические факторы также нельзя рассматривать в отрыве от остальных. Учитывая имеющую место в России тенденцию по введению государственных электронных услуг и веяния по модернизации экономики, можно с уверенностью говорить о положительном влиянии данных факторов на развитие отрасли в нашей стране. По данным Государственной статистики (Приложение 10), наблюдается почти 40% (с 23 до 32 на 100 работников) рост числа персональных компьютеров в организациях с 2005 по 2008 г. и почти 100% рост их к подключений к Сети по России. По данным Министерства связи и массовых коммуникаций в 2008 году объем ИКТ рынка вырос до 1,825 трлн. рублей и стал на 22% больше по сравнению с прошлогодним (Приложение 11). Все это позволяет говорить о положительном влиянии данных факторов на отрасль «Системной интеграции» в ближайшие несколько лет (при сохранении текущей стабильной политической ситуации).
Основные выводы проведенного анализа:
1.1.2.
Анализ отрасли.
Системная интеграция – это разработка комплексных решений по автоматизации бизнес-процессов предприятия. Ее конечная цель – максимально эффективное управление организацией. В системной интеграции выделяются такие составляющие, как: структурированные кабельные сети (СКС), волоконно-оптические линии связи (ВОЛС), электрические сети, проекты и готовые решения, поставка серверов и рабочих станций, программные комплексы [7]. Бизнес модель системной интеграции подразумевает извлечение прибыли за счет добавленной стоимости, создаваемой на основе интеграции продуктов и снижения издержек заказчика. Очень часто системные интеграторы занимаются также вопросами настройки программного и аппаратного обеспечения, консультированием в области ИКТ. Российская системная интеграция немного отличается от общепринятой во всем мире модели. В нашей стране это в первую очередь поставки оборудования и программного обеспечения (ПО), а в западных странах это прежде всего комплексные проекты по внедрению бизнес решений на базе предлагаемого оборудования и ПО. Постепенно этот перекос выравнивается, но, тем не менее, различия еще очень велики. Это можно видеть на примере ведущего российского дистрибьюторского ИТ-холдинга – компании Merlion (оборот за 2009 г. 52,4 млрд. руб.). Дистрибуция аппаратных средств - это 90,7% в структуре доходов Merlion или около 47,5 млрд. руб. Годом ранее этот сегмент приносил 94,1% выручки (50,45 млрд. руб.). Компания Тэкса не является исключением из этого правила. Доля продаж оборудования в обороте компании составляет более 97%.
Для оценки действующих в отрасли движущих сил и возможных их изменений в будущем используется модель пяти сил [12]. Согласно данной модели необходимо проанализировать пять движущих сил отрасли, которые влияют, в конечном счете, на ее прибыльность.
Угроза вторжения новых участников. Степень угрозы, которую представляют собой новые участники, зависит от величины входных барьеров. В данной отрасли имеются следующие варианты барьеров, согласно классификации Портера (Таблица 1).
Таблица
1. Входные барьеры отрасли
Тип входного барьера | Описание | Высота барьера |
Эффект масштаба | В отрасль можно войти, не имея масштабных операций | Невысокий |
Дифференциация продукта | Некоторое влияние оказывают репутация и бренд. Но все может измениться после пары успешных проектов | Невысокий |
Потребность в капитале | Нет необходимости инвестировать значительные капиталы при входе в отрасль | Невысокий |
Преимущества в затратах, не зависящие от масштаба | Отсутствуют | Невысокий |
Доступ к каналам распределения | Не является проблемой. Все продажи осуществляются через Фронт-офис и Сеть | Невысокий |
Государственное регулирование | Отрасль не лицензируется и ее деятельность не попадает под специальные законодательные акты | Невысокий |
Таким образом, можно сделать вывод о невысоких входных барьерах в отрасль и высокой угрозе появления новых участников на рынке.
Конкуренция в отрасли. Для определения типа рынка необходимо произвести расчет концентрации (индекс Гиршманна-Герфиндаля) [20] на основе рейтинга CNews (Приложение 12):
Таблица 2. Расчет концентрации в отрасли системной интеграции.
№ | Компания | Оборот | Доля, % | Доля² |
1 | Крок | 18 536 358 | 20,10 | 403,96 |
2 | Компьюлинк | 18 452 052 | 20,01 | 400,29 |
3 | Техносерв | 14 763 672 | 16,01 | 256,26 |
4 | Систематика | 8 463 839 | 9,18 | 84,22 |
5 | ЛАНИТ | 7 574 100 | 8,21 | 67,44 |
6 | Крафтвэй | 6 820 000 | 7,39 | 54,68 |
7 | Квазар Микро | 4 889 875 | 5,30 | 28,11 |
8 | Энвижн Груп | 4 374 500 | 4,74 | 22,50 |
9 | R-Style | 4 234 426 | 4,59 | 21,08 |
10 | ITG (Inline Technologies Group) | 4 118 000 | 4,47 | 19,94 |
Итого | 92 226 822 | 100,00 | 1358,48 |
Концентрация низкая и близка к пороговому значению 1000, никто не мешает войти на рынок новым участникам, продукция однородна, так как решения всех участников основываются на одинаковых программных и аппаратных платформах, информационные потоки совершенны, так как информация о ценах и услугах имеется в открытом доступе. Таким образом, можно сделать вывод о том, что тип конкуренция на рынке отрасли системной интеграции близок к «Совершенной конкуренции».