Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:04, диссертация
Среди немногих, известных науке в арабском оригинале источников для истории Северного Кавказа XIX в., хроника Мухаммеда Тахира ал-Карахи «Блеск дагестанских шашек в некоторых шамилевских битвах» занимает основное и ведущее место. Довольно значительная по объему, содержащая массу фактического материала, касающегося внешней и, главное, внутренней сторон жизни государства Шамиля, хроника является одним из тех местных первоисточников, без использования которых в наше время вообще нельзя обойтись при детальном и всестороннем изучении данного периода истории.
Введение
Блеск горских сабель в некоторых Шамилевских битвах
Глава о начале деяний Газимухаммада
Глава о начале сбора войск Газимухаммадом
Глава о первой битве в Хунзахе
Глава о битве Хамзата в Джар-Тала
Глава о первой битве в крепости Агач
Глава о битве у Таркинской крепости
Глава об осаде Эндиреевской крепости и сражений в Акташ-Аухе
Глава о взятии крепости Кизляр
Глава о второй битве в крепости Агач
Глава о сборе войска Газимухаммадом и походе в Чечню
Глава о сражении, в котором пал мучеником Газимухаммад и был ранен Шамиль
Глава о том, что произошло у Шамиля и гимринцев после того
Глава о назначении Хамзата халифом и разъяснение о его битвах
Глава о битве при Ругуджа, из-за которой перепугались мунапики той стороны и увеличилась сила мюридов
Глава об убийстве хунзахских главарей и что тогда произошло
Глава о выступлении Хамзата на Салта и разъяснение о его гибели от рук хунзахцев
Глава о начале халифата Шамиля и о том, что он тогда испытал
Глава о переселении Шамиля в Ашильта и о том. что произошло до и после этого
Глава о сборе войска унцукульцами против Шамиля
Глава о первом захвате Унцукуля в эпоху правления Шамиля
Глава о битве с андалальцами и хунзахцами в Гоцатле
Глава о сборе войска Шамилем для противостояния русским, когда они устремились на Хунзах и о сражении ассабцев против него
Глава о сражении в Телетле и вступлении русских в Ашильта
Глава о том, что произошло у Шамиля с жителями Чирката, когда он находился там
Глава с разъяснением причин подготовки к боям Ахульго
Глава о бое в Тарада Инхело
Глава о сражении в Аргвани
Глава о сражении при Ахульго
Глава о передаче Джамалуддина — сына Шамиля русским в качестве заложника для заключения перемирия
Глава о выходе Шамиля из Ахульго и о том трудном и радостном, что он встретил после этого, пока не дошел до селения Шатой
Глава о приходе к Шамилю шатоевцев и остальных чеченцев
Глава о начале сбора войск Шамилем после того, как он остановился в Шатое
Глава о том, что произошло между Шамилем и тем человеком, у которого он выколол глаза
Глава об ишкартынском и других сражениях
Глава о нападении на Саид-Юрт
Глава о взятии Гельбаха третий раз и нападении на Назрань
Глава о приходе русских в Чиркей и постройке там крепости
Глава о втором захвате Унцукуля, а также Гимр и Балахан
Глава о взятии Куяда войском Джавадхана
Глава о взятии Казикумуха первый раз
Глава о втором сражении в Казикумухе
Глава о нападении на Ичкерию
Глава о нападении на Игали
Отступление от темы
Глава о начале отливки пушек, при помощи которых усилилось могущество имама, и чем из рук неверных были взяты многочисленные крепости
Глава о нападении на Чеберлой
а) Коран.
[52]
стены, а если нет, то что мне от тебя? Ты ведь изгажен солдатским калом»; они в прошлом испражнялись на его плоской крыше. Шамиль вышел наружу и тут его встретила мать, которая плакала и говорила: «Куда же ты идешь? Как же ты меня оставляешь?» Шамиль ответил: «Я далеко не ухожу. Я перебираюсь в твое селение, в Ашильта» (155) — его мать была оттуда, — «Если ты желаешь, то я отвезу туда и тебя, после того, как будут переправлены женщины и дети». Мать перебралась тогда в Ашильта, но за тем возвратилась назад в Гимры и там умерла, — да простит ее всевышний Аллах!
Шамиль прожил в Ашильта около двух лет. Ашильтинцев он нашел буйными, подобными стаду ослов, выпущенных на пустошь. Он прочел им проповеди, дал приказы и установил запреты, после чего они стали как будто бы послушными и покорными.
