Иудаизм в Дагестане

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:04, диссертация

Краткое описание

Среди немногих, известных науке в арабском оригинале источников для истории Северного Кавказа XIX в., хроника Мухаммеда Тахира ал-Карахи «Блеск дагестанских шашек в некоторых шамилевских битвах» занимает основное и ведущее место. Довольно значительная по объему, содержащая массу фактического материала, касающегося внешней и, главное, внутренней сторон жизни государства Шамиля, хроника является одним из тех местных первоисточников, без использования которых в наше время вообще нельзя обойтись при детальном и всестороннем изучении данного периода истории.

Оглавление

Введение
Блеск горских сабель в некоторых Шамилевских битвах
Глава о начале деяний Газимухаммада
Глава о начале сбора войск Газимухаммадом
Глава о первой битве в Хунзахе
Глава о битве Хамзата в Джар-Тала
Глава о первой битве в крепости Агач
Глава о битве у Таркинской крепости
Глава об осаде Эндиреевской крепости и сражений в Акташ-Аухе
Глава о взятии крепости Кизляр
Глава о второй битве в крепости Агач
Глава о сборе войска Газимухаммадом и походе в Чечню
Глава о сражении, в котором пал мучеником Газимухаммад и был ранен Шамиль
Глава о том, что произошло у Шамиля и гимринцев после того
Глава о назначении Хамзата халифом и разъяснение о его битвах
Глава о битве при Ругуджа, из-за которой перепугались мунапики той стороны и увеличилась сила мюридов
Глава об убийстве хунзахских главарей и что тогда произошло
Глава о выступлении Хамзата на Салта и разъяснение о его гибели от рук хунзахцев
Глава о начале халифата Шамиля и о том, что он тогда испытал
Глава о переселении Шамиля в Ашильта и о том. что произошло до и после этого
Глава о сборе войска унцукульцами против Шамиля
Глава о первом захвате Унцукуля в эпоху правления Шамиля
Глава о битве с андалальцами и хунзахцами в Гоцатле
Глава о сборе войска Шамилем для противостояния русским, когда они устремились на Хунзах и о сражении ассабцев против него
Глава о сражении в Телетле и вступлении русских в Ашильта
Глава о том, что произошло у Шамиля с жителями Чирката, когда он находился там
Глава с разъяснением причин подготовки к боям Ахульго
Глава о бое в Тарада Инхело
Глава о сражении в Аргвани
Глава о сражении при Ахульго
Глава о передаче Джамалуддина — сына Шамиля русским в качестве заложника для заключения перемирия
Глава о выходе Шамиля из Ахульго и о том трудном и радостном, что он встретил после этого, пока не дошел до селения Шатой
Глава о приходе к Шамилю шатоевцев и остальных чеченцев
Глава о начале сбора войск Шамилем после того, как он остановился в Шатое
Глава о том, что произошло между Шамилем и тем человеком, у которого он выколол глаза
Глава об ишкартынском и других сражениях
Глава о нападении на Саид-Юрт
Глава о взятии Гельбаха третий раз и нападении на Назрань
Глава о приходе русских в Чиркей и постройке там крепости
Глава о втором захвате Унцукуля, а также Гимр и Балахан
Глава о взятии Куяда войском Джавадхана
Глава о взятии Казикумуха первый раз
Глава о втором сражении в Казикумухе
Глава о нападении на Ичкерию
Глава о нападении на Игали
Отступление от темы
Глава о начале отливки пушек, при помощи которых усилилось могущество имама, и чем из рук неверных были взяты многочисленные крепости
Глава о нападении на Чеберлой

Файлы: 1 файл

Книга Блеск Шамилевских сабель....docx

— 352.29 Кб (Скачать)

Этот Хамзат — второй, о ком говорил им мученик за веру Газимухаммад — «пойдет на них второй и отяготит их».

После возвращения мюридов  в свои обители к Шамилю прибыл посланник от Хамзата и сказал, чтобы он вместе с муртазиками (108) той стороны выступил против селения мушулинцев (мушул) (109) и размягчил тамошних бунтовщиков. Дело в том, что они не подчинялись приказам Саида Игалинского, который являлся наибом той стороны.

