Иудаизм в Дагестане

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 14:00, статья

Краткое описание

иудаизм в Дагестане

Файлы: 1 файл

иудаизм в дагестане.docx

— 39.77 Кб (Скачать)

     Идеологическому воздействию со стороны Грузии на Дагестан способствовал ряд факторов. В Грузии в XI-XII вв. происходил процесс  сплочения разрозненных территорий в единое централизованное государство. В это же время Дагестан представлял  собой конгломерат политических образований, а в Западном Дагестане, на границе с Грузией, шел процесс  роста сельских общин, т.е. происходила  децентрализация политической власти.

     Грузинские  миссионеры активно действовали  на Цахурском участке Закатальского  округа - в "Цукетии". "Всею Цукетиею", Тушетией, Хунзахом и горными областями  управлял Абухвасро, назначенный царем. Абухвасро активно поддерживал  христианских миссионеров.

     В западных районах началась активная миссионерская деятельность. В идеологической области, в частности, в распространении  христианства, Грузия проводила систематическую, планомерную работу и добилась значительных успехов.

     По  сообщению грузинской хроники царь Арчил, насильно обращает в христианство язычнков, в том числе гуннов и  хунзов. "Он прибыл в Цукетию и  выстроил там церковь Касри". (Приложение Ибн Русте о Дагестане). IX - X века на Северном Кавказе характеризуются  повсеместным "парадом" христианских памятников и значительным укреплением  позиций христианства. Это было последствием активной идеологической деятельности ряда христианских государств в X - XIII вв. - Византии, Грузии и Руси (Тмутараканское княжество).

     Массовое  проникновение христианства на Северный Кавказ, начавшееся в X в., опиралось  на "инициативы" от названных государств. До образования единого Грузинского  государства инициаторами распространения  христианства на Северо-западном Кавказе  выступали Абхазия и Византия; в центральной же части Кавказа (Двалети, Ингушетии) - Картли и Кахетия; на Северо-восточном Кавказе (Дагестан) - Кахетинское княжество, а затем  централизованная Грузия. Восточная  Алания и Северо-восточный Кавказ находились под несомненным идеологическим влиянием грузинской церкви.

     Политические  обстоятельства содействовали успехам  православия - оборонительная политика Давида Строителя (1089 - 1125 гг.) и Тамары высоко подняли политический и идеологический престиж Грузии. Влияние это дошло  до Дербента.

     Таким образом, на первом этапе огромную роль играл процесс распространения  христианства в западных районах  Дагестана. Обнаружение в Аварии большого числа христианских памятников-могильников VIII - X в.в. (близ селений Урада, Тидиб, Галла, Тинди, Кванада, Ругуджа) свидетельствует  о значительных шагах праовславия  и о проникновении христианских элементов в районы Нагорного  Дагестана.

     Как сообщает "Картлис-Цховреба", грузинский царь Георгий V Блистательный (1318 - В XI - начале XII вв. - усиление грузинской государственности, создание сильного мощного независимого государства в Грузии, рост политического  влияния на Дагестан, оживление торгово-экономических  и культурных контактов - все эти  факты содействовали реализации политики грузинских правителей и грузинской церкви по активному использованию  религиозного фактора. Предпринимались  новые попытки насадить христианство в дагестанских обществах, усилилась  роль миссионерской деятельности, ставились  памятники христианского культа. Письменные источ-ники дают яркое представление  о проникновении и утверждении  христианства в ряде населенных пунктов. Грузинский хронограф сообщает о  миссионерской деятельности Пимена Салоса в Дагестане, а знаменитый арабский энциклопедист Йакут пишет  о наличии христиан в Лакзе (часть  Южного Дагестана) 48 .

     В приписке от 1310 г . к Евангелию, принадлежавшему  М.А.Магалашвили, пишется о существовании  в Дагестане нескольких епархий; Анцухской, Цахурской и Хунзахской. В синодике XV века одного из грузинских монастырей на Синае упоминается  вывод о "существовании в Дагестане  метрополии грузинской православной церкви".

     Также миссионеры из Грузии имели не только желание "просветить" дагестанских язычников, зороастрийцев, но и политические мотивы, связанные с централизацией власти и обеспечением безопасности страны. В XII веке Грузия, пишет Марковин В.И., стремилась "обеспечить себе вассальную верность со стороны северокавказских горцев. Христианизацией преследовались цели борьбы не только с язычеством, но и мусульманством, интенсивно проникающим  на Северный Кавказ" 49 .

     В XIII в., по утверждению В.И.Марковина, позиции христианства в Аварии и  в отдельных районах Южного Дагестана (например, в Табасаране) были довольно прочными.

