Разработка стратегии развития страховой компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 16:40, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в разработке стратегии развития страховой компании на основе анализа внешней и внутренней среды предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность и особенности страхования;
- определить состояние современного рынка страхования в России и за рубежом;
- раскрыть сущность стратегического управления предприятием;
- сформулировать принципы разработки стратегии;
- проанализировать стратегии развития предприятия, предложенных раз- личными авторами;
- разработать функциональные стратегии для реализации стратегии
развития страховой компании.

Оглавление

Введение 3
1 Особенности страхования как вида предпринимательской деятельности 7
1.1 Страхование: понятие, функции, роль и значение в современном
обществе 7
1.2 Состояние современного рынка страхования в России и за
рубежом 14
2 Разработка и реализация стратегии развития страховой деятельности 30
2.1 Сущность стратегического менеджмента 30
2.2 Функциональные стратегии предприятия 49
3 Разработка стратегии для филиала ООО «Росгосстрах–Центр» –
«Управление по Воронежской области» 60
3.1 Характеристика филиала ООО «Росгосстрах – Центр» –
«Управление по Воронежской области» и его проблем 60
3.2 Макет стратегии развития филиала ООО «Росгосстрах–Центр» –
«Управление по Воронежской области» 81
Заключение 102
Список использованных источников 107
Приложение

Файлы: 1 файл

диплом Аксенова В.В. 7 июня 2007 исправленный.doc

— 1.01 Мб (Скачать)

      - Страховое акционерное общество «РЕСО-Гарантия», имеющее более     800 офисов продаж во всех регионах Российской Федерации18;

      - Закрытое акционерное общество «УралСиб» (ЗАО «УралСиб») (ранее    «Никойл страхование», «Промышленно-страховая компания»). Интег-    рированная система продаж финансовых продуктов и услуг ФК «Урал-   Сиб» насчитывает 1087 офисов в 81 регионе России19;

      - Открытое акционерное общество «Страховая акционерная компания    «Энергогорант» (САК «Энергогарант»), имеющее 44 филиала и более   80 региональных представительств, обслуживающих основные регионы   России20;

      Среди компаний, которые являются лидерами по предоставлению страховых услуг населению в 2005 году, можно выделить21:

      - Группа компаний «Росгосстрах» имеет страховой портфель, в составе     которого  около 30 млн. договоров страхования, заключенных с физиче-   скими лицами.

      - ОАО «ВСК», которое  имеет более 12 млн. клиентов частных лиц;

      - ОАО «РОСНО», имеющее более 7 млн. клиентов частных лиц.

      По  ассортименту страховых услуг лидируют следующие компании:

      - Группа компаний «Росгосстрах» имеет лицензии на право проведения   более 100 видов страхования;

      - ОСАО «РЕСО-Гарантия», имеющее лицензии на право проведения 104    вида страхования;

      - ОАО «РОСНО», имеющее лицензию на право проведения более 100

        видов страхования;

      - ЗАО «УралСиб», имеющее лицензию на право проведения 97 видов    страхования;

      - ОСАО «Ингосстрах», имеющее лицензии на право проведения более 90   видов страхования.

      На  основании исследования, проведенного компанией Princeton Partners Group, можно выделить следующие основные тенденции страхового рынка России22:

       - Официальные страховые сборы российского рынка формируются за счет четырех  различных видов деятельности: «налогового» страхования – финансовых операций по оптимизации налогообложения с участием  страховых компаний;  «кэптивного» страхования – страхования корпоративных клиентов, аффилированных со страховщиком; обязательного неконкурентного страхования  - страховых услуг, не торгуемых на открытом рынке (ОМС, личное страхование пассажиров, страхование жизни и здоровья военнослужащих и др.);  реального конкурентного страхования – сектора реальной борьбы  компаний за страхователя.

        - Происходит постепенная консолидация рынка. Доля четверки лидеров на конкурентном рынке – «Росгосстраха», «Ингосстраха», «РЕСО-Гарантии» и «РОСНО» - в 2002-2004 г.г. выросла с 35-40% до 45-50%. Ожидается, что к 2010 году доля четверки лидеров может достичь 55-60%, в том числе за счет сделок по слияниям и приобретениям.

      - Официальные данные по страховым сборам в России существенно превышают сборы по реальному страхованию. В 2004 году из 16,4 млрд. долл. официальных премий реальное конкурентное страхование, по экспертной оценке, составило только 4,5 млрд. долл. Оставшиеся 11,9 млрд. долл.  приходятся на обязательное неконкурентное страхование  - 3,5 млрд. долл.,  неконкурентное «кэптивное» страхование  - 1,7 млрд. долл. и на «финансовую» деятельность по минимизации налогообложения  - 6,7 млрд. долл.

      - Доля реального страхования в официальных сборах растет. По сравнению с 2002 годом доля реального страхования в официальных сборах выросла с 15-20% до 25-30% в 2004 году. Это связано с бурным развитием реального рынка, последовавшим после введения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Одновременно законодательные ограничения замедлили рост «налогового» страхования. По оценке специалистов компании Princeton Partners Group, доля реального страхования в официальных сборах продолжится, и к 2010 году достигнет 45-60%.

