Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 16:40, дипломная работа
Цель исследования состоит в разработке стратегии развития страховой компании на основе анализа внешней и внутренней среды предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность и особенности страхования;
- определить состояние современного рынка страхования в России и за рубежом;
- раскрыть сущность стратегического управления предприятием;
- сформулировать принципы разработки стратегии;
- проанализировать стратегии развития предприятия, предложенных раз- личными авторами;
- разработать функциональные стратегии для реализации стратегии
развития страховой компании.
Введение 3
1 Особенности страхования как вида предпринимательской деятельности 7
1.1 Страхование: понятие, функции, роль и значение в современном
обществе 7
1.2 Состояние современного рынка страхования в России и за
рубежом 14
2 Разработка и реализация стратегии развития страховой деятельности 30
2.1 Сущность стратегического менеджмента 30
2.2 Функциональные стратегии предприятия 49
3 Разработка стратегии для филиала ООО «Росгосстрах–Центр» –
«Управление по Воронежской области» 60
3.1 Характеристика филиала ООО «Росгосстрах – Центр» –
«Управление по Воронежской области» и его проблем 60
3.2 Макет стратегии развития филиала ООО «Росгосстрах–Центр» –
«Управление по Воронежской области» 81
Заключение 102
Список использованных источников 107
Приложение
«Росгосстрах-Центр»-«
Рисунок 14 – Плановые и фактические показатели деятельности филиала ООО
«Росгосстрах-Центр»-«
б) В структуре портфеля превалируют два вида страхования – ОСАГО и добровольное страхование имущества, остальные виды страхования занимают незначительную долю в структуре портфеля (рисунок 15).
в)
В структуре портфеля преобладают виды
страхования с высоким уровнем выплат,
который превышает средний уровень выплат
по рынку (таблица 6).
Таблица 6 – Структура страхового портфеля филиала компании «Росгосстрах» и рынка Воронежской области в 2006 году.
Вид страхования | Структура страхового портфеля, % | Уровень выплат,% | ||
в среднем по рынку | в «Росгосстрахе» | Средний по рынку | в «Росгосстрахе» | |
Страхование жизни | 2,65 | 0,49 | 6,55 | 133,25 |
Личное страхование (кроме страхования жизни) | 19,7 | 1,26 | 61,34 | 36,63 |
Страхование имущества | 42,07 | 19,66 | 24,99 | 30,05 |
добровольное страхование ответственности | 1,49 | 0,5 | 4,25 | 15,3 |
обязательное личное страхование пассажиров | 0,56 | 0,02 | 0,53 | 0 |
Обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) | 33,53 | 78,07 | 45,74 | 47,33 |
Итого | 100 | 100 | 38,18 | 44,09 |
Рисунок
15 – Структура страхового портфеля
компании «Росгосстрах» в 2006 году.
В 2006 г. на Воронежском рынке общий сбор страховых премий составил 2 352 225 тыс. руб. (без обязательного медицинского страхования – ОМС), с учетом ОМС – 5 336 973 тыс. руб96; аналогичные показатели в 2005 году составили 1 857 105 тыс. руб. и 4 703 018 тыс. руб. В 2006 г. рост сбора премий по сравнению с 2005 г. составил 26,7% (без учета ОМС) и с учетом ОМС – 13,5%.
Основными игроками в 2006 году на страховом рынке Воронежской области являются компании, доли рынка которых составляет: «Росгосстрах» – 17,18%, «ЖАСО» – 9,96%, «Страховая бизнес группа» (бывший «Рекон») – 7,29%, «Военно-страховая компания» – 6,98%, «Ингосстрах» – 6,35%, «Альфастрахование» – 3,72%, «СОК» – 3,55%, «Уралсиб» – 3,31%, «Зенит» – 3,13%97 (рисунок 16).
Долю рынка более 2% на Воронежском страховом рынке имеют «Русский стандарт страхование», «РОСНО», «Городская страховая компания», «РЕСО-гарантия».
Следует
отметить, что Росгосстрах является
лидером не по всем видам страхования.
