Иудаизм в Дагестане

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:04, диссертация

Краткое описание

Среди немногих, известных науке в арабском оригинале источников для истории Северного Кавказа XIX в., хроника Мухаммеда Тахира ал-Карахи «Блеск дагестанских шашек в некоторых шамилевских битвах» занимает основное и ведущее место. Довольно значительная по объему, содержащая массу фактического материала, касающегося внешней и, главное, внутренней сторон жизни государства Шамиля, хроника является одним из тех местных первоисточников, без использования которых в наше время вообще нельзя обойтись при детальном и всестороннем изучении данного периода истории.

Оглавление

Введение
Блеск горских сабель в некоторых Шамилевских битвах
Глава о начале деяний Газимухаммада
Глава о начале сбора войск Газимухаммадом
Глава о первой битве в Хунзахе
Глава о битве Хамзата в Джар-Тала
Глава о первой битве в крепости Агач
Глава о битве у Таркинской крепости
Глава об осаде Эндиреевской крепости и сражений в Акташ-Аухе
Глава о взятии крепости Кизляр
Глава о второй битве в крепости Агач
Глава о сборе войска Газимухаммадом и походе в Чечню
Глава о сражении, в котором пал мучеником Газимухаммад и был ранен Шамиль
Глава о том, что произошло у Шамиля и гимринцев после того
Глава о назначении Хамзата халифом и разъяснение о его битвах
Глава о битве при Ругуджа, из-за которой перепугались мунапики той стороны и увеличилась сила мюридов
Глава об убийстве хунзахских главарей и что тогда произошло
Глава о выступлении Хамзата на Салта и разъяснение о его гибели от рук хунзахцев
Глава о начале халифата Шамиля и о том, что он тогда испытал
Глава о переселении Шамиля в Ашильта и о том. что произошло до и после этого
Глава о сборе войска унцукульцами против Шамиля
Глава о первом захвате Унцукуля в эпоху правления Шамиля
Глава о битве с андалальцами и хунзахцами в Гоцатле
Глава о сборе войска Шамилем для противостояния русским, когда они устремились на Хунзах и о сражении ассабцев против него
Глава о сражении в Телетле и вступлении русских в Ашильта
Глава о том, что произошло у Шамиля с жителями Чирката, когда он находился там
Глава с разъяснением причин подготовки к боям Ахульго
Глава о бое в Тарада Инхело
Глава о сражении в Аргвани
Глава о сражении при Ахульго
Глава о передаче Джамалуддина — сына Шамиля русским в качестве заложника для заключения перемирия
Глава о выходе Шамиля из Ахульго и о том трудном и радостном, что он встретил после этого, пока не дошел до селения Шатой
Глава о приходе к Шамилю шатоевцев и остальных чеченцев
Глава о начале сбора войск Шамилем после того, как он остановился в Шатое
Глава о том, что произошло между Шамилем и тем человеком, у которого он выколол глаза
Глава об ишкартынском и других сражениях
Глава о нападении на Саид-Юрт
Глава о взятии Гельбаха третий раз и нападении на Назрань
Глава о приходе русских в Чиркей и постройке там крепости
Глава о втором захвате Унцукуля, а также Гимр и Балахан
Глава о взятии Куяда войском Джавадхана
Глава о взятии Казикумуха первый раз
Глава о втором сражении в Казикумухе
Глава о нападении на Ичкерию
Глава о нападении на Игали
Отступление от темы
Глава о начале отливки пушек, при помощи которых усилилось могущество имама, и чем из рук неверных были взяты многочисленные крепости
Глава о нападении на Чеберлой

Файлы: 1 файл

Книга Блеск Шамилевских сабель....docx

— 352.29 Кб (Скачать)

Мухаммед-Тахир аль-Карахи


Блеск дагестанских сабель в некоторых шамилевских битвах


(Комментированный  перевод Т. Айтберова)

Для широкого круга читателей (с привлечением автографа Мухаммед-Тахира Карахского)

«Блеск дагестанских сабель в некоторых шамилевских битвах»  принадлежит перу Мухаммед-Тахира из сел. Цулда общества Карах. Автор опирается в своей работе на рассказы Шамиля, отдельных участников Кавказской войны и на личные наблюдения. Сочинение Мухаммед-Тахира Карахского является одним из ценнейших местных источников по истории борьбы горцев Дагестана и Чечни с царизмом.

