Многоженство в исламе и иудаизме

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 13:31, курсовая работа

Краткое описание

Тема многоженства всегда была для меня особо интересна. В данной курсовой работе я хотела бы я хотела бы дать сравнительную характеристику положению женщины в ведущих Мировых религиях – Исламе и Иудаизме. Для этого я ставлю перед собой конкретную цель: исследовать разницу между семейными традициями, браком и положением женщин в исламе и иудаизме.
Полигамия - многобрачие, при котором брачный партнер одного пола имеет более одного брачного партнера противоположного пола. Имеет две формы - полигиния и полиандрия.

Оглавление

1. Введение
2. Женщины в исламе
2.1. Действительно ли ислам притесняет женщину и попирает её права?
2.2. Всегда ли женщина подчиняется мужчине?
2.3. Почему при разделении наследства женщина получает меньше мужчины?
2.4. Почему свидетельство женщины не равно свидетельству мужчины?
2.5. Почему ислам разрешает многоженство?
2.6. Считается ли запрещение брака мусульманки с иноверцем расизмом?
3. Женщины в иудаизме
3.1. Отношение к браку в иудаизме
3.2. Брак между евреями и неевреями
4. Заключение
5. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Многоженство в исламе и иудаизме.doc

— 127.50 Кб (Скачать)


Петербургский институт иудаики

Исторический факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ж.Е. Сапожникова,

студентка   IV  курса

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

«Многоженство в исламе и иудаизме»

 

 

 

                   

научный руководитель

                                                                                                                  Ланда Л.С.

 

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург – 2009

Содержание

 

1. Введение

2. Женщины в исламе

2.1. Действительно ли ислам притесняет женщину и попирает её права?

2.2. Всегда ли женщина подчиняется мужчине?

2.3. Почему при разделении наследства женщина получает меньше мужчины?

2.4. Почему свидетельство женщины не равно свидетельству мужчины?

2.5. Почему ислам разрешает многоженство?

2.6. Считается ли запрещение брака мусульманки с иноверцем расизмом?

3. Женщины в иудаизме

3.1. Отношение к браку в иудаизме

3.2. Брак между евреями и неевреями

4. Заключение

5. Список использованной              литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

 

Тема многоженства всегда была для меня особо интересна. В данной курсовой работе я хотела бы я хотела бы дать сравнительную характеристику положению женщины в ведущих Мировых религиях – Исламе и Иудаизме. Для этого я ставлю перед собой конкретную цель: исследовать разницу между семейными традициями, браком и положением женщин в исламе и иудаизме.

Полигамия - многобрачие, при котором брачный партнер одного пола имеет более одного брачного партнера противоположного пола. Имеет две формы - полигиния и полиандрия.

Обычай полигинии существовал у большинства народов во всех частях света и до сих пор существует у племён Меланезии, Америки и.т.д. Нигде, однако, полигиния не встречается как общее явление для целых народов, так как в таком случае необходимо было бы, по крайней мере вдвое большее число женщин, чем мужчин. Полигамия упоминается и в Ветхом Завете. Среди библейских многожёнцев - Авраам, Иаков, Исав, Давид и Соломон.

Обыкновенно полигамия является привилегией более знатных, богатых или храбрых, и по отношению к ним является - по крайней мере первоначально, а фактически (например у султанов, шахов и т. д.) ещё и теперь - неограниченной; но впоследствии обычай, переходящий в закон, большею частью ограничивает полигамию известным числом жён (например у мусульман - четырьмя). У индусов закон ввел моногамию только у шудров, людей низшего и бедного класса; в варне вайшиев можно было иметь 2 жены, в варне кшатриев - 2 или 3, в варне брахманов - до 4.

Исследователи, принимающие для первобытного состояния человечества беспорядочное смешение полов, видят в полигамии прогресс; ограничение по крайней мере для одной стороны - для женщины; исследователи, исходящие из моногамической формы первобытного брака, смотрят на полигамию, как на явление ненормальное, как на нарушение естественного закона, часто при том принимающее характер моногамии, с разрешением иметь наложниц: это выражается обыкновенно тем, что первая жена является главною и считается хозяйкою в доме по преимуществу. Побуждения к полигамии могли быть многие; кроме стремления к разнообразию, здесь играет роль то обстоятельство, что в тропических странах женщины обыкновенно скоро стареют, и притом значительно раньше мужчин, а также, что, по существующему обычаю, дети кормятся грудью до двух лет и даже долее. Обладание несколькими жёнами часто представляет выгоду ещё тем, что в лице своих жён мужчина приобретает больше рабочих сил, освобождающих его от необходимости личного труда. От нескольких жён рождается более детей, а дети, вырастая, также становятся работниками; дочери, выходя замуж, служат предметом продажи (за них уплачивается калым). Кроме того, обладание многими жёнами и обширным родством даёт большее значение в обществе, и это уже одно может вызывать стремление к полигамии. Хотя между несколькими жёнами одного мужа возможны раздоры, вызываемые ревностью и семейными дрязгами, однако, в действительности, жизнь часто устанавливает мирные отношения между ними, так как одна жена облегчает труд другой и содействует благосостоянию всех.

