Разработка стратегии развития страховой компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 16:40, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в разработке стратегии развития страховой компании на основе анализа внешней и внутренней среды предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность и особенности страхования;
- определить состояние современного рынка страхования в России и за рубежом;
- раскрыть сущность стратегического управления предприятием;
- сформулировать принципы разработки стратегии;
- проанализировать стратегии развития предприятия, предложенных раз- личными авторами;
- разработать функциональные стратегии для реализации стратегии
развития страховой компании.

Оглавление

Введение 3
1 Особенности страхования как вида предпринимательской деятельности 7
1.1 Страхование: понятие, функции, роль и значение в современном
обществе 7
1.2 Состояние современного рынка страхования в России и за
рубежом 14
2 Разработка и реализация стратегии развития страховой деятельности 30
2.1 Сущность стратегического менеджмента 30
2.2 Функциональные стратегии предприятия 49
3 Разработка стратегии для филиала ООО «Росгосстрах–Центр» –
«Управление по Воронежской области» 60
3.1 Характеристика филиала ООО «Росгосстрах – Центр» –
«Управление по Воронежской области» и его проблем 60
3.2 Макет стратегии развития филиала ООО «Росгосстрах–Центр» –
«Управление по Воронежской области» 81
Заключение 102
Список использованных источников 107
Приложение

Файлы: 1 файл

диплом Аксенова В.В. 7 июня 2007 исправленный.doc

— 1.01 Мб (Скачать)

      г) Требования законодательства по повышению уровня капитализации приводят к сокращению числа страховщиков.

      д) Ускорение роста рынка добровольных видов страхования. В 2006 году произошло увеличение добровольных видов страхования на Воронежском рынке: рынок по страхованию имущества увеличился на 25,6%, а по добровольному страхованию ответственности – на 49,3%. Также в целом по России наблюдается рост по добровольным видам страхования, иного чем страхования жизни, в пределах от 20 до 30%100.

      Угрозы:

      а) Выход на рынок иностранных страховых компаний.  С февраля 2007 года около 97% акций компании «РОСНО» принадлежит немецкой страховой  компании Allianz101

      б) Сокращение и замедления некоторых видов страхования. Так, в 2006 году рынок по страхованию жизни  сократился на 8,9% по сравнению с 2004 годом, обязательное страхование пассажиров сократилось на 2% по сравнению с 2004 годом,  добровольное страхование ответственности в 2006 году по сравнению с предыдущим годом увеличилось незначительно – на 2,8%.

      в) Возрастающее конкурентное давление. На Воронежском рынке стало работать большее количество страховщиков, что связано с развитием страхования в регионах.

      г) Возрастание силы торга у посредников. Основные посредники страховых услуг: банки, автосалоны, агенты и страховые брокеры – требуют повышенного комиссионного вознаграждения, что приводит к увеличению страхового тарифа и снижению конкурентоспособности страхового продукта.

      д) Появление механизма прямого страхования (direct insurance). В 2005 году появилась первая компания, работающая по данному механизму – «Прямое Страхование»102.

      е) Низкий уровень платежеспособного спроса103.

      ж) Недоверие населения к страховым компаниям104.

      Таким образом, матрицу SWOT для Воронежского филиала компании «Росгосстрах» можно представить в соответствии  рисунком 18. 

  Сильные стороны:

1. Наличие  у компании прочных связей с органами власти и общественными организациями.

2. Наличие  адекватных финансовых ресурсов.

3.Высокая  квалификация  сотрудников компании.

4. Известный  лидер рынка. 

5.Возможность  получения экономии от роста объема производства (предоставления страховых услуг).

6. Применение  единых стандартов и универсальных страховых технологий.

7. Большой  опыт работы на рынке страхования.

Слабые стороны:

1.Ухудщающаяся  конкурентная позиция.

2. Более  высокий уровень выплат в компании, чем в среднем по рынку.

3.Недостаток управленческого таланта и глубины владения проблемам у руководителей среднего уровня.

4.Высокая  текучесть кадров, сопровождающаяся потерей части портфеля страхователей.

5.Несбалансированная  структура портфеля.

6.Недостаточная  конкурентоспособность продукции.

7.Значительное  число клиентов, недовольных процессом урегулирования убытков.

Возможности

1.Возможность  выхода на новые рынки или сегменты рынка.

2. Возможность  расширения разнообразия страховых  продуктов по всем видам страхования.

3.Введение  обязательных видов страхования.

4. Требования  законодательства по повышению уровня капитализации страховых компаний.

5.Ускорение  роста рынка добровольных видов страхования.

Поле сила и  возможности.

Направление действий:

использовать  сильные стороны для извлечения наибольших преимуществ из создавшихся внешних возможностей.

Поле слабость и возможности.