Библиотека фонда  Шамиля

 
 

Оглавление


Часть 1-я


Введение

Блеск горских  сабель в некоторых Шамилевских  битвах

Глава о начале деяний Газимухаммада

Глава о начале сбора войск Газимухаммадом

Глава о первой битве в Хунзахе

Глава о битве  Хамзата в Джар-Тала

Глава о первой битве в крепости Агач

Глава о битве  у Таркинской крепости

Глава об осаде  Эндиреевской крепости и сражений в  Акташ-Аухе

Глава о взятии крепости Кизляр

Глава о второй битве в крепости Агач

Глава о сборе  войска Газимухаммадом и походе в  Чечню

Глава о сражении, в котором пал мучеником Газимухаммад и был ранен Шамиль

Глава о том, что  произошло у Шамиля и гимринцев  после того

Глава о назначении Хамзата халифом и разъяснение  о его битвах

Глава о битве  при Ругуджа, из-за которой перепугались мунапики той стороны и увеличилась сила мюридов

Глава об убийстве хунзахских главарей и что тогда  произошло

Глава о выступлении  Хамзата на Салта и разъяснение  о его гибели от рук хунзахцев

Глава о начале халифата Шамиля и о том, что он тогда испытал

Глава о переселении  Шамиля в Ашильта и о том. что произошло до и после этого

Глава о сборе  войска унцукульцами против Шамиля

Глава о первом захвате Унцукуля в эпоху правления  Шамиля

Глава о битве  с андалальцами и хунзахцами в  Гоцатле

Глава о сборе  войска Шамилем для противостояния русским, когда они устремились  на Хунзах и о сражении ассабцев против него

Глава о сражении в Телетле и вступлении русских  в Ашильта

Глава о том, что  произошло у Шамиля с жителями Чирката, когда он находился там

Глава с разъяснением причин подготовки к боям Ахульго

Глава о бое  в Тарада Инхело

Глава о сражении в Аргвани

Глава о сражении при Ахульго

Глава о передаче Джамалуддина — сына Шамиля русским в качестве заложника для заключения перемирия

Глава о выходе Шамиля из Ахульго и о том трудном  и радостном, что он встретил после  этого, пока не дошел до селения Шатой

Глава о приходе  к Шамилю шатоевцев и остальных  чеченцев

Глава о начале сбора войск Шамилем после  того, как он остановился в Шатое

Глава о том, что  произошло между Шамилем и  тем человеком, у которого он выколол  глаза

Глава об ишкартынском и других сражениях

Глава о нападении  на Саид-Юрт

Глава о взятии Гельбаха третий раз и нападении  на Назрань

Глава о приходе  русских в Чиркей и постройке  там крепости

Глава о втором захвате Унцукуля, а также Гимр и Балахан

Глава о взятии Куяда войском Джавадхана

Глава о взятии Казикумуха первый раз

Глава о втором сражении в Казикумухе

Глава о нападении  на Ичкерию

Глава о нападении  на Игали

Отступление от темы

Глава о начале отливки пушек, при помощи которых  усилилось могущество имама, и чем  из рук неверных были взяты многочисленные крепости

Глава о нападении  на Чеберлой

Введение


Среди немногих, известных  науке в арабском оригинале источников для истории Северного Кавказа XIX в., хроника Мухаммеда Тахира ал-Карахи «Блеск дагестанских шашек в некоторых шамилевских битвах» занимает основное и ведущее место. Довольно значительная по объему, содержащая массу фактического материала, касающегося внешней и, главное, внутренней сторон жизни государства Шамиля, хроника является одним из тех местных первоисточников, без использования которых в наше время вообще нельзя обойтись при детальном и всестороннем изучении данного периода истории.

Автор хроники — современник большинства описанных им событий — в течение 8 лет (1850–1858 гг.) жил в резиденции Шамиля — Дарго. Исполняя при Шамиле обязанности «писца», как он сам неоднократно указывает, Мухаммед Тахир, естественно, был хорошо осведомлен о всех происходивших в его время событиях. Здесь же, в Дарго, он составил и основную часть своей хроники. Источниками устной информации служил сам Шамиль или же лица, бывшие участниками или очевидцами передаваемых событий. В ряде случаев привлекались письменные документы (послания, письма и пр.) и поэтические произведения других авторов. Обстоятельства составления хроники позволяют рассматривать ее, если не целиком, то в основной части, как вполне надежный исторический источник, вышедший из-под пера современника описываемого периода.

Биографические сведения об авторе хроники крайне скудны и  отрывочны; ряд из них имеется  в самом его произведении.

