Иудаизм в Дагестане

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:04, диссертация

Краткое описание

Среди немногих, известных науке в арабском оригинале источников для истории Северного Кавказа XIX в., хроника Мухаммеда Тахира ал-Карахи «Блеск дагестанских шашек в некоторых шамилевских битвах» занимает основное и ведущее место. Довольно значительная по объему, содержащая массу фактического материала, касающегося внешней и, главное, внутренней сторон жизни государства Шамиля, хроника является одним из тех местных первоисточников, без использования которых в наше время вообще нельзя обойтись при детальном и всестороннем изучении данного периода истории.

Оглавление

Введение
Блеск горских сабель в некоторых Шамилевских битвах
Глава о начале деяний Газимухаммада
Глава о начале сбора войск Газимухаммадом
Глава о первой битве в Хунзахе
Глава о битве Хамзата в Джар-Тала
Глава о первой битве в крепости Агач
Глава о битве у Таркинской крепости
Глава об осаде Эндиреевской крепости и сражений в Акташ-Аухе
Глава о взятии крепости Кизляр
Глава о второй битве в крепости Агач
Глава о сборе войска Газимухаммадом и походе в Чечню
Глава о сражении, в котором пал мучеником Газимухаммад и был ранен Шамиль
Глава о том, что произошло у Шамиля и гимринцев после того
Глава о назначении Хамзата халифом и разъяснение о его битвах
Глава о битве при Ругуджа, из-за которой перепугались мунапики той стороны и увеличилась сила мюридов
Глава об убийстве хунзахских главарей и что тогда произошло
Глава о выступлении Хамзата на Салта и разъяснение о его гибели от рук хунзахцев
Глава о начале халифата Шамиля и о том, что он тогда испытал
Глава о переселении Шамиля в Ашильта и о том. что произошло до и после этого
Глава о сборе войска унцукульцами против Шамиля
Глава о первом захвате Унцукуля в эпоху правления Шамиля
Глава о битве с андалальцами и хунзахцами в Гоцатле
Глава о сборе войска Шамилем для противостояния русским, когда они устремились на Хунзах и о сражении ассабцев против него
Глава о сражении в Телетле и вступлении русских в Ашильта
Глава о том, что произошло у Шамиля с жителями Чирката, когда он находился там
Глава с разъяснением причин подготовки к боям Ахульго
Глава о бое в Тарада Инхело
Глава о сражении в Аргвани
Глава о сражении при Ахульго
Глава о передаче Джамалуддина — сына Шамиля русским в качестве заложника для заключения перемирия
Глава о выходе Шамиля из Ахульго и о том трудном и радостном, что он встретил после этого, пока не дошел до селения Шатой
Глава о приходе к Шамилю шатоевцев и остальных чеченцев
Глава о начале сбора войск Шамилем после того, как он остановился в Шатое
Глава о том, что произошло между Шамилем и тем человеком, у которого он выколол глаза
Глава об ишкартынском и других сражениях
Глава о нападении на Саид-Юрт
Глава о взятии Гельбаха третий раз и нападении на Назрань
Глава о приходе русских в Чиркей и постройке там крепости
Глава о втором захвате Унцукуля, а также Гимр и Балахан
Глава о взятии Куяда войском Джавадхана
Глава о взятии Казикумуха первый раз
Глава о втором сражении в Казикумухе
Глава о нападении на Ичкерию
Глава о нападении на Игали
Отступление от темы
Глава о начале отливки пушек, при помощи которых усилилось могущество имама, и чем из рук неверных были взяты многочисленные крепости
Глава о нападении на Чеберлой

Файлы: 1 файл

Книга Блеск Шамилевских сабель....docx

— 352.29 Кб (Скачать)

______

Вся работа по подготовке и  изданию данной хроники и русского с нее перевода велась мною под  непосредственным руководством и контролем  акад. И. Ю. Крачковского. Его строгая требовательность и в то же время неизменная внимательность дали мне возможность справиться с поставленной задачей.

Девять лет тому назад  И. Ю. Крачковский первый поставил вопрос о необходимости изучения дагестанских арабоязычных произведений как весьма ценных источников для истории народов СССР. Затем он взял на себя инициативу подготовки ряда переводов наиболее важных из этих источников и издания их в арабском оригинале. Выход в свет хроники Мухаммеда Тахира ал-Карахи в арабском оригинале и русском переводе — первый результат этой его инициативы 2).

