Иудаизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 21:15, контрольная работа

Краткое описание

Национальная психология и национальная религия самым тесным образом связаны, что подтверждается и на примере иудаизма. Эта религия должна быть рассмотрена более подробно по двум причинам. Во-первых, на ее основе зародилось христианство. Во-вторых, иудаизм является действующей религией, и многие ее последователи – это члены российского общества.

Оглавление

Введение
1. Основные составляющие иудейского канона
1.1. Возникновение и формирование Танаха
1.2. Талмуд
2. Основные догматы иудаизма
3. Основные направления современного иудаизма
Заключение

Файлы: 1 файл

к.р. мировые религии.docx

— 35.67 Кб (Скачать)

      Важное  место в иудейском культе занимает Судный день с предшествующим ему  днем нового года, который справляется  в начале сентября. Этим двум праздникам придается особенно большое значение. В дни празднеств в синагогах  можно увидеть даже тех, кто в  другое время вообще не посещает богослужения. С этими днями связано представление  о том, что от молитв на новый год  и в Судный день якобы зависят  благополучие, удача и здоровье людей  в течение всего будущего года.

      Субботний день соблюдается иудеями в качестве дня отдыха по одной из Моисеевых  заповедей. В этот день священными книгами  запрещено сеять и жать, печь и  варить, зажигать огонь и перевозить грузы.

      Все эти культовые правила призваны приблизить верующего человека к  тому идеалу, который раскрывается в священных книгах как богоугодный. Основные принципы поведения верующего  сформулированы в десяти заповедях. По вероучению иудеев, эти заповеди Моисей получил из рук самого Бога, и потому они являются нерушимыми и обязательными для исполнения.

      В моральной системе иудаизма особое внимание уделено женщине. Талмуд приписывает  ей только отрицательные качества: лень, завистливость, болтливость, истеричность и т. д. Женщина – рабыня своего мужа, она узница в своем доме, ей отказано в гражданских правах, ей запрещено получать образование  и читать книги. Талмуд запрещает  женщине заниматься общественным трудом – она предназначена для рождения детей. Отказываться от брака, который совершается по выбору отца, - преступление и грех.

      В моральных поучениях Талмуда земной греховной жизни противопоставляется идеальная жизнь на небесах, к которой надо готовиться, так как она и составляет главную жизнь человека. Но жизнь практически всегда берет свое – в настоящее время религиозные положения иудаизма толкуются проповедниками в форме, отвечающей современности. И только тезис о богоизбранности этого народа и о возможности спасения только для иудеев остается неизменными. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Основные направления  современного иудаизма

 
 

      Основные  направления современного иудаизма - ортодоксальное, реформистское и  консервативное. Они в свою очередь  делятся на различные течения.

  • Реформизм. Реформистское направление в иудаизме возникло в Германии в начале XIX в. На его становление оказали с одной стороны идеи европейского Просвещения, главным проводником которого в еврейской среде был немецко-еврейский философ Моисей Мендельсон, а с другой стороны радикальные социально-исторические перемены в жизни Европы, вызванные Великой французской революцией. Мендельсон (1729 - 1786 гг.), стремясь изменить положение евреев Германии, веками прозябавших в тесных городских еврейских кварталах (гетто), перевел Библию на современный немецкий язык и много сделал для распространения среди еврейской молодежи европейской культуры. Хотя он сам лично полагал, что иудаизм как боговдохновленная религия включает в себя и всю его обрядовую сторону, среди его последователей формируется доктрина реформированного иудаизма.
 

 Ее сущность заключается в том, что огромная совокупность обрядов и ритуалов, налагаемых на верующего еврея талмудическим  иудаизмом, является только исторически  преходящим фактором, не отражающим подлинного духа религии. Отсюда делался вывод  о необходимости радикального реформирования иудейского культа. Эти идеи стали  претворяться в жизнь после оккупации  Германии наполеоновскими войсками и введения там французских либеральных  порядков, включавших в себя также  гражданское равноправие евреев.

     Один  из первых идеологов реформизма Израиль  Якобсон в 1808 г. основал в Касселе (Вестфалия) еврейскую школу, где  наряду с еврейскими преподавались  светские науки, а также молитвенный  дом с отправлением службы не на еврейском языке Священного Писания  а на немецком. Затем его последователь Э. Клей в 1818 г. основал реформистскую синагогу в Гамбурге, названную Тампль (Храм). Наряду с введением богослужения на немецком языке и аккомпанементом на органе, из текстов молитв были выброшено упоминание о пришествии Мессии, одно из главных положений традиционного иудаизма. С появлением раввинов, получивших образование в европейских университетах, количество сторонников реформистского иудаизма резко возросло. Их главным идеологом стал Авраам Гейгер (1810 - 1874 гг.), выдающийся ученый и глава еврейской общины г.Бреслау (Вроцлав). По его представлениям, иудаизм - это только религия, евреи не являются единым народом.  

     Концентрированная доктрина реформизма нашла свое выражение  в декларации участников съезда его  сторонников, прошедшего в г. Франкфурт-на-Майне  в 1842 г.:

  • мы признаем за религией Моисея возможность бесконечного развития;
  • Талмуд не имеет для нас никакого авторитета ни с догматической, ни с практической точки зрения;
  • Мессии, который бы вернул евреев в Палестину мы не ждем и не желаем, мы не признаем никакого другого отечества, кроме того, к которому мы принадлежим по рождению и по гражданству.

