Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 14:00, статья
иудаизм в Дагестане
Идеологическому воздействию со стороны Грузии на Дагестан способствовал ряд факторов. В Грузии в XI-XII вв. происходил процесс сплочения разрозненных территорий в единое централизованное государство. В это же время Дагестан представлял собой конгломерат политических образований, а в Западном Дагестане, на границе с Грузией, шел процесс роста сельских общин, т.е. происходила децентрализация политической власти.
Грузинские
миссионеры активно действовали
на Цахурском участке
В западных районах началась активная миссионерская деятельность. В идеологической области, в частности, в распространении христианства, Грузия проводила систематическую, планомерную работу и добилась значительных успехов.
По сообщению грузинской хроники царь Арчил, насильно обращает в христианство язычнков, в том числе гуннов и хунзов. "Он прибыл в Цукетию и выстроил там церковь Касри". (Приложение Ибн Русте о Дагестане). IX - X века на Северном Кавказе характеризуются повсеместным "парадом" христианских памятников и значительным укреплением позиций христианства. Это было последствием активной идеологической деятельности ряда христианских государств в X - XIII вв. - Византии, Грузии и Руси (Тмутараканское княжество).
Массовое
проникновение христианства на Северный
Кавказ, начавшееся в X в., опиралось
на "инициативы" от названных государств.
До образования единого
Политические обстоятельства содействовали успехам православия - оборонительная политика Давида Строителя (1089 - 1125 гг.) и Тамары высоко подняли политический и идеологический престиж Грузии. Влияние это дошло до Дербента.
Таким образом, на первом этапе огромную роль играл процесс распространения христианства в западных районах Дагестана. Обнаружение в Аварии большого числа христианских памятников-могильников VIII - X в.в. (близ селений Урада, Тидиб, Галла, Тинди, Кванада, Ругуджа) свидетельствует о значительных шагах праовславия и о проникновении христианских элементов в районы Нагорного Дагестана.
Как
сообщает "Картлис-Цховреба", грузинский
царь Георгий V Блистательный (1318 - В XI -
начале XII вв. - усиление грузинской государственности,
создание сильного мощного независимого
государства в Грузии, рост политического
влияния на Дагестан, оживление торгово-
В приписке от 1310 г . к Евангелию, принадлежавшему М.А.Магалашвили, пишется о существовании в Дагестане нескольких епархий; Анцухской, Цахурской и Хунзахской. В синодике XV века одного из грузинских монастырей на Синае упоминается вывод о "существовании в Дагестане метрополии грузинской православной церкви".
Также миссионеры из Грузии имели не только желание "просветить" дагестанских язычников, зороастрийцев, но и политические мотивы, связанные с централизацией власти и обеспечением безопасности страны. В XII веке Грузия, пишет Марковин В.И., стремилась "обеспечить себе вассальную верность со стороны северокавказских горцев. Христианизацией преследовались цели борьбы не только с язычеством, но и мусульманством, интенсивно проникающим на Северный Кавказ" 49 .
В XIII в., по утверждению В.И.Марковина, позиции христианства в Аварии и в отдельных районах Южного Дагестана (например, в Табасаране) были довольно прочными.
С
начала XIV в. христианство теряет значение
государственной религии в
Третьим
значительным толком христианства в
Дагестане было католичество. Его
проповедники проникали в Дагестан
через итальянские колонии
Согласно булле 1401 г . миссионеры-минориты "евангелизировали передние части страны Кайтагской", причем названы миссии в ее городах Comuch, Thuma, Tarchu, Dergweli (или Dawech), Michaha - здесь поддаются "опознанию" Тарки, Дургели (или может быть Дювек), Микiхiя - Мекеги. Примечательно, что все они лежат в полосе разрушительного нашествия Тимура 1396 г ., сопровождавшегося поголовным истреблением "иноверцев". Впоследствии римская курия пытается поддержать здесь католичество: к свидетельству буллы 1401 г . можно добавить назначение в 1421 г . в Китик(?) епископа, доставившего сюда буллу - индульгенцию для верующих "Каспийских гор". Однако захват турками Константинополя в 1453 г . и ликвидация ими итальянских колоний на Черном море в 1475-1482 гг. пресекли связи Кавказа с Римом.
Посетивший
Дербент в 1479 г . венецианский дипломат
И.Барбаро еще говорит о
Итак,
начиная с первых веков нашей
эры и до XV в. в Дагестан проникло
христианство разных толков, которые
соперничали между собой, тем
самым, мешая, друг другу утвердиться.
Это делало их зависимыми от поддержки
извне. Своего рода "метрополиями"
выступали для монофизитов
Так архиепископ Иоанн де Галонифонтибус писал, что жители "лезги" одни следуют за сарацинами, другие - за грузинами, а некоторые - за христианами. Тогда же грузинский като-ликос Ефимий, обозревая свою епархию, видел православные храмы в разных местах Дагестана, в том числе в Цахуре, Хунзахе 50 .
