Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:04, диссертация
Среди немногих, известных науке в арабском оригинале источников для истории Северного Кавказа XIX в., хроника Мухаммеда Тахира ал-Карахи «Блеск дагестанских шашек в некоторых шамилевских битвах» занимает основное и ведущее место. Довольно значительная по объему, содержащая массу фактического материала, касающегося внешней и, главное, внутренней сторон жизни государства Шамиля, хроника является одним из тех местных первоисточников, без использования которых в наше время вообще нельзя обойтись при детальном и всестороннем изучении данного периода истории.
Введение
Блеск горских сабель в некоторых Шамилевских битвах
Глава о начале деяний Газимухаммада
Глава о начале сбора войск Газимухаммадом
Глава о первой битве в Хунзахе
Глава о битве Хамзата в Джар-Тала
Глава о первой битве в крепости Агач
Глава о битве у Таркинской крепости
Глава об осаде Эндиреевской крепости и сражений в Акташ-Аухе
Глава о взятии крепости Кизляр
Глава о второй битве в крепости Агач
Глава о сборе войска Газимухаммадом и походе в Чечню
Глава о сражении, в котором пал мучеником Газимухаммад и был ранен Шамиль
Глава о том, что произошло у Шамиля и гимринцев после того
Глава о назначении Хамзата халифом и разъяснение о его битвах
Глава о битве при Ругуджа, из-за которой перепугались мунапики той стороны и увеличилась сила мюридов
Глава об убийстве хунзахских главарей и что тогда произошло
Глава о выступлении Хамзата на Салта и разъяснение о его гибели от рук хунзахцев
Глава о начале халифата Шамиля и о том, что он тогда испытал
Глава о переселении Шамиля в Ашильта и о том. что произошло до и после этого
Глава о сборе войска унцукульцами против Шамиля
Глава о первом захвате Унцукуля в эпоху правления Шамиля
Глава о битве с андалальцами и хунзахцами в Гоцатле
Глава о сборе войска Шамилем для противостояния русским, когда они устремились на Хунзах и о сражении ассабцев против него
Глава о сражении в Телетле и вступлении русских в Ашильта
Глава о том, что произошло у Шамиля с жителями Чирката, когда он находился там
Глава с разъяснением причин подготовки к боям Ахульго
Глава о бое в Тарада Инхело
Глава о сражении в Аргвани
Глава о сражении при Ахульго
Глава о передаче Джамалуддина — сына Шамиля русским в качестве заложника для заключения перемирия
Глава о выходе Шамиля из Ахульго и о том трудном и радостном, что он встретил после этого, пока не дошел до селения Шатой
Глава о приходе к Шамилю шатоевцев и остальных чеченцев
Глава о начале сбора войск Шамилем после того, как он остановился в Шатое
Глава о том, что произошло между Шамилем и тем человеком, у которого он выколол глаза
Глава об ишкартынском и других сражениях
Глава о нападении на Саид-Юрт
Глава о взятии Гельбаха третий раз и нападении на Назрань
Глава о приходе русских в Чиркей и постройке там крепости
Глава о втором захвате Унцукуля, а также Гимр и Балахан
Глава о взятии Куяда войском Джавадхана
Глава о взятии Казикумуха первый раз
Глава о втором сражении в Казикумухе
Глава о нападении на Ичкерию
Глава о нападении на Игали
Отступление от темы
Глава о начале отливки пушек, при помощи которых усилилось могущество имама, и чем из рук неверных были взяты многочисленные крепости
Глава о нападении на Чеберлой
В противном же случае — как только холода скинут свою шубу, и тепло оденет свои одежды, «мы придем к вам с войсками против которых вам не устоять»е). «Мы выгоним вас из ваших селений униженными, и при этом вы будете покорными»ж). «Мы заставим вас вкусить мучения еще на этом свете, прежде чем вкушать величайшее из мучений; может быть, вы опомнитесь»з).
а) А — «Кудалинский»; читай: «Куралинский»,
то есть «Кюринский».
б) Коран.
в) Коран.
г) Коран.
д) Коран.
е) Коран.
ж) Коран.
