Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:04, диссертация
Среди немногих, известных науке в арабском оригинале источников для истории Северного Кавказа XIX в., хроника Мухаммеда Тахира ал-Карахи «Блеск дагестанских шашек в некоторых шамилевских битвах» занимает основное и ведущее место. Довольно значительная по объему, содержащая массу фактического материала, касающегося внешней и, главное, внутренней сторон жизни государства Шамиля, хроника является одним из тех местных первоисточников, без использования которых в наше время вообще нельзя обойтись при детальном и всестороннем изучении данного периода истории.
Введение
Блеск горских сабель в некоторых Шамилевских битвах
Глава о начале деяний Газимухаммада
Глава о начале сбора войск Газимухаммадом
Глава о первой битве в Хунзахе
Глава о битве Хамзата в Джар-Тала
Глава о первой битве в крепости Агач
Глава о битве у Таркинской крепости
Глава об осаде Эндиреевской крепости и сражений в Акташ-Аухе
Глава о взятии крепости Кизляр
Глава о второй битве в крепости Агач
Глава о сборе войска Газимухаммадом и походе в Чечню
Глава о сражении, в котором пал мучеником Газимухаммад и был ранен Шамиль
Глава о том, что произошло у Шамиля и гимринцев после того
Глава о назначении Хамзата халифом и разъяснение о его битвах
Глава о битве при Ругуджа, из-за которой перепугались мунапики той стороны и увеличилась сила мюридов
Глава об убийстве хунзахских главарей и что тогда произошло
Глава о выступлении Хамзата на Салта и разъяснение о его гибели от рук хунзахцев
Глава о начале халифата Шамиля и о том, что он тогда испытал
Глава о переселении Шамиля в Ашильта и о том. что произошло до и после этого
Глава о сборе войска унцукульцами против Шамиля
Глава о первом захвате Унцукуля в эпоху правления Шамиля
Глава о битве с андалальцами и хунзахцами в Гоцатле
Глава о сборе войска Шамилем для противостояния русским, когда они устремились на Хунзах и о сражении ассабцев против него
Глава о сражении в Телетле и вступлении русских в Ашильта
Глава о том, что произошло у Шамиля с жителями Чирката, когда он находился там
Глава с разъяснением причин подготовки к боям Ахульго
Глава о бое в Тарада Инхело
Глава о сражении в Аргвани
Глава о сражении при Ахульго
Глава о передаче Джамалуддина — сына Шамиля русским в качестве заложника для заключения перемирия
Глава о выходе Шамиля из Ахульго и о том трудном и радостном, что он встретил после этого, пока не дошел до селения Шатой
Глава о приходе к Шамилю шатоевцев и остальных чеченцев
Глава о начале сбора войск Шамилем после того, как он остановился в Шатое
Глава о том, что произошло между Шамилем и тем человеком, у которого он выколол глаза
Глава об ишкартынском и других сражениях
Глава о нападении на Саид-Юрт
Глава о взятии Гельбаха третий раз и нападении на Назрань
Глава о приходе русских в Чиркей и постройке там крепости
Глава о втором захвате Унцукуля, а также Гимр и Балахан
Глава о взятии Куяда войском Джавадхана
Глава о взятии Казикумуха первый раз
Глава о втором сражении в Казикумухе
Глава о нападении на Ичкерию
Глава о нападении на Игали
Отступление от темы
Глава о начале отливки пушек, при помощи которых усилилось могущество имама, и чем из рук неверных были взяты многочисленные крепости
Глава о нападении на Чеберлой
Глава о начале халифата Шамиля и о том, что он тогда испытал
[1834 г.]
Хамзат еще раньше завещал халифат Шамилю. Поэтому после его убийства собрание благородных ученых [без колебаний] возложило звание халифа на Шамиля. Последний, однако, принял его только после долгих отказов. Ученые чуть было даже не разошлись без принятия решения.
