Иудаизм в Дагестане

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:04, диссертация

Краткое описание

Среди немногих, известных науке в арабском оригинале источников для истории Северного Кавказа XIX в., хроника Мухаммеда Тахира ал-Карахи «Блеск дагестанских шашек в некоторых шамилевских битвах» занимает основное и ведущее место. Довольно значительная по объему, содержащая массу фактического материала, касающегося внешней и, главное, внутренней сторон жизни государства Шамиля, хроника является одним из тех местных первоисточников, без использования которых в наше время вообще нельзя обойтись при детальном и всестороннем изучении данного периода истории.

Оглавление

Введение
Блеск горских сабель в некоторых Шамилевских битвах
Глава о начале деяний Газимухаммада
Глава о начале сбора войск Газимухаммадом
Глава о первой битве в Хунзахе
Глава о битве Хамзата в Джар-Тала
Глава о первой битве в крепости Агач
Глава о битве у Таркинской крепости
Глава об осаде Эндиреевской крепости и сражений в Акташ-Аухе
Глава о взятии крепости Кизляр
Глава о второй битве в крепости Агач
Глава о сборе войска Газимухаммадом и походе в Чечню
Глава о сражении, в котором пал мучеником Газимухаммад и был ранен Шамиль
Глава о том, что произошло у Шамиля и гимринцев после того
Глава о назначении Хамзата халифом и разъяснение о его битвах
Глава о битве при Ругуджа, из-за которой перепугались мунапики той стороны и увеличилась сила мюридов
Глава об убийстве хунзахских главарей и что тогда произошло
Глава о выступлении Хамзата на Салта и разъяснение о его гибели от рук хунзахцев
Глава о начале халифата Шамиля и о том, что он тогда испытал
Глава о переселении Шамиля в Ашильта и о том. что произошло до и после этого
Глава о сборе войска унцукульцами против Шамиля
Глава о первом захвате Унцукуля в эпоху правления Шамиля
Глава о битве с андалальцами и хунзахцами в Гоцатле
Глава о сборе войска Шамилем для противостояния русским, когда они устремились на Хунзах и о сражении ассабцев против него
Глава о сражении в Телетле и вступлении русских в Ашильта
Глава о том, что произошло у Шамиля с жителями Чирката, когда он находился там
Глава с разъяснением причин подготовки к боям Ахульго
Глава о бое в Тарада Инхело
Глава о сражении в Аргвани
Глава о сражении при Ахульго
Глава о передаче Джамалуддина — сына Шамиля русским в качестве заложника для заключения перемирия
Глава о выходе Шамиля из Ахульго и о том трудном и радостном, что он встретил после этого, пока не дошел до селения Шатой
Глава о приходе к Шамилю шатоевцев и остальных чеченцев
Глава о начале сбора войск Шамилем после того, как он остановился в Шатое
Глава о том, что произошло между Шамилем и тем человеком, у которого он выколол глаза
Глава об ишкартынском и других сражениях
Глава о нападении на Саид-Юрт
Глава о взятии Гельбаха третий раз и нападении на Назрань
Глава о приходе русских в Чиркей и постройке там крепости
Глава о втором захвате Унцукуля, а также Гимр и Балахан
Глава о взятии Куяда войском Джавадхана
Глава о взятии Казикумуха первый раз
Глава о втором сражении в Казикумухе
Глава о нападении на Ичкерию
Глава о нападении на Игали
Отступление от темы
Глава о начале отливки пушек, при помощи которых усилилось могущество имама, и чем из рук неверных были взяты многочисленные крепости
Глава о нападении на Чеберлой

Файлы: 1 файл

Книга Блеск Шамилевских сабель....docx

— 352.29 Кб (Скачать)

Жителей Эндирея Газимухаммад перевел затем в некую местность, которую он купил за пятьдесят  туманов (68), взятых из казны (байтулмал), для организации там поселения. Те, кто находился около эндиреевцев, также перебрались туда, а он ушел к себе домой.

Затем русские пришли в  Кафыркумух. Газимухаммад же ушел тогда  на осаду крепости Дербент. Он держал ее в осаде около пятнадцати дней. Там произошли боиб), затем к Газимухаммаду пришли: находившийся ранее в Табасаране познавший Аллаха Мухаммад-эфенди Ярагский — да будет благословенна его тайная мысль! — и те, кто были вместе с ним (69). Газимухаммад вернулся назад вместе с Мухаммадом-эфенди и поселил его сначала в Эрпели, а затем в Чиркее (70).

а) Коран. 
б) А — «бой».


[29]

Глава о взятии крепости Кизляр


[1831–1832 гг.]