Родился он, как указывает  его имя, в Карахе, вероятно, в  конце XVIII или в первом десятилетии XIX в. Арабистическое образование получил он у себя на родине у хаджи Дибира ал-Хунухи ал-Карахи 1). Круг его ученых занятий можно определить лишь предположительно. Судя по характеру его последующей деятельности и содержанию его литературных произведений, основными науками, в области которых специализировался Мухаммед Тахир, были арабский язык, мусульманское право и поэзия. Первое из известных нам его поэтических произведений относится к 1832 г. Это была элегия на смерть первого

1) См. текст хроники, стр. 54, примечание 9 (араб.).


[4]

имама Дагестана — Гази Мухаммеда. К этому времени Мухаммед Тахир, очевидно, закончил свое образование, так как он величает себя уже «стремящимся к истине ученым» 1).

Второе дошедшее до нас  его поэтическое произведение относится  к 1837 г. Оно включено Мухаммедом Тахиром в свою хронику. Это касыда, написанная в связи с проникновением русских в Ашильту. При защите Ашильты погиб его учитель Дибир ал-Хунухи. Мухаммед Тахир обращается к Аллаху с просьбой о даровании сторонникам Шамиля победы над русскими и благославляет прах погибшего своего устаза 2). Можно с известной долей уверенности предположить, что, кроме упомянутых двух касыд, к тому времени у него были и другие литературные или поэтические произведения, однако нам они еще не известны. Ничего мы не знаем и о характере его практической деятельности до поселения в Дарго. Впервые упоминание о нем, как о «скромном писце» при Шамиле в Дарго, мы находим в самой хронике. В «Главе о назначении сына Шамиля Гази Мухаммеда наибом Караляля» (это назначение имело место в конце 1850 г.) Мухаммед Тахир сообщает: «В эту зиму впервые началось мое житье у имама в Дарго» 3). Жил он в Дарго «до тех пор, пока не умер мой отец во время между возвращением сына имама Джемаль ад-Дина и приходом русских в Буртунай для закладки там крепости» 4), т. е. до июля-августа 1858 г.

После падения Дарго Шамиль с небольшим числом оставшихся верных ему приближенных и членами своей  семьи с боями отходил к  Гунибу. Мухаммеда Тахира не было в  числе поднявшихся на Гуниб, он, вероятно, остался в занятом русскими войсками Дарго.

Во время осады Гуниба он был одним из трех посредников, посланных русским командованием  к Шамилю для переговоров о  сдаче 5). Посредников Шамиль на Гуниб не пустил, и Мухаммед Тахир вернулся обратно, не выполнив возложенной на него миссии.

После падения Гуниба и  сдачи Шамиля Мухаммед Тахир переселился  в Темир-хан-Шуру, где и жил  до конца своих дней, исполняя обязанности  кадия 6), а впоследствии — старшего кадия дагестанского народного суда. К последнему периоду его деятельности относится и ряд его произведений по вопросам мусульманского права и юриспруденции. Некоторые из этих произведений до нас дошли в арабском оригинале 7), другие известны только по случайным упоминаниям их названий 8). Несколько больших писем на юридические темы,

1) Арабская рукопись исторических произведений дагестанских ученых. Рукописный отдел Института востоковедения Академии наук СССР, № 3339, л. 7а. 
2) Касыду, см. стр. 54 (араб.). 
3) Стр. 175 и 176, примечание (араб.). 
4) Стр. 176 (араб.). 
5) Стр. 197 (араб.). 
6) Асари Дагестан. Сборник материалов для описания местностей и племен Каказа, вып. 46, Махачкала, 1929, стр. 37. 
7) См. указанную арабскую рукопись, лл. 95–100 (о штрафах и наказаниях в государстве Шамиля). 
8) Так, например, из писем Мирзы Мавраева к сыну Мухаммеда Тахира Хабилуллаху известно о его сочинении Шарх ал-Мафруд,


[5]

написанных им как участником полемики о «назре» (пожертвовании на благотворительные и богоугодные цели) с Али Аджи, кадием селения Акуши, — мы имеем опубликованными на русском языке 1). Факт участия в данной полемике указывает на то, что он пользовался широкой известностью и авторитетом в местных мусульманских кругах. Из заключительной статьи полемики видно, что он поддерживал переписку и с рядом мекканских и египетских ученых 2). Его авторитет и всесторонние знания мусульманского права и истории ислама неоднократно использовались и русскими властями: кроме выполнения обязанностей кадия и участия в упомянутой полемике о «назре», он привлекался для выработки законодательства о «сейидах» 3).