Когда Шамиль услышал об убийстве Хамзата, то первое, с чего он начал — было убийство Султанава Ругуджинского (147) который находился в гимринской тюрьме. Затем Шамиль пошел к унцукульцам с намерением выступить во главе их против хунзахцев. Он дал унцукульцам наставления, любезно обошелся с ними, сказав: «Вы — главари этих хиндалальских областей. Среди вас есть ученые, мудрецы и храбрецы. Так будьте же предводителями, главарями-повелителями для дела исламской религии. Не будьте подчиненными хвостами. Клянусь: Аллах не даст погибнуть своей религии и ее адептам». Унцукульцы выказали тогда Шамилю послушание и повиновение и выступили вместе с ним против Хунзаха. Одновременно, однако, они послали к русским сообщение: «Спешите в Гимры».
Когда Шамиль вел унцукульцев на Хунзах, вдруг пришло сообщение: «Русские вошли в Гимры». Шамиль повернул назад и тут вдруг оказалось, что разрушен мост. Тогда примерно с пятнадцатью мужами он перешел Койсу вброд и вышел на гимринскую землю. Шамиль с семью товарищами набросился на русских с одной стороны, а Раджабиль Мухаммад (148) Чиркеевский и Хусайн Гимринский — сын Ибрахима с еще семью товарищами напали на них. с другой стороны. Мюриды убивали быстро, как будто косили. Они убили у русских даже одного большого начальника. Последние были разбиты и обращены в бегство, и при этом мучеником за веру пал лишь один человек — ашильтинец. К этому времени, однако, русские уже порубили виноградные лозы и деревья, находившиеся около селения (149).
а) Коран.
[47]
Семьи гимринцев были тогда раскиданы по пустырям для защиты от русских, и вдруг кто-то из находившихся внутри селения увидел людей, приближающихся к ним. Гимринцы пригляделись и поняли, что это унцукульцы, выступающие в контакте с их семьями, и тогда они побежали к ним. Большинство гимринцев пошло, таким образом, к унцукульцам и с Шамилем остались лишь немногие.
Унцукульцы порубили имевшиеся на той стороне виноградные лозы и деревья, а кроме того, они выделили ранее искусных стрелков из ружей для убийства Шамиля, но всевышний Аллах не предопределил им совершить это. Он же примерно с тринадцатью товарищами укрепился тогда позади стены моста. Мюриды поносили унцукульцев, угрожали им и грубили словами типа: «А ну-ка, сделайте, что можете. Не оставляйте ничего, что может исходить с ваших рук».
Унцукульцы, однако, не нанесли вреда семьям гимринцев, хотя и находились между ними. Дело в том, что местонахождение унцукульцев не годилось для быстрого отхода из-за наличия лагеря и местопребывания Шамиля. Ночью же от унцукульцев к Шамилю пришли братья хаджи Кебеда и Тахира Унцукульских и заявили: все люди против мюридова), подходят ругуджинцы, русские возвращаются, Уллубий (150) против них. Эти двое сказали: «Советуем вам перейти отсюда в какое-либо труднодоступное место и побыть там, пока приближающиеся люди не возвратятся в свои обители». Они оба при этом гремели, как гром и сверкали, как молнииб).
Шамиль подал тогда знак своим товарищам и сказал: «Мы закрепимся в усадьбе, расположенной в селении Гимры и так встретим тех, кто приближается». Товарищи, однако, не согласились с этим. Тогда Шамиль сказал: «Мы встретим их и сразимся с ними в одном крепком месте, расположенном в нашем лесу». Они опять не согласились. Сошлись, наконец, на том, что они перейдут к Риккил нохо (151). Там мюриды пробыли около двух или трех дней, а затем возвратились назад в Гимры. Хвала — Аллаху, Господу миров!
Затем дело гимринцев приняло такой оборот: заключается перемирие [с русскими] и одновременно они устанавливают шариат в своем селении. Перед этим, однако, большую часть своего имущества — продукты питания и прочее гимринцы переправили к унцукульцам, а те захватили его и заявили: «Заклады, которые взял
а) А — приписка: «то есть против
Шамиля и его последователей (от его сына)».
б) А — приписка: «и затем ушли вдвоем от
Шамиля».
[48]
с нас Хамзат, мы дали тогда только из-за ослабления нас Шамилем. Поэтому заставьте его уплатить штраф за них».