Из Библии известно, что жены патриархов сами сводили своих мужей с наложницами. Принцип преобладания старшей жены и подчинения ей прочих вызывает протесты со стороны последних, причём не всегда достаточным является авторитет главы дома - факт, служащий одним из мотивов против полигамии. Что вторая и следующие жены не считаются одинаковыми с первой женой, явствует из многих воззрений и обычаев. Так, у некоторых народов свадебные обряды совершаются во всей их полноте только при первом браке, при следующих же упрощаются или совсем не применяются. В Никарагуа было даже запрещено, под страхом смертной казни, жениться более одного раза с брачными церемониями. Малайцы неохотно отдают своих дочерей за человека своего класса, уже имеющего жену; если такой человек ищет ещё жену, то он вынужден обыкновенно брать её из низшего класса, и там жёны считаются как бы наложницами.

Полигиния (многожёнство) - это форма брака, при которой мужчина состоит одновременно в нескольких брачных союзах. Является одной из исторических форм брака. Наиболее часто полигиния реализовывалась в форме семьи гаремного типа.

Полигиния подразделяется социальными антропологами на сороральную и несороральную. При сороральной полигинии все жёны одного мужчины являются сёстрами, при несороральной - не являются. Сороральные полигинные семьи значительно более стабильны, чем несороральные - для последних характерно острое соперничество между жёнами.

Несороральная полигиния признана в исламе, где согласно Корану, мусульманину разрешается иметь до четырёх законных жён. Тем не менее, к середине XX века в большинстве мусульманских стран полигиния была ограничена.

В большинстве стран мира полигиния запрещена.

Полиамория (от греческого πολυ – множественный, обширный и латинского amor - любовь) - система этических взглядов на любовь, допускающая возможность существования множественных любовных отношений у одного человека с несколькими людьми (а также между несколькими людьми) одновременно, с согласия и одобрения всех участников этих отношений. Полиаморией также называют практику любовных отношений, воплощающую эти взгляды в действительности.

2. Женщины в исламе

2.1. Действительно ли ислам притесняет женщину и попирает её права?

 

1. До возникновения ислама условия жизни женщины были весьма трудными. Ведь женщина не имела никаких гарантированных прав и с ее мнением не считались. Ислам же вывел ее из этого бесправного положения, возвысил ее и избавил от большого притеснения, которому она подвергалась, дал ей возможность почувствовать себя достойным человеком, стоящим наравне с мужчиной, обеспечил ей законные права и снял с нее обвинение в том, что она, является корнем зла в мире.

2. Ислам утверждает, что все люди - мужчины и женщины - сотворены из одной души. Это значит, что мужчина и женщина совершенно равны, как люди, и ни у одного из них нет никакого преимущества перед другим, а когда в Коране упоминается человек или сыны Адама, то имеется в виду и мужчина, и женщина. Но если речь идет об одном из них - о мужчине или о женщине, - то употребляется термин "мужчина" или - термин "женщина".

3. Характеризуя отношения между мужчиной и женщиной, пророк Мухаммад сказал, что мужчины и женщины одинаково равны перед Аллахом. И кораническое выражение "одни из вас происходят от других" доказывает, что мужчина и женщина дополняют друг друга и что жизнь не может продолжаться без их совместного участия.

4. Неужели после этой принципиальной позиции ислама по отношению к женщине, которая четко определена в обоих источниках ислама - Коране и Сунне, - беспристрастный человек может обвинять ислам в том, что он притесняет женщину и попирает ее права?

Здесь на самом деле несправедливо путают ислам как религию, основанную на веротерпимости, с отжившими обычаями и традициями и дурным отношением некоторых мусульман к женщине.

Объективное суждение об исламе и его позициях должно различать эти две вещи. Ведь такое тяжелое положение женщины в некоторых исламских обществах является результатом национального обычая, а не результатом исламских учений.

2.2. Всегда ли женщина подчиняется мужчине?

