Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 13:31, курсовая работа
Тема многоженства всегда была для меня особо интересна. В данной курсовой работе я хотела бы я хотела бы дать сравнительную характеристику положению женщины в ведущих Мировых религиях – Исламе и Иудаизме. Для этого я ставлю перед собой конкретную цель: исследовать разницу между семейными традициями, браком и положением женщин в исламе и иудаизме.
Полигамия - многобрачие, при котором брачный партнер одного пола имеет более одного брачного партнера противоположного пола. Имеет две формы - полигиния и полиандрия.
1. Введение
2. Женщины в исламе
2.1. Действительно ли ислам притесняет женщину и попирает её права?
2.2. Всегда ли женщина подчиняется мужчине?
2.3. Почему при разделении наследства женщина получает меньше мужчины?
2.4. Почему свидетельство женщины не равно свидетельству мужчины?
2.5. Почему ислам разрешает многоженство?
2.6. Считается ли запрещение брака мусульманки с иноверцем расизмом?
3. Женщины в иудаизме
3.1. Отношение к браку в иудаизме
3.2. Брак между евреями и неевреями
4. Заключение
5. Список использованной литературы
Основные произведения литературы иудаизма, создававшиеся более трех тысяч лет почти исключительно мужчинами, содержат различные взгляды на женщину, обусловленные как особенностями культурно-бытового уклада в разные периоды еврейской истории, так и личным отношением к женщине отдельных составителей этих произведений.
Как и в других обществах древнего мира, у евреев, судя по данным, женщина была подвластна до замужества воле отца, а затем -мужа (Однако Библия также свидетельствует о том, что еврейская женщина пользовалась большой свободой и уважением. Женщина выступает в Библии не только как мать, супруга и домоправительница, но и как пророчица. Рассказывая об обычае выдавать дочерей замуж по усмотрению родителей, Библия приводит все же пример обращения за согласием к девушке, а также случай, когда отец выдает дочь за любимого ею. Бравший в жены пленную женщину обязан был относиться к ней с состраданием и считаться с ее чувствами. Честь женщины охранялась особым законом, тяжко каравшим за изнасилование. Но не менее тяжко каралась и женщина, виновная в добрачной связи после обручения или в измене мужу. Похвала мужа и любовь детей являются наградой жене, отличающейся трудолюбием, бережливостью, заботой о благоденствии домочадцев и умелым управлением хозяйством.
Исходя из текстов Библии, можно заключить, что право развода предоставлялось только мужу, но вместе с тем в них нет примеров необоснованного или легкомысленного расторжения супружеских уз. Библия предвидит и случаи, лишающие мужа права развестись с женой.
Хотя библейское законодательство допускает многоженство, многочисленные упоминания в Библии только одной жены свидетельствуют, видимо, о сравнительно редких случаях полигамии, а проводимые пророками сравнения любви Бога к народу Израиля с любовью мужа к жене подтверждают почитание женщины и предпочтительное отношение к моногамии в эпоху Библии.
Талмуд и средневековая раввинистическая литература более четко, чем Библия, отделяют отношение к женщине как к человеку и супруге от ее правового статуса и определения ее религиозных обязанностей. Испытывая влияние крайне разнообразной среды, в условиях которой вырабатывались законы Галахи о женщине и создавались этические суждения и повествования о ней, законоучители Талмуда, аггадисты и позднейшие авторитеты отличались в целом более гуманным и либеральным взглядом на женщину, чем законодатели других ближневосточных народов того времени. Основываясь на этических соображениях, Галаха постановляет, что иск, к которому причастна женщина, должен разбираться судом раньше других тяжб просьба вдовы или женщины-сироты к общине о помощи должна рассматриваться раньше, чем такая же просьба мужчины. Муж обязан любить жену, как самого себя, и уважать больше, чем самого себя, он должен считаться с повышенной обидчивостью женщины и не обращаться к жене пренебрежительным тоном.
