Развитие предприятие в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 17:03, реферат

Краткое описание

С точки зрения римских юристов, «предпринимательством» считалось занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая, а предпринимателем – арендатор, человек, ведущий общественное строительство. В средние века понятие «предприниматель» употреблялось в нескольких смыслах [4, c.18]. Прежде всего к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей.

Файлы: 1 файл

развитие предпри.docx

— 105.22 Кб (Скачать)

С точки зрения римских  юристов, «предпринимательством» считалось  занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая, а предпринимателем –  арендатор, человек, ведущий общественное строительство. В средние века понятие «предприниматель» употреблялось в нескольких смыслах [4, c.18]. Прежде всего к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Пример такого предпринимательства дает Марко Поло, стоявший у истоков развития торговли между Европой и Китаем. Начиная торговый путь, торговец (предприниматель) подписывал контракт с купцом (банком) на продажу товаров. Предпринимателями считались и организаторы парадов, балаганов и представлений, а также руководители крупных производственных или строительных проектов. По мнению Берта Хозелица, «типичным предпринимателем в средние века было духовное лицо, которое осуществляло большой объем архитектурных работ, возведение замков, строительство фортификационных сооружений, общественных зданий, монастырей, кафедральных соборов» [5, с.7].

В XVII веке, предпринимателем стали называть человека, заключившего с государством контракт на выполнение работ или на поставку определенной продукции.

Впервые экономическое определение  слова «предприниматель» появилось  во Всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 1723 г., где под ним  понимался человек, берущий «на  себя обязательство по производству или строительству объекта».

Впервые научное определение  слова «предприниматель» появилось  в работах английского экономиста Ричарда Кантильона. Под предпринимателем он понимал человека, действующего в условиях риска, в связи с тем, что торговцы, фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают по определенной цене, а продают - по неизвестной.

Француз К. Бодо (физиократ) развил эту идею дальше Р. Кантильона. Им было отмечено, что предприниматель должен обладать определенным интеллектом, то есть различной информацией и знаниями. А еще один француз-экономист, Тюрго, считал, что предприниматель должен обладать не только определенной информацией, но и капиталом. Он отмечал, что капитал служит основой всей экономики, прибыль - цель успеха предпринимателя, основа развития производства. А. Маршалл и его последователи считали, что предпринимателем может быть не каждый, ведь главный стержень предпринимательства - организаторская способность – есть не у всех.

До начала XVIII века государственной поддержки предпринимательства в России как таковой почти не было.  Однако и тогда можно было встретить интересные моменты. Так, с XIII по XV век пришлых крестьян (их называли «новоподрядчиками») освобождали от уплаты налогов собственнику этой земли на срок от 5 до 15 лет. Существовали меры, предусматривающие защиту от нечестной торговли  купцов-иностранцев, которые в целях захвата рынка снабжали деньгами небогатых русских купцов, превращая их в своих агентов, скупая через них товары по чрезвычайно низким ценам. Иностранные купцы, особенно шведские, свободно пересекали границу и торговали в России в течение всего года, скупая местные товары в наиболее выгодное время. Поэтому дипломатом и экономистом Ордын-Нащокиным в 1667 г. был создан Новоторговый устав, который определял направления внешнеторговой политики русского правительства. В нем предлагалось объединить торговых людей, организовать помощь мелким купцам со стороны крупных путем создания торговых компаний на комиссионных началах. Кроме этого, поощрялся вывоз русских товаров за границу. Русским купцам разрешалось продавать свои товары во всех приграничных городах и на ярмарках, торговать с «иноземцами» вольно. На вырученные от экспорта деньги купцы могли покупать беспошлинно иностранные товары.

Петр I не допускал полной монополии частных лиц: «Регламент Мануфактур-коллегии» имел специальный пункт - «Об неисключении других фабрик». Можно сказать, что это был первый российский антимонополистический закон [2, c. 12].