А. Барабанов

июнь 1941 г.

1) В материалах А. М. Барабанова рукопись упомянутого указателя не была найдена, и он не мог быть напечатан. 
2) Последние части настоящей работы, равно как и предисловие, печатаются без окончательного просмотра и корректур издателя, который с начала войны находился на фронте. В связи с этим редактор не имел возможности проверить ряд мест в арабском тексте, казавшихся искаженными, равно как удалить недоразумения в глоссарии и указателе, или восполнить пробелы, оставленные издателем до набора всей работы. Можно все же надеяться, что и в таком виде текст, печатавшийся по необходимости спешно, послужит основательной базой для углубленного изучения этого важного памятника.


Блеск горских сабель в  некоторых шамилевских битвах


Создал  эту книгу Мухаммадтахир Карахский

Во имя Аллаха милостивого, милосердного. На все воля великого Аллаха. Хвала — Аллаху, который возвысил борцов за веру великой наградой над теми, кто сидит по домам. Да будут благословение и приветствие всевышнего Аллаха над нашим пророком Мухаммедом, его семьей и его сподвижниками, а также над их последователями на поприще священной войны, учения и обучения.

 

А далее:

На протяжении последних  веков дагестанцы (1) считались мусульманами. У них, однако, не имелось людей, призывающих к проведению в жизнь исламских решений и запрещающих мерзкие с точки зрения мусульманства поступки. Дагестанцы руководствовались тогда обычным правом (расм) (2). Мало того, дагестанские кадии толкали народ к использованию обычного права, восхваляли главарей (раис) за проведение этого права в жизнь и его развитие, и даже обозначали его термином «адлу» (3).

А сколь мерзкими были их поступки при встречах и общении, особенно с неверными русскимиа). Дагестанцы ходили вместе с ними даже воевать против мусульман. Дагестанцы общались с неверными днями и ночами — общались деды, их дети, внуки и братья. Дагестанцы отдавали неверным в залог своих сыновей, ища для себя милостей. Дагестанцы делали своими правителями разных идолишь из числа неверных или своего дагестанца, чьим поведением, однако, были довольны неверные. Дагестанцы предпочитали службу императору (патишах), искали его

а) К — приписка: Мюрид — на языках тех, кто проживал в стране (вилаят) имама Шамиля — это тот, кто действует шариатским управлением и повинуется ему, хотя бы внешне. Мунапик — кто присоединился к неверному врагу, убежал к нему или поселился под его управлением; его именуют так даже если будет искренним правоверным. 
В этих двух значениях эти два слова употреблены в этой книге в ряде мест.


[18]

расположения, одобряли его  политику и считали ее вещью крайне необходимой для становления  своей мирской и загробной  жизни. Законы же мусульманской религии, которые установил для них  всевышний Аллах, эти дагестанцы считали порочными и гибельными, а ведь «Мы принадлежим Аллаху и к нему мы [после смерти] возвратимся»а).

Затем, однако, всевышний  Аллах оказал дагестанцам милость — послал ученого исследователя, храбреца, познавшего Аллаха, мученика за веру, которому подчинялись, Газимухаммада — да будет благословенна его тайная святая и похвальная мысль! — для: возобновления изучения шариатских законов (4), выпрямления искривлений, имевшихся в высокой мусульманской общине, введения забытых ранее исламских церемоний и исполнения предписаний Корана, заброшенных с давних времен.

Затем Аллах поставил на место Газимухаммада мудрого  ученого, доблестного храбреца, отважного  мученика за веру, потомка благороднейших из неарабов (аджам) Хамзата и направил его по пути Газимухаммада. Да будет ему земля пухом, а рай — обителью!

Затем Аллах направил ученого, познавшего Аллаха, внушающего почтение и симпатии, борца за веру, стойкого против мощной силы и бедствий, чьи  результаты в священной войне  получили известность на западе и  востоке до такой степени, что  его упоминали в своих молитвах с пожеланием победы, завоеваний, успехов  и долголетия люди, пребывающие в  Мекке и Медине, шейхи Балха (5) и Бухары (6), прочие праведники из различных стран света, а петербуржцы, москвичи и сибиряки были в восхищении — Шамиля.

