Стратегическое развитие предприятия ООО Интерфарм

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 17:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование и совершенствование процесса разработки стратегии в ООО «Интерфарм».
Для достижения данной цели необходимо выполнение следующих задач:
• изучение теоретической основы разработки стратегии организации;
• анализ деятельности и окружения предприятия на примере ООО «Интерфарм»;
• предложения путей повышения эффективности разрабатываемой стратегии в ООО «Интерфарм».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие стратегии, ее сущность
1.2 Классификации стратегий
1.3 Процесс разработки стратегии: методы и этапы
2 НЕОБХОДИМОСТЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ИНТЕРФАРМ»
2.1 Анализ хозяйственной деятельности ООО «Интерфарм»
2.2 Анализ внешней среды
2.3 Анализ внутренней среды
3 ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ДЛЯ ООО «ИНТЕРФАРМ»
3.1 Определение основных направлений разработки стратегии развития ООО «Интерфарм»
3.2 Составление плана мероприятий по формированию стратегии развития ООО «Интерфарм»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

ИНТЕРФАРМ Стратегич.цели КУРСАЧ.docx

— 89.80 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……3

1 Теоретические основы  формирования стратегии  развития предприятия………………………………………………….6

1.1 Понятие  стратегии, ее сущность………………………………………….…6

1.2 Классификации  стратегий……………………………………………………9

1.3 Процесс  разработки стратегии: методы  и этапы…………………………..13

2 НЕОБХОДИМОСТЬ  И ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ  РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ИНТЕРФАРМ»………………………..21

2.1 Анализ  хозяйственной деятельности ООО  «Интерфарм»………………..21

2.2 Анализ  внешней среды……………………………………………………...23

2.3 Анализ  внутренней среды…………………………………………………...28

3 ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ДЛЯ

ООО «ИНТЕРФАРМ»…………………………………………………………...34

3.1 Определение  основных направлений разработки  стратегии развития ООО «Интерфарм»…………………………………………………………………….34

3.2 Составление  плана мероприятий по формированию  стратегии развития ООО «Интерфарм»………………………………………………………………38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….43

ПРИЛОЖЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     В настоящее время общее внимание со стороны бизнеса к стратегии  стремительно возрастает.

     Актуальность  выбранной темы заключается в  умении руководителем определить курс, который должна взять фирма, в  его представлении о характере  деятельности на сегодняшний момент и возможных потребностях в будущем. Руководитель должен четко и конкретно  поставить перед собой цель, для  получения в определенный срок желаемых результатов. Цель - это результаты, а стратегия означает их достижение. Стратегия - это инструмент руководителя для выполнения определенных задач, как стратегических, так и финансовых. Чтобы определить стратегию, необходимо изучить внутреннее состояние фирмы  и внешние факторы. Только четко  представляя положение своей  компании на рынке, учитывая особенности  рынка, руководитель может лучше  определить стратегию, способствующую достижению намеченных целей и финансовых результатов.

     Стратегия - это заранее спланированная реакция  на изменения, выбранная высшим руководством и реализуемая для достижения цели, выполнения миссии. Стратегия  компании состоит из запланированных  действий и необходимых поправок в случае непредвиденных обстоятельств. Текущая стратегия компании составляется руководителем с учетом событий, происходящих как внутри, так и  за пределами фирмы. Для разработки стратегии необходимо иметь талант предпринимателя и стратегический образ мышления. Руководитель должен постараться, чтобы его стратегия  в максимально степени учитывала  события, происходящие за пределами  фирмы, в частности потребности  покупателей, последние действия конкурентов, возможности и опасности рынка, новые условия ведения бизнеса. Умение развивать стратегию напрямую зависит от предпринимательского таланта.

     Все вышесказанное подразумевает собой  один вопрос относительно стратегии  компании, который задает себе руководитель высшего звена: «Как мы видим свою компанию, что мы собираемся делать и чего мы хотим достичь?» Процесс  разработки стратегии достаточно сложный, включающий в себя множество взаимозависимых  факторов и обстоятельств, от эффективности  которого зависит деятельность организации, и ее потенциал.

