Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 14:00, статья
иудаизм в Дагестане
После смерти персидского царя Пероза (484) персы потеряли контроль над Дербентом и вернули себе город лишь в правление Кавада I (488-531). К середине VII в. Кавказская Албания сумела освободиться от персидского владычества, но вскоре начались арабские завоевания. Албанский правитель Джаваншир, умело балансируя между арабами, хазарами и Византией, добился определенной самостоятельности Албании, что не могло не сказаться на положении христианства в Дербенте.
После гибели Хосрова I Ануширвана (531-579) персидский престол занял его сын Хормизд IV (579-590), проводивший политику веротерпимости в отношении христиан, создав тем самым благоприятные условия для активизации армянских и албанских христианских миссионеров в Приморском Дагестане. Несмотря на неудачу первых попыток христианизации в 515-530-х гг., в конце VI в. наблюдается усиление позиций монофизитской церкви в Дагестане.
В
Армении христианство стало государственной
религией с 301 г . и в IV в. уже было
господствуюшей религией в Кавказской
Албании. Центром активного
Во второй половине V в. албанский царь Ваче II сделал Дербент на некоторое время главным христианским оплотом Кавказской Албании в борьбе с зороастризмом. Зороастризм был религией завоевателей - иранцев, местное же население не воспринимало чуждую им религию. Судя по армянским источникам, зороастризм не получил в Дербенте широкого распрост-середине VI в. из Дербента в Партав, в связи с активизацией набегов хазар. В "Истории агван", в главе об агванских патриархах и их деяниях, наряду с другими упоминается "Тер-Аббас", который в начале "армянской эры" перенес "святительский престол из Чога в Партав, и правил 44 года" 15 . Годы правления Тер-Аббаса (551-595) соответствуют началу армянской эры летоисчисления 551 г . 16
Об
усилении позиций монофизитской
церкви в Дагестане свидетельствуют
обнаруженные на некрополе Беленджера
остатки четырех церквей, датируемые
VI - VIII вв. /16, с.126-131/. Каждая из церквей
была расположена в центре отдельных
групп курганов и выделялась своими
небольшими размерами. Все они построены
без специального фундамента, возведены
из мелкого камня (ракушечника) на глиняном
растворе. М.Г. Магомедов сообщает: "Наружные
очертания церкви № 1 имели вытянуто-
В этой же церкви найден крест, вырезанный из цельного монолита светлого песчаника высотой 1 м , шириной - 0,8 м и толщиной в 12 см , который имел так называемую "мальтийскую форму". В оригинальной крестообразной планировке церкви "воплотились определенные каноны церковно-архитектурного строительства эпохи раннего средневековья". 18
Остатки крестов найдены и в других церквях Беленджера. Среди погребального инвентаря Беленджера обнаружены также керамические кресты, кресты на золотых монетах, крест из золота. Все они выполнены в "мальтийской форме" 19 . По мнению М.Г. Магомедова, все исследованные церкви Беленджера "являются самыми древними сооружениями подобного рода на Северном Кавказе" 20 .
В
одной из катакомб Беленджера обнаружена
оригинальная бронзовая подвеска (своего
рода симбиоз язычества и
Свидетельством активизации христианства в Прикаспии является и то, что к VIII в. в Албании насчитывалось уже 12 епископов 22 . К началу VIII в. албанская церковь окончательно попала под контроль армянской церкви. Древнеармянский язык грабар стал официальным языком здешнего монофизитства.
Переходя
к следующему сюжету, следует отметить,
что в конце VI-VII вв. важную роль в
истории Северо-Восточного Кавказа,
конкретнее в равнинных и отчасти
предгорных районах Дагестана, сыграло
"царство гуннов". В первой трети
VII в. Тюркский каганат распался и
на его развалинах стали складываться
новые государственные
Христианство завоевало некоторые позиции на коренной хазарской территории - в низовьях Терека и Волги. В булгарских и гуннских землях в Дагестане христианство укрепилось в основном среди городских и высших слоев булгарской и гуннской знати. Исповедуемое хазарами христианство было синкретическим и не отличалось строгим догматизмом 23 .
Образование
Хазарского каганата ускорило распространение
христианства в Прикаспии. Свою лепту
внесла Кавказская Албания, правители
которой воспользовались
Если раньше проповедниками христианства в Дагестане были преимущественно албанские (алванские, агванские) и грузинские миссионеры, то с VIII в. началось распространение византийского православия. Земли Каганата были объединены в Готскую епархию, находившуюся под омофором константинопольского патриарха и возглавлявшуюся митрополитом, кафедра которого находилась в городе Долосе (Крым). И.Г. Семенов приводит данные о том, что в 780 г . Готская епархия включала в себя семь епископств, в числе которых было и "Уннское" (Гуннское - в Дагестане) 25.
После
восстания крымских готов в 787 г .
отношения между двумя
Одновременно с византийскими миссионерами активную проповедь христианства в Прикаспии вели сирийские несториане. И.Г.Семенов отмечает, что особый успех их проповеди имели в Дагестане: здесь позиции несторианства оставались достаточно прочными в течение еще нескольких веков. В то же время "часть дагестанских и хазарских христиан сохраняла приверженность Алванской Григорианской Церкви, а к югу от Дербента, в древних алванских землях, Григорианство было господствующим вероисповеданием, захватившим даже персидских колонистов и некоторые лезгинские племена" 26 .