      - В 2002 -2004 г.г. реальный рынок страхования вырос  с 1,7 млрд. долл. до 4,5 млрд. долл., что обеспечило один из наиболее высоких в мире  темпов роста страховых премий  - примерно  65%.  Рост рынка на 80-85% был обеспечен развитием автострахования, прежде всего ОСАГО.

      - Реальные страховые премии могут вырасти с 4,5 млрд. долл. в 2004 году до 13-13,5 млрд. долл. в 2010 году. Порядка 65% прироста реального рынка страхования может быть  связано со  страхованием физических лиц: развитием автокредитования, добровольным автострахованием, ипотекой и, возможно,  страхованием жизни. 

      - Состав четверки лидеров может измениться за счет активного входа иностранных компаний на российский рынок. В долгосрочной перспективе (10-15 лет) компании с иностранным капиталом могут занять значительную долю рынка.

      Необходимо  отметить, что развитие рынка страхования в России не сопровождалось значительным увеличением профессионально подготовленных кадров в области страхования. Большинство страховых организаций, особенно в регионах, испытывают серьезные трудности с привлечением специалистов, отвечающих современным требованиям ведения страховых операций.

      Еще одна проблема рынка страхования России: практически не развита инфраструктура страхового рынка (институты брокеров, оценщиков риска, актуариев и других посредников).

      По  основным макроэкономическим показателям российский страховой рынок значительно уступает развитым странам и не отвечает возрастающим потребностям в защите имущественных интересов юридических и физических лиц23.

      Сбор  страховой премии мирового страхового рынка за 200524 год составил 3 426 млрд. долл., из которых на страхование жизни (life)  приходится 1 974 млрд. долл., или 58% от общего сбора премии, и на страхование иное, чем страхование жизни (non-life), - 1 452 млрд. долл., или 42% от общего сбора премии (рисунок 1).  

Рисунок 1 –  Структура сбора страховой премии мирового страхового рынка в 2005 году.

      Следует отметить, что в международной классификации сборы страховой премии делятся на: life (жизнь), включающие сборы по жизни, и non-life (не жизнь), включающие в себя имущественное страхование (страхование имущества, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков), а также медицинское страхование и страхование от несчастных случаев.

      Рост  сбора премий в целом составил 2,5% (в 2004 г. он был несколько выше – 2,7%), что объясняется значительным замедлением роста сбора премии по имущественному страхованию при одновременном, не столь значительном,увеличении сбора премии по страхованию жизни.

            Рост сбора премий по страхованию жизни  в 2005 г. был  равен 3,9% по сравнению с 2,9% в 2004 г. Увеличении сбора премии связано с увеличением числа пенсионеров в мире и ростом привлекательности страхования в частных компаниях, а также возрастающим интересом к страхованию жизни сравнительно молодых людей, стремящихся обеспечить свою старость и вкладывающие средства в пенсионные фонды. При этом в промышленно развитых странах  рост сбора премии в этом сегменте страхования был равен 3,4%, а в развивающихся странах – 7,5%.

      Рост  сбора премии по страхованию иному, чем страхование жизни, в 2005 г. составил 0,6% по сравнению с 2,4% в 2004 г., что связано с уменьшением сбора премии в США и Канаде и стагнацией сбора премии в Японии.

      Доля  промышленно развитых стран в  общем сборе премии в 2005 г. равна 88%, доля развивающихся стран – 12% (рисунок 2).

      Распространение страховых услуг в экономике  страны лучше всего отражается при помощи таких показателей, как глубина рынка – процентная доля страховых услуг в валовом внутреннем продукте (Приложение Г) и плотность страхования – страховая премия, приходящаяся на душу населения (Приложение Д), а также показателей, раскрывающих положение рынка страхования жизни. 25 Изучается динамика вышеуказанных показателей и анализируется состояние рынка страхования иного, чем страхование жизни. 

Рисунок 2 –  Доля промышленно развитых и развивающихся стран в общем сборе страховой премии в 2005 году. 

      Рассмотрим  более подробно страховые рынки  Северной Америки, Западной Европы, Японии,  Центральной и Восточной Европы.

      Общий сбор премии на страховом рынке Северной Америки (США и Канада) в 2005г. составил 1 221,6 млрд. долл., что в цифровом выражении на 3,6% больше, чем в 2004 году, хотя с учетом  инфляции сборы упали на 0,2%. При этом на рынке США собрано 1 142,9 млрд. долл., что с учетом инфляции на 0,3% меньше, чем в 2004 г., на канадском рынке собрано 78,7 млрд. долл., или на 2,5% больше, чем в предыдущем году26.

      Доля  страхового рынка Северной Америки  в мировом страховом рынке  составляет 35,6%: на доля США приходится 33,36%, а на долю Канады – 2,30%. По сравнению с имеющимися данными за 1997 г., общий сбор премии на данном рынке увеличился на 66,2%.

