Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:04, диссертация
Среди немногих, известных науке в арабском оригинале источников для истории Северного Кавказа XIX в., хроника Мухаммеда Тахира ал-Карахи «Блеск дагестанских шашек в некоторых шамилевских битвах» занимает основное и ведущее место. Довольно значительная по объему, содержащая массу фактического материала, касающегося внешней и, главное, внутренней сторон жизни государства Шамиля, хроника является одним из тех местных первоисточников, без использования которых в наше время вообще нельзя обойтись при детальном и всестороннем изучении данного периода истории.
Введение
Блеск горских сабель в некоторых Шамилевских битвах
Глава о начале деяний Газимухаммада
Глава о начале сбора войск Газимухаммадом
Глава о первой битве в Хунзахе
Глава о битве Хамзата в Джар-Тала
Глава о первой битве в крепости Агач
Глава о битве у Таркинской крепости
Глава об осаде Эндиреевской крепости и сражений в Акташ-Аухе
Глава о взятии крепости Кизляр
Глава о второй битве в крепости Агач
Глава о сборе войска Газимухаммадом и походе в Чечню
Глава о сражении, в котором пал мучеником Газимухаммад и был ранен Шамиль
Глава о том, что произошло у Шамиля и гимринцев после того
Глава о назначении Хамзата халифом и разъяснение о его битвах
Глава о битве при Ругуджа, из-за которой перепугались мунапики той стороны и увеличилась сила мюридов
Глава об убийстве хунзахских главарей и что тогда произошло
Глава о выступлении Хамзата на Салта и разъяснение о его гибели от рук хунзахцев
Глава о начале халифата Шамиля и о том, что он тогда испытал
Глава о переселении Шамиля в Ашильта и о том. что произошло до и после этого
Глава о сборе войска унцукульцами против Шамиля
Глава о первом захвате Унцукуля в эпоху правления Шамиля
Глава о битве с андалальцами и хунзахцами в Гоцатле
Глава о сборе войска Шамилем для противостояния русским, когда они устремились на Хунзах и о сражении ассабцев против него
Глава о сражении в Телетле и вступлении русских в Ашильта
Глава о том, что произошло у Шамиля с жителями Чирката, когда он находился там
Глава с разъяснением причин подготовки к боям Ахульго
Глава о бое в Тарада Инхело
Глава о сражении в Аргвани
Глава о сражении при Ахульго
Глава о передаче Джамалуддина — сына Шамиля русским в качестве заложника для заключения перемирия
Глава о выходе Шамиля из Ахульго и о том трудном и радостном, что он встретил после этого, пока не дошел до селения Шатой
Глава о приходе к Шамилю шатоевцев и остальных чеченцев
Глава о начале сбора войск Шамилем после того, как он остановился в Шатое
Глава о том, что произошло между Шамилем и тем человеком, у которого он выколол глаза
Глава об ишкартынском и других сражениях
Глава о нападении на Саид-Юрт
Глава о взятии Гельбаха третий раз и нападении на Назрань
Глава о приходе русских в Чиркей и постройке там крепости
Глава о втором захвате Унцукуля, а также Гимр и Балахан
Глава о взятии Куяда войском Джавадхана
Глава о взятии Казикумуха первый раз
Глава о втором сражении в Казикумухе
Глава о нападении на Ичкерию
Глава о нападении на Игали
Отступление от темы
Глава о начале отливки пушек, при помощи которых усилилось могущество имама, и чем из рук неверных были взяты многочисленные крепости
Глава о нападении на Чеберлой
а) Отмеченная фраза имеется только в списках Б, В.
[58]
затем призвали их к повиновению и покорности, за что, как они объявили: «их коровы будут им возвращены». Кородинцы, однако, отказались и обратились за помощью к своим друзьям.
Шамиль объявил тогда кородинцам, что он возвратит коров, принадлежащих сиротам, если придет человек, который отделит их. Никто, однако, не пришел и тогда мюриды в гневе зарезали всех коров на виду у кородинцев.
Тут подошли андалальцы, во главе которых шел, подстрекая их, ученый — сын согратлинского кадия. Остановились они напротив селения Гоцатль. Пришли и хунзахцыа). Они остановились в стороне, а русские с Клюки фон Клюгенау и Ахматханомб) остановились на площадке Бири. Войско Шамиля напало на андалальцев, и те были принуждены бежать оттуда, но при этом пали мучениками и превосходные мюриды.
