Разработка стратегии развития страховой компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 16:40, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в разработке стратегии развития страховой компании на основе анализа внешней и внутренней среды предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность и особенности страхования;
- определить состояние современного рынка страхования в России и за рубежом;
- раскрыть сущность стратегического управления предприятием;
- сформулировать принципы разработки стратегии;
- проанализировать стратегии развития предприятия, предложенных раз- личными авторами;
- разработать функциональные стратегии для реализации стратегии
развития страховой компании.

Оглавление

Введение 3
1 Особенности страхования как вида предпринимательской деятельности 7
1.1 Страхование: понятие, функции, роль и значение в современном
обществе 7
1.2 Состояние современного рынка страхования в России и за
рубежом 14
2 Разработка и реализация стратегии развития страховой деятельности 30
2.1 Сущность стратегического менеджмента 30
2.2 Функциональные стратегии предприятия 49
3 Разработка стратегии для филиала ООО «Росгосстрах–Центр» –
«Управление по Воронежской области» 60
3.1 Характеристика филиала ООО «Росгосстрах – Центр» –
«Управление по Воронежской области» и его проблем 60
3.2 Макет стратегии развития филиала ООО «Росгосстрах–Центр» –
«Управление по Воронежской области» 81
Заключение 102
Список использованных источников 107
Приложение

Файлы: 1 файл

диплом Аксенова В.В. 7 июня 2007 исправленный.doc

— 1.01 Мб (Скачать)

      Удельный  вес страхования иного, чем страхование  жизни, на рынке Центральной и Восточной  Европы составил 78,7%. Сбор премии составил 37 млрд. долл., что на 2,4% больше, чем в 2004 г. В России сбор премии увеличился на 12% в связи с поступлениями по ОСАГО.

      Наивысшие показатели в этом сегменте страхования  зарегистрированы в России – 16,6 млрд. долл., Польше – 5,5 млрд. долл., Чехии – 3,0 млрд. долл., Украине – 2,4 млрд. долл.  Доля рынка в мировом сборе премии в этом сегменте составляет 2,5%.

      В таблице 1 собраны данные как по отдельным регионам, так и по мировому рынку в целом по таким показателям, как: общий сбор страховой премии   и доля страхования региона в миром страховом рынке, а также премия в % от ВВП и премия на душу населения. 

Таблица 1 – Совокупный сбор премии по всем видам страхования в 2005 году27

Регион Общий сбор страховой  премии, в млрд. долл. Доля страхования в мировом рынке, в % Премия в % от ВВП Премия на душу населения, в долл.
1 2 3 4 5
США и Канада 1 221 35,66 8,97 3 735,10
Западная Европа 1 241 36,23 8,44 2 482,80
Центральная и Восточная Европа, 47 1,37 2,66 122,8
в т.ч. Россия 17,5 0,48 2,27 141,8
Япония 476 13,91 10,54 3 776,70
Продолжение таблицы 1
1 2 3 4 5
Юго-Восточная  Азия 266 7,79 4,87 77,90
Латинская Америка 58 1,71 2,35 105,70
Океания 57 1,69 6,38 1 789,30
Африка 40 1,17 4,8 44,20
Ближний Восток 16 0,48 1,45 55,10
Мировой рынок 3 426 100,00 7,52 518,50
 

      На  основе приведенных данных состояния  мировых рынков страхования за 2005 г. можно сделать вывод, что уровень развития рынка страхования не в пользу России. Рынок нашей страны находится на начальном этапе развития и пока далеко не в полной мере выполняет функции, необходимые для устойчивого развития социально ориентированной экономики России28.

      Но  это говорит о том, что потенциал российского рынка очень велик. При этом известен вектор развития рынка страховых услуг в России: увеличение доли России в общем объеме страховой премии, увеличение премии на душу населения и в % от ВВП. На 2005 г. данные показатели в России по сравнению с США выглядят следующим образом: доля России в мировом сборе страховой премии – 0,48% (США – 33,36%), премии на душу населения – 122,8 долл. (США – 3 875,5 долл.), премия в % от ВВП – 2,27% (США – 9,1%). Учитывая, что страхование жизни, является обязательным условием получения ипотеки (ипотека является национальным проектом), то потенциал рынка страхования жизни в России  достаточно высок. 

      Развитие  страхового рынка России сопровождается развитием региональных рынков. В 2006 г. на рынке  Воронежской области действовало более 130 страховщиков. Общий сбор  страховых премий в 2006 году  составил 2 352 225 тыс. руб. (без обязательного медицинского страхования – ОМС), с учетом ОМС – 5 336 973 тыс. руб29; аналогичные показатели в 2005 году составили 1 857 105 тыс. руб. и 4 703 018 тыс. руб.  В 2006 г. рост сбора премий по сравнению с 2005 г.  составил 26,7% (без учета ОМС) и с учетом ОМС – 13,5%. Следует отметить, что в 2006 г. рост сбора премий на Воронежском рынке (26,7%) опережает темпы роста российского рынка страхования (22,7%).