Как свидетельствуют историки, самым благоприятным периодом отечественного развития предпринимательства был  период с 1861 г. по 1917г., когда нарастание предпринимательской активности ощущалось  вне зависимости от реформаторской деятельности царей, правительства, от кризисов или благоприятных условий. Российское общество было подготовлено к преобразованиям всем ходом  предшествующего внутреннего и  международного развития [10, с.34].

К началу реформ (1861г.) в России насчитывалось 128 акционерных обществ  с капиталом в 256 млн. руб., более  двух сотен механических и литейных заводов с несколькими десятками  тысяч рабочих. Реформа (19.02.1861г.) дала импульс по-настоящему широкому и  интенсивному развитию частного предпринимательства. В этом году в Петербурге появился первый в России частный коммерческий акционерный банк. В 1866 году была выдана первая концессия на постройку железной дороги Козлов - Воронеж. Прошли первые форумы отечественных предпринимателей - первый купеческий съезд (1865г.) и первый Всероссийский съезд фабрикантов  и заводчиков (1870г.). Получила бурное развитие ведущая в современном  рыночном хозяйстве форма предпринимательства: акционерно-паевая.

В 1861-1873 гг. в стране было учреждено 357 акционерных обществ: 53 железнодорожных  общества с капиталом примерно 700 млн. руб., 73 банка с капиталом  порядка 220 млн. и 163 промышленных общества с капиталом в 130 млн. руб. Российская промышленность росла быстрее, чем  промышленность ведущих европейских  держав. По подсчетам специалистов немецкого конъюнктурного института, продукция всей российской промышленности возросла в 1860-1900 гг. более чем в 7 раз. Тем не менее, по душевым показателям  промышленного развития наша страна продолжала отставать от наиболее развитых стран, лишь в отдельные периоды, сокращая свое отставание.

Российская промышленность развивалась в данный период главным  образом по линии вытеснения вотчинно-дворянской фабрики частнопредпринимательской промышленно - купеческой фабрикой, а затем за счет кустарных и мануфактурных предприятий. Российское законодательство в те годы выделяло такие организационные структуры предпринимательства, как единоличные фирмы, торговые дома и акционерно-паевые общества. Участники торгового дома (“товарищи”) отвечали в случае несостоятельности предприятия всем своим имуществом, т.е. несли полную, неограниченную ответственность, а участники товарищества на паях (“пайщики”) и участники акционерного общества (“акционеры”) несли неполную, ограниченную ответственность в пределах их вклада в капитал предприятия.

К концу XIX - началу XX в. ведущую роль в промышленности Российской империи стали играть акционерные и паевые предпринимательские структуры. В паевых предпринимательских структурах, где капитал уже имелся, пайщики руководствовались мотивами расширения и развития дела, стремясь к ограничению круга пайщиков в целях сохранения решающей роли за прежними владельцами фирмы.

В трудах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина встречается немало негативных оценок предпринимательства, они считают его пережитком экономической  старости. В связи с этим история  развития российского предпринимательства  печальна. Прервавшись почти на 70 лет правления Советской власти, оно вряд ли может рассчитывать на возрождение. Надо строить систему  нового предпринимательства, соответствующую  современной рыночной системе. Однако нужно не забывать уроки истории, ведь осознание прошлых ошибок –  важнейший момент в концепции  управления

Период с октября 1917 года до начала 20-х годов можно условно  назвать вторым этапом развития отечественного предпринимательства. Его особенностью было широкое вытеснение предпринимательства  из экономической жизни. Такая политика вытекала из марксистских представлений  о коммунистическом обществе. Рассматривая предпринимательскую деятельность, классики марксизма связывали ее прежде всего с частной собственностью и эксплуатацией, хотя и признавали созидательные и организаторские функции предпринимателя. Во-первых, производительный труд сводился марксистами к преобразованию предметов труда и управлению этим процессом; предпринимательский же доход рассматривался как часть прибавочной стоимости, а деятельность, направленная на получение предпринимательского дохода - как форма эксплуатации рабочего класса. Во-вторых, обобществление производства трактовалось, в основном, как его огосударствление, национализация частного имущества, превращение народного хозяйства в единую фабрику, сверхсиндикат. В-третьих, планомерность понималась как централизованное установление заданий по производству, поставкам и ценам на продукцию всех участков этого синдиката, а распределение по труду – как оплата по количеству и сложности труда, затраченного на выполнение плановых заданий, практически без учета соотношения затрат и результатов [6, с.29].

