Разработка стратегии развития страховой компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 16:40, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в разработке стратегии развития страховой компании на основе анализа внешней и внутренней среды предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность и особенности страхования;
- определить состояние современного рынка страхования в России и за рубежом;
- раскрыть сущность стратегического управления предприятием;
- сформулировать принципы разработки стратегии;
- проанализировать стратегии развития предприятия, предложенных раз- личными авторами;
- разработать функциональные стратегии для реализации стратегии
развития страховой компании.

Оглавление

Введение 3
1 Особенности страхования как вида предпринимательской деятельности 7
1.1 Страхование: понятие, функции, роль и значение в современном
обществе 7
1.2 Состояние современного рынка страхования в России и за
рубежом 14
2 Разработка и реализация стратегии развития страховой деятельности 30
2.1 Сущность стратегического менеджмента 30
2.2 Функциональные стратегии предприятия 49
3 Разработка стратегии для филиала ООО «Росгосстрах–Центр» –
«Управление по Воронежской области» 60
3.1 Характеристика филиала ООО «Росгосстрах – Центр» –
«Управление по Воронежской области» и его проблем 60
3.2 Макет стратегии развития филиала ООО «Росгосстрах–Центр» –
«Управление по Воронежской области» 81
Заключение 102
Список использованных источников 107
Приложение

Файлы: 1 файл

диплом Аксенова В.В. 7 июня 2007 исправленный.doc

— 1.01 Мб (Скачать)

      Первый  подход – лидерство в минимизации издержек. Данная стратегия используется для достижения минимальных совокупных затрат в отрасли через набор функциональных политик, направленных на эту базовую цель.

      Второй  подход к выработке  стратегии связан со специализацией в производстве продукции. Специализация не означает  сосредоточение на выпуске только определенного круга товаров, а способность удовлетворять особые потребности покупателей и получать за это премиальную цену, т.е.  цену более высокую, чем у конкурентов. Фирмы, реализующие этот тип стратегии, должны иметь высокий потенциал для проведения НИОКР, иметь прекрасных дизайнеров, прекрасную систему обеспечения  высокого качества продукции, а также развитую систему маркетинга.

      Третий  поход относится к фиксации определенного  сегмента рынка и концентрации усилий фирмы на выбранном рыночном сегменте. В данном случае фирма концентрирует свое внимание на определенной группе покупателей, сегменте, товарной номенклатуре или географическом рынке.

      В соответствии с подходами к выработке  стратегии поведения на рынке  выделяют базовые стратегии маркетинга62:

      -массового  маркетинга;

      -дифференцированного  маркетинга;

      -концентрированного  маркетинга.

      Выбор общих и конкурентных стратегий  тесно взаимосвязан и зависит  от ключевых факторов, характеризующих состояние фирмы, с учетом анализа портфеля бизнесов, а также характера и сущности реализуемых стратегий. Одним из основных факторов, влияющих на выбор  стратегии, является состояние отрасли и позиция фирмы в ней. А. А. Томпсон и А. ДЖ. Стрикленд  предложили матрицу выбора стратегии63 в зависимости от конкурентной позиции предприятия  и темпов роста рынков (рисунок 6).64 
 

    Рост  рынка Быстрый II квадрат стратегий

    1. пересмотр  стратегий концентрации

    2. горизонтальная  интеграция или слияние

    3. сокращение

    4.ликвидация

    I квадрат стратегий

    1. концентрация

    2. вертикальная  интеграция

    3. центрированная  диверсификация

    Медленный III квадрат стратегий

    1. Сокращение  расходов.

    2.Диверсификация.

    3.Сокращение.

    4. Ликвидации.