     С начала XIV в. христианство теряет значение государственной религии в Аварском княжестве, а в ходе нашествия  Тимура 1395 - 1396 гг. и распада Грузии, начавшегося с 60-х гг. XV в., православие  здесь постепенно уступает место  исламу. Следует отметить достаточно продолжительное сосуществование  в некоторых землях Дагестана  христианства и ислама, по крайней  мере, в XIV в., на что указывает эпиграфика (Хунзах) и упоминание итальянскими миссионерами "Епископа Лазаря Таркинского" греческого вероисповедания, перешедшего  к 1370 г . в католичество.

     Третьим значительным толком христианства в  Дагестане было католичество. Его  проповедники проникали в Дагестан через итальянские колонии Крыма  и Тамани. В 1358 г . епископ Матреги (Тамань), черкес по происхождению, Иоанн  Зихский докладывали римской  курии, что его епархия достигает" Железных Ворот", а с 1363 г . упоминается  уже "Епископство Каспийских гор": уместно указать и на уже упомянутого  Лазаря Таркинского.

     Согласно  булле 1401 г . миссионеры-минориты "евангелизировали передние части страны Кайтагской", причем названы миссии в ее городах Comuch, Thuma, Tarchu, Dergweli (или Dawech), Michaha - здесь  поддаются "опознанию" Тарки, Дургели (или может быть Дювек), Микiхiя - Мекеги. Примечательно, что все они лежат  в полосе разрушительного нашествия  Тимура 1396 г ., сопровождавшегося поголовным истреблением "иноверцев". Впоследствии римская курия пытается поддержать здесь католичество: к свидетельству  буллы 1401 г . можно добавить назначение в 1421 г . в Китик(?) епископа, доставившего сюда буллу - индульгенцию для верующих "Каспийских гор". Однако захват турками  Константинополя в 1453 г . и ликвидация ими итальянских колоний на Черном море в 1475-1482 гг. пресекли связи Кавказа  с Римом.

     Посетивший  Дербент в 1479 г . венецианский дипломат И.Барбаро еще говорит о посылке  к кайтагам францисканцев, но в 1493 г . он же сообщает о своей встрече  с миссионером-доминиканцем, по словам которого, в 1487 г . дагестанцы-католики подверглись поголовному истреблению, - видимо, имеется в виду поход  ардебильского шейха Хайдара .

     Итак, начиная с первых веков нашей  эры и до XV в. в Дагестан проникло христианство разных толков, которые  соперничали между собой, тем  самым, мешая, друг другу утвердиться. Это делало их зависимыми от поддержки  извне. Своего рода "метрополиями" выступали для монофизитов Южного Дагестана - григорианские общины Восточного Закавказья, для православных - Грузия, для католиков - итальянские колонии  Крыма и Приазовья.

     Так архиепископ Иоанн де Галонифонтибус писал, что жители "лезги" одни следуют за сарацинами, другие - за грузинами, а некоторые - за христианами. Тогда  же грузинский като-ликос Ефимий, обозревая  свою епархию, видел православные храмы  в разных местах Дагестана, в том  числе в Цахуре, Хунзахе 50 .

     В районе современного Цахура (Рутульский р-он) было расположено несколько  церквей. По данным грузинской хроники, царь Арчил не только насильно обращал  в христианство "язычников", в  том числе и "хунзов" (жителей  Хунзаха), но "он прибыл в Цукетию  и выстроил там церковь Касри", (возможно, Кусур).

     Село  Цахур называлось Георгием 51 . У села археологами было обнаружено два  христианских памятника. В ауле Муслах (Рутульский р-он) жители указывали  на развалины церкви грузинской постройки. Ряд селений и хуторов в  Рутульском районе - Цахур, Джиных, Мишлеш, Кусур - известен под общим названием "Гурджи магал" - "Грузинский магал". Жителей рутульского села Лучек  соседи называют "гурджияр", т.е. грузины. Легенда связывает с именем грузин местность Ухчия близ селения  Лучек 52 .

     В 1952 г . были найдены изображения крестов, сопровождаемые мусульманскими датами, соответствующими 751-752, 1165-1166 и 1213-1214 гг. нашего летоисчисления в местности  Рухудаг, вблизи Лучека и на старом кладбище у селения Аракул (Рутульский р-он). По мнению Л.И. Лаврова, эти изображения  свидетельствуют о том, что и  после появления арабов в VII в. часть  местного населения продолжала исповедовать христианство, занесенное сюда в доарабскую эпоху 53 .