Когда Шамиль со своими товарищами прибыл на годекан (нади) селения Орота, раздался крик: «Хунзахцы (110)вступают в селение Арадерих (Харадирик) (111)!» Муртазики устремились на них вместе с оротинскими юношами, а хунзахцы тем временем швыряли в них сверху камни. Когда оба отряда сошлись врукопашную, хунзахцы были обращены в бегство. Победители двинулись вслед за хунзахцами, раздевая многих из них и убивая (112). Затем они вернулись назад, и тут прибыл Хамзат, после чего мюриды обошли области хиндалальцев и, наконец, осадили Шабан-дибира Унцукульского и тех мужей, которые были вместе с ним. Последние, однако, быстро согласились с властью Хамзата и тогда

[41]

Шабан-дибира) пришел, дрожа от страха, но [имам] простил его. Вельмож же селения Гергебиль (Каркал) (113) Хамзат отправил тогда в гоцатлинскую тюрьму под арест.

Когда мюриды подошли к  ущелью кородинцев (114), те закрыли его узкую часть и сказали: «Мы сделаем то, что нам приказывают. Но мы не хотим, чтобы вы входили в наше селение». И Хамзат не разрешил мюридам идти против них.

Потом мюриды пошли к селению  гоготлинцев (гагал) (115) со стороны Голотля (хакал) (116) и сразились с ними и куядинцами (кувал) (117). В Гоготле мюриды заночевали, а затем двинулись к телетлинцам (118). Телетлинский старшина(кабир) Чупан (119) вместе с остальными старшинами был отправлен в гимринскую тюрьму, под арест.

К Хамзату пришли затем  карахцы (каралал) вместе со своими вассалами (таби) — куллабцо-бацадинцами (кула-биц)б) (120), а также келебцы (кил) (121).

Глава о битве при  Ругуджа, из-за которой перепугались мунапики той стороны и увеличилась сила мюридов


Когда Хамзат остановился  в Гоготле с полками мюридов, на вершине ругуджинской (122) горы собрались толпы андалальцев (андалал) (123). Они закрыли имеющиеся там проходы с целью сражаться и защищаться. Хамзат двинулся против андалальцев и нанес им сильнейшее поражение. При этом было убито много ругуджинцев и других.

Хамзат остановился затем  в селении ругуджинцев, главарь  которых — Султанав (124) Ругуджинский сидел в своем замке (хисн) и не выходил оттуда в страхе за свою голову. Шамиль, однако, хитростью обеспечил его выход наружу. Затем он напал на Султанава, *арестовал егов), наложил на него оковы и отправил в гимринскую тюрьму.

Мюриды взяли то, что  было в доме Султанава, а также  взяли заложников от ругуджинцев, согратлинцев (сугур) (125)и других. После этого Хамзат пошел в область гидатлинцев (хид) (126), взял у них заложников, отправил Шамиля в Карах для взятия там заложников, а сам пошел в область багвалальцев (бакулал) (127).

а) В — «Шаман-диир»; В — «Шабан-диир». 
б) А — «куллабцы (куласел), бацадинцы (биц)...» 
в) Б — отмеченная фраза отсутствует.


[42]

Глава об убийстве хунзахских главарей и что тогда произошло


[1834 г.]

Когда Шамиль, при своем  возвращении, прибыл в область гидатлинцев, он встретил посланника Хамзата, сказавшего, чтобы Шамиль шел в область  хиндалальцев, взял последних и поднялся с ними в такой-то день на землю хунзахцев. Там Шамиль и Хамзат со [своими] многочисленными толпами черни (128) встретились и просидели около пятнадцати дней, требуя от хунзахцев придерживаться шариата и проводить его в жизнь.

От голода и скуки воины [имама] готовы были уже возвращаться назад, но Шамиль давил на них, говоря: «У нас есть и терпеливые, те, кто  удовлетворятся только искоренением хунзахцев. Но когда мы возвратимся назада), мы перебьем вас до последнего». Тут воины успокаивались.

Дело пошло к примирению на условии отдачи в залог Булача (129)— сына Бахубикеб) в качестве гарантии введения шариата в ее вилаяте. Булач был отправлен тогда в Харачи (130), а два других сына Бахубике — Нуцалхан и Уммахан (131), их приближенные из числа ученых и старшин, и около двухсот слуг прибыли пожать руку Хамзату. Хунзахцы остановились там же, где Хамзат и смешались с воинами [имама].