Компания хорошо представлена на рынке
ОСАГО – доля составляет 39,99%,
на рынке по страхованию имущества – 8,03%,
добровольное страхование ответственности
– 5,81%, страхование жизни – 3,17%.
Рисунок
16 – Распределение рынка Воронежской
области между страховыми компаниями
в 2006 году
Основными финансовыми проблемами филиала «Росгосстрах» в Воронежской области являются:
а) Невыполнение филиалом плановых годовых показателей как по отдельным видам страхования, так и по сборам страховых премий в целом. В 2006 году план филиалом ООО «РГС-Центр»-«Управление по Воронежской области» был выполнен всего на 75, 9 % (рисунок 17), при этом план по ОСАГО был выполнен на 84,5 %, а по добровольным видам страхования только на 55,5% (рисунок 14).
б)
Страховое мошенничество наиболее распространено
среди таких видов страхования, как ОСАГО
и КАСКО (страхование транспортного средства
от ущерба и угона). Страховое мошенничество
ведет к увеличению уровня выплат и наносит
компании значительный финансовый ущерб.
Рисунок
17 – Выполнение плана филиалом ООО
«Росгосстрах-Центр»-«
В группе компаний «Росгосстрах», в том числе и в Воронежском филиале, действует единая информационная база по заключенным договорам страхования и урегулированию убытков. Также в компании в 2006 году был осуществлен новый этап автоматизации бухгалтерского, налогового и управленческого учетов. С помощью специальных информационных программ осуществляется дистанционное обучение сотрудников «Росгосстраха» по всей территории страны.
В 2006 году в Управлении по Воронежской области введена в действие IP-телефония, которая позволила существенно сократить расходы, связанные с оплатой междугородней связи. Взаимодействие со страховыми отделами области осуществляется посредством обычной телефонной связи, электронной почты и другими средствами связи.
Среди информационных проблем, которые характерны для Воронежского филиала, можно выделить:
а) Недостаточный обмен информацией между маркетологами, страховым блоком и блоком продаж. Недостаточный обмен информацией межу блоком продаж и блоком страхования заключается в том, что у специалистов, которое занимаются непосредственными продажами, отсутствует полная информация по основным страховым продуктам, отсутствует актуальная информация по страховым случаям. В результате плохого обмена информацией между маркетологами, блоком страхования и блоком продаж у менеджеров по продажам отсутствует часть рекламной раздаточной продукции по страховым продуктам.
б) Недостаточный обмен информацией между корпоративным и альтернативным каналами. Учитывая, что для отдела корпоративных продаж юридические лица выступают в качестве клиентов, а для альтернативного канала являются партнерами, которые реализуют страховые продукты компании «Росгосстрах», данная проблема негативно сказывается на деятельности двух каналов продаж.
Основными маркетинговыми проблемами, характерными для компании «Росгосстрах» являются:
а) Недостаточная конкурентоспособность отдельных видов страховых продуктов. Так, тариф по страхованию имущества через партнеров в среднем в компании «Рогосстрах» составляет 1,5% от стоимости застрахованного имущества, а у ОАО «ВСК» - 0,58%, т.е. почти в 2,6 раза ниже. Тарифы по КАСКО в компании составляют в среднем 7,8%, а у конкурентов (ОАО «РОСНО», ОАО «ВСК») – 6%, т.е. на 30% выше.
В среднем тарифы филиала ООО «РГС-Центр»-«Управление по Воронежской области» выше, чем тарифы основных конкурентов.
б) Необновление информации на сайте и неоперативное освещение на сайте важнейших событий, которые касаются системы Росгосстрах и, в частности филиала ООО «РГС-Центр»-«Управление по Воронежской области».
Филиал
компании «Росгосстрах» является лидером
по сборам на Воронежском рынке страхования.
Для сохранения позиций лидера компании
необходимо разработать стратегию развития
с соответствующими функциональными стратегиями
и план мероприятий, которые позволят
решить существующие на данный момент
в компании проблемы. Основными проблемами
филиала являются: проблемы в области
управления персоналом; проблемы, связанные
с повышением доходности страхового портфеля;
финансовые; информационные; маркетинговые.