      Премия  на душу населения в 2005 году составила 3 735,1 долл. (США – 3 875,5 долл., Канада – 2 451,7 долл.). Премия в % от ВВП в 2005 г. составила по региону 8,97% (США -9,1%, Канада – 6,9%).Удельный вес страхования жизни на этом рынке равен 45,1% (сбор премии составил 551,5 млрд. долл.), а страхования иного, чем страхование жизни, - 54,9% (сбор премии составил 671, 3 млрд. долл.). В мировом рынке доля региона по страхованию жизни составила 27,94% (США – 26,20%, Канада – 1,75%). Удельный вес региона Северная Америка в мировом страховом рынке по страхованию иному, чем страхование жизни,  составил 46,15%.

      В 2005 г. совокупный сбор премии на страховом  рынке Западной Европы  составил 1 241 млрд. долл., что с учетом инфляции на 2,9% больше, чем в 2004 г. Доля страхового рынка этого региона  в мировом рынке составляет 36,23%, что превышает аналогичный показатель для США.  По сравнению с 1997г. сбор премии в регионе вырос на 90,6%.  Премия в % к ВВП равна 8,44% (в Великобритании – 12,45%, Швейцарии – 11,19% , Бельгии – 11,15%). Премия на душу населения в Западной Европе составила 2 482,8 долл. (в Швейцарии – 5 558,4 долл. – наивысший показатель в мире, Великобритании 4 599,0 долл., Ирландии – 4 177,0 долл.). Наивысший показатель сбора премии сбора премии в регионе зарегистрирован  в Великобритании – 300,2 млрд. долл., во Франции – 222,2 млрд. долл., в Германии – 197,2 млрд. долл.

      Удельный  вес страхования жизни на рынке  Западной Европы  в 2005 г. составил 61%, а общий сбор по этому виду – 759 млрд. долл. В мировом рынке доля региона в этом сегменте составила 38,4%. Удельный вес страхования иного, чем страхование жизни,  на этом рынке составил 39%. Сбор премии составил 482 млрд. долл., что составляет 33,2% от общего мирового в данном сегменте.  В 2005г. убыточность на рынке Западной Европы составила примерно 90%. При этом результаты инвестиционной деятельности были превосходными, что позволило достичь положительных операционных результатов в размере 15% от премии.

      Общий сбор премии на японском страховом  рынке в 2005 г. составил 476 млрд. долл., что ниже чем в 2004 г. – 494 млрд. долл., но с учетом укрепления японской иены был зафиксирован прирост в размере 0,7%. Доля страхового рынка в мировом рынке составила 13,91%, что значительно ниже, чем в 1997 г. – 23,05%. В 2005 г. премия в % от ВВП в Японии составляла 10,54%, а премия на душу населения – 3 746,7 долл.

      Удельный  вес страхования  жизни на японском рынке был равен 79%, сбор премии по этому виду составил 376 млрд. долл., что  на 0,8% больше, чем в 2004 г. В мировом рынке доля Японии в этом сегменте составляет 19,1%.  Удельный вес страхования иного, чем страхование жизни, на японском  рынке составил 21%,  сбор премии по данному виду -100 млрд. долл. В мировом рынке доля Японии в этом сегменте составляет 6,7%.

      В 2005 г. совокупный сбор премии в странах  Центральной и Восточной Европы составил всего 47 млрд. долл., что с  учетом инфляции (особенно в России и Украине) меньше на 2,1%, чем в предыдущем году. Доля страхового рынка региона в мировом страховом рынке составляет 1,37%, что является одним из самых низких показателей, превосходя только рынки Африки и Ближнего Востока. Крупнейшие участники рынка Центральной и Восточной Европы: Россия – сбор премии 17,5 млрд. долл., Польша – 9,4 млрд. долл., Чехия – 4,9 млрд. долл., Венгрия – 3,4 млрд. долл.

      По  сравнению с 1997 г. сбор премии в регионе  вырос на 160%. доля региона в мировом рынке в 1997 г. составляла 0,84%.  Премия в % от ВВП  в 2005 г. составила 2,66% (в 1997 г. – 1,69%), при чем наиболее высокие результаты зарегистрированы в Словении – 5,65%, Чехии – 3,98%, России – 2,27%.  Премия на душу населения составила 141,8 долл., при  этом лидером также является Словения – 978,1 долл.,  Чехия – 477,8 долл., а Россия значительно отстает – 122,8 долл.

      Удельный  вес страхования жизни на этом рынке в 2005 г. равен 21,3%, общий сбор премии составляет 10 млрд. долл., что на 15% меньше, чем в 2004 г. в связи с падением сбора премии в России по страхованию жизни, в значительной степени представлявшие «налогосберегающие» схемы. Остальные страны показали значительный рост сбора премии  в этом сегменте: Польша – 20%, Венгрия – 20%, Словакия – 11%. Удельный вес страхования жизни в России равен 5,2%, при этом в других странах этот показатель значительно выше: Венгрия – 44,4%, Польша – 41,6%. Доля рынка Центральной и Восточной Европы в мировом рынке по страхованию жизни составила 0,5%. Сбор премии по страхованию жизни в Польше равен 3,9 млрд. долл., в Чехии – 1,8 млрд. долл., в Венгрии – 1,5 млрд. долл., в России – 0,9 млрд. долл.

Информация о работе Разработка стратегии развития страховой компании