з) Коран.
[23]
Мы — люди смиренные перед правоверными и могущественные в отношении неверных выступили для оказания помощи нашим правоверным братьям, которые раскаялись и поклоняются Аллаху.
Да будет над вами мир вплоть до Судного дня!
А далее:
«О, благородные братья! Терпите, проявляйте настойчивость, постоянно занимайтесь и бойтесь Аллаха! «Авось вы и достигните успеха»а). «Может быть, Аллах сдержит могущество притесняющих»б). «Аллах ведь не будет устраивать дела тех, кто портит»в). Вы поэтому терпите до тех пор, пока мы не придем к вам. Не повинуйтесь приказам тех, кто вносит расстройство. «Не будьте слабыми, не печальтесь: вы ведь самые высшие!»г).
Да будет мир над тем, кто следует правильному пути, а ложный оставил.
Если мы увидим, что кто-либо
не знает: фатиху (17), шахада (
Вот так.
Все!»
Глава о начале сбора войск Газимухаммадом
[1830 г.]
Газимухаммад увидел, что в вопросе религии люди разошлись на несколько категорий: одни поднялись для установления шариатских решений и проведения их в жизнь; другие встали, чтобы потушить свет шариата и возвысить свои обычаи; третьи колебались между ними. Тогда он собрал войско для обхода сел и городов (балда), чтобы дать указания покорным, выправить искривившихся и сломать шеи преступных вельмож селений.
Газимухаммад вступил
сначала в селения Каранай (19)
а) Коран.
б) Коран.
в) Коран.
г) Коран.
[24]
(Харакан)а) (23). Араканцы повиновались ему и поддались, а их старыйб) ученый — известный Саид (24) убежал на Равнину под опеку русских. В доме Саида было тогда разлито содержимое винных кувшинов, имевшихся в Араканах. Потом Газимухаммад перешел к унцукульцам (ансал) (25). С ними он обошелся мягко, расположил их к принятию шариата и подчинению последнему.
Относительно некоторых газимухаммадовых — да будет благословенна его тайная мысль! — чудес люди рассказывают, что он сказал унцукульцам примерно следующее: «Вы желаете возврата к тому, что было прежде — посещать Равнину для продажи там яблок и вина. Но ведь к вам придет затем второй, который обременит вас, а еще вы увидите: что сделает с вами третий»в).
Потом Газимухаммад прибыл в область гумбетовцев (баклулал) (26). Он дал им приказы и установил запреты, а также побил кадия мехельтинцев (милил) (27). *Они подчинились, и тогда он взял их с собой в вилаят андийцев (андал) (28). В селении Гагатль (Гагал) (29) те дали ему сражение. Там пали мучениками за веру мужи из числа мехельтинцевг) и других, но было убито и много андийцев. Последние были там побеждены и возвратились назад покорными, смиренными и послушнымид) всему, что было приказано и на что был наложен запрет.
Глава о первой битве в Хунзахе
[1830 г.]
Так как жители Хунзаха и его глава являлись источником всякой смуты и раздора, убежищем для любого злодея, бунтовщика и изгоя, Газимухаммад выступил против них с войсками, состоящими из многочисленного сбродае). Он отправился против города главы хунзахцев — Бахубикеж) (30).
Рассказывают, что она, во время вторжения в тот город мюридского войска, торчала на плоской крыше, ободряла хунзахцев и поддерживала их.
а) Б — «спасение».
б) Можно иначе: «шейх».
в) А, Б, К — «Он вроде бы подразумевает под
вторым Хамзата, а под третьим Шамиля.
Мы — если захочет всевышний Аллах — еще
поймем это. (От него)».
г) В списке Б отмеченная фраза отсутствует.
д) К — «качающиеся».
е) А — дано пояснение: «смесь, простонародье».
ж) А — пояснение: «дочь Уммахана».