3.2
Макет стратегии развития филиа
Для определения миссии и целей организации, разработки стратегии необходимо провести анализ внешней и внутренней среды с помощью SWOT-анализа.
Среди характеристик сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз внешней среды, предложенных А.А Томпсоном и А.Дж. Стриклендом, для филиала ООО «Росгосстрах-Центр» - «Управление по Воронежской области» характерны следующие черты.
Сильные стороны:
а) Наличие у компании прочных связей с органами власти и общественными организациями.
б) Наличие адекватных финансовых ресурсов. Как филиал компании «Росгосстрах» занимает первое место по уровню сборов на Воронежском рынке страхования, так и группа компаний «Росгосстрах» занимает первое место по уровню сборов в России.
в) Высокая квалификация у большинства сотрудников компании. Высокая квалификация сотрудников, работающих в компании, обеспечивается за счет подбора сотрудников с высокой квалификацией и/или дальнейшего их обучения и повышения квалификации в школе страхового агента, в бизнес школе «Росгосстраха» и в корпоративном университете «Росгосстраха». А также за счет дистанционного обучения сотрудников как по общим вопросам страхования, так и по конкретным страховым продуктам.
г) Известный лидер рынка. Бренд «Росгосстрах» является самым узнаваемым на страховом рынке России. По результатам общероссийского опроса, проведенного ВЦИОМ, «Росгосстрах» является самой узнаваемой компанией. За него было отдано 34% голосов респондентов, на втором месте – «РОСНО» (18%), а замкнул тройку лидеров «Ингосстрах», набравший 12% голосов опрошенных98.
д) Возможность получения экономии от роста объема производства (предоставления страховых услуг).
е) Применение единых стандартов и универсальных страховых технологий. Вся группа компаний «Росгосстрах», включая филиала ООО «Росгосстрах-Центр» - «Управление по Воронежской области», работает по единым корпоративным стандартам управления, применяет универсальные страховые технологии.
ж) Большой опыт работы на рынке страхования – более 85 лет.
Слабые стороны:
а) Ухудшающаяся конкурентная позиция. Доля компании на рынке с 2004 по 2006 г.г. сократилась с 28,05% до 17,18%. Рынок страхования (без учета ОМС) вырос на 58% в 2006 году по сравнению с 2004 годом, а сборы компании «Росгосстрах» за тот же период сократились на 3%. Однако в 2006 году наметилась положительная тенденция для компании: сборы страховых премий перестали сокращаться по отношению к предыдущему году и увеличились на 4,7 % по сравнению с 2005 годом.
б) Более высокий уровень выплат в компании (44,09%) в 2006 году, чем в среднем по рынку (38,18%) за тот же период. Высокий уровень выплат в компании объясняется тем, что доля ОСАГО в «Росгосстрахе» (78,07%) превышает долю этого вида страхования в общей структуре рынка (33,53%) в 2,33 раза, при этом уровень выплат по данному виду страхования достаточно высок и превышает средний уровень выплат по этому виду страхования на рынке Воронежской области.
в) Недостаток управленческого таланта и глубины владения проблемам у руководителей среднего уровня.
г) Высокая текучесть кадров, сопровождающаяся потерей части портфеля страхователей.
д) Несбалансированная структура портфеля. Превалирование в структуре страхового портфеля ОСАГО с высоким уровнем выплат; неразвитость добровольных видов страхования, за исключением страхования имущества.
е) Недостаточная конкурентоспособность продукции.
ж) Значительное число клиентов, недовольных процессом урегулирования убытков.
Возможности:
а) Возможность выхода на новые рынки или сегменты рынка.
б) Возможность расширения разнообразия страховых продуктов по всем видам страхования.
в) Введение обязательных видов страхования (с 2008 года планируется введение закона об обязательном страховании ответственности эксплуатантов опасных объектов (ОСОпО)99).
Информация о работе Разработка стратегии развития страховой компании