Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 14:00, статья
иудаизм в Дагестане
Автор: Абдулгамид Булатов, кандидат исторических наук, Журнал "Возрождение" // 1993
Вплоть до последнего времени у аварцев, как и других народов Дагестана, сохранились многочисленные пережитки доисламских верований, функционировавших на этой территории с древнейших времен. Обобщенное наименование комплекса ранних форм религии, предшествовавших появлению более развитых монотеистических религий, - язычество. Наиболее четко по полевым материалам выделяются реликты тотемизма, магии, шаманства, культов политеистических природных и домашних божеств.
Самым
ранним свидетельством бытования тотемизма
(вера в кровнородственную связь
определенного коллектива людей
с тем или иным природным объектом,
чаще всего видом животных или
растений), в Дагестане являются
изображения мезолитического
Отголоски
тотемистических верований
Лучше
сохранились в верованиях аварцев
разнообразные магические представления
и обряды, связанные как с семейной,
так и производственной сферами
жизни. Центральной идеей их было
обеспечение и сохранение плодородия.
Наиболее ярко магические верования
проявились в обычаях и обрядах,
связанных с рождением и
Много
магических действий было связано с
рождением и воспитанием
Разнообразные
магические ритуалы пронизывали
сферу производственной деятельности.
Все они восходили к
В
верованиях аварцев сохранились
реликты воззрений и ритуалов,
связанных с культами различных
божеств. Они отражают более высокую
ступень развития человеческого
общества и его идеологии, когда
появление частной
Свои сверхъестественные хозяева по представлениям аварцев, были и у дома, домашнего хозяйства. Они были двух типов - покровители и антагонисты.
В
обрядовой практике аварцев до недавнего
времени сохранились реликты
такой своеобразной формы религии,
как шаманство. Шаманство основывается
на представлении о возможности
общения с миром духов с
помощью специального посредника, осуществляющего
эту связь в состоянии экстаза.
Это универсальное явление в
истории религии, практически многие
народы мира на определенной ступени
своего развития проходили через
эту форму религии, в том числе
и народы. Дагестана. Согласно бытовавшим
у аварцев представлениям, наряду
с миром людей существовал
параллельный ему незримый мир духов-джинов.
Считалось, что они живут такими
же сообществами, как и люди. По традиционным
воззрениям, джины делились на белых
и черных. Хотя все джины, как считалось,
являлись антагонистами человека и
вредили ему, тем не менее белые
джины считались более
Реликты древних воззрений нашли свое отражение и в такой области ислама, как культ святых. Это выразилось во включении в число святых мест, наряду с пирами и зияратами мусульманских святых, некоторых природных объектов - горных вершин, скальных проходов и т.д. У аварцев такими культовыми центрами являлись гора Бахарган на границе Андийского и Гумбетовского районов, Седло-гора в Центральной Аварии, гора Аддала-Шухгельмеэр в Западном Дагестане, скальный проход у вершины горы Вали, у сел. Церетли Гумбетовского района и т.д.
И сегодня у аварцев, как и у других народов Дагестана, на бытовом уровне сохраняются многие осколки древних религиозных верований.
Христианство в Дагестане в IV- XVIII вв.
В
период раннего средневековья
В
рассматриваемое время через
дербентское дефиле с Запада на Восток
и в обратном направлении шла
интенсивная непрерывная
Большое
влияние на международную политику
того времени оказывало
О
широком распространении
Согласно церковному преданию, в окрестностях Чога (многие исследователи отождествляют Чога [Чора, Чола] с городом Дербентом) в I в. н.э. выступал с проповедями Егише (Елисей) - ученик апостола Фаддея (Дади), которого Иисус Христос направил вместе с апостолом Варфоломеем для проповеди христианства в Персию и на Кавказ.
В 313 г., когда христианство принял албанский царь Урнайр, оно стало государственной религией в Кавказской Албании, куда входила и значительная часть Дагестана. Но принятие новой религии широкими массами растянулось на длительное время.