Этоб) произошло лишь по милости всеведущего Аллаха!

Эти личности породили удивительные события, великие сражения, бросаясь при этом лично на явную гибель в противостоянии могущественным русским  и вражде с их помощниками-вероотступниками, ренегатами по отношению к мусульманской  религии. А ведь они действовали  в стране с чрезвычайно ограниченными  средствами к существованию, с малочисленным  населением и нехваткой снаряжения, большая часть населения которой  предалась неверным в жадном устремлении  к тому, что находилось у них  в руках и предпочитая ад.

Мы описали некоторые  из тех событий и сражений для  того, чтобы они послужили примером на будущее, наставлением для вдумчивых, образцом для проницательных. Назвали мы этот труд:

а) Коран. 
б) Б, К — приписка: «То есть упомянутое о его блестящей и высокой личности». К имеет дополнительную приписку: «Посмотри “Сражения при Ахульго”».


[19]

«Блеск горских сабель в некоторых шамилевских битвах». Дело в том, что Шамиль — очевидец мученической гибели за веру Гази-Мухаммада и Хамзата, человек, отличившийся в большинстве сражений и при [ликвидации] величайших раздоров.

Сбор же и запись всех подробностей этих сражений заполнили  бы целые тома, слушание содержания которых поразило бы слух и разум. Всевышний Аллах в состоянии  сотворить то, что Он желает. Он — патрон и прекрасный помощника).

Глава о начале деяний Газимухаммада


[1826/27 г.]

В тысяча двести сорок втором (1826/27) году — когда всевышний Аллах пожелал обновленияб) своей религии, отделения приятного от мерзкого и прославления одних горцев удачными битвами, а других мученической гибелью за веру — выступил некий муж, не имевший родственников (ашира), у которых бы он укрывался (7), и власти, дающей силу над теми, кого богатства приучали к роскоши, а обилие вина привело в возбуждение. Это был направленный к истине милостью небес ученый Газимухаммад Гимринский (Гимрави) — да будет благославенной его тайная мысль!

Он призвалв) людей: считать обязательными для себя решения шариата и действовать согласно им, а также отвергнуть обычное

а) Предисловие рукописи А: «Во имя Аллаха милостивого и милосердного. Хвала Аллаху, который обновляет светлейшую мусульманскую религию в начале каждого века, как то сказал лучший из пророков Мухаммед. Да благославит Аллах и приветствует его самого, его 

его сподвижников — богобоязных имамов! 
А далее: 
Это — книга, в которой упомянуты события, произошедшие в Дагестане в последние годы. Создал ее ученый Мухаммадтахир Карахский-Дагестанский, а отредактировал, как это требуется для печатного издания, его сын. Успех и польза достигаются благодаря лишь всевышнему Аллаху. 
На протяжении последних веков дагестанцы считались мусульманами. У них, однако, не имелось людей, призывающих их придерживаться исламских решений. Большая часть приговоров, имевших место среди них, разрешалась согласно обычному праву (расм). Кадии дагестанцев, за исключением немногих, воздерживались от [шариатских] приказов и запретов, вместе с невежественными людьми пили вино, развлекались и курили». 
б) К — «напряжение». 
в) А — «... возбуждение. Он поднялся и начал усердно изучать науку, говоря: «Я изучаю науку только лишь для проведения в жизнь дела религии. Это был Газимухаммад Гимринский-Дагестанский — да помилует его всевышний Аллах! Когда же он подробно изучил науки, то призвал...»


[20]

право и полностью оставить его. Он загремел, как гром, сверкнул, как молния и создал трактат, в  котором обвинил в неверии  приверженцев адата, названный потом  «Блистательным доказательством отступничества старшин (ариф)Дагестана».

Он сочинил об этом и  следующее стихотворение:

Нормы обычного права — собрания трудов поклонников сатаны.

Господь еще рассудит между Мухаммедом и сатаной, который  создал для гибнущих подлое обычное право.

Если последователь  пророка получает прочную путеводную нить,

то сторонники обычного права не получат даже слабейшего помощника.

Они еще узнают: кто из них двоих исполняет  обещания, — 
когда однажды увидят сатану хмурым. 
Милостивый Аллах ведь отдалил людей, любивших обычное право 
от райского водоема в день тайных помыслов!