Осенью Газимухаммад собрал войско, так как ему был дан  намек, что русские идут на Гельбах (71), и со стороны Чечни пошел к Кизляру (72). Он захватил его, взял оттуда огромные богатства и многих пленил (73).

Со слов одного черкеса (74), который находился в Кизляре во время его захвата Газимухаммадом, рассказали: «Вдруг прилетели полчища черных воронов, такие что их множество закрывало солнечный свет. Они облетели вокруг крепости русских, которых отвлекло и привело в замешательство их каркание. Когда же войско Газимухаммада ушло, эти вороны понемногу исчезли».

Когда Газимухаммад пошел  на Кизляр, проклятый сардала) (75) подошел к Чиркею с многочисленными полками. Чиркеевцы, однако, с разрешения шейха Мухаммад-эфенди Ярагского, заключили с ним перемирие и возвратили емуб)ту пушку. Тогда же эфенди перебрался в селение Игали (76), а эндиреевцы и те, кто переселялся [в горы], вместе с ними возвратились в свои первоначальные обители (77).

Затем Газимухаммад собрал войско и двинулся к крепости Бурав (78). Он приблизился к ней, но там был сброшен с коня сильным потоком воздуха, созданным пролетавшим поблизости ядром, выпущенным из пушки неверных. После этого Газимухаммад возвратился назад.

Глава о второй битве  в крепости Агач


[1832 г.]

Против крепости Агач пришли сражаться русские и все жители Равнины. Газимухаммада там тогда  не было; в ней находились: Шамиль, Хамзат и Саид Игалинский.

Шамиль выступил на врагов вместе со своими гимринскими товарищами. Когда, однако, дело приняло серьезный оборот эти товарищи разбежались. С ним осталось лишь трое. Они то и разбили отряд врагов с одного фланга, обстреляв их тыл из ружей, и затем отбежали в крепость.

а) А — «сардар — глава». 
б) А — «им».


[30]

Хамзат, Шамиль и часть  тех, кто были в крепости вместе с  ними, дали сильное сражение. Они  убили много неверных, которые  уже окружили крепость со всех сторон, но никак не могли заскочить внутрь.

Сражение продолжалось, а  когда наступила ночь, враги отошли немного *от нееа) назад, и те, кто находился внутри, начали раздевать тех, кого они убили. Затем они вышли наружу и покинули крепость (79).

Глава о сборе войска Газимухаммадом и походе в Чечню


[1832 г.]

Когда чиркеевцы и другие соседи Газимухаммада перешли к  неверным (80), он собрал войско и двинулся весной к чеченцам, для исправления их и открытия военных действий [против царских войск] с чеченской стороны. В этот поход выступил вместе с ним познавший всевышнего Аллаха Мухаммад-эфенди Ярагский.

Газимухаммад вступил  на землю чеченцев и сжег некоторые  их селения. В Гудермесе (Гуйдурмас) (81) на мюридов напало пятьсот русских кавалеристов, но горцы их перебили и лишь трое из них спаслись. Все убитые были раздеты, горцы взяли также две пушки и кое-что другое бывшее у кавалеристов. На следующий день подошли многочисленные отряды русских. Произошло сражение, после которого воины Газимухаммадаб) повернули назад: те две пушки, однако, они все же доставили в селение Беной (Баян) (82).

Газимухаммад возвратилсяв) из Чечни, говоря: «Эти отряды еще придут на меня, и я погибну мучеником за веру перед воротами моего двора». Затем он начал подготавливать к боям одно труднодоступное место, расположенное в теснине ирганайского (рикун) (83) ущелья, — копать ров, возводить строения. Этим он занимался до начала осени.

Со слов одной гимринской женщины — дочери дяди Газимухаммада по линии матери и одновременно дочери тетки Шамиля по линии отца, рассказывают: «Она в числе других женщин посетила Газимухаммада в Ирганае, и он в ходе беседы сказал им: «Вскоре я разлучусь с вами».

а) В, К — отмеченная фраза отсутствует. 
б) К — «наши воины». 
в) А — «Отступление, повествующее о некоторых похвальных поступках Газимухаммада и чудесах, сотворенных им. 
Газимухаммад возвратился...»


[31]

Женщины заплакали и сказали: «Кто же будет у нас после тебя?»  Он ответил: «Шамиль окажет вам милость», тогда женщины сказали примерно следующее: «Он не будет для нас  таким, как ты», а Газимухаммад сказал: «Шамиль будет жить долго. Я видел  во сне «Будто по реке плыло два  бревна, одно из которых принадлежало мне, а другое Шамилю. Мое бревно река унесла затем вниз, а бревно Шамиля оказалось выброшено на берег, причем это был можжевельник, а  ведь сказано, что польза от можжевельника  сохраняется навечно».

