Иудаизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 21:15, контрольная работа

Краткое описание

Национальная психология и национальная религия самым тесным образом связаны, что подтверждается и на примере иудаизма. Эта религия должна быть рассмотрена более подробно по двум причинам. Во-первых, на ее основе зародилось христианство. Во-вторых, иудаизм является действующей религией, и многие ее последователи – это члены российского общества.

Оглавление

Введение
1. Основные составляющие иудейского канона
1.1. Возникновение и формирование Танаха
1.2. Талмуд
2. Основные догматы иудаизма
3. Основные направления современного иудаизма
Заключение

Файлы: 1 файл

к.р. мировые религии.docx

— 35.67 Кб (Скачать)

Введение 
 

      Термин  иудаизм (на иврите «яаадут») происходит от названия еврейского племенного объединения  Иуды, считавшегося по библейскому  повествованию самым многочисленным среди всех двенадцати колен израилевых (Числа 1 : 27). Выходцем из рода Иуды был  царь Давид (конец XI в. до н. э. – ок. 977 г. до н. э.), при котором объединенное Израильско-Иудейское царство в конце XI в. до н. э. достигло наивысшего могущества. Это обстоятельство обусловило привилегированное положение иудейского рода в древнееврейском государстве, а также тот факт, что термин «иудей» стал часто использоваться как эквивалентный слову «еврей». В узком смысле под иудаизмом подразумевается религия, возникшая на рубеже II – I тысячелетия до н. э. среди еврейских племен. В более широком смысле иудаизм – это комплекс правовых, морально-этических, философских и религиозных представлений, определявших на протяжении около четырех тысячелетий уклад жизни евреев.

      Национальная  психология и национальная религия  самым тесным образом связаны, что  подтверждается и на примере иудаизма. Эта религия должна быть рассмотрена  более подробно по двум причинам. Во-первых, на ее основе зародилось христианство. Во-вторых, иудаизм является действующей  религией, и многие ее последователи  – это члены российского общества.  
 
 
 
 
 
 

  1. Основные  составляющие иудейского канона
    1. Возникновение и формирование Танаха
 

   Еще на ранней стадии своего становления  иудаизм перешагнул рамки духовной сферы и активно вторгся в  общественно-политическую практику. Уже  тогда его структура приняла  достаточно разветвленный характер и включала в себя по меньшей мере семь основных элементов:

  • учение о Боге, сущности вселенной и человека;
  • Священное Писание;
  • свод религиозных законов, охватывающих также область светского права;
  • порядок отправления религиозного ритуала;
  • систему религиозных институтов;
  • кодекс морально-нравственных отношений;
  • концепцию богоизбранности народа Израиля и его мессианского предназначения.

Явление Мессии (посланника или помазанника  Бога) ассоциируется в иудаизме с  наступлением Царства Божьего и  восприятием всеми народами истинности единого Бога и Его универсальных  законов, зафиксированных в Торе.

      Священное Писание (Сфарим) известно также в  древнееврейской аббревиатуре как  Танах; в него входят Тора (Учение), или  Пятикнижие, авторство которого приписывается традицией пророку Моисею; Нэвиим (Пророки) – 21 книга религиозно-политического и историко-хронологического характера; Кэтувим (Писания) – 13 книг разнообразных религиозных жанров.

      Центральная доктрина иудаизма – вера в единого  Бога, который бессмертен, вездесущ, вечен, всемогущ и безграничен. Иудаизм  проповедует адекватность человеческого  разума образу Бога, следствием чего является вера в бессмертие человеческой души. В соответствии с нормами иудаизма верующий поддерживает связь с Богом через молитву, Божья воля открывается через Тору.

      Эллиническое  влияние, особенно усилившееся после  захвата Иудеи в 322 г. до н. э. Александром  Македонским (356-326 до н. э.), привело к  тому, что большая часть евреев, расселившаяся в странах Восточного Средиземноморья, не знала иврита –  языка Торы. Это побудило служителей культа иудейской религии перевести  Танах на греческий язык. Окончательный вариант перевода, по преданию, был осуществлен семьюдесятью учеными Египта и получил название Септуагинта.

