Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 16:40, дипломная работа
Цель  исследования состоит  в разработке стратегии развития страховой компании на основе анализа внешней и внутренней среды предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
      - раскрыть сущность и особенности страхования;
      - определить состояние современного рынка страхования в России и за                 рубежом;
      - раскрыть сущность стратегического управления предприятием;
      - сформулировать принципы разработки стратегии;
      - проанализировать стратегии развития предприятия, предложенных раз-    личными авторами;
- разработать функциональные стратегии для реализации стратегии
  развития страховой компании.
Введение                                                                                                                    3
1 Особенности страхования как вида предпринимательской деятельности     7     
      1.1 Страхование: понятие, функции,  роль и значение в   современном
обществе                                                                                                        7     
1.2 Состояние  современного  рынка страхования  в   России  и    за
рубежом                                                                                                          14
2 Разработка и реализация стратегии развития страховой деятельности         30
2.1 Сущность стратегического менеджмента                                                   30
2.2 Функциональные стратегии предприятия                                                 49
3 Разработка стратегии для филиала ООО «Росгосстрах–Центр» –
   «Управление по Воронежской области»                                                           60
3.1 Характеристика    филиала     ООО    «Росгосстрах – Центр» –
          «Управление по Воронежской области» и его проблем                           60
3.2 Макет стратегии развития филиала ООО «Росгосстрах–Центр» –
          «Управление по Воронежской области»                                                     81
Заключение                                                                                                            102
Список  использованных источников                                                                  107
Приложение
Таким образом, стратегическое управление – это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей35.
Стратегическое управление основывается на создаваемом потенциале организации, под наращивание которого целевым назначением выделяются средства. Стратегический потенциал предопределяет действия компании в текущем периоде, чтобы осуществить достижение поставленных целей в будущем, учитывая то, что окружение и условия существования будут меняться. При этом вырабатывается способность реагировать на изменения во внешней среде, позволяющая достигать желаемые цели в перспективе, что является важнейшей задачей стратегического управления.
В качестве объектов стратегического управления выделяют три группы: организации в целом, стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны организации.36 Применительно к предмету исследования организация рассматривается как открытая социально-экономическая система, представляющая собой совокупность структурных подразделений. Стратегическое хозяйственное подразделение осуществляет определенное направление (или ряд смежных направлений) деятельности предприятия, является самостоятельным и выступает полноценным конкурентом на своем сегменте рынка. Функциональная зона организации - это функциональные структурные подразделения, которые осуществляют выполнение определенных функций и обеспечивают эффективную деятельность, как отдельных стратегических хозяйственных подразделений, так и всей организации в целом.
Разные авторы обращают внимание на разные положения потенциала применительно к проблеме стратегического управления. Объединяя характерные черты стратегического управления, И.Ансофф дает следующее определение этого процесса: "Деятельность по стратегическому управлению связана с постановкой целей и задач организации и с поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и окружением, которые позволяют ей добиваться своих целей, соответствуют ее внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним требованиям".37
О.С.Виханский и А.И.Наумов, подчеркивая значимость трудового коллектива в процессе управления, трактуют его сущность следующим образом: "Стратегическое управление - это такое управление организацией, которое, опираясь на человеческий потенциал, как на основу организации, ориентирует производственную деятельность на потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности в результате позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе".38
З.Е.Шершнева и С.В.Оборская предлагают следующее определение: "Стратегическое управление - это реализация концепции, объединяющей целевой и интегральный подходы к деятельности предприятия, что дает возможность устанавливать цели развития, сравнивать их с имеющимися возможностями (потенциалом) предприятия и приводить их в соответствие за счет разработки и реализации системы стратегий".39
Следует отметить, что эти и другие определения, формулируя сущность стратегического управления, не отражают одного из основных его процессов - создания потенциала организации, необходимого для достижения поставленных целей.40 Авторы второго определения ограничиваются человеческим потенциалом, важность которого для стратегического управления несомненна, но для осуществления системного подхода к проведению необходимых в процессе стратегического менеджмента управленческих преобразований, следует учитывать и другие составляющие, охватывая весь потенциал системы управления.
Таким образом, для успешной жизнедеятельности предприятия в условиях меняющегося окружения, где одно из основных вопросов занимает развитие стратегического потенциала.
В настоящее время в деятельности большей части отечественных предприятий стратегическая направленность отсутствует, что проявляется в следующем:41
а) планируя свою деятельность, организации исходят из того, что окру- жение либо не меняется вообще, либо происходящие изменения не су- щественны;
б) разработка плана мероприятий начинается с анализа внутренних воз- можностей и ресурсов, что позволяет определить лишь объем произ- водства и величину издержек, но не конкурентоспособность производимой продукции.
В настоящее время большая часть предприятий России реагирует на внешние изменения бессистемно, постфактум, некоторые разрабатывают стратегии, основываясь на имеющиеся ресурсы и возможности.