Однажды ночью, однако, пришел знакомый мальчик и говорит: «В доме одной женщины сидят мужчины и женщины вперемежку и занимаются лущением кукурузы и сортировкой ее зерен. А ты же ведь запретил такое смешение». Шамиль спросил мальчика; «Ты пойдешь со мной показать тот дом?» Он ответил: «Да». Шамиль тогда встал, вооружился, взял толстую трость и пошел. Остановился он только перед дверьми. Найдя их запертыми, Шамиле прислушался к находящимся внутри. По голосу он узнал среди собравшихся своего родственника по имени Инус. Строгим голосом Шамиль подозвал его и сказал: «Открой дверь». Тот боязливо встал и открыл дверь. Шамиль зашел к занимавшимся лущением, ударил мужчин тростью и выбранил за мерзостное смешение. Он отчитал их, и они убежали. Осталось лишь несколько женщин по углам дома. Тут Шамиль спросил: «Где хозяйка этого дома?» Та поднялась и сказала: «Это я — готовая пожертвовать жизнью за тебя». Шамиль хорошенько поругал ее и затем возвратился назад.
На другой день из-за того происшествия двое мужчин подрались, и при этом оба отказались принять наказание(тазир). Народ же в Ашильта проявил снисходительность в вопросе их принуждения к этому. Тогда Шамиль встал, вооружился, взял книгу, уселся на ашильтинском годекане, положил книгу перед собой и сказал: «Сегодня день размежевания между выполняющими шариат и отвергающими его. Поэтому, если вы пойдете, приведите ту парочку и принудите ее к принятию наказания, то и делу конец. В противном же случае я пойду в одиночку и сражусь с ними обоими из-за этого. Я затем попрошу помощи в окрестных местах, и тогда придут те, которые будут сражаться с вами и искоренят вас. Вы что же, считаете, что тех, кто помогает шариату устанавливает его уже не осталось? Всевышний Аллах не оставит мусульманскую религию и ее адептов на произвол судьбы.
[53]
Напротив, он поможет последним возвеличить ее.» Тут ашильтинцы набросились на тех двух мужчин, как львы, и притащили их для совершения наказания. С того дня под влиянием шариата ашильтинцы стали мягкими. А ведь то время было временем сильного осуждения взаимной ненависти и вражды между людьми, проживающими в Дагестане, в связи с чем ослабла мощь шариата и усилилось высокомерие мунапиков, чьи голоса возвысились, а головы поднялись.
Глава о сборе войска унцукульцами против Шамиля
[1836 г.]
За то время унцукульцы три раза собирали войско против Шамиля, но всевышний Аллах через это лишь сильно принизил их и обесчестил.
*Во время одного собрания унцукульцев против Шамиля он написал им письмо следующего содержания: «Эй, унцукульцы! Не касайтесь пальцами ваших рук задницы медведя. Он вас униничтожит». После уже подчинения унцукульцев и укрощения их могуществом Шамиля один из равнинных мунапиков познакомился с этим посланием и сказал примерно следующее: «Вы только посмотрите, сколь истинными была слова этого человека, и сколь безобразной, сколь массовой была гибель людей среди унцукульцев»а).
Один раз, к примеру, унцукульцы вывели против ашильтинцев (иш) рассыльных из [всех] областей хиндалальцев, которые потребовали, чтобы те удалили Шамиля из своего селения. Ашильта испугались рассыльных: что они попортят их пашни и фрукты. Поэтому они попросили Шамиля, чтобы он вышел из Ашильта в какую-либо сторону, а затем, после возвращения рассыльных назад, вернулся бы к ним. Ашильтинцы настойчиво просили его об этом. Шамиль же указал на большой палец своей ноги и поклялся: «Если они потребуют от меня пошевелить ради них вот этим пальцем, то я и этого не сделаю». Затем он, со своими товарищами числом менее десяти, вооруженный, в кольчуге, в шлеме — как будто закованный в железо — вышел и остановился на холме, находящемся вдали от селения ашильтинцев, на виду у тех рассыльных. Со стороны последних к Шамилю подошел в качестве их посланника один мужчина, знакомый ему со времени учебы, и
а) А, К — отмеченный абзац отсутствует.
[54]
сказал: «Они просят тебя выйти из этого селения куда-нибудь в сторону и оставаться там, пока они не возвратятся назад, исполнив то, к чему их обязали вышестоящие, вплоть до Ахматханаа) (156), затем ты возвратишься сюда же». Шамиль, однако, обругал рассыльных, пригрозил им, произнес несколько грубых слов — как будто он командующийб) огромного войска — и поклялся, что ради них он не пошевелит и пальцем. Он сказал: «А ну-ка, пусть подойдет ко мне тот, кто собирается выгнать меня. Если ты посмеешь еще раз вернуться ко мне с такими словами, я непременно влеплю тебе пулю в лоб».