[25]
Газимухаммад повел с собой войско хиндалальцев (31), а своего ученика и особо верного товарища Шамиля (32)назначил руководителем войска гумбетовцев. Тот повел их со стороны кладбища, чтобы оттуда запрыгнуть в город. Хунзахцы вели по ним обстрел из ружей, подобный граду, идущему с небес, Шамиль и около тридцати юношей из числа тех, кто был с ним, все же проникли в один дом и закрыли перед собой ворота — забаррикадировались. Много гумбетовцев и других мюридов стало тогда мучениками за веру. Те же, кто были вместе с Газимухаммадом и наступали с восточной стороны, отошли в сторону. Говорят, что гумбетовцы даже напали сзади на хиндальцев, когда те отступили.
Гумбетовцы и хунзахцы (хунз) заключили мир и один мехельтинец прокричал об этом прочим хунзахцам. Он же закричал тем, кто находился в доме: «Выходите! Вам вреда не сделают!» Шамиль, однако, терпела) до заката, опасаясь, что тут какая-то хитрость. Потом они все же вышли.
Шамиль подошел к гумбетовцам. Те же собрались против него толпой, окружили его и начали теснить. Они отчитали Шамиля, говоря: «Эта смута произошла от вашего злополучия», — отняли у него оружие и чалму и чуть было не убили. Шамиль освободился лишь благодаря дервишу (33) Нурмухаммаду Инховскому (34), его товарищам (рафик) (35)и Хадису Мехельтинскому — сыну того побитого кадия. Произошло это в первую ночь рамазана 1245/ 1830 года, в конце зимы (36).
Мунапики (37) обрадовались той битве. К ним склонились колеблющиеся, а среди других людей появились вялость *и чувство униженностиб).
Газимухаммад и его
товарищи осели за селением Гимры
в пустынной местности и
Вскоре после возвращения Газимухаммада с хунзахской битвы произошлов) сильное землетрясение. Затем среди людей распространилась великая холера, и тогда они как будто очнулись (39).
В месяце зул-хиджа в ночь курбан-байрама из-за коварства Бахубике на Газимухаммада напали русские. Произошел бой, после которого гимринцы отдали им в качестве залога и символа перемирия двух порочных мужчин из своей среды. Газимухаммад не был, однако, согласен и на это (40). Данное обстоятельство и толкнуло его на сооружение крепости Агач (41).
а) Б, К — «заставил их потерпеть».
б) Б — отмеченная фраза отсутствует.
в) А — приписка: «об этом еще будет сказано.
[26]
Глава о битве Хамзата в Джар-тала
[1830 г.]
Осенью того же года, а это был второй год после постройки Джарской (Чар) крепости (42), Хамзат, спросив разрешение у Газимухаммада, привел с разных сторон великое войско, в Голода (43). Джарцы и те, кто действуют вместе с ними (44), были согласны с Хамзатом. Русские же из той крепости выступили против них.
Хамзат и джарцы дали ожесточенное сражение. Было убито множество русских. Горцы обратили их в бегство по направлению к крепости и те, убегая, даже оставили позади себя пушку.
Горцы взяли ее, раздели убитых (45) из числа русских и затем применили всяческие уловки, чтобы испортить ту пушку, но не получилось.
Когда Хамзат увидел, что горцы не могут выжить неверных из крепости, то захотел получить охранную грамоту для Джарского вилаята. Вместе с Шихшабаном Богнадинским (46) он пошел в крепость, но там их арестовали и отправили в Тифлис (47). Там они оба пробыли некоторое время. Затем их освободили в связи с перемирием, но в залог Хамзат отдал двух сыновей [их обоих] (48).
Хамзат засел после этого у себя дома и изучал науку до тех пор, пока ему не объявили о смерти сына, отданного в залог ради него. В тот же день он направился к Газимухаммаду — да будут благословенными их тайные мысли!
Глава о первой битве в крепости Агач
[1831 г.]
На шестом году весной Газимухаммад с примерно 148-ю мужами выступил для сооружения крепости Агач; между ней и Казанищем около часа пути.
Затем выступили шамхал и Ахматхана) (49) вместе со всем населением Равнины, но мюриды нанесли им жесточайшее поражение. Подавляющее большинство населения Равнины склонилось тогда на сторону Газимухаммада и подчинилось его приказам.