 

1. Ислам дал женщине полную независимость от мужчины в экономической области; она имеет полную свободу и право распоряжаться любым видом своего имущества: продать, купить, подарить, инвестировать и т.п. без разрешения мужчины, если она правоспособна. И ни ее муж, ни любой другой мужчина из ее родственников не имеет права взять что -либо из ее имущества без ее разрешения.

2. Мужчина не может заставить женщину (даже отец, не может заставить свою дочь), выйти замуж за нелюбимого человека. Ведь выходить замуж женщина должна только по своему желанию и по своей доброй воле.

Однажды к пророку пришла одна девушка жаловаться на отца, который хотел выдать ее замуж за племянника, которого она не любила, чтобы улучшить своё положение. Пророк вызвал отца и предоставил девушке свободу выбора: выйти замуж за этого человека или отказаться. Девушка по своей доброй воле согласилась на этот брак и сказала: «Я была согласна с тем, что сделал отец, но я хотела, чтобы женщины знали, что отцы не имеют права навязывать своим дочерям мужей по своему желанию». Это значит, что отец не имеет власти заставить свою дочь выйти замуж вопреки ее воле.

3. Женщина разделяет с мужчиной ответственность за семью и воспитание детей и немыслимо, что жизнь семьи может идти нормально без взаимного участия обеих сторон (мужчины и женщины). В противном же случае нарушается жизнь семьи, что отрицательно отражается на детях.

Пророк возложил эту совместную ответственность за семью на мужчину и на женщину. Возложение подобной ответственности на женщину полностью снимает ложное обвинение в том, что женщина всегда подчинена мужчине. Ведь нет ответственности без свободы, а свобода несовместима с подчинением.

4. Мужчина не может запретить женщине пользоваться своими законными правами в жизни или ходить в мечеть для поклонения  и если некоторые мусульмане, опираясь на отжившие обычаи и ложные нормы, не придерживаются этих исламских позиций относительно женщины, то это считается или незнанием ислама и его предписаний, или неправильным пониманием его ясных учений.

2.3. Почему при разделении наследства женщина получает меньше мужчины?

 

1. До ислама женщина была лишена права на получение какой-либо доли наследства. Но ислам поступил с ней справедливо и предписал ей определённую долю наследства, несмотря на недовольство многих арабов того времени из тех, которые были убеждены, что только мужчины имеют право на наследство, поскольку они сражаются с врагами.

Ислам в большинстве случаев предписывает мужчине долю в наследстве, равную доле двух женщин. Это указано в Коране: «Аллах предписывает относительно ваших детей: Сыну принадлежит доля, равная доле двух дочерей» (Сура "ан-Нисаа" (Женщины), аят 11).

Кто опрометчиво судит о вещах, тот может считать, что это умаляет достоинство женщины и попирает её права как человека, имеющего равные права с мужчиной. На самом же деле ислам совершенно далек от того, чтобы делать различие в доле мужчины и женщины в наследстве причиной для умаления достоинства женщины. Различие доли мужчины и женщины в наследстве нисколько не связано с их достоинством и значением, а является результатом обязанностей каждого из них.

2. Ведь ислам обязывает мужчину обеспечить свою жену и всех членов своей семьи. В то же время он не обязывает женщину тратить из своего имущества ни на кого. Финансовое положение женщины, чья доля в наследстве равна половине доли мужчины, лучше, чем финансовое положение мужчины. Ведь из своей доли мужчина, согласно шариату, должен обеспечить свою жену и своих детей - мальчиков и девочек, - мать и отца, если у них нет источников дохода, и своих неимущих сестёр, если у них нет того, кто их обеспечивает.

Это значит, что доля мужчины в наследстве постоянно уменьшается из-за этих многочисленных обязанностей. Женщина же отвечает только за себя, и она имеет полную свободу распоряжаться своей долей наследства, самостоятельно, независимо от мужчины увеличивая её, и у неё нет никаких финансовых обязанностей по отношению к членам своей семьи. Муж же обязан содержать её, даже если она богата. И это значит, что ее доля наследства всегда увеличивается.

Из вышесказанного следует, что женщина не подвергается никакой несправедливости или умалению своего достоинства. Подобное деление наследства даже, может быть, более выгодно для нее.

2.4. Почему свидетельство женщины не равно свидетельству мужчины?

 

1. В исламе не во всех случаях свидетельство мужчины является равным свидетельству двух женщин. Ведь по некоторым вопросам принимается свидетельство только женщин и категорически не принимается свидетельство мужчин. Это свидетельство относится ко всем вопросам, касающимся женщин, и в которых не осведомлены мужчины. Это доказывает нам, что свидетельство должно быть основано на опыте и знании, а не на том, к какому полу относится свидетель: мужскому или женскому.

Информация о работе Многоженство в исламе и иудаизме