      В годы правления Селевкидского царя Антиоха IV Эпифана (175 – 164 гг. до н. э.) усиливаются гонения на иудейскую религию: иудеям возбранялось читать Тору на иврите, соблюдать субботу и обряд обрезания, в Иерусалимский Храм были внесены статуи греческих богов. Ответной реакцией на религиозные гонения стало восстание иудеев верных Закону Торы, во главе которых находились представители рода Хасмонеев, известные также в исторических анналах как Маккавеи. В освободительной войне иудеев против Селевкидского царства сталкивались также интересы хасидеев (правоверные иудеи) и эллинизированных жителей Иудеи (митявним). Восстание Маккавеев закончилось полным освобождением Иудеи от греческих влияний; Второй Храм был очищен от греческих богов (165 г. до н. э.). Однако короткий период политической независимости (142 г. до н. э. – 6 г. н. э.) сменяется подчинением Иудеи власти римских прокураторов.

      Серьезные политические потрясения в Иудее  в годы правления римских прокураторов дали толчок развитию идей первоначального  христианства. 
 
 
 

    1. Талмуд
 
 

     В основе талмудического творчества была первая часть Ветхого завета –  Пятикнижие, или Тора. Если рассматривать  книги Моисеевы (Пятикнижие, Тору) как  единое целое, то их можно разделить  на три части.

      Первая  часть. Первая книга Моисея содержит мифическую трактовку древней истории: 1) описание сотворения мира, его древнейшая история; 2) повествование о древнейшей истории человечества, сотворении, грехопадении и его последствиях, Всемирный потоп и возрождение  жизни на земле; 3) подробное повествование  о древней истории избранного народа, о праотцах иудеев.

      Вторая  часть. Вторая, третья и четвертая  книги Моисеевы содержат историю Моисея начиная с исхода из Египта и заканчивая приходом евреев в Ханаан: 1) рассказ о рабстве израильтян в Египте, о миссии Моисея; 2) описание египетских казней и истории исхода; 3) путь евреев к горе Синай; 4) пересказ истории союза-завета с перечислением десяти заповедей; 5) описание законов; 6) рассказ о странствиях в пустыне, перечень новых законов.

      Третья  часть. Пятая книга Моисея, Второзаконие: 1) вступительные речи; 2) повторение десяти заповедей; 3) последние указания Моисея; 4) смерть Моисея и назначение Иисуса.

      Уже в IV веке до н. э. появились толкователи «Моисеева закона», они положили начало той работе, которая привела к созданию Талмуда. Книжники стремились толкованием Торы соорудить «ограду вокруг закона». По вопросу о «еврейской обособленности» во втором веке до н. э. возник острый спор между саддукеями и фарисеями – двумя религиозными группировками. Саддукеи, состоявшие из аристократической землевладельческой знати и жрецов, придерживались буквального смысла «Моисеева закона». Фарисеи, состоявшие из ремесленников, торговцев и низших служителей культа, стремились усовершенствовать иудейскую религию. Расширенное устное толкование библейских положений впервые было собрано и отредактировано в 210 году н. э. Иегудой-ганаси и получило название Мишны.

      Мишна разделена на 63 трактата, сгруппированных  в шесть разделов. Первый раздел – Зераим (посевы) – включает в  себя постановления, молитвы и законы, имеющие отношение главным образом  к землевладению. Второй раздел –  Моэд (праздники) – регламентирует поведение иудеев во время религиозных  праздников. Третий раздел – Нашим (жены) – излагает законы, посвященные  браку и семье. Четвертый раздел – Незикин (повреждения) – посвящен вопросам гражданского и уголовного права. Пятый раздел – Кодашим (святыни) – посвящен вопросу о жертвоприношениях. Шестой раздел – Тогорот (очищения) – занимается вопросами об очищениях.

      Мишна сама вскоре стала предметом толкований. Этим занялись разъяснители (амораи) одновременно в Палестине и Вавилони. Собрание толкований Мишны называется Гемарой. Мишнаи Гемара составляют Талмуд. В  Талмуде различают галаху и агаду, которые переплетаются друг с  другом. Галаха – это закон. Агада  – это миф, легенда, сказка. Именно в Талмуде объяснены такие  важные для людей вещи, как проблема возникновения богатства и бедности, правила взаимоотношений бедных и богатых. Там же раскрываются образы бога и ангелов, рая и ада, толкуются  виды наказаний и поощрений в  загробной жизни. Именно в Талмуде  находятся сведения об иерархии небесных существ, стоящих возле Бога. Последние  распределены в следующем порядке: херувимы, серафимы, офанимы, ангелы всех стихий, мессия, первоначальные стихии земли и воды.

      Небес, по мнению талмудистов, семь: Велон  – занавес, который поднимается  и опускается над солнцем; Ракиа  – место, к которому прикреплено  солнце; Шехаким – местонахождение  кухни для праведников; Зебул  – небесный храм, где архангел Михаил приносит жертву богу Яхве; Меон – место пребывания ангелов; Макон – кладовая снега и тумада, града и дождя; Аработ – сокровище справедливости, благоволений и росы воскресения. И над всеми этими небесами с их населением царит сам великий царь.