К Шамилю пришло тут послание от Клюки фон Клюгенау, в котором говорилось: «Что это ты творишь?» Шамиль написал ему в ответ: «Перемирие было заключено у нас на условии введения между нами — мусульманами шариата волей или неволей: если кто примет шариат добровольно, то это будет благом для них же, а если кто откажется от шариата, то их мы принудим к принятию его. Мы будем сражаться за шариат с отказывающимися, подобно тому, как сразились против андалальцев. Если ты, то есть Клюки фон Клюгенау, будешь придерживаться условий нашего мирного договора и обещанного, то и делу конец, а если нет, то на все божья воля». Клюки фон Клюгенау рассердился, затем пришел в ярость, швырнул письмо на землю и ударил по нему ногой.
Товарищи Шамиля напали затем на *лагерь хунзахцевв), обратили их в бегство и очень многих из них убили. Газияв Андийский и другой мужчина убили тогда по пятнадцать человек; говорят, что Газияв Андийский дал ранее обет убить пятнадцать хунзахцев за убийство ими имама Хамзата, что он там и выполнил.
Говорят, что из селения Хунзах (Авар ) было убито тогда около ста человек, а из числа ахалчинских (Акалчи) главарей — сторонников обычного права (русама) — около восьми. Из них были, кроме того, взяты в плен: ученый Мухамад — сын Хунзахского (Авар) кадия и мулла Омар Ахальчинский (176). Шамиль ударил последнего по рту, говоря: «Ты что же, не понял смысла сказанного в
а) В — «Авар».
б) Б, В — «Ахмад»; К — «енарал Гулюка и Ахмадхан».
в) В, К — «лагерь Авара».
[59]
Коране: «Мы заставим их вкусить мучения еще на этом свете, прежде чем вкушать величайшее мучение»а).
Андалальцы, Клюки фон Клюгенау и те, кто был вместе с ним, возвратились таким образом назад, не получив [божьей — ?] помощи, разочарованные. Хвала — Аллаху, Господу миров!
Глава о сборе войска Шамилем для противостояния русским, когда они устремились на Хунзах и о сражении ассабцев против него
[1837 г.]
Хунзахцыб) испугались затем, что возвышение религии и ее приверженцев лишит их господствав), ибо они много чего натворилиг). Поэтому хунзахцы пошли к русским и пригласили их построить у себя крепость. Те вместе со своими подчиненными двинулись тогда в путь (177).
Когда Шамиль узнал об этом, он со своими товарищами поднялся и, оставив свое семейство в Ашильта, собрал — и волей и неволей — войско из багвалальцев, ахвахцев (акхал) (178) и других с намерением встретить русских на дорогах, в узких местах. Шамиль имел намерение закрыть эти проходы, прежде чем русские успеют взойти на Хунзахское плато. Когда, однако, он прибыл с воинами к хуторам ассабцев (ис) (179), те дали мюридам сильнейшее сражение. Войско Шамиля бежало. Ассабцы убили, захватили и раздели [многих] мюридов.
Всевышний Аллах спас, однако, Шамиля, которого чуть было не убили. Сделал Он это рукой одного из его товарищей, который убил того ассабца, — который устремился на Шамиля. Затем Шамиль остановился в местности Зоно (180) и просидел там со своими товарищами, сильно голодая, около двадцати дней и ночей, поднимая людей, набирая их в войско. Русские, однако, к тому времени уже поднялись в Хунзахд) — и тогда Шамиль вернулся назад со своими товарищами числом менее сотни, среди которых находились хаджи Ташав и его товарищи-чеченцы.
Шамиль подошел к селению Цекоб (цикал) (181), но там с ним сразились гидатлинцы (хид). Они не позволили ему переправиться
а) Коран.
б) В — «жители Авара».
в) А — приписка: «то есть успехов».
г) А — приписка: «натворили — убили имама
Хамзата, сражались с Шамилем».
а) В — «они, то есть русские, уже поднялись
в Авар».
[60]
через свой мост. Тогда Шамиль перешел в ущелье ратлубцев (рихик) (182). Большинство ратлубцев сразились с Шамилем, но некоторая часть их выразила тогда свое согласие с ним. Тут подошли карахцы и настелили там мост, после чего Шамиль вышел к ним из того ущелья. Карахцев и их вассалов он повел с собой и затем остановился напротив селения Телетль (тикал).