Направление действий:

использование преимуществ для устранения своих слабых сторон.

Угрозы:

1.Выход  на рынок  иностранных страховых компаний.

2.Сокращение  и замедления некоторых видов страхования. 

3.Возрастающее  конкурентное давление.

4.Возрастание  силы торга у посредников.

5.Появление  механизма  прямого страхования.

6.Низкий  уровень платежеспособного спроса.

7.Недоверие  населения к страховым компаниям.

Поле сила и угрозы.

Направление действий:

использовать  сильные стороны для того, чтобы избегать возникающих внешних опасностей и угроз.

Поле слабость и угрозы.

Направление действий:

Устранение  слабых сторон  для  минимизации отрицательного эффекта возникающих внешних угроз и опасностей.

Рисунок 18 –  Матрица SWOT для компании «Росгосстрах»

      На  наш взгляд, учитывая сильные и  слабые стороны организации, а также  возможности и угрозы со стороны  рынка, миссия компании и ее цель не требуют  пересмотра. Таким образом, миссия компании «Росгосстрах» – защита благосостояния граждан России путем предоставления доступных и отвечающих их потребностям страховых продуктов.

            Главные принципы работы компании «Росгосстрах» в соответствии с ее миссией:

      - ответственность и честность;

      - нацеленность на долгосрочные и взаимовыгодные отношения с клиен-   тами;

      -обеспечение  надежности, эффективности проводимых  страховых сделок;

      - соблюдение деловой этики;

      - комплексное и качественное обслуживание клиентов;

      - предоставление широкого спектра страховых услуг;

      - повышение уровня страховой культуры в стране;

      - современные методы управления;

      - интенсивное внедрение новейших информационных технологий;

      - формирование новых каналов продаж;

          - создание системы обучения и постоянное повышение квалификации со-  трудников.

      Цель  компании «Росгосстрах»: стать абсолютным лидером российского рынка страхования, закрепить репутацию надежной, солидной и динамично развивающейся компании.

      После определения миссии и цели компании, можно перейти к выработке стратегии. Сущность  выработки  и  реализации  стратегии состоит в выборе нужного направления развития из многочисленных альтернатив, начиная  от базовой стратегии и заканчивая  функциональными стратегиями и отдельными  программами,  а  также   сосредоточении   производственно-хозяйственной   деятельности   в   соответствующем   направлении.

      Для того чтобы стать  абсолютным  лидером российского рынка  страхования и закрепить позицию лидера, в том числе и на рынке страхования Воронежской области, компании «Росгосстрах», по М. Мескону, М. Альберту и Ф. Хедоури, необходимо следовать базовой стратегии роста.  Для осуществления этой стратегии необходимо значительное ежегодное повышение уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего года. Стратегия роста применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро изменяющимися технологиями. В России рынок страхования динамично развивается. В Воронежской области  рынок страхования за период с 2004 года по 2006 год вырос на 58%105, при этом ежегодные темпы роста были более 25%. Рынок страхования характеризуется появлением новых технологий продаж  страховых продуктов. Например, «прямое страхование», «страховка в подарок», «страховка в кредит» и т.д.

      Согласно  классификации базовых стратегий, предложенной О.С. Виханским106, компании «Росгосстрах» необходимо следовать стратегии концентрированного роста. К стратегиям концентрированного роста относятся стратегии, которые связаны с изменением продукта и (или) рынка и не затрагивают изменения в таких  элементах, как: отрасль, положение фирмы внутри отрасли и технология. Согласно стратегии концентрированного роста филиал компании «Росгосстрах» должен улучшить свои страховые продукты или начать производить новый, оставаясь в отрасли страхования. Компания должна улучшить свое положение на рынке, или перейти на новый рынок.

      Более конкретными типами стратегии концентрированного роста являются:

      - Стратегия усиления позиций на рынке, при которой компания делает все, чтобы с данным страховым продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции. Согласно И. Анософфу, это стратегия глубокого проникновения на рынок107. Этот тип стратегии требует для реализации больших маркетинговых усилий. Компании необходимо найти более опытных и активных посредников, совершенствовать каналы продаж. Также необходимо разработать меры по стимулированию  продаж, использовать активную рекламу. Филиал компании «Росгосстрах» может увеличить емкость рынка за счет снижения  цен до уровня, приемлемого для широких масс потребителей.

  - Стратегия развития рынка, заключающаяся в поиске новых рынков для уже существующего страхового продукта. Например, можно со страховыми продуктами по личному страхованию выйти на новый рынок потребителей – учеников автомобильных курсов.