     Археологические и эпиграфические источники и  памятники дают яркое представление  о глубоком проникновении и утверждении  христианства православного направления  в ряде населенных пунктов Западного  Дагестана. Арабский автор Ибн Русте (X в.) сообщает, что крепость царя Серира (Хунзах - К.М.) "… стоит на вершине  горы и окружена каменной стеной…", все ее обитатели - христиане, а все  жители прилегающей к крепости местности - язычники 54 . Другой арабский историк - Масуди, также писал, что царь Серира - христианин 55 . Хорошо сохранившийся  христианский храм находится внутри глубокого скального каньона  в ущелье Хатан - Бугер - Кхол в горах  Аварии, близ селения Датуна (современный  Шамильский р-он). Кстати, слово "Датуна" - грузинского происхождения и  в переводе означает "медведь". Этот храм упоминается в трудах Д.Н. Анучина, А.П. Берже, Е.И. Козубского, А.П. Круглова, В.И. Марковина и др.

     Постройка вытянута строго с запада на восток. Внешние ее габариты у основания 9,10 х 5,70 м при высоте 8 м (от уровня цоколя до конька кровли). Толщина стен церкви достигает 0,90 м . Она представляет собой церковь зального типа, расчлененную на три части подпружными арками в одну полочку 56 .

     Среди ученых идут споры о времени постройки  храма Датуна. М.И. Исаков считает, что  это произошло в XIII-XIV вв. 57 , Р.О. Шмерлинг, изучавшая его архитектурные  особенности, датирует памятник концом X - первой половиной XI в. 58 . К этому  времени относят постройку храма  и авторы первого тома "Истории  Дагестана" 59 . Г .Я. Мовчан и В.И. Марковин 60 датируют храм Датуна XI в. По преданиям, эта церковь функцио-ировала долго  и служители ее находились здесь  почти до XVIII в. 61 .

     Недалеко  от Датунского православного храма  находились развалины небольшого, как  полагают, христианского села и несколько  христианских могил.

     По  преданию, в долине Хатинкал - "Ущелье часовни" - также находилась церковь, руины которой сохранились до сих пор 62 . Ф. Байерн писал, что древние  церкви в Дагестане не сохранились, хотя они существовали 63 .

     Храмы, подобные Датунскому, были, вероятно, и  в других частях Дагестана. Р.О. Шмерлинг отмечала: "Содержание надписей, частично двуязычных (на грузинском и аварском - К.Х..), позволяет утверждать существование  христианских церквей в селениях Хунзах (надпись Учададона, хранящаяся в Государственном музее Грузии), Галла, Урада, Ругуджа и Гиничутле  или близ Гиничутля)" 64 .

     В результате археологических исследований выявлен ряд раннесредневековых памятников VIII - X вв., представляющих собой  могильники, расположенные у селений  Урада, Тидиб (Шамильский р-он), Хунзах и Галла (Хунзахский р-он), Тинди и  Кванада (Цумадинский р-он), Ругуджа (Гунибский р-он) 65 .

     Все эти памятники раннесредневекового  христианства и особенно кресты с  древнегрузинскими надписями, сохранившиеся  в горных районах, отражают не только былые позиции, но и относительно длительное существование новой  религии, насаждавшейся здесь вплоть до XIV в. 66 .

     Распространение христианства способствовало развитию культурных связей населения Дагестана  с народами Закавказья. На многих памятниках христианства в Дагестане обнаружены надписи на грузинском языке. Так, в 1904 г . в Хунзахе был обнаружен  камень (хранится в Государственном  музее Республики Грузия) с древнегрузинской надписью: "Построили эту церковь  в честь святых Космы и Домина мы - Учададон" 67 .

     В 1950 г . в местечке Галла близ селения  Гиничутль Хунзахского района найдена  надпись на камне с вырезанным крестом. Т.Е. Гудава, исследовавший  надпись, считает, что она двуязычная - грузино-аварская 68 . Камни с древнегрузинскими  надписями обнаружены также в  селениях Ругуджа, Хунзах и др. 69 .

     Согласно  сообщениям грузинских хроник, детей  в Аварии обучали грузинской грамоте 70 , а позже, в XIV в., попытались создать  аварский алфавит на грузинской графической  основе 71 .

     П.К. Услар 72 , Г.И. Прозрителев 73 , а в последующем  Д.М.Атаев 74 обратили внимание на устойчивость христианской традиции у народов  Дагестана, в частности аварцев, на сохранение, например, обычая раскрашивать пасхальные яйца и особой игры "катания  яиц".

Информация о работе Иудаизм в Дагестане