Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 16:40, дипломная работа
Цель исследования состоит в разработке стратегии развития страховой компании на основе анализа внешней и внутренней среды предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность и особенности страхования;
- определить состояние современного рынка страхования в России и за рубежом;
- раскрыть сущность стратегического управления предприятием;
- сформулировать принципы разработки стратегии;
- проанализировать стратегии развития предприятия, предложенных раз- личными авторами;
- разработать функциональные стратегии для реализации стратегии
развития страховой компании.
Введение 3
1 Особенности страхования как вида предпринимательской деятельности 7
1.1 Страхование: понятие, функции, роль и значение в современном
обществе 7
1.2 Состояние современного рынка страхования в России и за
рубежом 14
2 Разработка и реализация стратегии развития страховой деятельности 30
2.1 Сущность стратегического менеджмента 30
2.2 Функциональные стратегии предприятия 49
3 Разработка стратегии для филиала ООО «Росгосстрах–Центр» –
«Управление по Воронежской области» 60
3.1 Характеристика филиала ООО «Росгосстрах – Центр» –
«Управление по Воронежской области» и его проблем 60
3.2 Макет стратегии развития филиала ООО «Росгосстрах–Центр» –
«Управление по Воронежской области» 81
Заключение 102
Список использованных источников 107
Приложение
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
“ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”
Экономический факультет
Кафедра
экономики и управления организациями
Разработка стратегии развития страховой компании
(на примере филиала ООО «Росгосстрах-Центр» – «Управление по Воронежской области»)
Бакалаврская
работа
по направлению
080500 Менеджмент
Допущено к защите в ГАК
Зав. кафедрой ______________ д.э.н., проф. Трещевский Ю.И. 07.06.2007
подпись
Студент ______________ Аксенова В.В.
подпись
Руководитель ______________ д.э.н., проф. Трещевский Ю.И.
подпись
Воронеж 2007
Содержание
Введение
1 Особенности страхования как вида предпринимательской деятельности 7
1.1 Страхование: понятие, функции, роль и значение в современном
обществе
1.2 Состояние современного рынка страхования в России и за
рубежом
2 Разработка и реализация стратегии развития страховой деятельности 30
2.1 Сущность
стратегического менеджмента
2.2 Функциональные
стратегии предприятия
3 Разработка стратегии для филиала ООО «Росгосстрах–Центр» –
«Управление по Воронежской области»
3.1 Характеристика филиала ООО «Росгосстрах – Центр» –
«Управление по Воронежской области» и его проблем 60
3.2 Макет стратегии развития филиала ООО «Росгосстрах–Центр» –
«Управление по Воронежской области» 81
Заключение
Список
использованных источников
Приложение А Ежегодная оценка деятельности работников 111
Приложение
Б Описание категории работников
Приложение
В Матрица МАЕ компании McKinsey
Приложение Г Глубина страхового рынка в различных странах мира 119
Приложение
Д Плотность страхования в
различных странах мира
Введение
Актуальность темы исследования определяется высоким интересом к вопросам стратегического управления в страховом бизнесе. Это объясняется не только значимостью стратегического управления в страховании, но и тем, что стратегический менеджмент как практическая деятельность постоянно развивается.
Важность разработки стратегий развития для страховых организаций определяется значимостью страхования для экономики страны в целом. На макроэкономическом уровне страхование выполняет следующие функции: обеспечение непрерывности общественного воспроизводства; освобождение государства от дополнительных расходов; стимулирование научно-технического прогресса; защита интересов пострадавших лиц в системе отношений гражданской ответственности; концентрация инвестиционных ресурсов и стимулирования экономического роста.
Значимость разработки стратегий для страховых организаций определяется тем, что рынок страхования в России находится на этапе становления и развития. Российские компании еще не выработали правильные стратегии поведения на этом рынке. В то же время наблюдается большой интерес к отечественному рынку страхования со стороны иностранных компаний, которые уже имеют в своем арсенале действующие стратегии поведения на рынке страхования, значительные финансовые ресурсы и отработанные технологии в области страхования. Отсутствие стратегии развития у большинства отечественных страховых компаний и наличие только оперативных мероприятий, не позволяющих решить стратегические задачи, может привести к тому, что отечественный рынок страхования, представляющий собой стратегическую отрасль для экономики страны, будет контролироваться иностранными компаниями.
