Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:04, диссертация
Среди немногих, известных науке в арабском оригинале источников для истории Северного Кавказа XIX в., хроника Мухаммеда Тахира ал-Карахи «Блеск дагестанских шашек в некоторых шамилевских битвах» занимает основное и ведущее место. Довольно значительная по объему, содержащая массу фактического материала, касающегося внешней и, главное, внутренней сторон жизни государства Шамиля, хроника является одним из тех местных первоисточников, без использования которых в наше время вообще нельзя обойтись при детальном и всестороннем изучении данного периода истории.
Введение
Блеск горских сабель в некоторых Шамилевских битвах
Глава о начале деяний Газимухаммада
Глава о начале сбора войск Газимухаммадом
Глава о первой битве в Хунзахе
Глава о битве Хамзата в Джар-Тала
Глава о первой битве в крепости Агач
Глава о битве у Таркинской крепости
Глава об осаде Эндиреевской крепости и сражений в Акташ-Аухе
Глава о взятии крепости Кизляр
Глава о второй битве в крепости Агач
Глава о сборе войска Газимухаммадом и походе в Чечню
Глава о сражении, в котором пал мучеником Газимухаммад и был ранен Шамиль
Глава о том, что произошло у Шамиля и гимринцев после того
Глава о назначении Хамзата халифом и разъяснение о его битвах
Глава о битве при Ругуджа, из-за которой перепугались мунапики той стороны и увеличилась сила мюридов
Глава об убийстве хунзахских главарей и что тогда произошло
Глава о выступлении Хамзата на Салта и разъяснение о его гибели от рук хунзахцев
Глава о начале халифата Шамиля и о том, что он тогда испытал
Глава о переселении Шамиля в Ашильта и о том. что произошло до и после этого
Глава о сборе войска унцукульцами против Шамиля
Глава о первом захвате Унцукуля в эпоху правления Шамиля
Глава о битве с андалальцами и хунзахцами в Гоцатле
Глава о сборе войска Шамилем для противостояния русским, когда они устремились на Хунзах и о сражении ассабцев против него
Глава о сражении в Телетле и вступлении русских в Ашильта
Глава о том, что произошло у Шамиля с жителями Чирката, когда он находился там
Глава с разъяснением причин подготовки к боям Ахульго
Глава о бое в Тарада Инхело
Глава о сражении в Аргвани
Глава о сражении при Ахульго
Глава о передаче Джамалуддина — сына Шамиля русским в качестве заложника для заключения перемирия
Глава о выходе Шамиля из Ахульго и о том трудном и радостном, что он встретил после этого, пока не дошел до селения Шатой
Глава о приходе к Шамилю шатоевцев и остальных чеченцев
Глава о начале сбора войск Шамилем после того, как он остановился в Шатое
Глава о том, что произошло между Шамилем и тем человеком, у которого он выколол глаза
Глава об ишкартынском и других сражениях
Глава о нападении на Саид-Юрт
Глава о взятии Гельбаха третий раз и нападении на Назрань
Глава о приходе русских в Чиркей и постройке там крепости
Глава о втором захвате Унцукуля, а также Гимр и Балахан
Глава о взятии Куяда войском Джавадхана
Глава о взятии Казикумуха первый раз
Глава о втором сражении в Казикумухе
Глава о нападении на Ичкерию
Глава о нападении на Игали
Отступление от темы
Глава о начале отливки пушек, при помощи которых усилилось могущество имама, и чем из рук неверных были взяты многочисленные крепости
Глава о нападении на Чеберлой
Шамиль опасался, что через дыры в крыше солдаты кинут на мюридов огонь, и порох взорвется. Поэтому он и приказал им выпрыгивать, но они не выпрыгнули. Тогда Шамиль обнажил саблю, отшвырнул ножны с поясом, засучил рукава, заправил полы [черкески] и выпрыгнул через дверьб). При этом от столкновения с верхом двери упали его шапка и чалма.
Шамиль ударил саблей того солдатав), который стоял у двери, и тот упал лицом вниз, распустив свою бороду. Шамиль тут же ударил другого, и тот тоже упал. В это время один [солдат] нанес Шамилю удар штыком в грудь и вогнал его внутрь, *а тот взял
а) А — «войско Газимухаммада».
б) Б — «Выпрыгнул тот, кто находился у дверей».
в) Слово «солдат» имеется лишь в тексте
списка В.
[35]
одной рукой штык, который находился у него внутри, ударил (солдата) саблей и свалил; ружье упало из его рука).