Ислам дал женщине право на собственность, свободно распоряжаться своим имуществом – без завещания или опекунства. Она вправе выбирать себе мужа и, к тому же, имеет право на воспитание, заботу и справедливость со стороны отца при делении подарков и наследства между ней и ее братьями. От мужа она имеет право получить: денежное содержание, хорошее обращение, сотрудничество в домашних делах, справедливость в распределении расходов. Ислам вывел женщину из состояния презрения и унижения ее достоинства, она равна с мужчиной в достоинстве, значении, оценке. У нее есть права и есть обязанности.
В исламе существует постановление, что если разведённые муж и жена захотят снова сочетаться браком, то для этого жене необходимо прежде выйти за другого мужчину, развестись с ним, и только после этого вернуться к прежнему: Если же он дал развод ей, то не разрешается она ему после, пока не выйдет она за другого мужа, а если тот дал ей развод, то нет греха над ними, что они вернутся.
Некоторые западные обозреватели заявляют, что Ислам является оковами женщины, унижающими ее достоинство и разрушающими ее как личность, что женщина полностью подчинена мужчине, который господствует абсолютно во всем и превосходит ее.
Женщина в Исламе занимает важное место. Она рассматривается как драгоценность, требующая заботы и бережного отношения. С этой целью имеются некоторые предписания, направленные на сохранение ее чести, достоинства, красоты. Однако, как было сказано ранее, как мужчина, так и женщина обладают полным равенством, что дает им все соответствующие права - это защита жизни, чести, имущества и достоинства. Эти права неприкосновенны, не ущемляются и не оспариваются. Соблюдается неприкосновенность личности и жилища. Все предписания и законы распространяются на всех без исключения. Ислам установил определенные различия в некоторых правах и обязанностях между мужчиной и женщиной вследствие особенностей организма мужчины и женщины, а также возложенной на них роли в обществе.
Нет в мире другой нации, которая бы так бережно и с такой ответственностью относилась к созданию семьи и совместной жизни как евреи. По иудейским законам человек связан со своим супругом (супругой) гораздо более тесными узами, чем даже с родителями.
Как я писала выше, многоженство существует уже очень давно.
В XXI веке многоженство в исламе можно встретить намного чаще, чем в иудаизме.
Если говорить о современном Израиле, то полигамные семьи создаются среди арабского населения. Случаются случаи, когда женщины-еврейки выходят замуж за мусульман, принимая тем самым другую религию (ислам) и наоборот.
1. Васильев Л.С. «История религий востока». Изд-во «Высшая школа». М.: 1993год
2. Пилкингтон С.М. «Иудаизм». Изд-во «Прогресс», М.: 1997год.
3. Сюкияйнен Л. Р. «Мусульманское право. Вопросы теории и практики»,
М.: 1986 год
4. Токарев С.А. «Религия в истории народов мира». Изд-во «Политической литературы», М.: 1986год
5. Цмай В.В., Боер В.М., Гинц А.А. «Мусульманское семейное право». СПб.: 1998 год.
6. «Библия. Книга священного писания Ветхого и Нового завета». Изд-во: «Российское библиотечное общество», М.: 2000 год.
7. «Ислам. Религия, общество, государство». Под ред. Грязневича П.А.,
Прозорова С.М. М.: Изд-во«Наука». 1984 год
8. «Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики». Под
ред. Г. Ф. Ким М.: Изд-во «Наука», 2001 год.
9. «История государства и права зарубежных стран». Под ред. Жидкова О.П.
ч. 1, М.: 1996 год.
10. «Книга о Коране. Его происхождение и мифология». Под ред. Климовича Л.И. М.: 1986 год.
11. «Религии мира».Энциклопедия, т.6.М.: изд-во «Аванта, 2001 год.
12. «Семейное право Российской Федерации и иностранных государств: основные институты». Под ред. В.В. Залесского. М.: 2004 год.
13. «Танах» Под редакцией перевода Давида Йосифона, Авраама Меламеда, Майи Осовышевей. Иерусалим, 1978 год.
С.Н. Абашин «Многоженство» //
http://www.jurant.ru/ru/books/
«Женщина в исламе» // http://www.islaam.ru/answers/
«Полигамия» // http://ru.wikipedia.org/wiki/%