        В 2006 году основная доля сбора  страховых премий  в Воронежской  области  приходится на страхование имущества – 42,07%, ОСАГО – 33,53% и личное страхование (кроме страхования жизни) – 19,70% (рисунок 3). 

Рисунок 3 – Распределение страховой премии по видам страхования в 2006 г. 

      В 2006 г. страховой рынок области  вырос на 26,7% по сравнению с    2005 г. При этом наблюдался рост по всем видам страхования: рынок по страхованию жизни  увеличился на 59,1%, по страхованию имущества – на 44,0%, по личному страхованию (без  страхования жизни) – на 11,8%, по ОСАГО – на 17,8%, по обязательному страхованию пассажиров – на 4%, по добровольному страхование ответственности – на 2,8%,

      Основными игроками на страховом рынке Воронежской области  являются компании, доли рынка30 которых составляют: «Росгосстрах» – 17,18%, «ЖАСО» – 9,96%, «Страховая бизнес группа» (бывший «Рекон») – 7,29%, «Военно-страховая компания» – 6,98%, «Ингосстрах»– 6,35%, «Альфастрахование» – 3,72%,  «СОК» – 3,55%, «УралСиб» – 3,31%, «Зенит» – 3,13% (рисунок 4).

      Долю  рынка более 2% на Воронежском страховом  рынке имеют «Русский стандарт страхование», «РОСНО», «Городская страховая компания», «РЕСО-гарантия».

  Безусловным лидером по сборам страховой премии является компания «Росгосстрах». Такому успеху способствует давняя работа компании на страховом рынке («Росгосстрах» является правопреемником «Госстраха» РСФСР, который был создан в 1921 году), применение современных методов управления компанией, профессионализм менеджеров. Также «Росгосстрах» располагает самой широкой сетью страховых отделов в Воронежской области: в области действует 37 страховых отделов, из них – 3 отдела находятся в Воронеже. На территории г. Воронеж работает 8 офисов продаж, которые входят в  состав городских страховых отделов. 

Рисунок 4 – Рынка страхования Воронежской области в 2006 г. 

      Следует отметить, что «Росгосстрах» является лидером не по всем видам страхования. Компания  хорошо представлена на рынке ОСАГО – доля составляет 39,99%,  на рынке по страхованию имущества – 8,03%, добровольное страхование ответственности – 5,81%,  страхование жизни – 3,17%.

      Наибольшие  сборы премии по жизни приходятся на «Русский стандарт страхование» – 50,04%, «AIG Россия» -26,90%. Значительно меньшие доли на рынке по страхованию жизни имеют: «АСКО» -8,14%, «Военно-страховая компания» -6,46%, «Чешская страховая компания» – 3,93%. Уровень выплат по страхованию жизни в 2006 г. был достаточно низким – 6,55%.

      На  рынке личного страхования в 2006 г. лидируют: доля рынка «ЖАСО» на данном сегменте составила 45,05%, «Страховая бизнес группа» (бывший «Рекон») – 10,29%, «Русский стандарт страхование» -5,22%, «Военно-страховая компания» – 4,01%, «Уралсиб» – 3,90%, «РОСНО» – 3,78%. Уровень выплат на рынке личного страхования достаточно высок – 61,34%.

      Рынок по страхованию имущества динамично  растет: в 2006 году он увеличился по сравнению с предыдущим годом на 44%.Наиболее сильные позиции на этом рынке имеют: «Страховая бизнес группа» (бывший «Рекон») – 11,23% от общего сбора премии на рынке Воронежской области, «Ингосстрах» – 10,60%, «Военно-страховая компания» – 9,73%, «Росгосстрах» – 8,03%, «Альфастрахование» – 8,01%, «ЖАСО» – 6,97%, «СОК» – 6,3%, «Уралсиб» – 5,24%, «РЕСО-гарантия» – 3,02%.  Рынок по страхованию имущества характеризуется средним уровнем выплат – 24,99%.

      Страхование ответственности имеет наименьший уровень выплат среди добровольных видов страхования – 4,25%. Наиболее успешно на этом рынке в 2006 г. сработали: «Военно-страховая компания» – 13,74% доля рынка, «Москва» – 10,39%, «СОК» – 7,31%, «Страховая бизнес группа» (бывший «Рекон») – 7,22%, «Регион 77» – 6,35%, «Росгосстрах» – 5,81%, «Согласие» – 5,01%, «РОСНО» – 3,33%.