Из-за этого акта гимринцев поразила нужда, и тогда Клюки фон Клюгенау (Кулука) (152) — начальник русских, находившихся в Шуреа), отправил им три раза по шестьдесят ослов, нагруженный мукой. Слава Аллаху — вращателю сердец и устроителю дел!
Затем гимринцы — и хорошие из числа их и плохие вознамерились было уплатить унцукульцам штраф за те заклады, заявляя: «То, что они захватили намного больше того, что они требуют». На пятничном намазе, однако, Шамиль прочел гимринцам проповедь, дал наставления и сказал; «Уплата штрафа — это унижение и с точки зрения религии и с точки зрения мирской жизни, позор за которое никогда не сойдет с вас». Он поклялся, что не даст для этого дела абсолютно ничего. Тогда и другие гимринцы — один за одним дали клятву об этом. Поклялись в конце концов все. Унцукульцы же, когда узнали о твердом намерении гимринцев относительно того дела, возвратили им имущество без ничего.
Затем Клюки фон Клюгенау пригласил к себе гимринского кадия Хасаниль Мухаммада Хариколинского вместе с некими мужами. Отправились: сам кадий, а также бунтовщики, мюриды и Бартиханб) — дядя Шамиля по линии отца. Назад они пришли послушными, одобряя приказы Клюки фон Клюгенау и получив от него подарки. Ходившие сказали: «Единственный недостаток у него — непризнание единства Аллаха и пророческой миссии Мухаммеда». Они даже заявили, что в доме Клюки фон Клюгенау благоухает аромат, а Бартихан сказал: «Позади наших кладбищ нам попались кизлярцы, которые совершили тудав) поездку для продажи винограда» и сказал он это с ликованием.
Затем Шамилю сообщили, что те мунапики, которые *побывали в Шуре вместе с Бартиханомг), выпили вина и были пьяны, и что кадий сказал: «Я вам ничего не приказываю и не запрещаю». Шамиль встал тогда и пошел к этому кадию. Он вошел к кадию в комнатушку и заговорил с ним, порицая их пьянку. Тот ничего не ответил, а подал Шамилю книгу и сказал: «Посмотри-ка сюда», и ткнул в то место, где говорилось, что имам Шафи (153) не порицает ханифита (154), который выпил вина»д). Шамиль взял тогда ту же книгу и сказал: «Посмотри-ка вот сюда» и показал Хасаниль Мухаммаду место, находящееся немного дальше того места, к
а) В, К — «Гулюка — енарал, пребывающий
в крепости Темир-Хан-Шура».
б) Б, В — «Баратхан».
в) А — пояснение: «то есть в Шуру».
г) Б, В — «... побывали вместе с ними».
д) А — приписка: «Это произошло во время
толкования тридцать четвертого хадиса
из книги ал-Фатх ал-мубин.
(от него)».
[49]
которому аппелировал последний. В нем говорилось, что имам Шафи наказывает пьющего вино ханифита. Шамиль сказал: «Завтра же призови тех, которые выпивали и накажи их». Тогда кадий был вынужден замолчать, а к следующему утру он уже удрал к себе домой.
[не позднее 1830 г.]
Рассказ. Махди-шамхал пригласил однажды Шамиля встретиться. Шамиль отказался от этого. Гимринцы, однако, попросили его согласиться и проявили при этом в отношении него большую настойчивость. Шамиль опять не согласился и тут пришел один мюрид, который сказал: «За отказ от встречи гимринцы относят тебя к числу трусов». Тогда Шамиль встал, взял кумган — он был в шубе, с ночной шапочкой на голове, без какого-либо оружия, даже без кинжала — и вышел из дома, как будто сходить по нужде и подмыться. Он дошел до кладбища, положил свою шубу на его стену и побежал к месту встречи. Гимринцы вышли вслед за Шамилем и закричали ему, чтобы он остановился, пока они не догонят его. Шамиль, однако, не остановился и закричал им: «Если вы подойдете, я вместе с вами не пойду».