Период НЭПа знаменовал собой новый (третий) этап. Началом НЭПа можно считать утверждение Советом Труда и Обороны (СТО) «Основных положений к восстановлению крупной промышленности, поднятию и развитию производства» от 12.08.1926г., где провозглашался перевод промышленных трестов на хозяйственный и коммерческий расчет. Далее было принятие ЦИК и СНК СССР 29.06.1927г. «Положения о государственных трестах», юридически оформившего произошедшую на практике трансформацию коммерческого хозрасчета в хозрасчет административный. В концепции новой экономической политики возрождение предпринимательской деятельности рассматривалось как вынужденная необходимость, отступление перед капитализмом. В период НЭПа интересы государства, как никогда ранее, были четко сформулированы: держать предпринимателей для своих целей. Но даже в этих условиях предпринимательство стало развиваться на всех уровнях.

Четвертый этап в истории  отечественного предпринимательства  был самый длительный и драматичный. Он охватил период, длившийся около 60 лет – с конца 20-х годов  до второй половины 80-х годов. Это  был период безраздельного господства административно-командной системы. Из легального сектора экономики  предпринимательство практически  было изгнано (если не считать остатков индивидуально-ремесленнической деятельности) и перешло на нелегальное положение, переместившись в теневую экономику. Став одной из составных частей этого  сектора экономики, предпринимательская  деятельность в меньших масштабах  и с большей для себя опасностью все же продолжала свое существование.

Начало развития многоукладной  экономике в СССР выпало на конец 80-х годов с появлением экономических субъектов – представителей различных форм собственности. Наиболее благоприятными для их развития оказались 1987-1991 гг. По данным налоговых организаций, в этот период было зарегистрировано 240 тыс. малых предприятий. [3, c. 14]

В 1989-1990 гг. кооперативы образовывались в основном на основе государственной  собственности, поэтому сектор малого предпринимательства был тогда  незначителен. Государство оставалось доминирующим звеном экономики, а малое  предпринимательство так и оставалось на «вторых ролях». Но уже тогда  происходило его отделение в  самостоятельную отрасль относительно системы жесткого централизованного  управления. Первыми формами такого отделения были арендное и кооперативное  движение, но их развитие было технически отстало, и создать инновационный климат как массовое явление они не могли, так как условия хозяйствования на малых и средних предприятиях промышленности того периода не представляли собой нечто целое.

Новое в развитии малого предпринимательства  появилось в 1990 году, с изданием постановление  правительства о мерах по созданию и развитию малых предприятий, установлению налоговых льгот для них. Эта  идея состояла в том, чтобы начать массовый процесс приватизации мелких нерентабельных и малоэффективных  государственных предприятий, перевести  их на арендную систему поощрений, кооперативную  форму собственности либо передать трудовым коллективам на принципах  акционирования.

В 1990-1991 гг. государственной  статистикой был зафиксирован рост малого предпринимательства, произошедший за счет преобразования кооперативов в малые предприятия, так как  они имели право на налоговые  льготы. Кроме того, сказалось отрицательное  отношение населения к кооперативам.