Рассказывают, что однажды — тогда, когда Шамиль возвратился от того, кто стоял перед воротами Газимухаммада, Газимухаммад сказал, глядя Шамилю в спину, примерно следующее: «Каковым же он стал бы, если бы узнал, что с ним еще будет?»а)

Рассказ. Вместе с Газимухаммадом одно время находился ученый мухаджир (84) с Равнины по имени Хасанхусен, которого он в своих делах выставлял вперед, а Мухаммад-эфенди Ярагский любил и радовал им свои глаза. [Он был с Газимухаммадом и Мухаммадом-эфенди в Чеченском походе], а когда они возвращались из Чечни, Хасанхусена оставили там. Через небольшой промежуток времени из Чечни пришел человек и сообщил: «Хасанхусен возвратился к русским, а затем выступил против нас вместе с их оказией (85), и тогда мы убили его». Газимухаммад произнес фразу: «Мы принадлежим Аллаху и возвратимся к Нему»б), — затем заплакал и сказал Шамилю: «Если я отклонюсь в сторону от этой нашей деятельности, то вы сразу же убейте меня, дабы не получилось так, что слова всевышнего Аллаха: «Мы даруем им долгую жизнь, чтобы они совершали побольше грехов»в) — касаются и меня». Это выскочило у Газимухаммада из страха за плохой конец, подобный тому, какой был у Хасанхусена. Да вознаградит всевышний Аллах хорошим концом!г)

Одинд) доверенный человек рассказал мне со слов кравчего Абумуслим-шамхала (86) примерно следующее: «Шамхалу было доставленое) послание от человека, пребывающего по соседству с могилой пророка Мухаммеда и наблюдающего за ней, в котором говорилось: «Раньше я видел во сне пророка — да благославит его всевышний Аллах и приветствует! — в одиночестве, а сейчас я вижу вместе с ним еще какого-то человека. Я во сне же спросил

а) В — «Шамиль отвернулся от Газимухаммада к тому, кто стоял перед его дверьми». 
б) Коран. 
в) Коран. 
г) В, К — данная глава в отмеченном месте кончается. 
д) — «Отрывок о некоторых достоинствах Газимухаммада. Один...» 
е) — «Шамхалу он (кравчий) доставил».


[32]

пророка про этого человека и он ответил: «Это Газимухаммад». В  послании шамхалу находилось разъяснение  драгоценной внешности того человека и его особенностей. После того человек, находящийся по соседству  с могилой пророка, написал: «Прошу тебя ради великого Аллаха — о, Абумуслим! — написать мне: имел ли Газимухаммад ту драгоценную внешность и те особенности?» Абумуслим позвал тогда известного ученого хромого Хаджиява (87)Оротинского (Урути) (88), дал ему послание и спросил: «Был ли Газимухаммад таким, как указано в этом послании?» Ученый Хаджияв ответил: «Клянусь Аллахом! Я общался с Газимухаммадом в течение двенадцати лет, во время учебы. Он был именно таким, как описан. Я не смог бы описать внешность Газимухаммада так, как тот человек написал в своем послании, хотя и общался с ним столько лет».

Тот доверенный человек рассказал  мне также, что тот ученый Хаджияв  Оротинский неоднократно говорил: «Если  бы я и Газимухаммад жили до времени  появления нашего пророка Мухаммеда, — да благославит его Аллах и приветствует! — то я бы сказал, что Газимухаммад — пророк» (89).

Тот доверенный человек рассказал  мне также, что в детстве он был учеником в одном селении. Там проживал дряхлый старик, который [в молодости] многократно сопровождал  Мухаммада-эфенди Ярагского и Газимухаммада. Он сообщал нам, что Мухаммад-эфенди неоднократно говорил: «Мыа) с вами говорим, что Газимухаммад гадает на Коране в отношении того, что он задумал, но он еще смотрит в аль-Кашф и ему открывается все, кроме тайны трона Аллаха»б).

Доверенныйв) человек сообщил мне со слов другого доверенного человека — гимринца, что после возвращения с Хунзахской битвы гимринцыг) после полуденной молитвы говорили в своей мечети в присутствии Газимухаммада: «Это он поднял великую смуту и ухудшил жизнь людей». Они даже как будто бранили его. Газимухаммад же в сильном гневе от сказанного ими закричалд): «Аллах!»е) И мечеть закачалась. Те люди испугались и сказали:

а) Б — «Я». 
б) Коран. 
в) Б — «Другое чудо, произошедшее с Газимухаммадом. Доверенный...»  
г) Б — «люди». 
д) А, Б — приписка:«Существует следующий рассказ:«Газимухаммад сказал «А мне все равно: как перевернется этот мир — так или эдак»и повернул свою руку сначала направо, а затем — налево, и тут мечеть сдвинулась, как и его рука — направо и налево. Те люди испугались...» 
е) Б — «Аллах, Аллах!»