     Целью данной работы является исследование и совершенствование процесса разработки стратегии в ООО «Интерфарм».

     Для достижения данной цели необходимо выполнение следующих задач:

     • изучение теоретической основы разработки стратегии организации;

     • анализ деятельности и окружения  предприятия на примере ООО «Интерфарм»;

     • предложения путей повышения  эффективности разрабатываемой  стратегии в ООО «Интерфарм».

     Объектом  исследования является формирование стратегических целей и стратегии предприятия, осуществляющего реализацию фармацевтической продукции, ООО «Интерфарм».

     Предметом исследования является процесс разработки стратегии в ООО «Интерфарм» и ее совершенствование.

     В работе применяются следующие методы исследования:

     • монографический;

     • сравнения;

     • аналитический;

     • аналитико-синтетический метод исследования сильных и слабых сторон деятельности;

     • расчетный;

     • синтез;

     • прогноз деятельности после внедрения  предложенных мероприятий.

     Большой вклад в изучение проблемы стратегического  развития предприятия внесли такие  зарубежные и отечественные ученые, как А. Чандлер, И. Ансофф, Г. Клейнер, Д. Хасси, М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова, С.А. Попов, Л. И. Евенко и другие.

     Научной основой работы являются труды М. Портера по базовой разработке конкурентных стратегий, классификации стратегий  Забелина П. В. и Моисеева Н. К., труды  И. Ансоффу по разработке матрицы продукт/рынок, которая предусматривает использование четырех базовых стратегий: проникновение на рынок, развитие рынка, разработка товара и диверсификация

     Аналитической основой работы является непосредственная практика и наблюдения в ООО «Интерфарм», статьи, размещенные в журналах, данные бухгалтерского учета.

     Структурно  работа состоит из введения, заключения, 3-х глав, списка использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Теоретические основы  формирования стратегии  развития предприятия

1.1 Понятие стратегии, ее сущность

 

     Исследователи и практики хозяйственной деятельности предприятия часто используют понятие  «стратегия» по-разному, полагая, что  это общий термин, не нуждающийся  в специальном определении, хотя его содержательная составляющая, как  правило, предполагает некие различия. Такое отношение ведет к путанице, подмене смысловых содержаний. Каждый исследователь считает, что его  вариант дефиниции наиболее верный.

     Термин  «стратегия» (от греч. stratis – войско + ago – веду [9. C.15] или strategos – искусство генерала [15. C.24]) взят из военного лексикона, где он обозначает планирование и проведение в жизнь политики страны или военно-политического союза государств с использованием всех доступных средств [11. C.25].

     В общем смысле это понятие употребляется  для обозначения широких долгосрочных мер или подходов, как правило, применительно к предприятию: стратегия  предприятия. Помимо использования  понятия стратегии в военной  практике, его употребление можно  услышать и в политике. Так, Л. М. Куликов  – как «общий план достижения каких-либо (обычно крупных, общественно значимых) целей» [9. C.41]. В лексиконе делового управления оно стало употребляться для обозначения того, что раньше называлось политикой, или деловой политикой [11, с.11].

     Примеры использования стратегического подхода к управлению деловыми организациями начали прослеживаться еще в 20-30-х годах нынешнего столетия. Начиная с 1926 г., под стратегией подразумевалось управление ресурсами, когда было установлено, что при каждом удвоении производства затраты на единицу продукции падают на 20% [11, с.12]. Понятие «стратегия» вошло в число управленческих терминов в 50-е годы, когда проблема реакции на неожиданные изменения во внешней среде приобрела большое значение. Вначале смысл этого понятия был неясен. Следуя военному словоупотреблению, словари все еще определяли стратегию как «науку о ведении войны, искусство ведения боя» [20, с.15], «науку и искусство развертывания войск для боя» [2, с.24], «высшую область военного искусства» [23, с.22].