В наше время ведение  собственного бизнеса является одним  из наиболее доходных и интересных видов деятельности. Современная  рыночная экономика полностью построена  на предпринимательстве, с его проявлениями мы сталкиваемся ежедневно. Практически  любому известны преимущества и недостатки "работы на себя", но немногие знают  о том, как и откуда возникло предпринимательство. 
История развития предпринимательства начинается еще с древних времен. Его зарождение прежде всего связано с деятельностью купцов, торговцев, ремесленников. Именно они представляли собой первых предпринимателей. 
Торговые отношения существовали в Древнем Египте, Вавилоне, Древней Греции, Риме и других античных цивилизациях. Например, Древняя Греция торговала вином, оливковым маслом, различными ремесленными изделиями. В свою очередь, в Греции активно шла торговля с ее колониями и странами Востока: из Египта привозили зерно, льняные ткани, из Африки - слоновую кость, из Карфагена - ковры, из Причерноморья - зерно, скот, мед, воск и кожи. 
Некоторые историки считают, что в древних средиземноморских цивилизациях выросли первые капиталистические отношения; существует даже специальный термин - "античный капитализм". Так ли это было на самом деле? Да, действительно в древнем греко-римском мире прослеживаются определенные элементы капитализма: товарно-денежные отношения, частная собственность, активный экспорт и импорт товаров. Но это всего лишь некоторые черты, сам же капитализм возник гораздо позже (конец XIV века) в Западной Европе, а вместе ним произошло и бурное развитие предпринимательства. 
В эпоху капитализма появляются прототипы современных заводов и производственных предприятий - мануфактуры, которые представляют собой крупные производства, основанные на внутреннем разделении труда и наемной рабочей силе. Во главе мануфактур стояли предприниматели, владеющие средствами производства и организующие сам процесс производства. 
В середине XVI века появилось понятие акционерного капитала, то образовывались первые акционерные общества как одна из организационно-правовых форм предпринимательства. 
В 1554 году было основано торговое акционерное общество в Англии для торговли с Россией. 
В конце XVII века возникают первые акционерные банки.  
Таким образом, собственность ранее существовавших крупных семейных предприятий распадается на сотни и тысячи вкладчиков. Это дает мощный импульс развитию крупных форм предпринимательства. Разрыв между мелким и крупным бизнесом постепенно увеличивается. Укрупнение предпринимательства дает возможность совершенствовать хозяйственную деятельность, снижать издержки, максимизировать прибыль. 
Само понятие "предпринимательство" и "предприниматель" в современном смысле впервые ввел английский экономист Р. Контильон. В книге "Опыт о природе торговли", которая была написана в 1755 году, он высказал мнение, что предприниматель - это человек, действующий в условиях риска. 
Позже французский экономист Ж.Б. Сэй в своей работе "Трактат политической экономии" (1803 год) сформулировал определение предпринимательской деятельности как комбинирование трех основных факторов производства - земли, капитала и труда. Он указал, что талант предпринимателя является одним из аспектов успешного развития промышленности. Основная мысль Сэя заключается в признании активной роли предпринимателей в создании общественного продукта. Кроме того, он считал, что доход предпринимателя является вознаграждением за его труд, способность организовать производство и сбыт продукции. 
Стоит отметить, что классики экономической мысли практически не интересовались фигурой предпринимателя. И предпринимательская деятельность не стала предметом научного анализа в сфере экономики в конце XVIII- начале XIX вв. 
Известные английские экономисты А. Смит и Д. Рекардо представляли экономику как саморегулирующийся механизм, в котором нет места творчеству предпринимателя. Однако А. Смит в книге "Исследования о природе и причинах богатства народов" (1776 год) уделил внимание характеристике предпринимателя. Он считал, что предприниматель, являясь собственником капитала, ради реализации определенной коммерческой идеи и получения прибыли идет на риск. Таким образом, предпринимательская прибыль является компенсацией собственнику за риск. 
Лишь на рубеже XIX-XX вв. начинается осознание значения и роли института предпринимательства для развития экономики и общества. 
Французский экономист А. Маршалл добавил к трем классическим факторам производства четвертый и назвал его "организация". То есть, понятие предпринимательства расширяется, увеличивается количество выполняемых функций. 
Следующий этап в пониманиии предпринимательства связан с именем американского экономиста Й. Шумпетера. В работе "Теория экономического развития" (1911 год) он трактует понятие предпринимателя как новатора. По его мнению, функция предпринимателя состоит в реализации нововведений, играющих важную роль в развитии экономики и обеспечении экономического роста страны. 
Новые грани в понятии предпринимательства описал английский экономист Ф. Фонхайек. Он считал, что сущность предпринимательства заключается в поиске и изучении новых экономических возможностей, это характеристика поведения индивидуума, а не род деятельности. 
Таким образом, постепенно происходит четкое разделение между предпринимателем и менеджером, так как функциональная сущность и того, и другого различна. Понятие предпринимателя гораздо шире, чем понятие руководителя, хотя они и имеют ряд сходных функций, таких как организация, координация, контроль, несение ответственности за принятие решений и др. При этом необходимо отметить, что предприниматель - всегда собственник, а менеджер - всегда управляющий. 
Исследованием и анализом предпринимательской деятельности занимались еще многие ученые, каждый из которых по своему определял это понятие. 
В наше время предпринимательство является основой успешно развитой экономики, основным источником дохода как государства, так и его жителей. 
Предпринимательство в современном смысле можно определить следующим образом (в соответствии с федеральным законом "О предприятиях и предпринимательской деятельности"): предпринимательство - это индивидуальная, самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли.