В ряде случаев под системой стратегического управления понимается "система управления предприятием, основанная на стратегическом планировании, дополненном механизмом согласования текущих решений - тактических и оперативных - со стратегическими решениями, а также механизмом корректировки и контроля реализации стратегии".42 Однако в данном определении не отражен механизм формирования стратегического потенциала организации. Его действие в системе управления позволит своевременно обеспечить этапы выполнения стратегических решений необходимыми для их осуществления производственными и управленческими ресурсами.
      Формирование 
системы стратегического 
По мнению некоторых авторов, стратегическое управление включает следующие процессы:43
а) анализ среды:
1) макросреды,
2) непосредственного окружения,
3) внутренней среды;
б) определение миссии и целей;
в) выбор стратегии;
г) выполнение стратегии;
д) оценка и контроль реализации стратегии.
Внешняя среда организации исследуется по двум направлениям: макросреда (окружение косвенного влияния) и непосредственное окружение (прямого влияния). Анализ внешней среды направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно проведет работу, и на то, какие осложнения могут ее ожидать, если она не сумеет вовремя предотвратить негативные выпады, которые может преподнести ей окружение.
      Макросреда 
рассматривается как 
Факторы внутренней среды находятся под непосредственным контролем руководства и персонала предприятия, то есть являются наиболее управляемыми. Поэтому следующим шагом стратегического анализа является определение, в какой мере предприятие обладает внутренним потенциалом, чтобы использовать внешние возможности. Кроме того, выявляются слабые внутренние стороны предприятия, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями.44
Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям:
- кадры фирмы, их потенциал, интересы и т.п.;
- организация управления;
- производство, включающее организационные, операционные и технико- технологические характеристики и научные исследования и разработки;
- финансы фирмы;
- маркетинг;
- организационная культура.
Широко известным методом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды, является SWOT-анализ. Методология SWOT-анализа предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации45.
      К. 
Эндрюс предложил направления 
| Список сильных 
  сторон:
   1. 2. 3. . . .  | 
  Список слабых 
  сторон:
   1. 2. 3. . . .  | |
| Список 
  внешних возможностей:
   1. 2. 3. …  | 
  Направить использование сильных сторон на извлечение наибольших преимуществ из создавшихся внешних возможностей. | Направить использование извлекаемых преимуществ на устранение своих слабых сторон | 
| Список 
  внешних опасностей/угроз
   1. 2. 3. …  | 
  Направить использование сильных сторон на то, чтобы избегать возникающих внешние опасности и угрозы. | Направить устранение слабых сторон на то, чтобы минимизировать отрицательный эффект возникающих внешних угроз и опасностей. | 
Рисунок 5 – Стркутура SWOT-матрицы для определения целевого
       
состояния (по К. Эндрюсу, 1980). 
Развернутый стратегический анализ включает также: оценку перспектив роста предприятия, анализ позиций в конкурентной борьбе, установление приоритетов в распределении ресурсов между различными видами деятельности, анализ путей диверсификации.
Определение миссии и целей организации, рассматриваемое как один из процессов стратегического управления, состоит из трех подпроцессов, каждый из которых требует большой и ответственной работы. Первый подпроцесс состоит в формировании миссии компании, которая в концентрированной форме выражает смысл существования организации, ее предназначение. Миссия придает компании оригинальность, наполняет работу людей смыслом. Следующий подпроцесс – определение долгосрочных целей. И завершается эта часть стратегического управления подпроцессом установления краткосрочных целей. Формирование миссии и целей фирмы приводят к тому, что становится ясным, для чего функционирует фирма и к чему она стремиться47.
После того как определены миссия и цели, наступает этап анализа и выбора стратегии. Процесс выработки стратегии по праву считается сердцевиной стратегического управления. Определение стратегии – это отнюдь не составление плана действий, а принятие решение по поводу того, что делать с отдельным бизнесом или продуктами (товарами и услугами), как и в каком направлении развиваться организации, какое место занимать на рынке и т.п.
Результаты стратегического анализа являются основой для выбора стратегии предприятия. Следует отметить, что понятие стратегии с момента появления стратегического менеджмента менялось и дополнялось.
Так, А. Чандлер в своей книге «Стратегия и структура: главы из истории великих американских предприятий» (1962 г.)48 рассматривал стратегию как метод установления долгосрочных целей организации, программу ее действий и приоритетных направлений по размещению ее ресурсов. Гарвардская школа бизнеса (1965 г.) определяла стратегию в качестве метода определения конкурентных целей организации. Школа И. Ансоффа рассматривала стратегию как способ установления целей для корпоративного, делового и функционального уровня. По М. Портеру (80-ые годы 20 века), стратегия – способ реакции на внешние возможности и угрозы сильных и слабых сторон организации.
Информация о работе Разработка стратегии развития страховой компании