     Понятие стратегии вошло и в лексикон делового управления: появились термины: «стратегическое планирование», «стратегическое  управление», «стратегический менеджмент», «стратегическое мышление».

     В результате исследования и анализа  экономической литературы выявлены (табл. 1) [17, 26] следующие определения  понятия «стратегии».

Таблица 1-Определения понятия «стратегия»

Автор Определение
1 . И.  Ансофф,

К. А. Волкова,

И.П. Дежкина,

Ф.К. Казакова,

А.Н. Люкшинов

Стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется  в своей деятельности.
2. В.  А. Винокуров Стратегия представляет собой систему управленческих решений, определяющих перспективные направления  развития организации, сферы, форм и  способов ее деятельности в условиях окружающей среды и порядок распределения  ресурсов для достижения поставленных целей.
3.

М. К. Старовойтов

Стратегия компании – это идеология развития, качественного  конкретизирования в виде ориентиров и состояний компании, последовательности действий по их достижению в рамках сформированных целей.
4. Б.  А. Райзберг,

Л. Ш. Лозовский,

Б. Б. Стародубцева

Стратегия –  это долговременные, наиболее принципиальные, важные установки, планы, намерения  правительства, администрации регионов, руководства предприятий в отношении  производства, доходов и расходов, бюджета, налогов, капиталовложений, цен, социальной защиты.
5. М.  Д. Крук Стратегия –  это правила принятия решений, которые  формируются в момент начала их реализации.
6. П.  Дойль Стратегия –  это комплекс принимаемых менеджментом решений по размещению ресурсов предприятия  и достижению долговременных конкурентных преимуществ на целевых рынках.
7. Дж. Глин,

В. Маркова,

Д. Перкинс

Стратегия –  это основное связующее звено  между тем, что организация хочет  достичь, ее целями, и линией поведения, выбранной для достижения этих целей.
8. В.  Д. Маркова,

С. А. Кузнецова

Стратегия –  это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и  ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные  цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения. Это своего рода «нить времени», связывающая прошлое и будущее и одновременно указывающая путь к развитию.
9. В.  С. Ефремов Стратегия –  это образ действий, обусловливающий  вполне определенную и относительно устойчивую линию поведения производственно-коммерческой организации на достаточно продолжительном  историческом интервале.
10. Э.  А. Уткин Стратегия –  это совокупность главных целей  предприятия и основных способов достижения данных целей.
И.О. С. Виханский Стратегия –  это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы  ее деятельности, системы взаимоотношений  внутри организации, а также позиции  организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.
12. М  . X. Мескон, М. Альберт,

Ф. Хедоури

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный  план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление  миссии организации и достижение ее целей.
13.

Р. А. Фатхутдинов

Стратегия –  это программа, план, генеральный  курс субъекта управления по достижению им стратегических целей в любой  области деятельности.
14.

Е. Е. Вершигора

Стратегия –  это общий всесторонний план достижения цели.
15. Б.  В. Прыкин, Л. В. Прыкина,

Н. Д. Эриашвили

Стратегия –  это исследование сценариев развития будущего организации; обоснованная идея, дающая преимущество в конкурентной борьбе; стратегическая альтернатива с установлением целей; общий  всесторонний план их достижения; комплексный  план, предназначенный для осуществления  миссии организации как совокупность ориентиров ее деятельности. Стратегия  – это система всеобъемлющего контроля, действие в инновационной  политике, гибкая политика кадров, исследование будущего, сценарий ситуаций, идея и  преимущества в конкурентной борьбе, система способов управления системами  и совокупность ориентиров для их развития, комплексный системный  план достижения целей, совместная «оркестровая»  работа групп, организации, профсоюзов и правительства.
16. К.  А. Волкова, И. П. Дежкина,

Ф. К. Казакова

Стратегия –  это весь взаимосвязанный комплекс деятельности во имя укрепления жизнеспособности и мощи данного предприятия по отношению к его конкурентам. Стратегия представляет собой обобщающую модель действий, необходимых для  достижения поставленных целей путем  координации и распределения  ресурсов предприятия.
17.