Второй раз туда пришли уже русские. Они остановились около Арюв-терека (50). Часть тех мюридов, которые находились в крепости, под предводительством Алисултана Унцукульского (51) выступила против них. Они нанесли русским поражение и убили некоторых из них. При этом мучениками за веру пали лишь двое мюридов, а дервиш Нурмухаммад Инховский был ранен (52).
а) В, К — «шамхал-хан и Ахмадхан».
[27]
Русские затем пришли в Кафыркумух (53). Газимухаммад же со своим войском пошел к Атлыбуюну (54); между последним и Таркинской крепостью (55) один час пути.
Русские отряды пошли на
мюридов [засевших в Атлыбуюне] с
двух сторон, и те сразились с
ними также с двух сторон. Горцы
перебили многих из них и нанесли
им жесточайшее поражение. Толпы
русских собрались там
Затем Газимухаммад бросился на селение Параул (Пари) (57), где находились сокровища и драгоценности шамхала и остальных вельмож. Он взял все, что было там, и доставил это в крепость Агач (58).
Глава о битве у Таркинской крепости
[1831 г.]
Затем Газимухаммад выступил против Таркинской (Таргу) крепости. Горцы смело бросились в нее. Говорят, что они проникали в нее через амбразуры для пушек.
Рассказывают: «Один гимринец
подошел к Газимухаммаду
Когда мюриды сражались внутри крепости, в пороховой погреб, вокруг которого находились наши воины, вдруг попал огонь. От этого произошел взрыв и в результате из нашего войска было уничтожено тогда около тысячи двухсот мужей, в том числе около восьмидесяти чиркеевцев.
После той битвы в Тарки пришли русские сражаться против Газимухаммада. Произошел бой. Газимухаммад три раза бросался там в гущу русских, а храбрец Нурмухаммад Зубутлинский (59) убил тогда саблей солдата, который вознамерился было нанести Газимухаммаду удар штыкома) (60).
Дополнение: примерно через двадцать дней после той битвы родился Джамалуддин — сын Шамиля. Хвала — Аллаху, Господу миров!
а) К — приписка: «От взрыва в Таркинской крепости, произошедшего во время Газимухаммада, погибло около тысячи двухсот воинов; при взятии селения Чох убито около двухсот, а ранено тысяча двадцать пять душ; при взятии Унцукульской крепости убито около ста двадцати душ, а ранено тысяча пятьсот двадцать душ. Во время этих трех событий, произошедших в их обоих время, понесены наибольшие потери. (От него)».
[28]
Глава об осаде Эндиреевской крепости и сражении в Акташ-аухе
[1831 г.]
Абдулла Ашильтинский (61) с войском салатавцев (62) осадил город Эндирей (63) и его крепость (64). К ним пошел и Газимухаммад.
Эндиреевцы и русские находились в осаде около полутора месяцев, Затем, однако, Газимухаммад узнал, что со стороны на мюридов наступают русские, и тогда он разрешил войскам возвратиться назад. Большая часть войск, сформированных из черни, возвратилась и поэтому русские, пришедшие со стороны, вступили в сильное сражение лишь с теми, кто остался вместе с Газимухаммадом.
Он собрал затем войско и засел в Чумлы — неприступной местности, расположенной между Эндиреем и Аухом (65).
Тут пришли отряды русских, вступили в селение Акташ-аух (66) и начали жечь его. Их, однако, прогнали оттуда, нанеся позорнейшее поражение, два брата [ауховца], которые оба пали затем мучениками за пределами селения. Говорят, что когда мать нашла их обоих, то не заплакала, не выказала печали, а напротив — явно обнаружила ликование и радость по поводу той мученической кончины, которая поразила их. Она даже пожалела, что еще один ее сын не оказался вместе с ними и не стал мучеником, как те двое; он отсутствовал, будучи в поездке. «Легко переносить утрату, когда источником помощи является Аллах»а).
Русские начали возвращаться и тут Газимухаммад разжег против них пламя войны. Многих из них он убил, а остальных обратил в бегство, в сторону Эндирея. Он отнял у русских прекрасную пушку и доставил ее в Чиркей (67).