Когда (солдаты) увидели Шамиля таким, то начали разбегаться перед ним. Те же, кто находился позади Шамиля, лезли на него, но из-за своей скученности не могли стрелять в него из ружей. Один из врагов все-таки выстрелил, но не попал. Шамиль же, кинулся на него с саблей и нанес ему множество ударов, но тот защищался своей буркой.
Рассказали: «Тот мужчина — Хану Мухул. Он возвратился из Гимр с большими ранами, но: умер он от них или нет? — знает только всевышний Аллах».
Один солдат швырнул в Шамиля камень и попал ему в правую лопатку, от чего сломалась ключица. Боль была столь сильной, что Шамиль застонал, но все же не упал.
Кто-то сказал: «Это, вероятно, результат того, что Шамиль натренировал свое тело и откормил его для походов, что он делал с того времени, как ониб) возвратились из Чечни».
Шамиль кидается то туда, то сюда, не имея и в мыслях спастись от врагов и вдруг он услышал голос человека, бегущего позади со словами: «Аллах, Аллах!» Оказалось, что это муэдзин мюридов, тот, который был вместе с ними в томв) доме. В голову Шамиля пришло: «Спасение!», а муэдзин побежал за ним (98).
Когда они оба оторвались от скопления солдат, те выстрелили им в спину многими пулями, но ни одна из них не попала в бегущих. После того враги больше не рвались за двумя беглецами, хотя находились как впереди, так и позади их обоих, двигаясь в Гимры.
Шамиль, неся саблю, ослабел и передал ее муэдзину. Когда же они немного оторвались от врагов, Шамиль упал позади одной скалы и приготовился к смерти, а муэдзин спрятался поблизости от него. Шамиль приказал муэдзину уходить, но он отказался.
Находясь в таком положении, Шамиль вдруг увидел, что солнце еще не закатилось за вершины гор и вспомнил, что он не совершил вечерний намазг). Сделав два ракаата (99), Шамиль вырвал кровью, потом еще и еще, но от этого ему стало легче.
а) В — отмеченная фраза отсутствует.
б) А — «он».
в) Б — отмеченное слово пропущено.
г) В нескольких списках, кроме списка В,
далее следует фраза: «Он многократно
указывал ею»; К — «Он многократно указывал
ими обоими».
[36]
Беглецы вдвоем тихо просидели до тех пор, пока не исчез свет от солнца и луны. Затем Шамиль и муэдзин поднялись на вершину горы и там при сильном холоде заночевали. А ведь у него на голове ничего не было, ворот был заполнен кровью, а остальная одежда — намочена ею. Из дырки в груди у Шамиля раз за разом выходил поток горячего воздуха, который расходился у него за пазухой. Этим Шамиль и согревался. Он сказал как-то: «Той ночью» рана оказалась для меня полезнее ста туманов»а).
Когда наступило утро, Шамиль на лошади своего родственника двинулся в местность, где находились семьи мюридов.
Русские простояли в Гимрах целую неделю (100). Им нужен был труп мученика за веру Газимухаммада. Русским показали его те гимринские мунапики, которые были вместе с ними. Известный ученый Саид Араканский приказал им не дозволять погребениеб) трупа на гимринской земле, приводя в качестве аргумента следующее: «Если Газимухаммад будет погребен в Гимрах, то мюриды станут посещать его могилу, собираться вместе и устраивать смуты и беспорядок».
Сказанное Саидом Араканским получило понимание среди русских, они перенесли труд Газимухаммада в Тарки, высушили его и в течение долгого времени сохраняли там, установив рядом караул. Затем, правда, они захоронили его (101). В эпоху же могущества Шамиля, когда власть его достигла Тарков, он отправил людей вырыть останки Газимухаммада из могилы. Они, исполнив это, перенесли труп в Гимры и захоронили там. Над его могилой Шамиль построил затем благословенный мавзолей и таким образом поместил нас под сень благодати Газимухаммада!
Рассказывают со слов Хусайна — сына Ибрахима Гимринского: «В Дербенте Хусайн видел запись о том, что из-за Газимухаммада у русских погибло восемь тысяч человек. Вот так. Воевал же Газимухаммад всего три года. Хвала — Аллаху, Господу миров».
Шамиль со своей семьей перебрался затем в селение Унцукуль. Более двадцати ночей он не мог лежать. Потом пришел лекарь и прилепил к телу Шамиля куски восковой ткани, после чего он проспал с раннего утра до следующего раннего утра. Затем
а) К — приписка: «Шамиль втыкал
в свою рану в закрученном виде обрывок
одежды и затем многократно вытаскивал
его из раны из-за обилия крови. От выхода
[крови] Шамилю становилось легче. Когда
же из-за раны Шамиль ощутил тепло той
холодной ночью, он сказал: «Эта рана оказалась
для меня полезнее... и т. д.» (От него)».