Степень разработанности темы. Первые работы по стратегическому управлению появились в 60-70-ые годы. Они представляли труды известных западных ученых и специалистов по стратегическому управлению, зачастую представлявших различные научные школы. Среди известных авторов того времени можно выделить: А. Чандлера, И. Ансоффа. Разработка идей стратегического управления в 90-ые годы занимались Г. Хэмел и К. Прахалад, М. Мескон, А. Альберт и Ф. Хедоури, А. Томпсон и А. Стрикленд, в начале 21 века в свет вышли труды Г. Минцберга, Р.Коха. Среди отечественных авторов, занимающихся вопросами стратегического управления, можно отметить О. С. Виханского, А. И. Наумова, З. Е. Шершневу, С. В. Оборскую, В.С. Ефремова.
Вопросам страхования занимаются Т. А. Федорова, С. Б. Богоявленский, Б. Ю. Серебриновский, В.Н. Гарькуша, А. А. Цыганов, А.А. Тихомиров, А.З. Астапович, И.Б. Котлобовский и ряд других авторов. Следует отметить, что большое внимание авторами уделяется понятию страхования, раскрытию его сущности и функций, организации страхового дела, страховым рискам, видам страхования и другим аспектам страхового дела.
Тем не менее, в отечественной литературе вопросам разработки стратегий развития страховых организаций уделяется недостаточное внимание. Это обусловило необходимость проведения исследований по разработке стратегий развития для страховых организаций.
Цель исследования состоит в разработке стратегии развития страховой компании на основе анализа внешней и внутренней среды предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность и особенности страхования;
- определить состояние современного рынка страхования в России и за рубежом;
- раскрыть сущность стратегического управления предприятием;
- сформулировать принципы разработки стратегии;
- проанализировать стратегии развития предприятия, предложенных раз- личными авторами;
- разработать функциональные стратегии для реализации стратегии
развития страховой компании.
Предметом исследования являются отношения между хозяйствующими субъектами, менеджментом предприятий, субъектами внутренней и внешней деловой среды по поводу стратегического управления предприятием в современных условиях.
Объект исследования – филиал ООО «Росгосстрах–Центр» – «Управление по Воронежской области».
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, работающих в области менеджмента, в том числе – стратегического управления, и страхования. Сложная природа современного стратегического менеджмента предприятий потребовала применения системного подхода к разработке стратегий развития страховых организаций. Для определения сущности стратегического менеджмента использовался диалектический подход. Также в исследовании использовались общенаучные методы: анализа, синтеза, сравнения, группировок.
Практическая значимость данной работы состоит в систематизации и адаптации основных теоретических положений по разработке стратегий развития страховых организаций. Помимо этого разработанные рекомендации и методы повышения доходности страхового портфеля могут быть в полной мере востребованы консультантами и профессиональными управленцами.
Часть результатов данной работы была апробирована на исследуемом предприятии в рамках проекта «КАСКО через офисы продаж», что позволило повысить уровень продаж в 30 раз в период с октября по декабрь 2006 года по сравнению с уровнем продаж в период с июня по август того же года. Рекомендации, предложенные автором работы, позволили Воронежскому филиалу компании «Росгосстрах» увеличить продажи добровольных видов страхования в офисном и альтернативном канале за период с апреля по май 2007 года более чем на 1 млн. руб.
Результаты данной работы по повышению доходности страхового портфеля компании были изложены на студенческой научной конференции ВГУ «Актуальные проблемы экономики России: поиск путей решения» в апреле 2007 года. По результатам исследования автор занял первое место на секции «Экономика предприятий».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
1 Особенности страхования как вида предпринимательской деятельности
1.1
Страхование: понятие, функции,
роль и значение в современном
обществе
Страхование представляет собой систему отношений по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, которые формируются из уплачиваемых ими страховых взносов (премий). Главные стороны таких отношений – страховщик и страхователь 1.
А. П. Тихомиров в своей статье «Социокультурные предпосылки становления института страхования: мировой и российский опыт»2 рассматривает институт страхования как «особую форму предпринимательской деятельности и социальных отношений, на основе которых развиваются современные практики солидарности».
Страхование
– это вид хозяйственной
Страхователь – это физическое или юридическое лицо, уплачивающее страховые взносы и вступающие в конкретные страховые отношения с передачей риска страховщику. В практике международного страхования его называют «полисодержатель».
Страховщик – это специализированная организация, проводящая страхование, принимающая на себя за определенную плату материальные последствия риска страхователя и возмещающая ущерб страхователю в случае наступления страхового случая4. По характеру страховых операций все фирмы, функционирующие на страховом рынке, можно разделить на две группы независимо от их организационно-правовых форм. Первая – это страховщики, которые ориентируются на проведение едва не всех видов страхования. Вторая группа – страховые общества, специализирующиеся на ограниченном наборе страховых операций5.
Информация о работе Разработка стратегии развития страховой компании