В районе современного Цахура (Рутульский р-он) было расположено несколько церквей. По данным грузинской хроники, царь Арчил не только насильно обращал в христианство "язычников", в том числе и "хунзов" (жителей Хунзаха), но "он прибыл в Цукетию и выстроил там церковь Касри", (возможно, Кусур).
Село Цахур называлось Георгием 51 . У села археологами было обнаружено два христианских памятника. В ауле Муслах (Рутульский р-он) жители указывали на развалины церкви грузинской постройки. Ряд селений и хуторов в Рутульском районе - Цахур, Джиных, Мишлеш, Кусур - известен под общим названием "Гурджи магал" - "Грузинский магал". Жителей рутульского села Лучек соседи называют "гурджияр", т.е. грузины. Легенда связывает с именем грузин местность Ухчия близ селения Лучек 52 .
В 1952 г . были найдены изображения крестов, сопровождаемые мусульманскими датами, соответствующими 751-752, 1165-1166 и 1213-1214 гг. нашего летоисчисления в местности Рухудаг, вблизи Лучека и на старом кладбище у селения Аракул (Рутульский р-он). По мнению Л.И. Лаврова, эти изображения свидетельствуют о том, что и после появления арабов в VII в. часть местного населения продолжала исповедовать христианство, занесенное сюда в доарабскую эпоху 53 .
Археологические и эпиграфические источники и памятники дают яркое представление о глубоком проникновении и утверждении христианства православного направления в ряде населенных пунктов Западного Дагестана. Арабский автор Ибн Русте (X в.) сообщает, что крепость царя Серира (Хунзах - К.М.) "… стоит на вершине горы и окружена каменной стеной…", все ее обитатели - христиане, а все жители прилегающей к крепости местности - язычники 54 . Другой арабский историк - Масуди, также писал, что царь Серира - христианин 55 . Хорошо сохранившийся христианский храм находится внутри глубокого скального каньона в ущелье Хатан - Бугер - Кхол в горах Аварии, близ селения Датуна (современный Шамильский р-он). Кстати, слово "Датуна" - грузинского происхождения и в переводе означает "медведь". Этот храм упоминается в трудах Д.Н. Анучина, А.П. Берже, Е.И. Козубского, А.П. Круглова, В.И. Марковина и др.
Постройка вытянута строго с запада на восток. Внешние ее габариты у основания 9,10 х 5,70 м при высоте 8 м (от уровня цоколя до конька кровли). Толщина стен церкви достигает 0,90 м . Она представляет собой церковь зального типа, расчлененную на три части подпружными арками в одну полочку 56 .
Среди
ученых идут споры о времени постройки
храма Датуна. М.И. Исаков считает, что
это произошло в XIII-XIV вв. 57 , Р.О. Шмерлинг,
изучавшая его архитектурные
особенности, датирует памятник концом
X - первой половиной XI в. 58 . К этому
времени относят постройку
Недалеко от Датунского православного храма находились развалины небольшого, как полагают, христианского села и несколько христианских могил.
По преданию, в долине Хатинкал - "Ущелье часовни" - также находилась церковь, руины которой сохранились до сих пор 62 . Ф. Байерн писал, что древние церкви в Дагестане не сохранились, хотя они существовали 63 .
Храмы,
подобные Датунскому, были, вероятно, и
в других частях Дагестана. Р.О. Шмерлинг
отмечала: "Содержание надписей, частично
двуязычных (на грузинском и аварском
- К.Х..), позволяет утверждать существование
христианских церквей в селениях
Хунзах (надпись Учададона, хранящаяся
в Государственном музее
В результате археологических исследований выявлен ряд раннесредневековых памятников VIII - X вв., представляющих собой могильники, расположенные у селений Урада, Тидиб (Шамильский р-он), Хунзах и Галла (Хунзахский р-он), Тинди и Кванада (Цумадинский р-он), Ругуджа (Гунибский р-он) 65 .
Все
эти памятники
Распространение христианства способствовало развитию культурных связей населения Дагестана с народами Закавказья. На многих памятниках христианства в Дагестане обнаружены надписи на грузинском языке. Так, в 1904 г . в Хунзахе был обнаружен камень (хранится в Государственном музее Республики Грузия) с древнегрузинской надписью: "Построили эту церковь в честь святых Космы и Домина мы - Учададон" 67 .
В 1950 г . в местечке Галла близ селения Гиничутль Хунзахского района найдена надпись на камне с вырезанным крестом. Т.Е. Гудава, исследовавший надпись, считает, что она двуязычная - грузино-аварская 68 . Камни с древнегрузинскими надписями обнаружены также в селениях Ругуджа, Хунзах и др. 69 .
Согласно сообщениям грузинских хроник, детей в Аварии обучали грузинской грамоте 70 , а позже, в XIV в., попытались создать аварский алфавит на грузинской графической основе 71 .
П.К. Услар 72 , Г.И. Прозрителев 73 , а в последующем Д.М.Атаев 74 обратили внимание на устойчивость христианской традиции у народов Дагестана, в частности аварцев, на сохранение, например, обычая раскрашивать пасхальные яйца и особой игры "катания яиц".