    IV квадрат стратегий

    1.центрированная  диверсификация

    2. когломеративная  диверсификация

    3. совместное  предприятие в новой области

        Слабая Сильная
        Конкурентная  позиция

      Рисунок 6 –  Матрица Томпсона и Стрикленда 

      На  стратегический выбор, кроме конкурентной позиции, влияют различные факторы: приемлемый уровень риска; обязательства фирмы по предыдущим базовым стратегиям; сильные стороны организации и отрасли; цели предприятия, его финансовые, людские и другие ресурсы; степень зависимости от внешней среды; фаза жизненного цикла предприятия; фактор времени. В связи с этим стратегия развития компании должна решать:

      - какие возможности использовать, и какие риски хочет и может  принять   организация;

      - вопросы объема и структуры,  в частности соотношения между  специа-  лизацией, диверсификацией и интеграцией; 

      - проблемы финансовых и временных  возможностей расширения фирмы;

      - вопросы перестройки организационной  структуры предприятия в соот-  ветствии с внешними обстоятельствами и внутренними возможностями   и принятой программой.

      Выбранная стратегия оценивается с позиции  сложности необходимых преобразований с тем, чтобы этапы развития управленческого потенциала обеспечивали выполнение принятых стратегических решений. Кроме того, система управления организацией должна реагировать на происходящие изменения, адаптироваться к ним, а также вносить коррективы в стратегические решения и обеспечивать их реализацию.

      Процедура оценки выбранной стратегии в  конечном счете подчинена одному: приведет ли выбранная стратегия  к достижению фирмой своих целей. Это является основным критерием выбранной стратегии. Если стратегия соответствует целям фирмы, то дальнейшая ее оценка проводится по следующим направлениям:

      - соответствие выбранной стратегии состоянию  и требованиям окруже-  ния;

      - соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы;

      - приемлемость риска, заложенного в стратегии65.

        Выбор базовой стратегии или их группы осуществляется высшим руководством предприятия, его результат зависит от собранной информации, ее полноты и достоверности, а также компетентности управленческого персонала.  В рамках выбранной базовой стратегии возможны несколько направлений действий, которые называют стратегическими альтернативами, или альтернативными вариантами. Большое значение имеет анализ и оценка альтернативных вариантов с тем, чтобы выбранная стратегия обеспечивала максимальную эффективность работы организации в будущем.

      Базовая стратегия фирмы должна быть подкреплена функциональными стратегиями. Такая система различных стратегий, разрабатываемая предприятием на определенный период времени, называется стратегическим набором.66 Базовые стратегии определяют параметры стратегического набора, что предъявляет высокие требования к их обоснованности и возможности реализации. С другой стороны функциональные стратегии обеспечивают достижение общих стратегий, что вызывает необходимость их тщательного изучения с позиций взаимодействия и взаимовлияния.

 

        2.2  Функциональные стратегии предприятия 

      Функциональная  стратегия - это тип обеспечивающей стратегии, которая обозначает направление движения функциональной службы (или отдела) в рамках общей стратегии предприятия, то есть функциональная стратегия является более узкой по сравнению с общей стратегией. Понятие функциональной стратегии отражает проникновение стратегического мышления на более низкие уровни управления, которые находились под прямым контролем высшего руководства. Роль ее заключается в поддержке общей стратегии и конкурентоспособности предприятия.

      Процесс разработки функциональных стратегий  осуществляется соответствующими подразделениями, а так как каждая служба имеет свое видение путей достижения поставленных целей, то перед руководителями высшего звена возникает проблема координации работы и согласования стратегий отдельных служб, как между собой, так и с общей стратегией предприятия. Исследователи выделяют следующие основные функциональные стратегии, которые необходимо разрабатывать в организации: стратегия управления персоналом, стратегия маркетинга, финансовая стратегия, стратегия НИОКР, производства, организационных изменений, социальная стратегия.67

      Одной из основных целей стратегического управления является обеспечение рационального распределения ресурсов предприятия между направлениями его деятельности.

      Стратегия управления персоналом – это разработанное руководством организации приоритетное, качественно определенное направление действий, необходимых для достижения долгосрочных целей по созданию высокопрофессионального, ответственного и сплоченного коллектива и учитывающих стратегические задачи организации и ее ресурсные возможности. Стратегия управления персоналом должна носить долгосрочный характер и быть связанной со стратегией организации в целом, учитывать многочисленные факторы внешней и внутренней среды, поскольку их изменение влечет за собой смену и корректировку стратегии организации и требует своевременных изменений структуры и численности персонала, его навыков и квалификации стиля и методов управления68.