Умер Мухаммед Тахир в 1882 г.

______

Причины, побудившие Мухаммеда  Тахира приступить к составлению  данной хроники, нам известны из послесловия  к хронике сына автора, Хабибуллаха, продолжавшего и редактировавшего труд отца после его смерти 4). Инициатива по составлению хроники исходила от самого Шамиля, желавшего «собрать и записать рассказы про случившееся в его время» 5).

Как уже указывалось выше, в течение восьмилетнего пребывания в Дарго, резиденции Шамиля, Мухаммед Тахир составил основную часть хроники; здесь он довел описание событий  до 1858 г. (возвращение сына Шамиля Джемаль ад-Дина из русского плена). Первые же записки относятся к 1830–1831 гг. — началу деятельности имама Гази Мухаммеда. Эта часть хроники, охватывающая период в 27–28 лет, является наиболее ценной по содержанию и достоверности. Большинство изложенных в ней событий записано непосредственно со слов самого Шамиля и его приближенных, участников или очевидцев передаваемых событий. В ряде случаев автор указывает имена своих информаторов, в их числе и Шамиля 6), или называет те письменные источники, из которых он взял отдельные отрывки 7). В большинстве же случаев он ограничивается лаконичными оговорками: «сообщил мне человек, заслуживающий доверия», «передают», «рассказывают» и т. п.

Мухаммед Тахир не ограничивается описанием событий, происходивших  на стороне Шамиля, он стремится  также собрать и сведения о  положении в лагере

1) Сборник сведений о кавказских горцах, вып. V. Тифлис, 1871, стр. 8–10, 17–24 и 33–37. 
2) Там же, стр. 40. 
3) И. Крачковский. Новые рукописи истории Шамиля. Исторический архив, т. II, Изд-во Акад. наук СССР, 1939, стр. 7. 
4) Стр. 256 (араб.). 
5) Там же. 
6) См., например, описание обстоятельств избиения аварских ханов, стр. 34 (араб.). 
7) Послание имама Гази Мухаммеда, стр. 12, 13, стихи из его же сочинения, стр. 10, 11 (араб.).


[6]

русских войск. Информации о  событиях среди русских он получает от лиц, побывавших при тех или  иных обстоятельствах в лагере русских. «Со слов Исмаила сына Джемал ал-Чиркави, бывшего в то время с русскими», передано содержание бесед последнего с генералом Пантелеевым 1), о потерях русских при осаде Ахульго сообщается «со слов Джавад-хана, который раньше служил у русских», причем Джавад-хан сообщал, в свою очередь, те сведения, которые он вычитал в «военных ведомостях», будучи в крепости Кизляр 2). Такие же «ведомости», сообщавшие о потерях русских войск в борьбе с первым имамом Гази Мухаммедом, читал в Дербенте Хусейн ал-Гимри 3). Сведения о событиях, происходивших в лагере русских войск во время осады Ахульго, изложены со слов верного помощника Шамиля — Юнуса. Юнус находился несколько дней в лагере осаждающих во время перемирия, так как он сопровождал выданного в аманаты сына Шамиля Джемаль ад-Дина. Его рассказы выделены в специальное «Дополнение» 4).

Крайне интересны сообщения  хроники о событиях, имевших место  в лагере Воронцова во время его  неудачной экспедиции в 1845–1846 гг. Здесь дана подробная характеристика неуравновешенной натуры самого Воронцова 5), приведены тексты двух адресованных ему писем: одно из них «от царя» 6), второе — анонимное — было подброшено в его канцелярию в Тифлисе 7). Кроме того, приведен ряд личных высказываний Воронцова. Все эти сведения могли исходить только от лица, если не близко знавшего, то, во всяком случае, лично неоднократно видевшего Воронцова и вращавшегося среди его приближенных. Вероятно, информатором этих сообщений хроники Мухаммеда Тахира был один из русских офицеров, при тех или иных обстоятельствах очутившийся в лагере Шамиля. Обычный горец из иррегулярных войск не мог, при всей его наблюдательности, так тонко подметить ряд тех мелких деталей из жизни и традиций русских войск, которые сообщает Мухаммед Тахир (содержание писем, помещение их в газетах, помимо желания Воронцова, отмена Воронцовым военного салюта и пр). К сожалению, для этой части хроники Мухаммед Тахир не указывает имен своих информаторов; он здесь повсюду ограничивается обычными для него «нам сообщили», «рассказывают» и пр.

Информация о работе Иудаизм в Дагестане