      - Стратегия развития продукта, предполагающая решение задачи роста за счет производства нового продукта, который будет реализовываться на уже освоенном фирмой рынке. Так на рынке покупателей автомобилей в автосалонах, можно вместо страховки по КАСКО продавать страховой продукт «Авто Защита», в который входит КАСКО, дополнительное страхование ответственности владельцев транспортных средств и страхование от несчастного случая.

      Общая стратегия предприятия должна учитывать  не только желание, но и возможности  развития, которые выясняются в ходе стратегического анализа внешней и внутренней среды. Базой для обоснования возможностей реализации выбранной общей стратегии являются конкурентные преимущества предприятия в целом и отдельных его подразделений.

      Согласно  трем подходам к выработке стратегии поведения на рынке, предложенными М. Портером, филиалу компании «Росгосстрах» необходимо выбрать лидерство в минимизации издержек. Данная стратегия используется для достижения минимальных совокупных затрат в отрасли через набор функциональных политик, направленных на эту базовую цель.

      Выбор общих и конкурентных стратегий  тесно взаимосвязан и зависит  от ключевых факторов, характеризующих  состояние фирмы,  с учетом анализа  портфеля бизнесов, а также характера  и сущности реализуемых стратегий. Одним из основных факторов, влияющих на выбор  стратегии,  является состояние отрасли и позиция фирмы  в ней. А. А. Томпсон и А. ДЖ. Стрикленд  предложили матрицу выбора стратегии в зависимости от конкурентной позиции предприятия  и темпов роста рынков (рисунок 19).108 

Рост  рынка Быстрый II квадрат стратегий

1. пересмотр  стратегий концентрации

2. горизонтальная  интеграция или слияние

3. сокращение

4.ликвидация

I квадрат стратегий

1. концентрация

2. вертикальная  интеграция

3. центрированная  диверсификация

Медленный III квадрат стратегий

1. Сокращение  расходов.

2.Диверсификация.

3.Сокращение.

4. Ликвидации.

IV квадрат стратегий

1.центрированная  диверсификация

2. когломеративная  диверсификация

3. совместное  предприятие в новой области

    Слабая Сильная
    Конкурентная  позиция

      Рисунок 19 – Матрица Томпсона и Стрикленда. 

      Если  рассматривать позицию компании «Росгосстрах» в целом на рынке  Воронежской области, а не по отдельным видам страхования, то компания  должна выбрать стратегию концентрации.

      В рамках выбранной базовой стратегии  возможны несколько направлений действий – стратегических альтернатив (вариантов). Большое значение имеет анализ и оценка альтернативных вариантов с тем, чтобы выбранная стратегия обеспечивала максимальную эффективность работы организации в будущем.

      Базовая стратегия компании «Росгосстрах» должна быть подкреплена функциональными стратегиями. Функциональные стратегии обеспечивают достижение общей стратегии, что вызывает необходимость их тщательного изучения с позиций взаимодействия и взаимовлияния.

      Разработаем стратегию управления персоналом Воронежского филиала компании «Росгосстрах»  для реализации базовой  стратегии  концентрированного роста и лидерства в минимизации издержек в качестве  конкурентного  поведения на рынке, по М. Портеру.

      Стратегия в области персонала – рационализация трудового процесса, выявление и  сокращение излишних, ненужных повторяющихся  трудовых операций. Для рационализации трудового процесса можно воспользоваться матрицей «Миссия-Действия-Конечные продукты» (МАЕ), предложенной компанией McKinsey (Приложение В).

      Для устранения проблем в области  управления персоналом, существующих на данный момент в организации, необходимо предпринять следующие мероприятия:

      а) Планирование персонала должно осуществляться не только в  ООО «ХК «Росгосстрах», но и непосредственно в филиале. Сотрудники службы по работе с персоналом должны осуществлять  планирование обеспечения персоналом, состоящее в планировании набора персонала, планировании отбора, планировании принятия на работу и планировании адаптации сотрудников. Внедрение данных мер позволит достаточно быстро и качественно заполнять имеющиеся вакантные  должности.

      б) Для повышения заинтересованности сотрудников и снижения текучести кадров необходимо, чтобы процесс адаптации сотрудник проходил под контролем непосредственного руководителя и сотрудников службы по работе с персоналом.

      в) Также для снижения текучести кадров  необходимо ввести систему управления карьерой персонала. Необходимо использование результатов ежегодной оценки персонала для его повышения, понижения, перемещения или увольнения. Помимо ежегодной оценки персонала нужно внедрить систему обратной связи с персоналом.

      г) Для решения проблемы ограниченного выбор высококвалифицированных и талантливых профессионалов на российском рынке страховых услуг, компания может оплачивать обучение своих сотрудников дополнительным знаниям в области страхования. При этом компания должна заключать с сотрудниками ученический договор109, чтобы уже обученные сотрудники не уходили к конкурентам.

Информация о работе Разработка стратегии развития страховой компании