[33]

«Давайте покаемся», а  Газимухаммад быстро встал и сказал: «Я уже раньше покаялся» и пошел  к себе домой. А это было то самое сильное землетрясение, которое поразило тогда Дагестана) (90).

Ученый Муртузали Цулдинский-Карахский (91) сообщил мне: «Я сам, Газимухаммад и еще кое-какие мужчины находились в Ашильта в одном доме. Газимухаммад лежал под буркой и вдруг произнес высоким голосом фразу: Ля хавля ва ля куввата илля биллахи (92). Его спросили: «Что ты увидел?» Он ответил: «Ничего не увидел». Ему задали вопрос вторично и тогда он сказал: «Русские как будто уже приблизились к нам», — и тут послышался голос всадника. Он подошел к Газимухаммаду и сказал: «Такой-то наиб послал меня к тебе сообщить, что русские подходят с такого-то места». Газимухаммад сказал ему: «Скажи наибу, чтобы не боялся. Они идут ко мне, а не к нему». Тот подготовился тогда выйти от него и затем вышел».

Сильная богобоязненность Газимухаммада  видна, к примеру, из того, что его  рубашка была изорванная и люди ему  говорили: «Не скроить ли нам для  тебя рубашку из этой ткани?» — в том доме было много ткани. Газимухаммад, однако, ответил: «Это имущество не является моим. Оно предназначено на благо всех, (маслахат) и для бедных».

Глава о сраженииб), в котором пал мучеником Газимухаммад и был ранен Шамиль


[1832 г.]

Пришли русские, а подготовка *того местав) к бою закончена еще не была. Вместе с русскими были тогда: османцы (усманлу) (93), каджары (94), Джамав Кайтагский (95), Джамал Чиркеевский (96) и Саид Араканский.

Газимухаммад пошел к  Гимринскому ущелью и закрыл его  в узком месте. Позади заграждения  он построил дома. В ночь, предшествующую дню битвы, которая соответствует  ночи понедельника — третьему числу месяца джумада ал-ухра тысяча двести сорок восьмого (1832) года, Шамиль увидел во сне: «Он будто бы находится в доме, его ружье и пистолет испортились. Враги же взошли на плоскую крышу дома, продырявили ее и суют в направлении мюридовг) ружья, а он, Шамиль, изнутри отталкивает их и этим спасся».

а) Б — здесь текст данной главы кончается. 
б) В — «битва». 
в) В, К — отмеченная фраза отсутствует. 
г) Б — «внутрь».


[34]

В понедельник русские  остановились перед мюридами. Бой  длился с раннего утра до вечера, когда наше войскоа)убежало Газимухаммад и Шамиль вошли в дом, стоящий позади заграждения. Вместе с ними было тогда около тринадцати мужей.

Газимухаммад сказал Шамилю: «Зачем ты здесь остался?» Он как  будто не хотел присутствия Шамиля там, ибо в том доме находилось большое количество пороха. Враги  собрались толпой вокруг этого дома. Некоторые из них взобрались на крышу, продырявили ее и обстреляли тех  горцев, которые находились в доме. Врагов, однако, также обстреляли.

Тут испортилось ружье  Шамиля. Русские же, которые находились на крыше, тыкали в мюридов штыками  через дыры. Они наносили горцам колющие удары и поражали их штыками, как то и видел во сне Шамиль.

Газимухаммад приказал мюридам  прыгать на солдат через двери  дома, где те столпились. Никто, однако, не пошел на это. Тогда Газимухаммад многократно попросил у Аллаха прощения (астагфиру Аллах), многократно воскликнул: Ля илаха илля ллах (97), а затем обнажил свою саблю и выпрыгнул наружу. Вместе с ним выпрыгнул Мухаммадсултан — сын его тетки по линии матери.

Шамиль дал приказ, чтобы  мюриды прыгали вместе с Газимухаммадом, ибо сам он находился тогда  далеко от дверей, а дом был тесный. Никто, однако, не выпрыгнул. Тогда Шамиль сказал: «Посмотрите: пал ли Газимухаммад?»  Ответили: «Он пал поблизости». Тогда  Шамиль сказал: «Пришел день смерти, но мы не будем оплакивать Газимухаммада». В тот момент у Шамиля не было в голосе ни тревоги, ни печали. Он говорил  горцам: «Гурии посещают мучеников  за веру прежде чем души покидают их. Возможно, что они уже находятся в небе и ожидают нас».

Информация о работе Иудаизм в Дагестане