Когда этот посланец вернулся к рассыльным и передал им слова [имама] они в ужасе удрали оттуда, а Шамиль вместе с бойцами, которые были с ним на холме, помчался вслед за ними. Тут с другой стороны подоспели ашильтинские юноши, вследствие чего они захватили многих рассыльных и раздели их.
Другой раз унцукульцы, выступив против ашильтинцев, остановились на их пашнях и в их садах. Унцукульцы потребовали удалить Шамиля, то есть, чтобы ашильтинцы изгнали его из своего селения. Унцукульцы порубили и пожгли то, что находилось там и принадлежало ашильтинцам, а также повредили усадьбы стоявшие на ашильтинских хуторах (риф). Ашильтинцы же не хотели изгонять Шамиля, но при этом они мучались от того, что унцукульцы сделали им из-за него. И тут случилось так, что к Шамилю пришел один из ашильтинцев и говорит: «Наш мулла — ученый Али Кульзебскийв) (157) ведет между нами на годекане разговор, что Шамиль, мол, должен уйти из этого селения ради пресечения этой великой смуты, чтобы потушить ее». Шамиль пригласил тогда муллу к себе. Они оба уселись на скамью и немного побеседовали. Затем Шамиль спросил муллу: «Это что за разговор, который передают с твоих слов?» Тот ответил: «Я сказал это потому, что отсюда на Ашильта лезут хунзахцы» — и он показал на одну сторону, «отсюда — гумбетовцы. Лезут и отсюда и отсюда. Враги вызывают смуты, делают серьезным положение дел и в результате оно становится тяжким». Шамиль сказал тогда: «Эй, мулла! Потише! А если, к примеру, неверные повернут на Стамбульцев, осадят их в городе и потребуют изгнать из их среды султана (гункар)г) (158). Ты что же, дашь фетву (159) на изгнание его оттуда чтобы успокоить смуту и ради устранения вреда от
а) А — «обязали со стороны Ахматхана».
б) А — «старший».
в) А — приписка: «[Кульзеб] — одно из селений
Мукратля (Мукрат), расположенное в Казикумухской
стороне».
г) Б, В — «(хунгар)»; А — приписка: «Наименование
великого имама на аварском языке».
[55]
противостояния?» Мулла ответил: «Я не дал бы фетвы на это». И тогда Шамиль сказал: «А если так, то знай, что я — имам, подобный турецкому султану, а это селение для нас — подобно Стамбулу». Мулла спросил: «Ты что же, хочешь сказать, что я распространитель ложных слухов, ведущих к смутам?» Шамиль сказал: «Скорее я говорю, что ты самый злостный распространитель ложных слухов, ведущих к смутам, и за подобное распространение слухов тебе следует отрубить голову». Мулла после этого сразу вышел наружу, пожелтев от испуга.
Унцукульцы повернули затем из Ашильта на землю гимринцев, задумав: одних мужей из числа гимринцев перебить, а других мужей взять в плен. Они вначале пригласили гимринцев к себе [в лагерь]. Часть унцукульцев совершала в то время вечерний намаз под руководством некоего Мутаалимаа), другая часть, находившаяся позади молящихся, беседовала с гимринцами. Вдруг между ними возникло волнение и раздался крик. Мутаалим, прервав молитву, сразу спрыгнул с земляного возвышения и убежал. Унцукульцы убили тогда одного праведного мюрида и еще одного мужчину из Гимр, остальные гимринцыб) убежали. Унцукульцы также взяли в плен убегавшего Бартихана. А некоторые из гимринцев тем временем прокричали своим родственникам, находившимся в Гимрах: «Они убили того-то и того-то и взяли в плен того-то. Будьте осторожны». Те начали разбегаться и укрепляться против унцукульцев. Тут кто-то закричал на языке унцукульцев: (160) «Кто будет тихо сидеть в селении, тот — в безопасности».
Гимринцы находились в
таком вот взволнованном
а) Можно иначе: «одного ученика»,
но в списке В дается пояснение: «Это имя
мужчины».
б) В — пропуск.
[56]
ответили. Таким же образом, когда она встретила третью группу, ей опять не ответили на приветствие. Тогда женщина сказала: «Бедняги! Вы же не виноваты, если оказалось, что вы боязливые».