овар—деньги—товар

Можно с уверенностью утверждать, что предпринимательство зародилось в тот момент, когда люди придумали натуральный обмен. Ручной труд, крайне примитивные технологии и общинный уклад жизни привели к необходимости менять один товар на другой. Наиболее предприимчивые граждане быстро догадались, что создавая дефицит на определенный вид товара, можно сильно поднять его стоимость, тем самым сделав более ликвидным. Тогда в мире и произошла дифференциация на богатых и бедных.

Более двух миллионов лет  предпринимательство развивалось  вместе с человеком. Конечно, современный образ типичного предпринимателя сильно отличается от того, каким он был, например, в период становления государства и института частной собственности. С зарождением капитализма образ делового предприимчивого человека стал постепенно складываться в то, что мы сегодня привыкли понимать под словом «бизнесмен».

Параллельные  прямые

История российского предпринимательства  началась с большим опозданием относительно Америки и Европы, несмотря на то, что профессия купца появилась в IX—XIII веках. В то время купечество было не только профессией, но и определенным социальным классом. «Третье сословие» — купцы (после дворянства и духовенства), — делилось на три гильдии. Исходя из размеров капитала. Род занятий определялся сословным происхождением, а не только желанием создать собственное дело.

В основном, купеческая деятельность сводилась к торговле и перепродажам. Торговали всем: сырьем, мехом, продовольствием, лесом. Природных богатств было много, страна — большая, и необходимость обеспечения логистики обусловила появление судовладельцев и транспортных компаний.

На этом, частный бизнес в России заканчивался. Были еще ростовщики, однако на Руси во все времена их деятельность считалась аморальной, и превышение ростовщиком определённой процентной ставки преследовалось законодательно. В России практически невозможно было стать предпринимателем «с нуля».

После отмены крепостного  права российское купечество увеличилось  почти в два раза — со 125 до 230 тысяч. Люди, получив относительную свободу, смогли сами выбирать дальнейший путь развития. Отпущенные, пусть и с оговорками, крестьяне смогли свободно наниматься на работу, накапливать капитал и открывать собственное дело. Однако делать это торопились далеко не все, так как культура предпринимательства в России отсутствовала в принципе.

Дядя Сэм

В то самое время, когда в России отменили крепостное право, в США началась война между рабовладельческим Югом и капиталистическим Севером. Юг, где было распространено рабство и аграрная система хозяйствования, и промышленный Север выделились в два отдельных экономических района. На Север стремились предприниматели и основная масса эмигрантов, бегущих из худших финансовых условий с одной мыслью — заработать. Рабочих рук на Севере было достаточно, демографическая ситуация была стабильной, а уровень жизни — хорошим. Неудивительно, что на Севере сосредотачивались предприятия машиностроения, металлообработки, лёгкой промышленности. Основной рабочей силой были многочисленные эмигранты из других стран, которые работали на фабриках, заводах и других предприятиях, получая зарплату. На Юге труд был бесплатным, рабским, и, как следствие, неэффективным. При наличии большого количества свободных земель категорически не хватало рабочих. Север был сильнее экономически и поэтому одержал победу в гражданской войне.

Информация о работе Развитие предприятие в России