Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 19:35, курсовая работа
Необходимость разработки стратегии бизнеса в строительстве – это объективная реальность, связанная со становлением рыночных отношений в нашей стране. Все в большей мере строительная организация становится зависимой от факторов внешней среды, прямо или косвенно влияющих на возможности ее успешного развития. Поэтому для строительной организации жизненно необходимым становится умение анализировать и оценивать потенциал спроса на свою продукцию, внутриотраслевую структуру и силу конкуренции, привлекательность отрасли для бизнеса, собственные сильные и слабые стороны, свои конкурентные преимущества.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ……....................……..........................................4
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА СПРОСА….………………....9
3. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ФИРМЫ………………………………10
3.1. Отраслевые показатели и динамики рынка.............................................11
3.2. Продукция и позиции конкурентов на рынке.........................................14
3.3. Анализ основных конкурентных сил.......................................................19
3.4. Оценка привлекательности отрасли…..................................................24
4. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ФИРМЫ……………………………………...32
4.1. Оценка конкурентного преимущества фирмы........................................37
5. ОБОСНОВАНИЕ СТРАТЕГИИ БИЗНЕСОВ ФИРМЫ……………..43
5.1. Матричный анализ стратегических альтернатив....…............................62
5.2. Обоснование корпоративной стратегии фирмы.....................................52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………………..57
ПРИЛОЖЕНИЕ…….………………….….……….………………………...58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………….………………………...63
Федеральное агентство по образованию
Российской Федерации
Новосибирский государственный архитектурно-
Университет (Сибстрин)
Кафедра организации
строительного производства
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к курсовой работе по дисциплине
«Основы менеджмента»
на тему:
«Стратегическое планирование
развития предприятия»
(вариант № 11 )
"_____" _____________2011 г.
Оценка работы ___________________
Руководитель работы__Лось В.А.____________
"_____" _____________2011 г
Новосибирск
2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ…….............
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА СПРОСА….………………....9
3. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ФИРМЫ………………………………10
3.1. Отраслевые показатели
и динамики рынка..............
3.2. Продукция и позиции
конкурентов на рынке..........
3.3. Анализ основных конкурентных
сил...........................
3.4. Оценка привлекательности
отрасли…......................
4. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ФИРМЫ……………………………………...32
4.1. Оценка конкурентного преимущества
фирмы.........................
5. ОБОСНОВАНИЕ
СТРАТЕГИИ БИЗНЕСОВ ФИРМЫ…………….
5.1. Матричный анализ
5.2. Обоснование корпоративной
стратегии фирмы...............
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ…….………………….….……….………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………….………………………...63
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость разработки стратегии
бизнеса в строительстве –
это объективная реальность, связанная
со становлением рыночных отношений
в нашей стране. Все в большей
мере строительная организация становится
зависимой от факторов внешней среды,
прямо или косвенно влияющих на возможности
ее успешного развития. Поэтому для
строительной организации жизненно
необходимым становится умение анализировать
и оценивать потенциал спроса
на свою продукцию, внутриотраслевую структуру
и силу конкуренции, привлекательность
отрасли для бизнеса, собственные
сильные и слабые стороны, свои конкурентные
преимущества. От этого зависит выбор
эффективной стратегии
В качестве исходных данных использованы результаты маркетинговых исследований первичного рынка жилья г. Новосибирска, представленные в табл. 1И–5И. Показатели табл. 1И являются исходными для всех этапов стратегического планирования. В этой таблице приведены показатели за текущий – Х0 год и некоторые показатели за два предшествующих года (Х–1 и Х–2). Показатели табл. 2И–4И необходимы для анализа и оценки спроса на жилье. Показатели табл. 5И характеризуют диверсифицированный бизнес-портфель фирмы и необходимы для оценки и выбора её корпоративной стратегии.