            Стратегия маркетинга – принципиальные, средние или  долгосрочные решения, дающие ориентиры  и направляющие отдельные мероприятия  маркетинга на достижение поставленных целей. Стратегия маркетинга разрабатывается на основе поставленных целей, прогноза долгосрочных перспектив развития рынка (рынков), анализа потребностей покупателей, оценки ресурсов и возможностей предприятия.

      Главными  базовыми направлениями маркетинговой стратегии являются:

      - стратегия сегментации – углубление степени насыщения предлагаемыми    товарами и услугами всех групп потребителей, выбор максимальной    глубины рыночного спроса;

      - стратегия диверсификации – освоение производства новых товаров,  но-   вых рынков, включая не просто диверсификацию товаров, но и распро-  странение предпринимательской деятельности на совершенно новые и   несвязанные с основными видами деятельности фирмы области;

      - стратегия интернационализации – освоение  новых, зарубежных рын-   ков69.

      Для осуществления успешной деятельности на рынке необходима детально разработанная и хорошо продуманная товарная стратегия. Товарная стратегия – это разработка направлений оптимизации товарной номенклатуры и определение ассортимента товаров, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего эффективность деятельности предприятия в целом.

      Задачи  разработки товарной стратегии могут  быть различны:

      - удовлетворение запросов потребителей,

      - оптимальное использование технологических знаний и опыта фирмы,

      - оптимизация финансовых результатов фирмы,

      - завоевание новых покупателей путем расширения сферы применения     существующих товаров  и диверсификации  сфер деятельности70.

      Таким образом, с помощью товарной стратегии можно улучшить финансовые результаты фирмы. Р. Кох предложил следующий процесс разработки стратегии для увеличения доходности ее  портфеля71:

      Во-первых, необходимо определить в каких бизнес-сегментах действует фирма, и какова истинная прибыльность каждого сегмента.

      При проведении сегментации можно использовать следующие признаки:

      - различные товары или услуги,

      - различные покупатели, получающие один и тот же товар или услугу,

      - различные местности, получающие один и тот же товар, в случаях когда   затраты на обслуживание различных географических регионов различа-  ются,

      - различные варианты или модификации одного и того же товара, отли-  чающиеся степенью добавленной стоимости, качеством или дополни-  тельными услугами.

      После выделения сегментов нужно определить их относительную долю на рынке (ОДР). Относительная доля рынка - это доля рынка или объема продаж фирмы, деленная на долю рынка или объем продаж самого крупного конкурента в данном сегменте. Затем все сегменты ранжируются  по доходу от продаж или абсолютной прибыли приносимой каждым сегментом. 

      На  следующем этапе необходимо определить, какой бизнес-сегмент приносит больше прибыли как в абсолютном выражении, так и с точки зрения рентабельности (рентабельность продаж или прибыль на используемый капитал).

      Затем определяется, насколько силен каждый бизнес-сегмент с точки зрения конкуренции, потому что стратегия будет различаться в случаях сильной и слабой конкурентных позиций. Для оценки конкурентной силы необходимо знать:

      - относительную долю рынка бизнеса в сегменте;

      - тенденции изменения относительной доли рынка;

      - ожидаемый в будущем годовой  темп роста рынка бизнес-сегмента;

      - показатели прибыли на используемый капитал (ROCE – Return on    Capital Employed)  для каждого бизнес-сегмента.

      Для определения конкурентной позиции  на каждом сегменте в зависимости от относительной доли рынка (ОДР) можно воспользоваться таблицей 2. 

Таблица 2 – Практическое значение показателей относительной доли рынка72

Значение  ОДР Название Практическая ситуация
4,0х  или более Доминирование Чрезвычайно сильная  позиция
От 1,5х до 3,9х Чистое лидерство Очень сильная  позиция
От 1,0х  до 1,49х Минимальное лидерство сильная позиция
От 0,7х до 0,99х Сильный последователь Довольно сильная  позиция
От 0,3х до 0,69х Последователь Средняя позиция
Менее 0,3х Незначительный  участник Слабая позиция

Информация о работе Разработка стратегии развития страховой компании