Шамиль появился перед теми, кто находился на месте встречи, и оказалось, что это сын шамхала со старшинами и слугами, околе ста человек. Они подошли к Шамилю и стали как будто изумленные. Шамиль же усадил их, сам сел рядом с сыном шамхала и сказал: «Говорите мне теперь то, что вы хотите сказать». Они тогда потребовали, чтобы Шамиль пришел к шамхалу для того, чтбы тот превознес его и почтил, и чтобы, сказали они: «люди на равнине и в горах ходили с пропусками, заверенными твоей, Шамиль, и его печатями».
У шамхала была в то время молодая жена, которая забеременела и его подвластные продемонстрировали уже по этому случаю радость и веселье. Шамиль сказал: «Я приду, если вы отдадите его жену в залог Кебедмухаммаду Телетлинскому. Если вы затем проявите вероломство по отношению ко мне, Кебедмухаммад убьет ее как суку, которая на сносях»; а встреча эта имела место после убийства Кебедмухаммадом преступных вельмож своего селения. Шамхальцы сказали: «Такой залог невозможен». Тогда и Шамиль сказал: «Если это является невозможным, то невозможен и мой приезд». После этого он вышел из круга шамхальцев и пятился назад, а они остались смотреть ему вслед.
По дороге Шамиль встретил гимринцев и сказал им: «Теперь идите к ним. Я дал им ответ достаточный для них». После того у Шамиля спросили однажды: «С какой целью ты пошел на явную
[50]
гибель, не имея в руках ничего острого?» Шамиль ответил: «На это меня понес приступ гнева. Если бы, впрочем, шамхальцы только наклонились в мою сторону, я выхватил бы холодное оружие у кого-либо из них и затем напал бы на них». Хвала — Аллаху, Господу миров!
Глава о переселении Шамиля в Ашильта и о том, что произошло до и после этого
[1836 г.]
Клюки фон Клюгенау потребовал
у гимринцев, чтобы они прислали
примерно на пяти ослах виноградные
лозы и саженцы деревьев, дающих
вкусные плоды. Те из гимринцев, которые
имели право разрешать и
Шамиль спросил их о
причине собрания, и те поведали
полученную весть. Шамиль заметил при
этом, что они как будто
Шамиля догнал Ибрахим — сын его дяди по линии отца и сказал: «Они обсуждают тебя и говорят: «Вы посмотрите на него и на его речи, произносимые в то время, когда остальнойа) народ не
а) А — приписка: «то есть все».
[51]
может защитить от русских даже своих женщин». Эти люди, одним словом, решили послать лозы и фруктовые деревья». Шамиль ответил: «Пускай делают, что хотят». Душа его, однако, испытала отвращение. Симпатия к собравшимся у него пропала по причине этого, а также из-за одобрения ими дел Клюки фон Клюгенау, которые имели место раньше.
Указание на нечто
чрезвычайно удивительное. Хвал
Удивительно то, что селение Гимры было сожжено три раза, но находящийся в нем дом Шамиля так ни разу и не сгорел. Русские при этом приложили огромные усилия для сожжения этого дома или хотя бы для его поджога. Не сгорели также: ни дом Шамиля в Ашильта, когда само село было сожжено, ни его обитель находившаяся на Ахульго, когда русские поднялись туда первый раз, еще до великого сражения. Да окажет всевышний Аллах содействие Шамилю в делах религии!
В тот день Шамиль отправил посланца в Ашильта просить, чтобы оттуда явились юноши. От ашильтинцев пришли к нему около шестнадцати человек. О своем намерении переселиться Шамиль известил тогда лишь жену Патимат, да и то после последней вечерней молитвы. Патимат покорно согласилась с ним в этом вопросе, и тогда они подготовили свое домашнее имущество и мебель, связали все это и после утренней молитвы передали юношам. Мальчики же — Джамалуддин и Газимухаммад были посажены на плечи других ашильтинских юношей. Выходя, Шамиль обратился к своему дому с речью, говоря: «Я покидаю тебя, так как для меня оказалось невозможным, проживая внутри тебя, установить законы религии. Ну ничего, лучшее творение Аллаха, пророк Мухаммед — да благословит Он его и приветствует! — тоже покидал лучшую из земель Всевышнего — Мекку, когда ему не удались утвердить там свою религию. Если всевышний Аллах предопределит установление тут законов религии, то я вернусь в твои