Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 16:40, дипломная работа
Цель исследования состоит в разработке стратегии развития страховой компании на основе анализа внешней и внутренней среды предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность и особенности страхования;
- определить состояние современного рынка страхования в России и за рубежом;
- раскрыть сущность стратегического управления предприятием;
- сформулировать принципы разработки стратегии;
- проанализировать стратегии развития предприятия, предложенных раз- личными авторами;
- разработать функциональные стратегии для реализации стратегии
развития страховой компании.
Введение 3
1 Особенности страхования как вида предпринимательской деятельности 7
1.1 Страхование: понятие, функции, роль и значение в современном
обществе 7
1.2 Состояние современного рынка страхования в России и за
рубежом 14
2 Разработка и реализация стратегии развития страховой деятельности 30
2.1 Сущность стратегического менеджмента 30
2.2 Функциональные стратегии предприятия 49
3 Разработка стратегии для филиала ООО «Росгосстрах–Центр» –
«Управление по Воронежской области» 60
3.1 Характеристика филиала ООО «Росгосстрах – Центр» –
«Управление по Воронежской области» и его проблем 60
3.2 Макет стратегии развития филиала ООО «Росгосстрах–Центр» –
«Управление по Воронежской области» 81
Заключение 102
Список использованных источников 107
Приложение
Несмотря на то что компания «Росгосстрах» является абсолютным лидером по сборам страховых премий на Воронежском рынке, ее позиции слабеют.
По данным, представленным в таблице 5, можно сделать следующие выводы:
а)
Доля компании на рынке с 2004 по 2006 г.г. сократилась
с 28,05% до 17,18% (рисунок 11).
Рисунок
11 – Изменение доли компании «Росгосстрах»
на рынке Воронежской области за период
с 2004 по 2006 г.г.
б) Рынок страхования (без учета ОМС) вырос на 58% (значение индекса изменения страховых премий 1,58) в 2006 году по сравнению с 2004 годом, а сборы компании за тот же период сократились на 3% (значение индекса изменения страховых премий 0,97). Динамика изменения страховых премий на рынке Воронежской области и в компании «Росгосстрах» показана на рисунке 12. Такое сокращение сборов страховых премий компании «Росгосстрах» в Воронежской области связано с переходом руководителя и его команды летом 2004 года в страховую компанию «Зенит». Переход руководства сопровождался потерей части страхователей.
в) Уровень выплат был наибольшим в 2005 году и составил 50,46%. Пик выплат в 2005 году связан с расторжением краткосрочных договоров по жизни. Уровень выплат по жизни в 2005 году составил 107,14%.
г)
В 2006 году объем выплат сократился до 177 995
тыс. руб. по сравнению с 194 635 тыс. руб.
в 2005 году, что привело к уменьшению уровня
выплат в 2006 году до 44,05%.
Рисунок
12 – Индексы изменения страховых премий
за период с 2004 по 2006 годы на рынке Воронежской
области и в компании «Росгосстрах»
д) В 2006 году наметилась положительная тенденция для компании: сборы страховых премий перестали сокращаться по отношению к предыдущему году и увеличились на 4,7 % по сравнению с 2005 годом.
В Филиале работает около 500 штатных сотрудников и 1000 страховых агентов. Филиал «Росгосстраха» в Воронежской области несет ответственность более чем по 400 тысячам действующих договоров страхования. Клиентами компании являются почти 30 тысяч субъектов хозяйствования в Воронеже и Воронежской области. В их числе: Воронежский механический завод, ООО «Амтел-Черноземье», ЗАО «Воронежская авиализинговая компания», ООО «Воронежтеплотехнологии», ЗАО «Висант-торг», ООО «ЮВенТа», ОАО «Воронежская нива», ЗАО «Воронежское рудоуправление», сеть салонов связи «21 век», Почта России.
Ослабление позиций компании «Росгосстрах» на рынке Воронежской области связано с усилением конкуренции на рынке страхования и с внутренними проблемами компании. Среди основных проблем филиала ООО «Росгосстрах -Центр» - «Управление по Воронежской области» можно выделить: проблемы в области управления персоналом; проблемы, связанные с повышением доходности страхового портфеля; финансовые проблемы; информационные проблемы; проблемы в области маркетинга.
В современных организациях эффективное управление персоналом можно представить в виде системы взаимосвязанных элементов:
а) Планирование персонала. Основными элементами планирования персонала являются: анализ состава персонала, планирование потребности в персонале, планирование обеспечения персоналом, планирование использования персонала, планирование развития персонала, планирование высвобождения персонала и планирование затрат на персонал88.
б) Подбор и расстановка персонала. Под подбором и расстановкой персонала понимается рациональное распределение работников организации по структурным подразделениям, участкам, рабочим местам в соответствии с принятой в организации системой разделения и кооперации труда, с одной стороны, и способностями, психофизиологическими и деловыми качествами работников, отвечающим требованиям содержания выполняемой работы, – с другой89.
в) Вознаграждение (система оплаты труда).
г) Адаптация персонала. Адаптация – это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда90. Одной из основных целей адаптации является сокращение текучести персонала. В настоящее время текучесть кадров – она из актуальных проблем, с которыми сталкиваются современные предприятия. Различают ее естественный уровень в пределах 3-5% от численности персонала и повышенный, вызывающий значительные экономические потери. Процесс текучести кадров неизбежен, но при более внимательном отношении к программе адаптации рабочих, менеджеров среднего звена и руководителей его можно контролировать и даже избегать91.
На практике различают «активную» текучесть – движение рабочей силы, обусловленное неудовлетворенностью работника рабочим местом (условия труда, заработной платы и т.д.), и «пассивную» текучесть – движение рабочей силы, обусловленное неудовлетворенностью организации данным работником (его недисциплинированностью, систематическим невыполнением обязанностей без уважительных причин и т. д.).