      В 2006 г. сборы по обязательному государственному страхованию сотрудников Налоговой службы РФ и обязательному государственному страхованию военнослужащих и приравненных к ним лиц отсутствовали.

      На  рынке обязательного страхования  пассажиров в Воронежской области  существует два основных игрока – «ЖАСО» и «РСТК», на долю «Военно-страховой компании» приходится 1,29% доли рынка, а на долю «Росгосстраха» – 0,54% . Главное преимущество работы на этом рынке – минимальное количество конкурентов и самый низкий уровень выплат – 0,53%.

      Сборы по ОСАГО составляют больше трети всего рынка страхования области (без ОМС). Уровень выплат на этом рынке превышает 45%. Лидером по ОСАГО является «Росгосстрах» – 39,99% доля рынка. Уровень выплат по ОСАГО в компании (47,33%) был немного выше, чем в среднем на этом сегменте. Неплохие позиции на рынке ОСАГО имеют следующие страховые компании, доля рынка которых составляет: «Зенит» – 6,62%, «Военно-страховая компания» – 5,11%, «Ингосстрах» – 4,77%, «Городская страховая компания» – 4,54%.

      На  рынок ОМС приходится 55,93% от общего сбора премий в Воронежской области. На этом сегменте наблюдается наибольший уровень выплат – 96,95%. Страховая компания «Альмеда» контролирует более половины рынка ОМС – 57,75%, почти четверть рынка приходится на «Инко-Мед» – 24,41%.

      На  основе приведенных данных можно сделать следующие выводы: рынок страхования в России находится на этапе развития, значительно уступая развитым странам по таким показателям, как: глубина рынка  (процентная доля страховых услуг в валовом внутреннем продукте), и плотность страхования (страховая премия, приходящаяся на душу населения). Также рынок страхования России отстает по показателям, раскрывающим положение рынка страхования жизни. Но потенциал рынка по страхованию жизни велик, особенно за счет развития ипотечного кредитования.

      Российские  региональные страховые рынки активно развиваются, демонстрируя иногда темпы роста сбора премий выше, чем в целом по стране.

      На  российском рынке страхования происходит постепенная консолидация. Сформировалась четверка  лидеров на конкурентном рынке страхования  – «Росгосстрах», «Ингосстрах», «РЕСО-Гарантия» и «РОСНО». Однако за счет  активного входа иностранных компаний на российский рынок состав четверки лидеров может измениться.

 

 2 Сущность стратегического менеджмента 

      2.1 Цель, задачи и роль стратегического менеджмента 

      Термин "стратегическое управление" появился на стыке 60-70-х годов для разграничения понятий текущего управления на уровне производства и управления, направленного на обеспечение будущей жизнедеятельности организации, осуществляемого высшим руководством. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления  к стратегическому, явилась идея необходимости  переноса  центра внимания высшего руководства  на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения31. Следует отметить, что появление стратегического менеджмента не означало отказ от оперативного управления.

      Управление  коммерческой организацией включает два взаимодополняющих вида деятельности: стратегический, который связан с развитием будущего потенциала фирмы, и оперативный, реализующий существующий потенциал в доходы и рост фирмы32.

      Следует отметить, что в научной литературе по управлению и в практике работы отечественных предприятий в зависимости от поставленных целей и задач, а также уровня их исполнения выделяют управление: перспективное, текущее и оперативное.33  В данном случае, понятия текущего и оперативного управления отражают управление функционированием предприятия, тогда как перспективное (стратегическое) - нацелено на развитие организации в будущем.

      Вопросы управления функционированием и  развитием предприятий (объединений) рассматривались учеными  в 70-80-х  годах.34 Чтобы показать различия между ними, О.С.Виханский и А.И.Наумов проводят сравнение управления функционированием  предприятия и стратегического управления по основным характеристикам. Миссия управления функционированием заключается в том, что организация существует для производства товаров и предоставления услуг с целью получения дохода. Кроме того, управление функционированием направлено преимущественно на решение внутренних проблем предприятия, поиск более эффективного использования имеющихся ресурсов, рассматривает работников как исполнителей отдельных работ и функций и ориентировано на ближайший период. Эффективность управления функционированием определяется прибыльностью организации и рациональным использованием производственного потенциала.

      Предназначение  стратегического управления - обеспечение  выживания организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамичного баланса потенциала предприятия с окружением. Стратегическое управление в большей мере направлено на учет внешних факторов, поиск путей новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптацию к изменениям в окружении. Стратегическое управление рассматривает работников как основу организации и ориентировано на долгосрочную перспективу. Результативность его выражается в том, насколько своевременно и точно предприятие реагирует на новые запросы рынка и изменения внешней среды.

Информация о работе Разработка стратегии развития страховой компании