      Талмуд  дает интересное толкование милостыни. Бедный, принимая подаяние, оказывает  дающему большую услугу, чем последний  оказывает бедному. Богатство же есть повинность, которую человек  несет по воле божьей, и лучше  ее не перекладывать на чужие плечи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Основные  догматы иудаизма
 
 

   К основным догматам иудаизма относятся: вера в единого бога Яхве, вера в  приход мессии, вера в бессмертие души и существование загробного мира, в котором душа человека получает воздеяние за совершенное на земле.

      Составной частью вероучения иудаизма является догмат о приходе мессии – спасителя, который придет, чтобы совершить  праведный суд и воздать людям  должное. У этого мессии будут  предвестники, число которых равно  девяти. Среди них главным, совершающим  «помазание мессии» и воскрешение  мертвых, будет Илья Пророк.

      Идеология иудаизма говорят о том, что в  нем постоянно борются добро  и зло. Добро – это душа, зло  – это тело. Душа его и, по возможности, тело должны быть избавлены от грехов. Для этого в иудаизме имеются  многочисленные правила, зафиксированные  в обрядах.

      Наиболее  распространненым обрядом является молитва. Если верущий строго соблюдает  требования Талмуда, то он обязан трижды в день молиться «бецибур», то есть в присутствии молитвенного кворума (десяти человек). Ежедневно верующий иудей должен благодарить Бога за то, что он не создал его язычником, женщиной или амхаарцем (земледельцем, занятым тяжелым и грязным трудом, не ведающим Торы).

      Следы архаических религиозных представлений  о силе магических средств проявляются  в иудаизме в обычае развешивать  мезуку и носить цицит. Мезука –  кусок пергамента, на котором написаны стихи из Второзакония, в свернутом  виде помещается в деревянный или  металлический футляр и прикрепляется  к косяку дверей. Этим дом охраняется от посещения злых духов. Цицит –  кисти из шерстяных ниток, прикрепленные  под верхней одеждой. Они также  оберегают от всяческого зла.

      К магическим же обрядам относятся  в современном иудейском культе капорес, лулав и ташлик. Обряд  капорес состоит в том, что  мужчина тижды вертит над своей  головой петуха (женщина – курицу), произнося три раза молитву. Птицу  режут, а мясо поедают ночью накануне праздника. Обряд лулав совершается  во время молитвы в дни осеннего праздника суккот. Верующий иудей  должен в одной руке держать так  называемый лулав, состоящий из пальмовой  ветви, перевязанной тремя миртовыми  и двумя вербными ветками,  а  в другой – эсрог, особый сорт лимона. Ими нужно потрясать в воздухе, что должно вызвать ветер и  дождь. Другим обрядом является тащлик. В день иудейского нового года верующие собираются у реки, читают Тору и распевают гимны. Во время чтения молитв верующие вытряхивают карманы и бросают в воду крошки хлеба, полагая, что тем самым освобождаются от грехов.

      Особо важное значение в иудаизме придается  обряду обрезания. Иудейские богословы  толкуют его как символ завета между богом Яхве и еврейским  народом, но этот обряд существует не только у них. Древность этого  ритуала подтверждается библейским рассказом о происхождении обычая – в нем упоминается каменный нож как инструмент операции. У  разных народов обряд инициации  молодых людей происходил по-разному, он сопровождался некоторыми повреждениями  наносимыми умышленно, но без ущерба здоровью.

      Среди обрядов иудаизма не последнее место  занимает ритуал омовения. Верующим предписывается накануне субботы и других религиозных  праздников совершать омовения в  специально оборудованном бассейне с дождевой или ключевой водой  – микве.

      Особенность иудейских праздников состоит в  том, что они отмечаются по лунному  календарю. Первое место среди них  занимает Пасха. Этот празник делился на две части – праздник опресников и заклание пасхального агнца. Праздник опресников сводился к тому, что в течение семи дней иудеи употребляли в пищу пресный хлеб в память об исходе из Египта, когда евреям пришлось бежать и у них якобы не было времени заквасить тесто для хлеба.

      Праздник  шебуот справляется на пятидесятый  день после второго дня пасхи. Во II веке до н. э. он был истолкован как праздник в честь Закона, который Моисей получил от Яхве на горе Синай через семь недель после исхода. В эллинистическую эпоху он получил название пятидесятницы.

      Праздник  суккот зародился как земледельческий  и посвящался собиранию плодов в  конце года.

Информация о работе Иудаизм