Познавший всевышнего Аллаха Шамиль поклялся составителю этой книги, то есть Мухаммадтахиру, что у мюридов  не было стремления убивать кого-либо из хунзахцев, за исключением двух злобных  убийц — Буги Цудахарского (132) и Маллачи Танусинского (133). Но тут вдруг от имени Бахубике к Шамилю подошел Ахберди (134) и говорит: «Хамзат исполняет то, что ты говоришь. Ты поверни его от нас на земли Равнины, а сам возвращайсяв) назад. За выполнение этого тебе будет дано двести туманов наличными». Шамиль, однако, по секрету сообщил об этом Хамзату и сказал: «Ты понял, что нужног) Бахубике и что за этим последует?» Хамзат воскликнул: «Так значит истончение и смягчение характера хунзахцев еще не закончилось!» и приказал испытать прибывших через требование выдать, находившегося у них в Хунзахе убийцу — мехельтинца, чтобы затем: либо подвергнуть его кровной мести, либо простить. Хунзахцы, однако, под разными поводами

а) А — приписка: «то есть из этого похода». 
б) А — приписка:«дочь старого Уммахана, похороненного в Голода». 
в) В большинстве списков «возвращайся от Хамзата назад»; А — «возвращайся от нас». 
г) А — «речь».


[43]

отговаривались от этого. Хамзат приказал тогда хунзахцам  возвратить кобылу хиндалальца, находившуюся в руках у одного из их слуг. Они  отговорились и от этого. Тут Хамзат приказал хунзахцам разрушить все  замки, имевшиеся в их городе, а  также, чтобы Нуцалхан, Уммахан и  еще такой-то и такой-то остались при нем, Хамзате, пока не будет закончено  разрушение замков. Хунзахцы с этим не согласились и вознамерились было возвратиться, но товарищи Хамзата запретили им это, и тогда ученый Мирзал Хаджияв (135) схватился за оружие. Он закричал: «Эй, юноши хунзахцев! Приложите-ка ваши силы и возможности, чтобы перебить этих людей!» Они сразилисьа), и тогда со стороны хунзахцев были убиты: Нуцалхан, Уммахан, Нурмухаммад-кади (136), Мирзал Хаджияв и еще такой-то и такой-то. Из именитых старшин и главарей хунзахцев, таким образом, не осталось в живых никого.

С нашей же стороныб) пали мучениками за веру: Мурадбек — брат Хамзата, Чупан — сын дяди Хамзата по линии отца, Дибирасул Мухаммад (137) Ирганайский, Мухаммадали Гимринский и еще такой-то и такой-то.

Эта битва произошла в  то время, когда Хамзат вышел из своей  палатки и удалился для совершения омовения. Его подушка, находившаяся в палатке, была найдена продырявленной множеством ружейных пуль, которые хунзахцы в изобилии выпустили по палатке, думая, что Хамзат находится в нейв) (138).

Утром следующего дня Шамиль дал Хамзату, будучи наедине, совет. Он сказал: «Отныне самое лучшее для тебя — сидеть у себя дома в Гоцатле со смирением и покорно молить Аллаха о прощении. Я же буду проводить в жизнь твое дело и работать над ним в нашей стороне. Точно так же Саид Игалинский будет делать это в своей стороне, Газияв Каратинский (139) — в своей стороне, а Кебед-мухаммад Телетлинский и Абдурахман Карахский — в своих сторонах». Хамзату это мнение понравилось, он согласился с Шамилем.

Затем Хамзат приказал Шамилю отправиться с десятком, но не больше, своих товарищей в усадьбу  Бахубике, находящуюся в городе, и посмотреть: какое имущество  там есть; сама же Бахубике находилась тогда в селении Геничутль (Киничук) (140), лежащем примерно в часе пути от города. Шамиль вошел туда, но не нашел там ничего такого, на что стоило бы обратить внимание. Тогда он пригрозил хунзахцам и строго сказал им: «Если вы не вернете то, то было тут, мы возьмем это из ваших усадеб и, причем, вместе с

а) А — «то есть Хамзат я хунзахцы». 
б) А — приписка: «Из людей имама Хамзата». 
в) В, К — отмеченный абзац пропущен.


[44]

вашими пожитками», и хунзахцы понесли: один — то, другой — это. Собралось множество вещей. Шамиль погрузил их на семь или восемь телег, которые направил по гоцатлинской дороге.

Тем временем к Хамзату  собрались ученые. Они побеседовали между собой и сочли наилучшим  для него поселиться в Хунзахе, в  княжеском дворце (дар ал-имара)а). Хамзат согласился с ними в этом вопросе. Когда же вернулся Шамиль, то нашел их уже полностью согласными с таким мнением. Поэтому мюриды вернули телеги с дороги обратно.

Затем мюриды остановились в городе Хунзахе. Бахубике была приведена  и убита в своей усадьбе, затем  привели Сурхая (141). Его также убили.

Рассказ: Товарищи Шамиля более трех месяцев находились вдали от своих домов. Штаны их пришли в негодность, на что они пожаловались Шамилю. Шамиль попросил тогда Хамзата дать им чего-нибудь для обновления штанов или починки, но Хамзат не согласился на это.