Наиболее ранние письменные сведения о попытках распространения христианства среди кочевников Прикаспия содержатся в "Истории армян" Фавстоса Бузанда. По его сведениям, молодой армянский епископ Григорис "представился маскутскому царю, повелителю многочисленных войск гуннов, встал перед ним и стал проповедовать христианство… . Сперва они послушались, приняли и подчинились" - христианство приняли несколько тысяч маскутов, в числе которых были и трое сыновей маскутского царя Санесана. Однако вскоре гунны отказались от христианства, "поймали дикого коня, привязали юного Григориса к хвосту его и пустили по полю Ватнеан, вдоль берега моря". Вместе с Григорисом была перебита вся христианская община, в том числе и сыновья самого царя, не пожелавшие отречься от христианства 1 .
Место этих трагических событий, согласно письменным источникам, локализуется недалеко от Дербента (вблизи современного поселка Белиджи Дербентского р-на). Народное предание также связывает эту местность с именем святого Григориса 2 . После гибели Григорис (внук Григория Просветителя, распространявшего в IV в. христианство среди армян) был причислен к лику святых и позднее здесь была сооружена часовня для многочисленных паломников. Эту часовню у села Мулла-Халил осенью 1857 г . посетил Р. Ерзинкян 3 .
В начале IV в. к кочевникам Прикаспия начинают проникать и другие христианские миссионеры. Известно, что миссия арранского (албанского) епископа Картоста, состоявшая из семи священников, работала здесь 14 лет и даже осуществила в 544 г . перевод религиозных текстов на "гуннский" язык. Их сменил армянский епископ Макар, прибывший в страну гуннов в 548 г . и приступивший к строительству церквей из кирпича 4 . Моисей Каганкатваци пишет, что епископ "Исраил многие страны хазар и гуннов обратил в христианство" 5 , особенно в столице гуннов - городе Варачане (Приморский Дагестан). Аналогичные сведения приводятся и в истории Моисея Хоренского 6 .
После смерти персидского царя Пероза (484) персы потеряли контроль над Дербентом и вернули себе город лишь в правление Кавада I (488-531). К середине VII в. Кавказская Албания сумела освободиться от персидского владычества, но вскоре начались арабские завоевания. Албанский правитель Джаваншир, умело балансируя между арабами, хазарами и Византией, добился определенной самостоятельности Албании, что не могло не сказаться на положении христианства в Дербенте.
После гибели Хосрова I Ануширвана (531-579) персидский престол занял его сын Хормизд IV (579-590), проводивший политику веротерпимости в отношении христиан, создав тем самым благоприятные условия для активизации армянских и албанских христианских миссионеров в Приморском Дагестане. Несмотря на неудачу первых попыток христианизации в 515-530-х гг., в конце VI в. наблюдается усиление позиций монофизитской церкви в Дагестане.
В
Армении христианство стало государственной
религией с 301 г . и в IV в. уже было
господствуюшей религией в Кавказской
Албании. Центром активного
Во второй половине V в. албанский царь Ваче II сделал Дербент на некоторое время главным христианским оплотом Кавказской Албании в борьбе с зороастризмом. Зороастризм был религией завоевателей - иранцев, местное же население не воспринимало чуждую им религию. Судя по армянским источникам, зороастризм не получил в Дербенте широкого распрост-Наиболее ранние письменные сведения о попытках распространения христианства среди кочевников Прикаспия содержатся в "Истории армян" Фавстоса Бузанда. По его сведениям, молодой армянский епископ Григорис "представился маскутскому царю, повелителю многочисленных войск гуннов, встал перед ним и стал проповедовать христианство… . Сперва они послушались, приняли и подчинились" - христианство приняли несколько тысяч маскутов, в числе которых были и трое сыновей маскутского царя Санесана. Однако вскоре гунны отказались от христианства, "поймали дикого коня, привязали юного Григориса к хвосту его и пустили по полю Ватнеан, вдоль берега моря". Вместе с Григорисом была перебита вся христианская община, в том числе и сыновья самого царя, не пожелавшие отречься от христианства 1 .
Место этих трагических событий, согласно письменным источникам, локализуется недалеко от Дербента (вблизи современного поселка Белиджи Дербентского р-на). Народное предание также связывает эту местность с именем святого Григориса 2 . После гибели Григорис (внук Григория Просветителя, распространявшего в IV в. христианство среди армян) был причислен к лику святых и позднее здесь была сооружена часовня для многочисленных паломников. Эту часовню у села Мулла-Халил осенью 1857 г . посетил Р. Ерзинкян 3 .