     Радикальному  изменению подвергся и ритуал богослужения: вся служба велась на немецком языке, отменено трубление  в ритуальный рог (шофар), ношение  во время молитвы ритуального  облачения (талес), во всех религиозных  вопросах женщины были уравнены в  правах с мужчинами.

     Однако  наибольшего успеха реформизм добился  в США, куда эмигрировали многие его  идеологи. В 1885 г. на съезде в Питтсбурге было подтверждено, что евреи являются не народом а религиозной общиной. Главным принципом было признано библейское положение “люби ближнего как самого себя”. Ритуалы, соблюдение субботы, пищевые запреты только мешают этому. Несмотря на массовую эмиграцию  в США из Восточной Европы приверженцев ортодоксального иудаизма, реформизм и сегодня пользуется там массовой поддержкой. Достаточно указать, что в настоящее время в Америке насчитывается около миллиона сторонников реформизма и примерно 800 реформистских синагог. Реформисты допускают участие своих раввинов в бракосочетаниях смешанных браков даже вместе с христианскими священниками, для них необязателен религиозный развод, у них имеются женщины-раввины, принадлежность к еврейству определяется не только по матери, но и по отцу, крайне облегчено обращение в иудаизм и т.д. В других странах позиции реформизма значительно слабее.

  • Консервативный иудаизм. Направление консервативного иудаизма сформировала группа в США умеренных реформистов в ответ на радикальные решения Питтсбургской платформы. В основу своей программы были положены идеи немецко-еврейского ученого З. Френкеля (1801-1875 гг.), полагавшего иудаизм и национальные традиции результатом коллективного творчества еврейского народа и полностью отделившего религию от образа жизни. В связи с этим провозглашалась свобода критического подхода к иудаизму и к еврейской истории. Дальнейшему успеху консервативного иудаизма способствовала деятельность знаменитого гебраиста и раввина С. Шехтера. В настоящее время консерватизм сохраняет сильные позиции среди приверженцев иудаизма, особенно в Америке.

     Сторонники  консервативного иудаизма признают принципы ортодоксального раввинизма, однако сохранили многие нововведения реформистов. В их синагогах мужчины  и женщины молятся совместно, богослужения совершаются на английском языке, используется орган. Подобно  реформистам они отрицают воскресение  мертвых, но верят в бессмертие души. В рамках консервативного иудаизма в США возникла направление конструктивистов. Они провозглашают принцип: “иудаизм для еврейского народа а не еврейский  народ для иудаизма”. Религия  рассматривается как часть культуры а еврейские обычаи и ритуалы  только как явления национальной традиции.

  • Ортодоксальный иудаизм. Ортодоксальный иудаизм решительно возражал против нововведений в религии, видя в них вредные плоды эпохи распространения среди евреев европейского просвещения (по - еврейски Гаскала), начало которому положил Мендельсон. С целью противодействия этому И. Салантер (1810-1883 гг.) из Вильно основал движение “мусар” (по-еврейски - мораль), поставившее своей целью совершенствование нравственного облика верующего с помощью самовоспитания посредством постоянного чтения религиозно-нравственной литературы и последующего созерцания и размышления. Это направление оказала и оказывает большое влияние на многих верующих.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 
 

      Как указывал С. Дубнов, "уже давно  скорбный путь еврейской истории  измеряется катастрофами. От одного "хурбана " (разрушения) до другого - такова обычная  характеристика этапных пунктов  на этом пути. Созданные  великим  трудом еврейские центры разрушаются  не вследствие процесса внутреннего  разложения, а насильственно, рукою  внешнего врага, и в начале каждой историческом эпохи народу-страннику  приходится создавать новые центры национальной культуры, новые позиции  для армии духа, которая может  быть разбита, но не побеждена".

      Моё мнение заключается в том, что  иудаизм как религия является составной частью современной государственной  политики, она не отделена от государства  и играет важную роль в сферах общественной и личной жизни - от рождения человека до его похорон. Иудаизм сыграл значительную роль в самосохранении евреев как  этноса. Национальное и религиозное  в душе верующего иудея совпадали, а отход от иудаизма означал выход  из еврейства, что для воспитанных  столетиями корпоративного быта евреев, в свою очередь, означало смерть: наложение  херема - отлучения от синагоги и  от еврейства - рассматривалось как  самое страшное наказание.

      Иудаизм не лучше и не хуже других религий, но он нам интересен тем, что это еврейская религия, религия народа, избранного Богом. Однако не только в этом его значение. Из него произошли две другие крупнейшие мировые религии: христианство и ислам. Христианство - это бабочка, вышедшая из кокона иудаизма. Здесь имеется в виду истинно христианская вера, вера апостолов и ранней христианской общины, а не ее религиозные течения, сковывающие живую веру.

      Вера втискивается религией в жесткую оболочку правил и предписаний. Зачастую религиозными вождями на определенных, как правило, начальных, стадиях являлись искренние, истинно верующие люди. Однако их желание заставить других жить по их законам (что в корне противоречит принципам Христа) приводило к страшным последствиям. Нет необходимости их перечислять, они общеизвестны. Здесь наблюдается поразительное сходство с тоталитарными идеологиями: коммунизм - тоже религия. К руководству в религиях всегда пристраивались, а затем занимали там ведущее место проходимцы, приспособленцы, без всяких принципов, которым нужна только власть. У них за душой не было ничего святого, а религия являлась лишь прикрытием. Конечно, и здесь, как, впрочем, всюду, можно отыскать исключения, которые, как известно, только подчеркивают правила.

     Любая религия - родник, который не утоляет жажды и не спасает. 
 
 

Информация о работе Иудаизм