Характеристики и показатели фирм-конкурентов на рынке «Б»
Наименования характеристик и показателей |
Конкуренты |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Всего | |
Объем продукции, млн. р., Х 0 год |
923,4 |
1153,8 |
637,8 |
827,3 |
1223,3 |
4765,7 |
|
734,2 |
698,9 |
665,3 |
698,9 |
952,6 |
3749,8 |
|
724,3 |
631,7 |
596,8 |
699,1 |
764,9 |
3416,9 |
в
т.ч. субподряд |
93,2 |
0,0 |
76,8 |
74,1 |
223,0 |
467,2 |
|
73,2 |
85,8 |
76,8 |
90,6 |
113,4 |
439,8 |
|
81,8 |
57,4 |
70,8 |
57,4 |
58,6 |
326,0 |
Себестоим. продукции, млн. р., Х 0 год |
792,1 |
1007,2 |
525,5 |
687,3 |
1126,2 |
4138,3 |
|
582,1 |
553,6 |
527,5 |
562,8 |
677,0 |
2903,0 |
|
551,3 |
506,7 |
473,4 |
540,8 |
691,0 |
2763,2 |
Объем продукции, тыс. кв. м., Х 0 год |
14,0 |
19,1 |
10,4 |
13,0 |
20,6 |
77,1 |
|
12,5 |
13,4 |
12,0 |
12,2 |
15,6 |
65,7 |
|
13,2 |
11,8 |
11,1 |
13,2 |
16,9 |
66,2 |
Показатели Х 0 года: |
||||||
Производств. мощность, тыс. кв. м. |
14,4 |
25,1 |
11,4 |
13,4 |
24,0 |
88,3 |
Структура издержек в % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
- |
материальные и прочие затраты |
60 |
57 |
64 |
74 |
61 |
- |
затраты на оплату труда |
20 |
22 |
19 |
18 |
18 |
- |
амортизационные отчисления |
9 |
10 |
6 |
4 |
15 |
- |
отчисления на социальные нужды |
4 |
2 |
2 |
3 |
3 |
- |
затраты на исследования и разработки |
4 |
1 |
7 |
0 |
2 |
- |
затраты на маркетинг |
2 |
8 |
2 |
1 |
1 |
- |
Средняя площадь квартир, кв. м. |
66 |
51,6 |
62,4 |
48 |
63,6 |
58,6 |
Качественные характеристики: |
| |||||
планировка и отделка |
0,7 |
0,5 |
0,6 |
0,4 |
0,8 |
- |
районы застройки |
0,8 |
0,7 |
0,8 |
0,9 |
0,8 |
- |
развитие инфраструктуры в районах |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
- |
коммунальные услуги |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,6 |
0,8 |
- |
Цена 1 кв.м , тыс р. |
||||||
Дополнительные условия |
кк |
кк |
- |
- |
- |
- |
Интеграция / диверсификация: |
|
|
|
|
|
|
1. Вертикальная «назад» |
с,о/36% |
- |
- |
- |
- |
- |
2. Вертикальная «вперед» |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3 Горизонтальная (фин. структуры) |
з/14% |
- |
з/34% |
- |
- |
- |
4 Профильная |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
5 Субподряд/услуги |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Прирост ВНП - 12% в год.
Средняя рентабельность продукции в отрасли - 25%.
Инфляция - 5% в год.
Характеристики продукции
А - жилые дома с квартирами стандартной планировки (с\п)
Б - жилые дома с квартирами улучшенной планировки (у\п)
В - жилые дома с полногабаритными квартирами (п\г)
Г - жилые дома с квартирами элитной планировки - евростандарт (э\п)
Описание характеристик в таблицах
В табл. И3 исходных данных описаны качественные характеристики жилья различного типа: А, Б, С и Д. Оценка качественных характеристик получена путем опроса потребителей в ходе маркетинговых исследований рынка жилья. Оценка представлена в интервальной шкале от 0 до 1. Районы по удалению от центра: 1,0 – центр; 0,8–0,9 – прилегающие районы; 0,6–0,8 – средней удаленности; 0,4–0,6 – удаленные. Обеспечение коммунальными услугами: 0,5–0,6 – низкий уровень (только отопление, водопровод, канализация); 0,7 – стандартный уровень; выше 0,8 – имеются дополнительные услуги (автостоянки, телефонизация, сигнализация, спутниковые антенны и т.д.). Ориентировочные интервалы для других характеристик: 0,4–0,6 – низкий уровень; 0,7–0,8 – средний уровень; 0,9–1,0 – высокий уровень.
Табл. 1И описывает конкурентов, занимающихся одним видом бизнеса (в примере жилье типа «Б»). Поэтому в этой таблице качественные характеристики жилья (планировка и т.д.) относятся к одному типу жилья. Оценка качественных храктеристик дана экспертами по шкале от 0 до 1.