Мухаммадмирза-хан
Глава о сражении в Телетле и вступлении русских в Ашильта
[1837 г.]
Шамиль и те, кто добровольно повиновались ему, вступили тогда в селение Телетль. Остальные же воины убежали той дождливой ночью в свои обители, претерпев большие мучения.
Произошло сражение. Русские полностью блокировали мюридов. Вместе с русскими были тогда андалальские и куядинские мунапики и их вассалы, причем куядинцы оказались одними из наиболее зловредных по отношению к мюридам. Были с ними также Мухаммадмирза-хан Казикумухский и Ахматхан Равнинныйа) со своими полками. Ночью был отправлен против мюридов отряд русских, чтобы атаковать их со стороны Голотля. В ночной темноте, однако, мюриды сами атаковали их. Они перебили этот отряд и раздели его. Из этих русских назад вернулись лишь немногие. Той же ночью мучеником за веру пал храбрец, ученый мухаджир Малларамазан Джарский — да будет благословенной его тайная мысль!
Русские опять напали на мюридов. Пушками они разрушили в Телетле все замки и высокие здания. Головы мюридов опустились, сердца — сжались. Если бы не призывы к терпению, исходившие со стороны Шамиля, и его запрет мюридам вступать в контакт с теми, кто находился снаружиб), и даже беседовать с ними, мюриды не смогли бы там противостоять врагу.
Хаджи Ташав Эндиреевский отправил к Шамилю Газиява Андийского, говоря при этом последнему: «Давай мы выйдем отсюда
а) А — приписка: «У него, правда,
имелись земля и посевы в Хунзахе».
а) А — «снаружи от селения».
[61]
в окруженииа) детей и женщин этого селенияб), которых не отпустим, пока мы все не освободимся из вражеской осады и от вреда, наносимого ею. Если же нет: то ты проси разрешения на выход лично для меня. В противном случае я уйду один». Шамиль, услышав это, сказал Газияву: «Клянусь Аллахом! Я не выйду отсюда, если даже останусь один-одинешенек и не разрешу ему выйти. Если же хаджи Ташав попытается выйти без моего разрешения, то я влеплю ему пулю в центр спины»в). Хаджи Ташаву было сказано: «Терпи, уповай на всевышнего Аллаха», — а он ответил: «Я то буду уповать, но это упование — вынужденное».
Отдельные группы русских вошли все же в один конец селения Телетль. В таком положении они пробыли примерно сорок с небольшим дней и ночей. В конце концов, однако, всевышний Аллах убрал их от мюридов. Было заключено перемирие и для гарантии его Мухаммадмирзе-хануг) были отданы в залог: сын сестры Шамиля, сын Мирзы Телетлинского и сын Абдурахмана Карахского-Гочобскогоб) (185).
Шамиль имел затем встречу с названными лицами и приказал им, чтобы они в своих вилаятах вводили шариат. А было это перемирие заключено тогда, когда мунапики и люди слабых убеждений предложили, что из числа тех, кто находился в Телетле, не осталось никого из-за великой мощи неверных и многочисленности их помощников.
Произошло это в конце весны тысяча двести пятьдесят третьего (1837) года (186).
Я благословил их тогда стихом в размере раджаз:
О, боже! Помоги мюридам, даруй им победу.
О, господи! Посодействуй им и обрадуй их.
Окажи этим рабам божьим
помощь и еще раз помощь.
Ниспошли им спокойствие в бою
и сотрясай их врагов и каждого тирана.
Даруй мюридам победу над теми, кто враждебен тебе.
И сделай последних добычей для тех, кто дружественны тебе.
а) Можно иначе: «поместив в центр»,
«при посредничестве».
б) А — «этого телетлинского селения».
в) А — приписка: «Он (Газияв — Т. А.) возвратился
назад и сообщил то, что сказал Шамиль».
г) В — «Мухаммадмирза-хан Казикумухский».
д) Б, В, К — отмеченное слово отсутствует.
[62]
О, боже! На тех, кто покусился на мюридов
ниспошли молнию, которая бы их уничтожила.
Если ты оставишь без поддержки эту группу суннитов,
то не будет искренним величественное богопочитание.