Шамиль вернулся назад. На обратном пути он при этом сказал своим  товарищам: «Самое лучшее для нас — было бы оставить Хамзата на год, пока хунзахцы не забудут все то, что мы сделали с ними. Мы ведь проявили грубость по отношению к ним и разгневали их».

Затем, *уже после убийства Хамзатаб), Шамиль получил весточку от Саида Игалинского: «Для общего блага Булача надо лишить жизни»; он находился тогда в селении Балаханы. Шамиль послал двух человек, которые и бросили Булача в Койсу (Большая река). «Так был истреблен последний человек из племени угнетателей. Хвала — Аллаху, Владыке миров»в). «Они хитрили и Аллах хитрил, но Аллах — лучший из хитрецов»г).

Алумкач Таркинский — родственник шамхала и его посол сообщил после того Шамилю во время их встречи: «Те люди, пришедшие с Нуцалханом и Уммаханом имели намерение убить Хамзата, Шамиля и Саида Игалинского. На каждого из них они выделили по три человека из числа своих, чтобы те совершили убийство, после возвращения обоих хановд) от Хамзата».

Хамзат расширил хунзахскую мечеть за счет развалин части княжеского дворца.

а) А — приписка: «По-видимому, наименование здания, принадлежавшего их княгине Бахубике». 
б) В — отмеченная фраза отсутствует. 
в) Коран. 
г) Коран. 
д) А — приписка: «то есть двух сыновей Бахубике».


[45]

Глава о выступлении  Хамзата на Салта и разъяснение  о его гибели от рук хунзахцев


[1834 г.]

Хамзат послал человека к  Шамилю сказать: «Ты выступай на Цудахар  со стороны Куппа (142), а я выступлю со стороны Салта» (143). Затем он выступил вместе с хунзахцами и другими. Выступил и Шамиль: он расположился лагерем на гергебильской площадке, дожидаясь, пока не присоединятся унцукульцы и араканцы. Последние, однако, запоздали примерно на три дня.

Когда Шамиль подошел к  Куппа, ему повстречался человек, который  вдруг сообщает ему, что Хамзат возвратился  с салтинской стороны назад, понеся частичное поражениеа). Шамиль обругал тогда унцукульцев и их кадия — своего устаза, сказав: «Это произошло из-за вашего злополучного мунапикства и вашего мерзкого поступка», и затем вернулся назад (144). Хамзат остановился после того в Гоцатле. Оттуда он взял множество ружей и направился в Хунзах устанавливать дружбу с хунзахцами, ласкать их и задабривать. Просидел он там меньше месяца, пока хунзахские мунапики не посовещались вдоволь и не приняли тайное решение: убить Хамзата в пятницу, когда он пойдет на пятничную молитву. Помощник Хамзата — Хаджиясул Мухаммад (145) Хунзахский известил его об этом и подтвердил сказанное ему клятвойб). Хамзат, однако, не обратил внимания на его слова и пошел на пятничную молитву, не надев даже кинжала, хотя его товарищ Хаджиясул Мухаммад вооружился.

Последний предварительно объявил, чтобы ни один хунзахец не брал *на пятничную молитвув) никакого оружия и затем пошел. Мунапиков они нашли сидящими у ворот мечетиг). Там

а) В — приписка: «потерпев поражение от цудахарцев, и те преследовали его (Хамзата) до того места». 
б) А — «...клятвой. Хамзат сказал, однако: «Если я пойду ради пятничной молитвы в Геничутль, то не поспею к ней [в полдень] и моя пятничная молитва пропадет. Если же я пойду на пятничную молитву в Хунзах, то буду подло убит. Если же просижу дома и пропущу пятничную молитву, то я буду убит в наказание за пропуск пятничной молитвы. Какое же из двух убийств я должен предпочесть для себя?» Затем он сказал: «Я предпочитаю быть подло убитым» (верно)». 
в) Б, В — отмеченная фраза отсутствует. 
г) А — приписка:«Когда Хамзат подошел к хунзахцам, Осман Хунзахский — брат Хаджимурада сказал: «Вы почему не поднимаетесь? Почему не встаете перед старшим, когда он приблизился к вам?» Хунзахцы встали, и тут Осман выстрелил в Хамзата из пистолета. (верно)».


[46]

Хамзата и убили. Хаджиясул  Мухаммад, правда, убил убийцу Хамзата, но и сам был убит (146). «Мы ведь принадлежим Аллаху и к Нему мы возвратимся»а).

Период халифата Хамзата — полтора года.

Информация о работе Иудаизм в Дагестане