Вероисповедная картина будет неполной, если не отметить тот факт, что в VII в. в Дербенте бытовали христианство и в меньшей степени зороастризм.
К этому периоду распространения христианства среди обитателей средневекового города относятся, по мнению А.А. Кудрявцева, два памятника монументальной культовой архитектуры Дербента. Речь идет о крестообразном центральнокупольном сооружении в цитадели и об одном из наиболее крупных зданий, приспособленных арабами в VIII в. под соборную Джума-мечеть. В исторической науке нет единого мнения о времени возникновения и первоначальном назначении последнего сооружения. М.И. Артамонов 26 , Л.С. Бретаницкий 27 и А.А.Кудрявцев 28,29 отождествляют Джума-мечеть с христианским храмом, возведенным в V-VII вв. и приспособленным арабами под мечеть в первой половине VIII в. С.О. Хан-Магомедов считает, что здание было возведено в начале VIII в. и сразу предназначалось для мечети 30 .
Археологические
исследования 1971-1985 гг. А.А. Кудрявцева
в Дербенте позволили ему предположить,
что монументальное крестообразное
сооружение в цитадели, представляющее
собой в плане почти
Иного мнения придерживается Г.М. Курбанов, считающий, что данный памятник - не раннесредневековая церковь, а "зороастрийский храм огня Атуран (Атеш-га)" 36 .
В
первой четверти VIII в. арабы превратили
Дербент в один из главных опорных
пунктов ислама на Кавказе. Если еще
в конце VII в. основную часть населения
составляли христиане 37 , то уже в
первой половине VIII в. в Дербенте, переименованном
арабами в Баб ал-абваб ("Ворота
ворот" [Халифата]) преобладали мусульмане.
Арабский полководец Маслама переселил
сюда 24 000 арабов из Дамаска, Химса, Куфы
и ал-Джазира 38 , построил несколько
квартальных мечетей и, возможно,
соборную Джума-мечеть. Тем самым
он создал благоприятные условия
для исламизации населения
Правитель одного из раннефеодальных государств Дагестана - Кайтага - салифан формально принадлежал к иудейству, но время от времени склонялся то к христианству, то к исламу. Большинство же жителей его столицы, как и всего Кайтага (из числа переселенцев с гор и потомков дагестанских гуннов) составляли христиане.
Арабский автор Ибн-Русте в начале X в. писал, что царь Хайзана (Хайдака, Кайтага) Адзар-Нарса (Адур-Нарсе) исповедовал три религии - "по пятницам он молится с мусульманами, по субботам - с евреями, а по воскресеньям - с христианами. Всем, кто посещает его, он объясняет, что [предводители] каждой из этих религий зовут [людей] в свою веру и утверждают, что истина в ней и что всякая другая религия, кроме их собственной", несостоятельна, "поэтому я и придерживаюсь их всех, для того чтобы достигнуть истины всех религий" 39 .
Независимое дагестанское общество Кумух (Кумык), занимавшее территорию большей части современных лакских земель, в VIII в. управлялось 12 старейшинами. Население исповедовало христианство 40 .
Как верно заметил А.Р.Шихсаидов, в Дагестане мы сталкиваемся с довольно интересным явлением - с одновременным проникновением двух религий - ислама и христианства. "С юга - идет упорное проникновение ислама, с запада - при активной роли Грузии - идет процесс проникновения христианства в аварские районы" 41 .
В XI-начале XIII вв. дербентские эмиры для борьбы с местной феодальной знатью города прибегали к помощи иноверцев - русов 42 . Христианские войска русов, аланов, хазар, серирцев, кайтакцев использовались дербентскими эмирами и в борьбе с крупнейшим мусульманским государством Кавказа - Ширваном 43 .
Эмиры Дербента вступали в брак с дочерьми немусульманских правителей Дагестана 44 , а эмир Абу-л Музаффар был женат на христианке - дочери грузинского царя Дмитрия (Деметрэ, 1125-1156), который был сыном Давида - Строителя. Как свидетельствует Ибн ал-Азрак, Дмитрий посетил Дербент в 549 г . хиджры ( 1156 г .) и был встречен зятем Абу-л Музаффаром 45 .
С VII в. в Дагестан стало проникать и другое направление христианства - православие. С этого времени Грузия перехватывает у Армении инициативу в деле "духовного просвещения" горцев и, начиная с VII в., "католикос Грузии коронует царей и посвящает пастырей всех народов и стран от моря Черного до Дербента, включая сюда и Овсетию и Черкесию" 46 .
В X-XII вв. проповедь христианства со стороны Грузии еще более усиливается, особенно в Дагестане, Чечне и Ингушетии. Распространение христианства преследовало цели не только борьбы с язычеством, но и с исламом, интенсивно проникавшим в горы Северного Кавказа. Археологические раскопки в Нагорном Дагестане показывают, что процесс введения христианства здесь был длительным. Как отмечал Д.М. Атаев, в XIII в. позиции христианства в Аварии были довольно прочными 47 .