Относительный
показатель текучести – коэффициент
текучести кадров – определяется
как отношение числа
где Кт – коэффициент текучести; Рп – численность работников, уволенных по причинам текучести; р – среднесписочная численность работающих92.
д) Обучение персонала. Представляет собой целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п. Различают подготовку кадров, повышение квалификации и переподготовку кадров93.
е) Оценка персонала, (повышение, понижение, перемещение, увольнение).
ж) Управление карьерой персонала. Управление карьерой – это комплекс мероприятий, проводимых кадровой службой организации, по планированию, организации, мотивации и контроль служебного роста работника, исходя из его целей, потребностей, возможностей, способностей и склонностей, а также исходя из целей, потребностей, возможностей и социально-экономических условий организации. Управление карьерой позволяет достичь преданности сотрудника интересам организации, повышения производительности труда, уменьшения текучести персонала и более полного раскрытия способностей человека94.
Планирование
персонала в филиале
Группа компаний Росгосстрах, в частности филиал в Воронежской области, уделяет большое внимание кадровой политике. Политика в области подбора персонала регулируется «Положением о подборе и адаптации новых работников региональных обществ системы «Росгосстрах». В системе «Росгосстрах» поощряется непрерывный поиск как опытных, так и молодых, амбициозных и талантливых кандидатов, способных дать новый импульс развитию компании. Все региональные общества системы «Росгосстрах» прилагают максимум усилий для того, чтобы и специалисты, начинающие свою карьеру, и профессионалы считали Росгосстрах одним из лучших работодателей России.
Политика в области вознаграждения персонала регулируется «Положением о мотивации для штатных сотрудников региональных обществ системы «Росгосстрах». Заработная плата штатных сотрудников компании «Росгосстрах» складывается из нескольких составляющих: оклад, персональная надбавка и премия. Оклад устанавливается в соответствии с занимаемой должностью. Размер персональной надбавки зависит от способностей сотрудника и его квалификации. Размер премии регулируется «Положением о премировании штатных сотрудников региональных обществ системы «Росгосстрах».
Все
новые работники филиала ООО
«Росгосстрах-Центр»-«
Вопросам
обучения в компании уделяется большое
внимание. В Воронежском филиале сотрудники
проходят обучение в школе страхового
агента, в бизнес школе «Росгосстраха»
и в корпоративном университете «Росгосстраха».
Все новые сотрудники проходят ориентационную
программу для вновь принимаемых сотрудников
системы «Росгосстрах», включающую знакомство
с историей компании, организационной
структурой и корпоративными нормами,
правилами, изучение корпоративных нормативных
документов. Все сотрудники филиала ООО
«Росгосстрах-Центр»-«
Ежегодно в конце года проходит оценка деятельности работников Воронежского филиала, которая является обязательной во всех обществах группы компаний «Росгосстрах». Оценка деятельности работников проходит по установленным стандартам (Приложение А). В результате оценки деятельности каждому работнику присваивается категория (Приложение Б), которая действительна до следующей оценки.
Среди проблем, связанных с управлением персоналом в Воронежском филиале «Росгосстраха», можно выделить:
а) Управление персоналом не носит системного характера. Недостаточно развито планирование потребности в персонале непосредственно в филиале и отсутствует планирование обеспечения персоналом, состоящее в планировании набора персонала, планировании отбора, планировании принятия на работу и планировании адаптации сотрудников. Данные недостатки в системе управления персоналом приводят к наличию вакантных должностей в течение длительного периода.
Процесс адаптации сотрудников носит формальный характер, отсутствует система управления карьерой персонала, что в итоге увеличивает текучесть кадров и снижает заинтересованность сотрудников в работе. Ежегодная оценка деятельности работников также носит формальный характер. На основе результатов оценки деятельности работников не принимаются решения по повышению, понижению, перемещению или увольнению.
б) Выбор высококвалифицированных и талантливых профессионалов на российском рынке страховых услуг довольно узок. Поэтому компания вынуждена перекупать сотрудников из других страховых компаний или набирать персонал, который ранее не работал в сфере страхования и тратить значительные деньги на его обучение.
в) Высокий уровень текучести кадров. Текучесть кадров в Управлении компании «Росгосстрах» по Воронежской области, рассчитанная в соответствии с формулой (1), составляет в среднем 33% в год; среди специалистов, которые занимаются непосредственными продажами страховых продуктов клиентам текучесть кадров еще больше, в частности текучесть кадров среди менеджеров по офисным продажам в 2006 году составила 60%.
г) В филиале компании «Росгосстрах» не используют собственный кадровый резерв для заполнения вакантных должностей: в большинстве случаев приглашаются специалисты из других страховых компаний или специалисты, которые до этого никогда не работали в страховании. Эта проблема тесно связана с отсутствием управления карьерой персонала и недостаточным использованием результатов оценки деятельности работников.
д) Недостаточная мотивированность персонала на выполнение задач, которые стоят перед компанией «Росгосстрах». В большинстве случаев сотрудники филиала не ознакомлены с «Положением о премировании штатных работников» своего подразделения.
Среди проблем в области формирования структуры страхового портфеля можно выделить:
а)
В 2006 году по фактическим показателям
доля ОСАГО составила 78,1%, доля добровольных
видов страхования – 21,9%95. Плановый
показатель доли ОСАГО в портфеле компании
– 70,1%, доли добровольных видов страхования
– 29,9% (рисунок 13). При этом как по добровольным
видам страхования, так и по ОСАГО наблюдается
невыполнение плана в денежном выражении
(рисунок 14).
Рисунок 13 – Плановая и фактическая структура портфеля филиала ООО
Информация о работе Разработка стратегии развития страховой компании