А. А. Томпсон,

А.Дж.Ш. Стрикленд

Стратегия –  это управленческий план, направленный на укрепление позиций организации, удовлетворение потребностей ее клиентов и достижение определенных результатов  деятельности. Стратегия – это  обязательство осуществлять одну совокупность действий, а не другую.
18.

М. Д. Соколов

Стратегия –  это совокупность правил для принятия решений в целях обеспечения  устойчивого роста и развития фирмы.
19. Н.  Туленков Стратегия –  это установленная на достаточно длительный период совокупность норм, ориентиров, направлений, сфер, способов и правил деятельности, обеспечивающих рост и высокую конкурентную способность предприятия, укрепляющих позиции на рынке, повышающих способность предприятия к выживанию в конкретной ситуации.
20. И.  Склярова Стратегия –  это путь к достижению целей, продекларированных в миссии.
21 .

А. Д. Гительман

Стратегия –  это общее направление, генеральная  линия развития предприятия.
22. А.  Чандлер Стратегия –  это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия  и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых  для достижения этих целей.
 

     Таким образом, на основании вышеизложенного  авторы предлагают следующую формулировку: стратегия представляет собой совокупность действий, необходимых для достижения поставленных целей путем рационального  использования ресурсов экономической  системы. Цель стратегии – добиться долгосрочных конкурентных преимуществ, которые обеспечат производственной системе высокую рентабельность и жизнеспособность [22, с.14].

     1.2 Классификации стратегий

 

     Выделяются  три уровня стратегии. Первый уровень  «военная стратегия», как наиболее зримая, ощутимая, грубая стратегия. Второй уровень корпорации — это более  тонкая стратегия. И третий уровень  – уровень проектов – это еще  более тонкая стратегия. Современная теория менеджмента различает несколько типов стратегий (рис. 1) [18, с.22].

     

 

     

     Рисунок 1- Виды стратегий экономического развития 

     Базовая стратегия – это стратегия, которая  описывает общее направление  роста предприятия, развития его  производственно-сбытовой деятельности (таблица 1). Она показывает, как управлять  различными видами бизнеса, чтобы сбалансировать портфель товаров и услуг [12, с.22]. Стратегические решения этого уровня наиболее сложны, так как касаются предприятия в целом. Именно на этом уровне определяется и согласовывается продуктовая стратегия предприятия.

     В дополнение к базовой стратегии, которая определяет комбинации различных  стратегических областей деятельности организации, конкурентные стратегии  определяют подходы, с помощью которых  организация должна действовать  в каждой такой области. В литературе конкурентную стратегию иногда называют деловой стратегией [М. М. Алексеева, В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова], бизнес-стратегией [В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова, Е. А. Вигдорчик].

Таблица 2 - Базовая стратегия предприятия [19, с.22]

Виды Развитие Выживание
Революционное развитие Эволюционное  развитие
Доминирующий  признак Внутренний  рост — расширение ассортимента товаров, услуг; внешний рост — слияние  компаний Долгосрочное  функционирование на рынке предприятий, прочно стоящих на ногах Поддержание стабильного  положения на рынке и адекватная реакция на изменения
Диверсификация  продукта Присутствует Обязательна Может быть
Диверсификация  производства Присутствует Обязательна Может быть, но чаще всего происходит обратный процесс  –

дедиверсификация

Изменение организационной структуры Обязательно (в  сторону увеличения подразделений) Может быть Обязательно (в  сторону уменьшения подразделений)
Востребованность в инвестициях Да Может быть Нет (нечем будет  отдавать)

Информация о работе Стратегическое развитие предприятия ООО Интерфарм