б) Б — «не оставлять».
[37]
Шамиль проснулся и спросил: «Совершил ли я полуденный намаз?» Ему ответили: «Нет. Да ты, кстати, пропустил несколько намазов». Он сказал тогда: «Как так?», а ему ответили: «Лекарь заставил тебя спать со вчерашнего раннего утра и до этого времени». Полностью Шамиль поправился лишь к концу месяца шабан (102). Затем он встал и первым делом посетил старого устаза Мухаммада Ярагского, находившегося в Балаханах (103).
Глава о том, что произошло у Шамиля и гимринцев после того
[1833 г.]
В начале месяца рамадан Шамиль ушел в селение Гимры. Когда он шел в молельню для совершения омовения, наткнулся на женщин, сидящих на улице, которые обрабатывали шерсть. Шамиль прошел мимо них, говоря: «Они, оказывается, считают, что шариат умер со смертью Газимухаммада». Тогда Шамиль подумал, что женщины уйдут до того, как он возвратится. Когда же он возвратился, то нашел женщин в таком же положении, а около них еще и дряхлый старик без штанов с толстой палкой в руках. Шамиль отнял ее у старика и резко сказал ему: «Тебе разве приказано с женщинами сидеть?» Старик тут упал и тогда показались его половые органы.
Шамиль ударил женщин, и они убежали, кроме одной. Она отказалась и была побита. Когда же она увидела, что Шамиль не оставит ее в покое, то убежала, крича: «Меня убивают».
Шамиль пошел к себе домой, а сын этой женщины побежал тем временем к гимринскому кадию с жалобой на его действия. Их кадием был тогда Хасаниль Мухаммад Хариколинский (Хари-кули) (104), тот самый, чью ногу поцеловал однажды Газимухаммад, сказав: «Шариат — суть религии нашего Господа и касается он не только меня. Будь помощником делу шариата, устанавливай его. Да не затащат тебя невежественные бунтовщики в свою пропасть». Хасаниль Мухаммад, однако, не поднялся для того дела и не вразумился.
Очень быстро к Шамилю пришел рассыльный кадия с сообщением, что Хасаниль Мухаммад зовет его, чтобы наказать за то, что он, Шамиль, без его, кадия, разрешения выразил порицание неподобающему поступку, а это не позволяется. Шамиль ответил: «Слушаюсь и повинуюсь» и пошел.
Палач нанес ему более двадцати ударов плетью. Во время бития Шамиль почувствовал, как что-то вышло из раны, бывшей в
[38]
его груди. Он потрогал рукой и оказалось, что это пошла кровь. Шамиль показал кровь палачу, говоря: «Ты разорвал мою заживавшую рану. Поэтому на тебя падает ответственность». Палач испугался и сказал: «Мы подумали, что твоя рана уже зарубцевалась, а то бы мы не били тебя».
Эта была пятница, Шамиль явился в мечеть на пятничный намаз и попросил у кадия разрешения выступить с речью. В ходе ее он доказал допустимость для отдельных лиц устранять неподобающее и без разрешения со стороны представителя власти. Он сказал примерно следующее: «То, что мы делаем — установление религии всевышнего Аллаха, которая ни в коем случае не умрет со смертью своих авторитетов. Ведь уже давно умерли люди лучшие, чем Газимухаммад — наш пророк Мухаммед, да благославит его Аллах и приветствует, а также праведные халифы [но религия то сохранилась]. Аллах помогает тому, кто помог его религии. Я — клянусь Аллахом! — не оставлю этого дела до тех пор пока не умру. Кто хочет получить на том свете награду от Аллаха, пусть оказывает помощь делу шариата, а если же кто хочет войны [с нами], пусть готовится к ней». Шамиль, в результате, привлек к себе мюридов, энергичность их повысилась и получилось так, что огонь усердия со стороны мунапиков потух.
Затем Шамиль возвратился к своей семье, то есть в Унцукуль и постился там в течение месяца рамадан. В ночь же праздника разговения он возвратился к себе домой.