Наименование качеств жилья |
Оценка качеств по типам жилья: | |||
А |
Б |
В |
Г | |
1. Площадь помещений |
0,3 |
0,6 |
0,8 |
1 |
2. Планировка |
0,3 |
0,6 |
0,9 |
1 |
3. Районы застройки (близость к центру) |
0,5 |
0,7 |
1 |
0,4 |
4. Инфраструктура |
0,6 |
0,7 |
0,9 |
0,8 |
5. Коммунальные услуги |
0,7 |
0,7 |
0,9 |
1 |
6. Цена |
1 |
0,8 |
0,6 |
0,1 |
Показатели важности качеств
жилья для потребителей
Группы |
Площадь |
Планировка |
Районы |
Инфраструктура |
Коммунальные услуги |
Цена |
Сумма |
1 |
0,13 |
0,13 |
0,1 |
0,13 |
0,17 |
0,34 |
1 |
2 |
0,15 |
0,13 |
0,2 |
0,18 |
0,14 |
0,2 |
1 |
3 |
0,23 |
0,19 |
0,16 |
0,19 |
0,14 |
0,09 |
1 |
4 |
0,15 |
0,17 |
0,22 |
0,22 |
0,13 |
0,11 |
1 |
5 |
0,23 |
0,23 |
0,16 |
0,16 |
0,2 |
0,02 |
1 |
П
Показатели по рынкам |
А |
Б |
В |
Г |
Всего |
Размер рынка в Х0 , году, млн.р. |
4369 |
3679 |
2712 |
||
Стадии жизнен. цикла отрасли: - на Х+1 год - на перспективу |
Рост Рост |
|
Развертывание Зрелость |
Рост Развертывание |
- |
Показатели по подразделениям |
1А |
1Б |
1В |
1Г |
- |
Объем продукции в Х0 году, млн.р.\удельный вес в портфеле |
2227 |
1393 |
871 |
| |
Доля рынка в Х0 году |
- | ||||
Привлекательность отрасли: - на Х+1 год - на перспективу |
4,49 3,85 |
3,66 4,10 |
3,10 3,52 |
- - | |
Оценка конкурентной позиции: - на Х+1 год - на перспективу |
3,10 2,80 |
3,16 3,59 |
3,22 3,52 |
- - | |
Прирост продукции за Х-2 - Х0 годы: РР % |
14,0 |
18,0 |
22,0 |
- | |
Относительная доля рынка в Х0 году: ОДР |
0,8 |
3,0 |
1,8 |
- |
Согласно миссии фирмы: ориентация на покупателей с низкими и средними_________________ доходами и средний_______ ассортимент продукции.
Согласно стратегическим
целям фирмы: _максимизация текущей прибыли, сохранение
доли рынка_________________________
Кроме качественных характеристик жилья в табл. 1И описаны дополнительные условия финансирования и интеграционной деятельности конкурентов. Приведем их расшифровку.
Дополнительные условия финансирования: ДК – долгосрочный кредит, КК – краткосрочный кредит, ПР – частичная предоплата с рассрочкой платежа (долевое участие покупателей).
Вертикальная интеграция «назад»
– под контролем фирмы производ
Горизонтальная интеграция осуществляется со структурами, выполняющими финансирование (кредитные союзы, банки, фонды). Указана доля финансирования в процентах. Горизонтальная интеграция с другими строительными организациями: МХ – механизированные работы на объектах (фирмы не содержат собственный парк машин); НЦ – производство работ нулевого цикла сторонними организациями, ОР – отделочных работ.
Профильная диверсификация – это выпуск дополнительной продукции, связанной с основной продукцией в отрасли. Строительство объектов инфраструктуры (магазины, культурные и образовательные учреждения), строительство офисных (административных) зданий.
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА СПРОСА
Потенциал спроса характеризует величины и соотношение потенциального и реального спроса на жильё. Он используется при определении стадии и длительности жизненного цикла определенного типа жилья или отрасли, при анализе конкурентных сил. Спрос обычно определяется числом платежеспособных потребителей (покупателей). Условимся далее всех нуждающихся в жилье называть «потребителями», а намеренных приобрести жилье в течение ближайшего года – «покупателями». Тогда потенциальный спрос определится числом платежеспособных потребителей, а реальный – числом платежеспособных покупателей. Сложность состоит в том, как, имея только общие данные, рассчитать спрос на отдельные типы жилья. Возможны два практических подхода к решению этой задачи. Первый подход базируется на регрессионном анализе предпочтений покупателей и средневзвешенных оценках спроса [9]. Второй – на построении «функции принадлежности», с использованием аппарата теории нечетких множеств [11, с. 79–85].
Информация о работе Стратегическое планирование развития предприятия