Пророку, который пришел с божьей помощью и победами
я возношу приветствия и благословения
Возношу я их также его семье и сподвижникам
и еще, да будет спасен
этот устаз благодаря сподвижникам!а
Что касается сына сестры Шамиля, то его русские скрылиб) *в то время, и вернулся он лишь через много лет, как то будет рассказано в конце книгив). Двух же других заложников Мухаммад-мирза-хан через некоторое время доставил ночью к куллабцам и бацадинцам (куласил ва бацадисил)г), а слух пустил, что они, якобы, тайком убежали от него, *Да воздаст ему всевышний Аллах за это добром!д).
Шамиль вернулся затем к своей семье. Нашел он ее, однако, в Чирката, ибо, когда он находился в осаде в Телетле, русские двинулись на Ашильта. Население его убежало тогда на Ахульго (Ахул кух), и те сожгли селение; не сгорели только дом Шамиля и дом его родственницы, который та завещала ему по назру. Затем, однако, русские вознамерились подняться на Ахульго и тогда женщины и дети убежали в Чирката. Русские же поднялись тогда на Ахульго и сожгли дома, которые там были, за исключением дома Шамиля, причем книги Шамиля чуть было не попали в их руки и спасены были лишь благодаря остроумию познавшего Аллаха богобоязненного аскета Мухаммада Ашильтинского. Да помилует его всевышний Аллах!
Затем с русскими сразились: ученый Алибек — сын Хириясулава, который был тогда муллой в Аргвани (188), а также бывшие вместе с ним багвалальцы и другие горцы. Они убили много врагов и удержали их от того, чего эти враги желали. После этого русские вернулисье) назад.
а) А, Б, К — приписка: «то есть моего
устаза хаджи Дибира Гунухского (Хунухи)-Карахского
и тех борцов за веру, которые были вместе
с ним в той (Телетлинской — Т. А.) битве;
в числе их — нетребовательный аскет Гергичиль
(Киркичил) Мухаммад Тлерошский (Куруши)-Карахский» (187). (Фраза, следующая после точки с запятой,
имеется только в списке А).
б) Б — приписка: «затем, однако, они возвратили
его, о чем будет рассказано в конце (от
него)».
в) Отмеченная фраза имеется лишь в списке
А.
г) Б, В — (кула-биц).
д) Отмеченная фраза имется только в списках
А, К.
е) К — «вернулись разочарованными».
[63]
До Шамиля, находившегося тогда в Телетле, весть об этом сражении дошла, но он не стал даже слушать ее, пока не закончилось дело, которое происходило там. Каким же сильным было переложение Шамилем своих дел на волю Аллаха и его упование на Него! (189)
Глава о том, что произошло у Шамиля с жителями Чирката, когда он находился там
(1837 г.]
Шамиль возвратился из Телетля и осел в Чирката. С разных сторон к нему стали приходить группами мюриды. Тут собрались двадцать три чиркатинских мунапика, которые поклялись разрушить мосты и не давать дороги чужакам, приходившим к Шамилю. Мунапики при этом утверждали, что они де сами сделают Шамилю то, в чем он нуждается. Об этом было сообщено Шамилю, чье местопребывание находилось в верхней части селения Чирката. Он обнажил тогда свою саблю, положил ее на плечо и вышел из своего местопребывания, причем вместе с Шамилем был тогда лишь его неотлучный товарищ — Юнус. Шамиль бранил мунапиков и угрожал им самыми, что ни есть грубыми словами. Он подошел к воротам мечети и закричал мулле: «Выходи». Тот подошел, дрожа от страха; рассказывают, что мулла был согласен с мунапиками в этом вопросе. Шамиль сказал мулле: «Я услышал то-то и то-то. Но я знаю смысл заявлений этих мунапиков и выводы, к которым они пришли в этом вопросе. Если ты согласен сейчас же наказать их и арестовать, то делай это. Если же нет, то я убью из них каждого, кого встречу, безразлично — мужчина это или женщина». Мулла попросил, чтобы Шамиль вошел в мечеть, пока он не совершит указанное ему. Шамиль, однако, поклялся, что не войдет до тех пор, пока это дело не завершится. Тогда мулла арестовал их, и только после этого Шамиль вошел в мечеть и произнес проповедь членам чиркатинской общины, после того, как мулла собрал их. Шамиль выбранил чиркатинцев, сказав: «Эта религия не унижает своих приверженцев, а возвышает, вопреки воли скверных людей. Дела никогда не будут такими, как предположили мунапики. Я — клянусь Аллахом! — непременно убью того, кто коснется моста чем-либо иным, кроме внутренней стороны стопы своей ноги». С тех пор характер чиркатинских мунапиков смягчился.