Еще до пения петухов Шамиль пошел в молельню, чтобы умыться, а оказалось, что она заполнена мунапиками. Они разожгли в молельне огонь, били в барабан, плясали и ругали мюридов даже по матери. Мунапики говорили: «Завтра все увидят, как будут унижены мюриды, обнаружив тут вино и музыкальные инструменты». Шамиль сначала думал вернуться, но затем сказал про себя: «Если я уйду отсюда, то, значит, у меня нет веры», и он бросился на них с обнаженным кинжалом, так, чтобы они увидели его, говоря примерно следующее: «Клянусь Аллахом (все) будут знать тех, кто унижает других *и кого унижаюта)». Мунапики страшно испугались Шамиля и разбежались — одна часть их упала в воду, а другая свалилась в дверях от толчеи. Барабан же их остался на месте, и Шамиль продырявил его кинжалом, а затем сломал камнем и бросил им вслед, говоря: «Возьмите эту шкуру вашего осла».
Рядом с усадьбой Шамиля проживал один из гимринских мунапиков, бывший ставленником русских, которые назначили его правителем над Гимрами, поселив в усадьбе, купленной мучеником
а) В, К — отмеченная фраза отсутствует.
[39]
за веру Газимухаммадом для шейха Мухаммада-эфенди. И вот, утром те мунапики побежали к этому мерзавцуа). Они собрались около него с требованием наложить на Шамиля штраф за тот барабан, который был изготовлен по просьбе кадия, с уплатой девяти очередных поступлений (навба) (105) в пользу села, для того, чтобы барабанить на заре.
К Шамилю пришли старики селения, утверждая: «Ты разжигаешь смуты, а ведь [религиозные] деятели, подобные тебе, обязаны гасить их и делать то, в чем заключается общее благо». Шамиль обратился к ним с плоской крыши, возвыся голос,чтобы слышали те, кто собрался *около того мерзавцаб). Он сказал: «Я нашел их говорящими так-то и так-то. Пускай они продолжают поступать так, как поступают. Я же — клянусь всевышним Аллахом! — не перестану устранять неподобающее и воевать против этого, даже если рядом со мной не будет никого. Всевышний Аллах вознаградит меня. Кто хочет пусть становится правоверным, а кто хочет — неверным». Шамиль говорил грубо, отчитал, и тогда толпа, бывшая вокруг того мерзавцав), покорно рассеялась. Затем Шамиль произнес речь в мечети во время сбора гимринцев на праздничную молитву. Он сказал примерно следующее:«Если вы думаете, что со смертью Газимухаммада шариат ослабел, то ошибаетесь. Я — клянусь Аллахом! — не дам ему уменьшиться даже на палец. Напротив, — при помощи всевышнего Аллаха — я увеличу его на целый локоть. Вы же знаете, что я более ученый, чем Газимухаммад, более сильный и родовитый (106). Пусть-ка выйдет тот, кто враждебен шариату, и тогда «Могущественный непременно выгонит оттуда презреннейшего»г). Тут поднялись головы у мюридов, они встали для помощи шариату, а спины их противников согнулись.
Из-за того, что произошло тогда между гимринцами, тот главарьд) убежал к русским. Затем в месяце зулкада того же (1248/1833) года у Шамиля родился сын Газимухаммад. Хвала Аллаху, Господу миров.
а) А — «человек».
б) А — «человек»; В—отмеченная фраза отсутствует.
в) А — «человека».
г) Коран.
д) В — «мерзкий главарь».
[40]
Глава о назначении Хамзата халифом и разъяснение о его битвах
[1833 г.]
Когда Газимухаммад пал мучеником за веру, ученые, а также видные люди назначили на его место халифом Хамзата. Он со своими товарищами вначале обошел селения и города — давая наставления, проповедуя, отдавая приказы и устанавливая запреты. Когда, однако, он увидел, что это большой пользы не дает, пошел в селение Ирганай, убил тамошних мунапиков и сам осел там. С разных сторон к Хамзату группами пришли люди, и затем он вместе с Шамилем двинулся к унцукульцам.
Хамзат остановился вдали от Унцукуля. Шамиль же со своими примерно двенадцатью товарищами заскочил в молельню унцукульцев, расположенную около селения.
Унцукульцы позвали Шамиля в селение, утверждая, что они сделают то, что им прикажут. Понятливый Кебед-хаджияв (107) с крыши молельни передал ему, однако, сообщение, что в этом с их стороны кроется хитрость. Поэтому Шамиль не дал на то ответа до тех пор, пока унцукульцы не передали Хамзату залог, который он потребовал. Унцукульцы в конце-концов подчинились, но лишь после того как мюриды чуть было не вступили с ним в бой. С них был взят залог стоимостью в шестьдесят туманов.