Если сторонник  обычного права будет равным шариатисту,

то значит в нашей среде нет разницы между праведником и нечестивцем.

Для чего же посылались пророки, установлены божественные законы, 
и ниспослан Коран с этими предзнаменованиями? 
Как же можно жить в доме: где не имеет отдыха сердце, где власть Аллаха не приемлема?

Где святой ислам  отрицают,

а крайний невежда  выносит приговоры беспомощному человеку? 
Где презреннейший считается славным, а развратный — справедливым, где мусульманство превращено в невесть что?

Где человек, отдающий приказ о совершении благодеяний, подозревается  в том, что он портит,

а запрет порицаемого исламом оказывается не имеющим силы?

Если бы жизнь  пророка была продлена до этого времени,

то его индийский  меч был бы обнажен!

[21]

Если кто-либо из людей возразит этому, то я скажу  ему:

«Выступать с  отрицаниями экспромтом неразумно».

О, отчужденный от исламского мира! Ты двинулся вечером в путь. 
Так приветствуй же того, кто похоронен в земле —

Благородного пророка-хашимита (8), у которого ищут заступничества,

Посланника Аллаха — могучего Мухаммеда.

Все эти люди разбрелись к нынешнему времени из-за бедствий и вражды.

Их беспокоят  свое положение и свои дела, а  не исполнение заповедей Аллаха, запрет осужденного исламом и верный путь. 
Из-за своего характера и грехов они раздробились и ими стали править неверные и враги. 
Я выражаю соболезнование горцам и другим в связи со страшной бедой, поразившей их головы. 
И говорю, что если вы не предпочтете покорность своему Господу, то да будьте рабами мучителей.

Характер горцев после  всяких отговорок, наконец, смягчился. Они согласились на принятие шариатаа).

[1828 г.]

Газимухаммад пошел в  город чиркеевцев (чирка) (9) и призвал их к шариату. Они согласились примерно за месяц. Группы людей (кавм) (10) волей-неволей одна за другой стали его последователями.

[1829 г.]

Один надежный человек  рассказал мне со слов слуги старого  шамхала (11), что Газимухаммад в одиночку разгневанным пришел к шамхалу и грубо сказал ему: «Вводи шариат в своем вилаяте (12)». У шамхала изменился цвет лица, он размяк и сказал: «Я сделаю это, сделаю». С этим Газимухаммад и ушел, а шамхал сказал слуге: «Ей богу, я был близок к тому, чтобы намочить в штаны в страхе от него». Казалось одно время, что шамхал вроде бы подымается ради совершения того дела, но так он никуда и не продвинулся (13).

а) А — приписка: «то есть на принятие шариатских решений».


[22]

Затем, через ученого Мухаммада-эфенди Ярагскогоа) (14) и Джамалуддина Казикумухского (Газигумуки) (15) — да помилует их обоих всевышний Аллах! — распространилась в горах благодать шейхов тариката (16). Для проведения в жизнь шариатских решений эта благодать была как весенний дождь для ростков растений.

Газимухаммад написал  послание в адрес различных краев  областей, в котором присутствовало дружелюбие по отношении к правоверным  и угрозы бунтовщикам, высокомерно  отказывающимся от истины.

Вот копия ее текста:

«Во имя Аллаха милостивого, милосердного. Он — всевышний Творец, к которому обращаются за помощью.

Наше дело идет. Мы — рабы всевышнего Аллаха, люди мощные, побеждающие любого грубого тирана.

Каждому кто противодействует шариату и противится образу жизни  людей благонравных.

Привет тем, «кто внимает  словам Аллаха, следует лучшему из них»б) и принимает ислам в качестве своей религии.

А далее:

Эй, вы, мерзавцы!

Знаете, что мы принесли в  жертву наши души и нашу жизнь ради возвышения слов всевышнего Аллаха. Мы запродали себя страстно желая угодить всевышнему Аллаху.

«Если у вас будет какая-либо хитрость, то применяйте еев), но пусть грядущее положение ваших дел будет ясным для вас. Не выжидайте, ибо «когда мы спустимся на территорию какого-либо племени, утро для выжидающих окажется неприятным»г). Если вы раскаетесь, то ваше имущество будет принадлежать вам. «Не притесняйте других и вас не будут притеснять»д).

Информация о работе Иудаизм в Дагестане