Шамиль пошел затем в Гимры и просидел там около недели. Что же касается того ученого Али Кульзебского, ашильтинского муллы, то — когда ему стало ясно, что лежит на сердце у мунапиков, когда он познал результаты их речей и деяний — он сказал ашильтинцам: «Я раньше говорил вам речи, но вы не приводите их теперь в качестве довода. Я раскаялся в этом, я отказываюсь от них. Шамиль создан именно для того дела, которое он творит. В этом деле он пользуется божественной поддержкой». После этого Али Кульзебский пошел к себе домой и сложил с себя обязанности муллы вплоть до возвращения Шамиляа); он как будто почувствовал тогда стыд перед ним (161).
Глава о первом захвате Унцукуля в эпоху правления Шамиля
[1836 г.]
Унцукуль был, кстати, захвачен еще и во второй и в третий раз в наказание за то, что унцукульцы собрали войско против Шамиля, о чем будет рассказано ниже.
Саид Игалинский — да помилует его всевышний Аллах! — с товарищами ушел к тому времени в Чечню для сбора войска оттуда. Там он, однако, и умер, как говорят, от яда.
Затем от чеченцев к Шамилю прибыл хаджи Ташавб) (162) с примерно сорока товарищами. С ними и со своими собственными товарищами Шамиль выступил в сторону селения Чирката, Чиркатинцы выказали Шамилю повиновение, правда, после намерения сразиться с мюридами и таким образом оказать им сопротивление, проявленного было Бисалилавом (163) и теми, кто следует за ним: как его сельчанами, так и жителями других мест. Затем мюриды пошли к селению инховцев (инхал), которых Шамиль подверг дрессировке, а затем — к селению Орота (164).
В Орота произошла перед этим сильная смута. Главой оротинских мюридов являлся тогда Аликул Хусайн (165), а главой мунапиков — Дибирхаджияв. Там было убито тогда около двенадцати мунапиков и около восьми мюридов. Поэтому Шамиль примерно с сотней
а) А — «до возвращения Шамиля
в Ашильта».
б) А — приписка; «В главе о начале
сбора войска Шамилем будет сказано,
что хаджи Ташав [родом] из Эндирея. Вдумайся
(от его сына)».
[57]
товарищей направился к оротинцам. Навстречу Шамилю вышли, чтобы пригласить его в Орота, хаджи Нурмухаммад Оротинский и еще один мужчина. Шамиль спросил их: «Сможете ли вы вдвоем провести нас в селение?» Они ответили: «Да» — и тогда мюриды пошли. Оротинцы сразу подчинились Шамилю, кроме засевших в замке — Дибирхаджиява и его последователей. Мюриды поэтому сразились перед замком с ними, а также — с теми хунзахскими мунапиками, которые выступили для оказания помощи своим оротинским друзьям и стояли за пределами селения. Затем в темноте проклятый Дибирхаджияв и те, кто был вместе с ним, убежали в Хунзах (Авар). Спасся он при этом переодевшись в женскую одежду (166).
Затем мюриды остановились в селении Харахи (хирик) (167) и тут на них напали: полки хунзахцев с одной стороны, андийцев — с другой, а также технуцальцы (тихнусалал) (168) и чеберлойцы (джарбилал) (169). Шамиль со своей группой атаковал тогда хунзахцев, а чеченцы (170) и их предводитель Газияв Андийский напали на андийцев. Все они были обращены в бегство под ударами мюридов и рассеялись. Из числа их удалось *после тогоа) проявить враждебность по отношению к Шамилю только хунзахцам.
Затем они, то есть воины Шамиля и он сам, подойдя со стороны харахинцев, остановились в садах унцукульцев с топорами в руках. Шамиль пригрозил унцукульцам порубить их деревья, и тогда они сдались ему (171). Шамиль назначил над ними наибом и одновременно кадием ученого Сурхая из Коло (Кулуви) (172).
Глава о битве с андалальцами и хунзахцами в Гоцатле
[1836 г.]
Шамиль со своими муртазиками выступил против буцринцев (буцун) (173). Те сразились с Шамилем и не позволили ему войти в Буцра. Шамиль остановился тогда в Оркачи (уркач) (174) у Муртазаласул Мухаммада (175).
Они посовещались между собой.
Те, кто прибыл вместе с Шамилем,
захотели было вернуться в родные
места, но он отказался, сказав: «Мы
не имеем права вернуться назад,
подобно собаке, которую мельник
отогнал от мельницы». После этого
Шамиль повел своих товарищей
через Гоцатль к мосту